Авторский методический прием «Формирование обществоведческих понятий на основе ассоциативного рисунка»
методическая разработка по обществознанию
Как рождаются идеи? Рождаются на основе решения проблем. Идея метода формирования обществоведческих понятий на основе ассоциативного рисунка возникла в связи с переходом на преподавание обществоведения в 5-7 классах. Каждая предметная дисциплина включает в себя достаточно большой объем специального понятийного аппарата – терминологии. Социально-гуманитарные науки не исключение. Учителя истории и обществознания знают, какое количество терминов приходится изучать в рамках соответствующих предметных дисциплин. Как часто, требуя от ребенка автоматического воспроизведения требуемых терминов, мы теряем его интерес к предмету. Как много серьезных и взрослых понятий требует от нас программа. Например, при изучении курса истории Древнего мира в 5 классе в течение учебного года дети знакомятся примерно с 200 понятиями. Как добиться не механического заучивания понятий, сохранив при этом познавательный интерес учащихся?
Узнав о введении курса обществоведения на средней ступени обучения, знакомясь с замечательным, на мой взгляд, учебником (не УМК, а именно учебником, т.к. рабочие тетради нуждаются в доработке), в первую очередь, я долго ломала голову над тем, как организовать работу учащихся по изучению достаточно сложных понятий обществоведческого характера. В программе по обществоведению для учащихся 5 классов уже заложены понятия «общество», «государство», «гражданин». Для шестиклассников – деятельность человека, потребности, суждение, умозаключение и т.п. в 7 кл. – право, закон. Как скучно учить права и обязанности. А тема «Экономика»?
Так возникла идея рисовать понятия на основе ассоциаций.
Данный метод основан на образном мышлении и образной памяти ребенка. Фактически с детского сада этот метод «исчезает», встречается эпизодами в работе учителей начальных классов, и совсем перестает использоваться в среднем звене. Что он дает? Дает возможность не простого механического заучивания терминов или понятий, а работает на более глубокое восприятие учащимися изучаемых проблем на основе уже имеющегося социального опыта, помогает выстраивать ассоциативные связи при изучении окружающего мира и общества, развивает речь, совершенствует образное и логическое мышление.
Психологи также считают, что ассоциативная методика развивает образное мышление человека, способствует его всестороннему гармоничному развитию. Почему данный метод слабо используется в системе школьного образования? Так построены современные учебники. Из всего перечня существуемой учебной литературы есть только единственный учебно-методический комплект Соболевой О.Л. по русскому языку для учащихся 1-4 классов. В нашей гимназии по данному УМК когда-то работала Малых Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, которая с 2009 – 2010 уч.г. разработала программу эксперимента «Инновационные технологии раскрепощения и развития детской речи в начальной школе на основе авторской методики О.Л. Соболевой». О.Л. Соболева, кандидат педагогических наук из г. Таганрог оказывала Малых Е.В. консультативную и методическую поддержку посредством Интернет.
В настоящее время, осмысливая свой небольшой опыт, думаю, что идея рисовать термины пришла ко мне из психологии. Вы знаете, что рисование образов, отражение своих эмоций, впечатлений на бумаге – одна из распространенных форм работ психологов.
Итак, метод ассоциативного формирования обществоведческих понятий (как я его назвала для себя) основан на использовании рисунка, отражающего образ изучаемого явления, понятия, процесса.
Не только младшие, но и старшие школьники с удовольствием рисуют термины. Для этого мы используем работу в группах (оптимальное количество – 4 человека) или в парах (если класс небольшой по численности учащихся). Всегда заранее договариваемся о составе групп – только по желанию (чаще не потому с кем сижу, а с кем хотел бы сидеть на уроке – время на пересадку компенсируется таким значимым мотивом, как работа с другом). Необходимость работы в парах и группе – это ценный опыт диалогового общения. Для проведения занятий необходимо оборудование: наличие чистого листа бумаги формата А-4, ярких цветных карандашей, мелков, фломастеров, маркеров (по возможности и по желанию детей), словари, справочники, возможно использование ИКТ-технологий. В последнее время, в основном, прибегаю к ним – это удобнее, нагляднее (+ авторитет учителя, уверенно использующего возможности ИКТ, играет немаловажную роль).
За первые 5 лет работы выработался определенный алгоритм:
- Деление класса на группы (пары);
- Формулируется одно задание на всех;
- Обязательное обсуждение всех вариантов, предложенных группами;
- На основе анализа предложенных вариантов выводится общее понятие;
- Обязательно сравнивается выведенное понятие с материалами справочника, словаря, учебника или презентацией;
- На основе выведенного понятия выводятся признаки, функции, связи;
Для чего использую справочную литературу или готовую презентацию? Опираться только на ассоциативные связи при изучении исследуемого понятия нельзя, т.к. ассоциативные связи передают личное восприятие ребенком изучаемого объекта, поэтому необходимо подтверждение научной литературой.
Данный метод использую обычно при изучении новой темы, как эпизодически на определенном этапе урока, так и целиком выстраиваю уроки на основе метода ассоциативного формирования обществоведческих понятий. Мною разработаны несколько уроков полностью на основе данной методики: «Государство: понятие, признаки, функции», «Экономика», «Право», «Деньги и их функции» (в соавторстве с коллегами) — это для учащихся 7-9 классов (по новой программе данные темы изучаются уже в этих параллелях).
Также использую данный метод при изучении обществоведческой терминологии на старшей ступени обучения, например, при знакомстве с понятием «цивилизация». Только рисунки старшеклассников больше графического характера.
Хочется отметить, что успех данного метода зависит от компетентности самого учителя, его умения импровизировать, быстро перестраивать структуру урока. Уже есть последователи. Видела, как мои коллеги в нашей гимназии использовали данный метод на своих уроках.
Сегодня я хочу вам продемонстрировать технологию построения урока на основе данного метода. Предлагаю тему, думаю знакомую для вас – «Государство: понятие, признаки, функции».
Источник
Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС в основной школе
Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС в основной школе.
А.Г.Никитина – учитель истории,
обществознания МОБУ СОШ №16 г.Якутск
«Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений».
В современный период в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Требования к результатам обучения и освоение содержания курсов истории и обществознания в новых стандартах указывают на необходимость достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. А понятия – это основа мыслительной деятельности, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями. 1
Главным условием формирования понятийного мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности. Поэтому большое значение придается овладению понятийным аппаратом в курсе основного общего образования преподавания истории, с изучения истории Древнего мира. Так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории. 2
Федеральный государственный стандарт образования, историко-культурный стандарт (ИКС — проект), форма рабочих программ уделяют особое внимание изучению понятий. В рабочих программах имеются отдельная графа, куда выносятся понятия данной темы для обязательного усвоения. Это тот минимум знаний, который учащиеся должны осваивать с младшей школы. Но в своей педагогической практике часто сталкиваешься с проблемой неудовлетворительного владения учениками техникой чтения, с ограниченным словарным запасом обучающихся, несформированностью навыков смыслового чтения. Если дети не понимают отдельных слов, значит не понимают и текста в целом, и следовательно не могут запомнить и воспроизвести, проанализировать информацию. Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д. Бессистемность в формировании навыков рациональной организации труда по освоению понятийного аппарата – доминирующая причина неуспеваемости учащихся. По исследованиям психологов выявлено, что более 50% школьников получают текущие «неуд», из-за слабого владения понятиями, а это фундамент знаний. Многие учащиеся не понимают абсолютной зависимости глубины приобретаемых ими исторических знаний от уровня их владения понятийным аппаратом. Отсюда следует, что для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае, ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету.
Таким образом, особую актуальность в изучении предмета «история и обществознание» приобретает работа педагога над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления – мышления, которое лежит на основе всех других видов мышлений. 3
Задачи, поставленные учителем для формирования понятийного мышления:
Осознать важность формирования понятийного аппарата для развития мыслительной деятельности, без которой невозможен процесс качественного усвоения исторических и обществоведческих знаний и переход к новым стандартам образования.
Системность обучения, системно-деятельностный подход в обучении даст положительный эффект в изучении понятийного аппарата
Помочь понять необходимость формирования мотивационной основы учащихся и создания условий для осознанного усвоения специальной исторической терминологии.
Прийти к пониманию, что формировать понятийные знания надо на научном уровне, избегать «скатывания» на бытовой уровень, необходимо объяснять понятия, опираясь на единую терминологическую базу, помочь овладеть алгоритмом формирования понятий.
Знать, что для эффективного усвоения понятий необходимо тренировать навыки смыслового чтения.
Освоить новые подходы и новые формы работы по формированию понятий.
Учитывать в педагогической деятельности то, что понятийный аппарат постоянно расширяется и усложняется.
Системный подход в формировании понятийного мышления
Понятие – это форма абстрактного (логического) мышления, его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство.
Понятие – суждение – умозаключение
— так совершается мыслительная деятельность, без которой невозможно осознанное овладение предметом . Понятие — это ядро, базисная единица вокруг которого формируются научные знания. Поэтому одно из главных условий формирования мышления — это системность обучения, т.е. овладение понятиями, расположенными в определенной системе.
Система понятий должна образовать структурный скелет знаний по темам и по всей учебной дисциплине в целом. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Определение понятия не должно двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении, понятие не должно быть сложным и непонятным. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить его признаки и значение.
Владеть понятийным аппаратом – значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, так как обществознание и история – информационно ёмкие учебные предметы, но большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов, в которых необходимо учить ориентироваться. Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности.
Этапы работы над понятиями
Владеть понятием – это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании, как правило, в формировании понятий выделяются три уровня:
Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»
Применение понятий в знакомой ситуации.
Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.
Приемы формирования понятийного аппарата:
Введение термина на уроке в процессе объяснения новой темы.
знакомство с понятием, термином, выявление этимологии понятия.
Учитель делает акцент на новом термине в процессе изучения новой темы, с уточнением его правописания.
Обязательная запись в тетради, с определением существенных признаков.
Отработка понятий: проговаривание текста, записи в тетради.
обязательная запись плана урока на доске или показ на слайд-презентациях, с записью в тетради.
Работа с учебником (самостоятельное составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, диаграмм, использование терминов в тексте, словарь терминов).
Работа со справочной, хрестоматийной литературой.
Выработка определения при помощи наводящих вопросов, работы с текстом и закрепление.
Терминологические, словарные диктанты.
Диктанты с ошибками
Найти лишнее в логической связке слов, терминов
Дать определение к термину, понятии
Решение творческих заданий
Игровые формы: обществоведческое и историческое лото по периодам.
Творческое применение терминов и понятий:
составление кроссвордов, чайнвордов
Словарно-терминологические виды работ на уроках истории и обществознания
Обучающимся предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.
«Вставь пропущенные буквы в слова»
Пл_б_й, дикт_т_р, л_кт_р, патр_ц_и, респ_бл_к_.
Работа по карточкам:
Из перечня терминов выбирают и подчеркивают термины относящиеся к определенной теме. Объясняют их значение.
Почему нижеприведенные слова написаны с большой буквы? Сгруппируй их, объясни их значение.
Нил, Северная Африка, Хеопс, Фивы.
Обучающимся раздаются конверты (почтовые ящики) с названиями изученных тем, или изучаемых в данный момент, к ним раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по конвертам и не ошибиться адресом.
Например: Драхма в конверт Древней Греции
Составьте предложение со следующим набором терминов. Слова подбираются по изученной теме. Задания лучше давать в конце урока или при повторении изученных тем, в качестве вывода к теме, разделу.
Словарный диктант. Обучающиеся пишут под диктовку учителя термины. Главная задача написать слова без ошибок.
Исторический диктант. Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ – термин под номерами.
Найти соответствие. Ученику даются карточки с терминами и их определениями, задача ученика подобрать правильные определения.
Составить кроссворд, решить чайнворд по терминам.
Правила определения понятий:
Определение не должно быть широким, т.е. не должно превышать своим объемом определяемое понятие
Определение не должно быть узким, т.е. по своему объему не должно быть меньше определяемого понятия
В определении не должно быть круга, т.е. нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.
Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении.
Определение не должно быть сложным и непонятным.
Определение не должно быть отрицательным
Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее:
Ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры.
Может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания как в привычной ситуации, так и в новых условиях.
Таким образом, изучать понятия нужно осознанно. Необходимо применять более продуктивный способ запоминания, в основе которого лежит обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Учащиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова, определения, частью какого более широкого понятия оно является, какие существенные признаки можно можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий. Индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий.
Труд учителя истории и обществознания сложен именно потому, что это живые науки, и всегда надо держать руку на пульсе информационного поля, уметь отвечать на вопросы детей по современным происходящим событиям, быть в курсе всех новостей в социально — политических отношений, уметь отвечать на вызовы времени. Учитель должен заинтересовать, пробудить интерес к изучению понятий, должен быть готов объяснить новые содержательные моменты, в том числе связанные с понятийным аппаратом. Именно в школьном возрасте происходит формирование основ мышления, складывается система понятий как база для развития интеллекта.
Я думаю, что нахожусь на правильном пути, работая над формированием понятийного мышления, так как большая часть детей осознанно изучают понятия и термины, часто задают вопросы по определенной тематике, приводят примеры из жизни и уточняют как это происходит, или что это значит?. Есть дети, которые обязательно остаются после урока, чтобы спросить и уточнить тот или иной вопрос, который их заинтересовал, что их беспокоит в современном мире и т.д. часто задают вопросы по современной политической жизни страны, внешнеэкономическую ситуацию, уточняют мое мнение по тому или иному вопросу.
Я считаю, что учитель обязан постоянно поддерживать интерес и формировать мотив к обучению учащихся. Не забывать о том, что работа должна идти во взаимодействии учитель-ученик, ведь на уроке мы формируем личные, предметные и метапредметные умения.
Источник