Порядок формирования Правительства
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой весьма в неконкретной форме (например, конституции Италии, ФРГ). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (например, в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
В качестве примера парламентского способа формирования правительства приведем положения конституции Итальянской Республики. Так, в ст.92 говорится, что президент республики назначает председателя Совета министров (одного из лидеров партий парламентского большинства) и, по его предложению, министров. Однако затем, исходя из положений ст. 94, правительство должно получить доверие обеих палат парламента в течение десяти дней после его сформирования. Таким образом, юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства Италии осуществляет парламент республики с помощью важнейшего права — вынесения вотума доверия.
Другой пример. В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.
В Германии главой правительства является Федеральный канцлер. Президент, как глава республики выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера, который избирается Бундестагом — палатой парламента Германии. В случае, если кандидат на пост Федерального канцлера не получает большинства голосов членов Бундестага, президент может распустить палату. Министры правительства назначаются и увольняются президентом по предложению Федерального канцлера. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или его отдельным членам, а только Федеральному канцлеру. В случае же отставки Федерального канцлера в отставку должно уйти и все правительство.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В США, например, главой правительства — Кабинета является Президент США. Впрочем, можно сказать, что президент в США возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Должность премьер-министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената. В соответствии с Конституцией США Сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Политическая практика США показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты Конгресса США практически не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.
При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. В качестве примера можно привести положения конституции Республики Франция. Так, в ст. 8 Конституции говорится, что президент республики назначает премьер-министра — главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей. Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 20). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с Конституцией и парламентской традицией, решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с «выражением недоверия» Национального собрания правительству.
Источник
Порядок формирования правительства США
Два способа формирования
Порядок формирования правительства, как правило, определяется формой правления государства. Можно выделить два основных способа образования правительства: парламентский способ и внепарламентский способ.
Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна английская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Уточним, что это может быть не обязательно лидер партии. Это может быть лидер коалиции, блока. В любом случае, есть некий государственный деятель общегосударственного масштаба, который опирается на большинство в парламенте.
Такой лидер формально назначается главой государства (либо монархом, либо президентом), он формирует состав правительства и представляет его и программу деятельности для утверждения парламентом. После утверждения парламентом глава государства издает или подписывает формальный акт о назначении премьер-министра. Иногда глава государства таких актов не издает и правительство приступает к работе непосредственно после утверждения его парламентом и издания об этом обычного парламентского постановления.
Такой вариант, кроме Великобритании, характерен для стран, которые были под влиянием англосаксонской правовой системы, входили в состав Британского Содружества Наций либо были ее территориями (колониями, доминионами)- Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия и ряд других стран.
Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава государства проводит консультации с лидерами партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из руководителей фракции может возглавить либо организовать вокруг себя эту коалицию.
Способ образования правительства зависит от формы правления. В единичных еще сохранившихся абсолютных монархиях, в том числе и в прикрытых конституционно-парламентской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.), хотя в некоторых таких республиках, например, в формировании правительства участвует верхняя палата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности назначаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность кандидатов и их моральный облик). В целом это президентский способ формирования правительства.
В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты). На Украине, в некоторых других постсоциалистических государствах установлен именно такой порядок. Это частично парламентский способ формирования правительства, поскольку для назначения других министров, кроме премьера, согласия парламента не требуется (в редких случаях такое согласие необходимо для назначения некоторых ключевых министров). После выборов президента, если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется заново.
В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был распущен досрочно) правительство формируется заново, Даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового президента не влекут за собой создания нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается созданным, если оно получает доверие парламента, но юридически оно создается следующим за этим указом (декретом и т.п.) главы государства. В данном случае глава государства (в Швеции, что редкость, — председатель парламента) сначала назначает кандидата в премьер-министры — лидера партии (блока партий), в отношении которого можно полагать, что созданное им однопартийное или коалиционное правительство может получить в парламенте при голосовании утверждение — вотум доверия. . Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо подбирает кандидатуры министров, представляет их вместе с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента, при котором против не проголосовало большинство (а не большинство было «за»). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствующий акт. Смещает он их тоже по своему усмотрению.
Иногда сменяется несколько форматоров, прежде чем состав правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.
При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Чаще всего они отражают традиции и обычаи страны. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства устанавливаются конституцией. В Бельгии, согласно ст. 86-бис конституции, в состав правительства должно быть включено равное число министров, говорящих на французском \ нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает что в состав правительства может быть включено не более одного министра от одного кантона. В ряде стран установлен определенный возраст для члена правительства (в Бразилии — 25 лет, в Египте — 30); натурализованные граждане могут стать министрами по истечении нескольких лет после натурализации (в Мексике — 10). В Великобритании и других странах (Индия, Греция) министры назначаются только из числа парламентариев, они сохраняют свой парламентский мандат и даже могут голосовать по вопросу о доверии правительству. Во Франции, на Украине они должны сделать выбор: остаться парламентариями или быть министрами. Не должны быть членами парламента министры в США и Болгарии.
Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента (нередко принятому квалифицированным большинством голосов), судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом.
Источник
Порядок формирования правительства США
Порядок формирования правительства США
- Санек Каракшев
- История 2019-01-03 09:48:59 3 2
Метод образования правительства зависит от формы правления. В единичных еще сохранившихся абсолютных монархиях, в том числе и в прикрытых конституционно-парламентской оболочкой, глава государства назначает членов правительства обычно из собственных ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). В президентской республике глава государства также формирует правительство по собственному усмотрению из известных деятелей собственной партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.), желая в некоторых таких республиках, например, в формировании правительства участвует верхняя палата (в США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности назначаемых на должность министров, а инспектирует лишь компетентность кандидатов и их моральный вид). В целом это президентский способ формирования правительства.
В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, поскольку для предназначения премьер-министра обычно нужно согласие парламента (нижней палаты). На Украине, в неких других постсоциалистических государствах установлен конкретно таковой порядок. Это отчасти парламентский способ формирования правительства, поскольку для предназначения иных министров, не считая премьера, согласия парламента не нужно (в редчайших случаях такое согласие необходимо для предназначения неких главных министров). После выборов президента, если даже избрано то же лицо на новый срок, правительство формируется поновой.
В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был распущен досрочно) правительство формируется заново, Даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы нового президента не манят за собой творенья нового правительства. Правительство при данном способе формирования считается сделанным, если оно получает доверие парламента, но юридически оно создается последующим за этим указом (декретом и т.п.) главы страны. В данном случае глава страны (в Швеции, что уникальность, председатель парламента) поначалу назначает кандидата в премьер-министры лидера партии (блока партий), в отношении которого можно считать, что сделанное им однопартийное или коалиционное правительство может получить в парламенте при голосовании утверждение вотум доверия. . Назначенное в качестве кандидата на пост главы правительства лицо выбирает кандидатуры министров, представляет их совместно с программой деятельности парламенту и просит его о доверии. В некоторых странах (Португалия, Швеция) положительным считается такое голосование парламента, при котором против не проголосовало большая часть (а не большая часть было за). В этом случае с учетом воздержавшихся правительство может быть утверждено меньшинством парламентариев. После этого глава государства издает соответствующий акт. Сдвигает он их тоже по собственному усмотрению.
Время от времени заменяется несколько форматоров, до этого чем состав правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.
При подборе министров в состав правительства соблюдаются определенные условия. Почаще всего они отражают традиции и обычаи страны. Бывает, что условия для вхождения в состав правительства инсталлируются конституцией. В Бельгии, сообразно ст. 86-бис конституции, в состав правительства должно быть включено одинаковое число министров, разговаривающих на французском \ нидерландском языках; ст. 96 конституции Швейцарии устанавливает что в состав правительства может быть включено не более 1-го министра от 1-го кантона. В ряде государств установлен определенный возраст для члена правительства (в Бразилии 25 лет, в Египте 30); натурализованные граждане могут стать министрами по истечении нескольких лет после натурализации (в Мексике 10). В Великобритании и других странах (Индия, Греция) министры назначаются только из числа парламентариев, они сохраняют собственный парламентский мандат и даже могут голосовать по вопросу о доверии правительству. Во Франции, на Украине они обязаны сделать выбор: остаться парламентариями либо быть министрами. Не обязаны быть членами парламента министры в США и Болгарии.
Министры имеют иммунитет, одинаковый время от времени иммунитету членов парламента. Время от времени министры могут быть послушны суду только по решению парламента (часто принятому квалифицированным большинством голосов), судит их особенный трибунал. Они не обязаны совмещать должность министра с другими должностями, обязаны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с муниципальным имуществом.
Два способа формирования
Порядок формирования правительства, как верховодило, определяется формой правления государства. Можно выделить два главных метода образования правительства: парламентский метод и внепарламентский метод.
Парламентский способ образования правительства имеет несколько разновидностей. Наиболее известна британская модель, по которой лидер партии, победившей на выборах, образует правительство. Уточним, что это может быть не обязательно фаворит партии. Это может быть фаворит коалиции, блока. В любом случае, есть некоторый муниципальный деятель общегосударственного масштаба, который опирается на большая часть в парламенте.
Таковой лидер формально назначается главой страны (либо монархом, или президентом), он сформировывает состав правительства и представляет его и программку деятельности для утверждения парламентом. После утверждения парламентом глава страны издает либо подписывает формальный акт о предназначении премьер-министра. Время от времени глава страны таких актов не издает и правительство приступает к работе непосредственно после утверждения его парламентом и издания об этом обычного парламентского постановления.
Таковой вариант, кроме Великобритании, характерен для государств, которые были под воздействием англосаксонской правовой системы, входили в состав Британского Содружества Наций или были ее территориями (колониями, доминионами)- Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия и ряд иных государств.
Если же ни одна партия не располагает большинством в парламенте, то ситуация усложняется. В таком случае глава страны проводит консультации с руководителями партийных фракций и пытается выяснить, возможно ли образование коалиции и кто из управляющих фракции может возглавить или организовать вокруг себя эту коалицию.
Источник