- ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
- Признаки власти:
- Методы власти:
- Элементы власти:
- Функции власти:
- Основные признаки политической власти:
- Типы политической власти
- Принципы устойчивости власти:
- Типы легитимности:
- Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- Разделение властей в РФ:
- Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти. реферат политология Джалимов. Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти
ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Признаки власти:
- Власть – общественное явление
- Власть – компонент общества на всех этапах его развития
- Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
- Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
- Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
- авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
- сила
- закон
- богатство
- харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
- власть в масштабе всего общества;
- власть внутри того или иного коллектива ;
- власть в отношении между двумя индивидами.
Виды власти по степени воздействия:
Виды власти по сферам общественной жизни:
- духовная
- социальная
- экономическая
- политическая
- информационная
- семейно-бытовая
- религиозная и другие
Методы власти:
- демократические и авторитарные
- честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
- господство
- координация
- руководство политическими процессами
- управление делами общества и государства
- организация политической жизни и политических отношений
- Контроль
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
- Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
- Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
- Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
- Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
- Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
- Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом
Типы политической власти
- Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
- Общественная власть — партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение
По широте распространения власти:
- международные организации (мегауровень),
- центральные органы государства (макроуровень),
- региональные организации (мезоуровень),
- власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).
Принципы устойчивости власти:
- легитимность ( поддерживается основной частью населения)
- легальность ( законность)
- результативность
Типы легитимности:
- Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
- Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
- Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти. реферат политология Джалимов. Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти
Название | Реферат на тему Способы и источники формирования политической власти |
Анкор | Реферат на тему: Способы и источники формирования политической власти |
Дата | 22.09.2021 |
Размер | 33.01 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | реферат политология Джалимов.docx |
Тип | Реферат #235256 |
Подборка по базе: эссе на тему философия начинается с удивления.docx, Ранние половые связи и их последствия — Реферат.docx, саясаттану реферат он бір.docx, БАГДАСАРЯН МИЛЕНА РЕФЕРАТ.docx, Реферат на тему- техника прыжка.docx, физ-ра реферат.odt, 936. Реферат. История. Образование Древнерусского государства — , Айрапетова Нелли реферат ИКТиИБ.docx, 1642 Реферат по истории переделал.doc, командо реферат.docx 1.Источники формирования власти 2.Способы формирования власти Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов. Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений — отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения. 1.Источники формирования власти Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями). Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества. Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть — анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство — официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, — системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. 2.Способы формирования власти «Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти . В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д. Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства . В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п. Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:
Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов. Источник |