Способ формирования правительства состав

Состав и формирование правительства

Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.
В строгом понимании правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране.
Общая характеристика правительства и его компетенция.

IX. ПРАВИТЕЛЬСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:
• Правительство — в Чехии, Колумбии;
• Кабинет — в Японии;
• Совет министров — в Индии;
• Совет министров (Правительство) — во Франции, на Кубе;
• Государственный совет — в Китае;
• Федеральное правительство — в Германии;
• Федеральный совет — в Швейцарии;
• Административный совет — в КНДР и т.д.
Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране.
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет — в Великобритании, Постоянное бюро — в Китае, Президиум — в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает:
• однопартийным;
• коалиционных;
• беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. (Великобритания).
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. (Германия, Италия).

Беспартийное правительство — образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.Полномочия:
• формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);
• участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);
• исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);
• составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);
• осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);
• полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).

В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:
• парламентским;
• внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.
— В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается.
— В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).
Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.
Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).
Глава правительства наделен большими полномочиями:
• устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;
• вносит на рассмотрение парламента законопроекты;
• докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;
• осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;
• организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
• руководит внешней политикой, заключает договоры;
• организует гражданскую службу;
• составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;
• издает правительственные указы;
• принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

Читайте также:  Траумель таблетки способ применения

Источник

Процедура формирования нового правительства. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина. В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с премьер-министром складывает свои полномочия. Это требование содержится в статье 116 основного закона РФ.

Формирование нового кабинета министров, согласно ст. 111 и 112 российской конституции, проходит в два этапа. Сначала президент РФ назначает премьер-министра с согласия Государственной думы (большинством голосов от конституционного числа депутатов, то есть не менее 226 человек). Затем председатель правительства в течение недели представляет главе государства свои предложения по структуре и составу кабинета.

Утверждение кандидатуры премьер-министра

Согласно закону о правительстве РФ от 17 декабря 1997 года, кандидат на должность главы кабинета не должен иметь иностранного гражданства или иного документа, дающего право на постоянное проживание на территории зарубежного государства. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, претенденты на замещение высших правительственных должностей должны иметь высшее образование, а также не менее четырех лет отработать на госслужбе или по специальности.

Предложение о кандидатуре нового председателя правительства президент вносит в Госдуму не позднее двух недель после своей инаугурации или после отставки предыдущего состава правительства. Если кандидатура вносится повторно (после отклонения Госдумой), то срок представления сокращается до одной недели.

Дума имеет в своем распоряжении неделю на обсуждение предложенной президентом кандидатуры. Согласно регламенту нижней палаты, глава государства или его полномочный представитель должны официально представить депутатам претендента на пост премьер-министра. Он выступает с программой основных направлений деятельности будущего правительства и отвечает на вопросы парламентариев (не менее 30 минут). Затем представители думских фракций высказываются в поддержку кандидатуры нового премьера или против нее и проводят голосование.

Читайте также:  Самый хороший способ избавиться от морщин

Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 года признает право президента представлять Думе одного и того же кандидата дважды или трижды, или же разных кандидатов по его усмотрению.

Если Госдума трижды отклоняет представленные президентом кандидатуры, глава государства самостоятельно назначает председателя правительства, распускает парламент и определяет дату новых выборов в Госдуму. В этом случае основной закон позволяет главе государства распустить Думу даже в первый год после парламентских выборов.

Формирование правительства

Не позднее недельного срока после своего назначения новый председатель правительства представляет главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом президента РФ, и в соответствии с ней премьер предлагает главе государства список претендентов на замещение постов заместителей председателя правительства и федеральных министров. В случае одобрения президент утверждает их на соответствующих должностях.

На практике на данном этапе формирования кабинета глава государства играет ведущую роль. В частности, председатель правительства может отказаться предлагать кандидатуры на какие-либо должности, оставив их назначение полностью на усмотрение президента.

Максимальный срок для формирования нового правительства в соответствии со ст. 111 и 112 конституции РФ составляет один месяц.

Источник

Правительство и его разновидности. Способы формирования правительства.

В строгом понимании правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств. Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:

1) Правительство — в Чехии, Колумбии;

2) Кабинет — в Японии;

3) Совет министров — в Индии;

4) Совет министров (Правительство) — во Франции, на Кубе;

5) Государственный совет — в Китае;

6) Федеральное правительство — в Германии;

7) Федеральный совет — в Швейцарии;

8) Административный совет — в КНДР и т.д.

Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущ-

ности правительства. Оно создается практически при любых фор-

мах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране.

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет — в Великобритании, Постоянное бюро — в Китае, Президиум — в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегатские комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. С точки зрения своего политического состава правительство бывает:

Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате (Великобритания).

Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) — образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия). В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.

Читайте также:  Коллизионный способ правового регулирования мчп

Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).

Беспартийное правительство — образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чи

новничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время. В демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента. Напротив, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве считаются главными лидерами партии.

Порядок формирования и структура правительства

В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:

Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава го сударства назначает главу правительства (в Италии — это председатель Совета министров, в ФРГ — Федеральный канцлер, в Индии — премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.

В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.

Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.

В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается. В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).

Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.

Источник

Оцените статью
Разные способы