- Право и мораль
- Признаки морали, ее функции, принципы формирования
- Как формируется мораль?
- Признаки морали
- Функции морали
- Какая наука изучает мораль?
- Как формировалась мораль в историческом контексте?
- В заключение
- Нормы и правила морали
- Что такое нормы морали?
- Как формируются нормы морали?
- Возможно ли существование универсальных норм морали?
- Зачем нужны моральные нормы?
Право и мораль
Одни поступки людей регулируются только нормами морали, другие — только законом. Конечно же, первых больше, чем вторых. Древнеримский философ Сенека по этому поводу утверждал: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы». Однако, есть жизненные ситуации, которые оцениваются как правом, так и моралью.
Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.
Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.
Право не только покоится на нормах морали, по само воспитывает, учит справедливости, необходимости соблюдать чужие права и свободы. С этой точки зрения не совсем права русская пословица «Где закон, там и обида». Для лица, нарушившего закон, наступают определенные негативные последствия, «обида». Но эти последствия наступают за действия, которые, в свою очередь, грубо нарушили интересы других граждан, общества, государства. Поэтому это справедливая мера — не нарушай закон и тебе не будут причинены никакие «обиды». Человек с высокими нравственными качествами никогда не нарушит закона.
О праве и морали в нашем обществе мы пока говорили как о нормативных регуляторах, не показывая различий. Да, право и мораль в нашем обществе действительно построены на единых основах, выражают общечеловеческие ценности и идеалы. Но нельзя забывать, что право и мораль — это разные нормативные регуляторы. Они имеют свои особенности, свою область воздействия. В чем-то это воздействие совпадает, а в чем-то нет.
Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.
Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.
Различия между нормами права и нормами морали | ||
Критерии сопоставления | Правовые нормы | Нормы морали |
Сфера регулирования | Наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей и общества | Все общественные и личные отношения типа: человек — человек, человек — коллектив, человек — общество, человек — государство |
Форма существования | Закреплен в законах | Существуют, сложившись постепенно в общественном сознании |
Ответственность в случае нарушения | Возможность государственного принуждения | Моральное осуждение обществом, коллективом или отдельными лицами |
Когда становятся обязательными регуляторами поведения человека | После их установления или утверждения государством | После их внедрения в индивидуальное сознание личности |
Перепективы развития | В будущем обществе нормы права сольются с нормами морали в единые нормы поведения людей |
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правонарушений в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Источник
Признаки морали, ее функции, принципы формирования
Каковы характерные признаки морали? Понятие морали – это целая система норм и правил, которыми регулируется поведение человека, происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.
Как формируется мораль?
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все сферы общественной жизни. Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.
Признаки морали
Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:
- Всеобщность – требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
- Добровольный характер – поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
- Всеохватывающий характер – мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.
Функции морали
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.
Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.
Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.
Какая наука изучает мораль?
Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.
Основными проблемами этики являются следующие:
- определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
- относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
- поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.
В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.
Как формировалась мораль в историческом контексте?
На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:
- Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
- Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
- Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.
В заключение
Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.
Источник
Нормы и правила морали
Часто ли вам приходится сталкиваться с ситуацией, когда что-то не запрещено, однако лучше этого не делать? Когда нет юридических запретов, действуют всего два ограничителя: законы физики и нормы морали.
Сегодня мы обсудим правила и нормы общественной морали, разберемся, что это такое и зачем это нужно обществу. Вам в помощь наши программы «Когнитивистика» и «Самопознание», которые научат вас мыслить и действовать так, чтобы добиваться успеха экологичными методами, не нарушая правила морали и нормы права.
Что такое нормы морали?
Нормы морали, они же моральные нормы – это правила поведения людей в социуме, проистекающие из принятой в обществе в данный момент времени морали. В свою очередь, мораль – это господствующие в социуме представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Кроме того, можно встретить определение, что мораль – это принципы, нормы и правила поведения, проистекающие из принятых в обществе представлений о плохом и хорошем. В этом смысле между понятиями «мораль» и «нормы морали» иногда ставят знак равенства.
Элемент тождественности заложен уже в самих терминах. Термин «мораль» происходит от латинского слова moralitas, которое так и переводится «мораль». Оно созвучно латинскому слову mores, что переводится как «поведение». Таким образом, древние изначально воспринимали мораль и нормы поведения, как взаимосвязанные проявления.
В целом, это недалеко от истины, потому что нормы и правила поведения, мораль, нравственность, совесть очень тесно связаны между собой. Нормы морали устанавливают правила поведения, а следование этим нормам является моральным долгом каждого человека.
В этом состоит коренное отличие правил морали от норм права. Если человек нарушает закон, наказание следует немедленно. Ну, или когда поймают. Суть в том, что связка «преступление-наказание» прописана законодательно. Если же человек нарушает моральные нормы, его никто не оштрафует и в тюрьму не посадит.
Изначально нарушителю моральных норм грозят неудобства исключительно психологического плана в виде общественного осуждения и нежелания иметь с ним общих дел. Если такой человек не встанет на путь исправления, со временем игнорирование морали как системы норм и правил, регулирующих отношения между людьми, закончится игнорированием потребностей такого человека. И, соответственно, реальными ограничениями свободы действий в деле реализации личных планов и задач.
Таким образом, нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. В связи с этим возникает вопрос: если нормы не зафиксированы законодательно и не сформированы уполномоченным органом, однако при этом их нужно выполнять, тогда кто и как их формирует? Это уже тема для отдельной беседы, а может даже дискуссии.
Как формируются нормы морали?
Считается, что нормы устанавливаются обществом и отражают постулаты и ценности, которые являются актуальными для общества в данный момент. Однако общество не является некой абстрактной субстанцией. Общество – это люди, живущие в нем. И так было всегда, будь то общество первобытное или современное, в 17 веке или 21 столетии, в Европе или в Азии.
Трансформацию системы ценностей и норм морали можно проследить, просто читая любой учебник истории и обращая внимание на детали. Когда-то за идею, что Земля круглая, могли сжечь на костре, а чтобы быть признанным в обществе, нужно было публично придерживаться взглядов, что Земля плоская. Сегодня то, что Земля круглая, не подлежит сомнению, однако и тех, кто считает Землю плоской, на костре сжигать не будут. Правда и на геолого-географический факультет тоже не примут.
Таким образом, нормы морали постепенно трансформируются по мере того как общество обретает новые знания, как эти знания становятся доступными и самоочевидными, как отпадает необходимость бороться за еду и выживание в прямом смысле этого слова. Понятие «постепенно» изрядно растяжимое.
Первые 300 тысяч лет со времен среднего и позднего палеолита у первобытных людей мало что изменилось. Нормы поведения предопределялись, в основном, потребностью борьбы за выживание, однако признаки тяги к вещам более высокого порядка можно заметить уже тогда. Сам факт обнаружения археологами предметов, которые можно отнести к памятникам искусства, свидетельствует, что древним людям были не чужды мысли более абстрактного плана, нежели удовлетворение базовых потребностей.
Во времена Античности дело пошло веселее: развитие судоходства, возможность знакомства с другими культурами привели к пониманию, что в разных регионах могут быть разные уклады, религии, обычаи и, как следствие, нормы морали. В свою очередь, это заставило задуматься о том, что же такое нормы морали и что считать нормой в принципе.
Древнегреческому философу Пиррону (360-275) принадлежит весьма интересная по тем временам мысль, что нет внятных оснований считать какие-то нормы правильными, а какие-то неправильными. То, что воспринимается, как недопустимое, в одном типе социума, может быть нормой для общества с другими традициями [R. Bett, 1994]. Сейчас такой подход именуется толерантностью. Термин «толерантность» появился только в 20 веке, однако предпосылки к формированию толерантности в Европе появились задолго до нашего времени.
Если в период Античности обнаруженное в ходе социального прогресса разнообразие норм морали было лишь поводом для раздумий, сегодня и многообразие заметно шире, и вопрос «как относиться к многообразию норм» чисто риторический.
Точнее, если человек не намерен за всю свою жизнь выезжать далее границ областного центра, у него (пока) есть возможность считать одни нормы более правильными, чем другие. У тех, кто намерен делать карьеру в международных корпорациях, такой роскоши нет, потому что многонациональные и мультикультурные трудовые коллективы там давно стали реальностью.
Более того, некоторые психологи считают, что сегодня говорить о формировании неких единых норм морали даже в пределах одного государства сложно ввиду того, что общество стало более многообразным и его невозможно сегментировать на рабочих, крестьян и интеллигенцию, как это было принято в общественных науках времен Советского Союза.
В качестве одного из примеров можно привести мнение психолога Александра Сосланда, который считает, что сегодня «нормы морали формируются спонтанно и меняются каждый день. И это нормально для демократического общества. Единый источник морали возможен только в тоталитарном обществе или секте» [М. Сенчукова, А. Гальперина, 2013]. В его понимании, секту можно сравнить с тоталитарным обществом. Точнее, секта и является «типичным тоталитарным обществом, чей ценностный репертуар не очень богат и уже исчерпан. Они поют идеологические арии из много раз прочитанных и всем известных опер».
В общем-то, сложно не согласиться с этим, потому что нормы морали, принятые в среде бизнесменов, могут заметно отличаться от норм морали в среде работников бюджетных организаций. Да и нормы поведения в большом бизнесе зачастую отличаются от тех, которыми руководствуется малый бизнес.
Отдельной темой являются моральные нормы ислама, некоторые из которых среднестатистическому европейцу могут показаться попросту дикими. Например, ислам предписывает женщине в случае смерти мужа соблюдать траур на протяжении 4 месяцев 10 дней и все это время не пользоваться духами, украшениями, не носить яркую одежду и не выходить из дома без необходимости [Islamdag.ru, 2012].
Необходимостью считается поход на работу или к врачу, при этом ночевать вдова обязана в доме, в котором жила с мужем. Таким образом, под запретом находится практически все, включая поездки к родственникам на несколько дней, походы в театры и музеи, командировки в другие города.
Тут впору вести речь даже не о целесообразности таких строгих ограничений, а о возможности их реализации в эпоху, когда женщины, в том числе из стран ислама, получают высшее образование, специальность врача, фармацевта, менеджера, экономиста, юриста, живут в больших городах и зачастую вполне успешны в профессии, бизнесе и даже политике.
Тем не менее, вышеописанные нормы существуют, вокруг их трактовки ведется немало дискуссий, однако не настолько острых, чтобы эти нормы отменить и оставить в прошлом. При этом определенные подвижки и послабления все же наблюдаются, ведь когда-то женщины ислама должны были блюсти траур целый год и весь этот год не только не пользоваться духами и украшениями, но даже не мыться, не стричься и не делать маникюр [Islamdag.ru, 2012].
Другими словами, свои нормы морали могут быть у каждой социальной группы в зависимости от господствующих в ней взглядов, убеждений, традиций. Как верно замечено в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе», источником моральных норм могут быть традиции, обычаи, личный авторитет лидера, политического или религиозного, реального или мифического [Е. Поликанова, 2014].
На формирование норм морали влияют объективные материальные условия жизни и даже личные взгляды человека. Это процесс взаимообразный: общество влияет на человека и формирование его взглядов, а взгляды и поведение членов общества, всех вместе и каждого в отдельности, влияют на формирование норм морали в конкретный исторический период. Так или иначе, моральные нормы являются выражением воли определенных социальных групп [Е. Поликанова, 2014].
В общем, мораль – это система норм и правил, которая подвержена изменениям. Тогда возможно ли в принципе некое общее для всех правило, норма, мораль, что не вызывало бы сомнений в правильности или целесообразности ни на одном континенте ни у кого из людей? Над этим вопросом человечество бьется последние много сотен лет.
Возможно ли существование универсальных норм морали?
Попытки унифицировать нормы морали предпринимались с давних пор. Примером тому может служить такое направление философской мысли как моральный абсолютизм. Если в двух словах, моральный абсолютизм предполагает существование неких абсолютных норм морали, поэтому их нужно найти и неуклонно им следовать. И в то же время он признает, что это не так просто [Т. McConnell, 1981].
Примерно на тех же позициях стоит моральный универсализм, он же моральный объективизм. Его основная идея заключается в том, что создание универсальных норм морали не только полностью реально, но и необходимо.
Одной из первых попыток реализации этой идеи можно считать Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая является величайшим завоеванием Великой французской революции [Assemblée nationale constituante, 1789]. В более расширенном виде эта идея реализована в нормах Всеобщей Декларации прав человека, где зафиксированы основные права и свободы граждан [ООН, 1948]. Однако до их повсеместного и беспрекословного соблюдения пока что очень далеко.
Мы начали наш разговор с того, что нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми, а следование им является моральным долгом всех и каждого. Однако для того чтобы эти нормы соблюдались повсеместно, нужно, чтобы следование им считали своим моральным долгом все люди без исключения.
Поскольку всеобщего принятия задекларированных норм никак не происходит, это дает основания для морального релятивизма, согласно которому единых абсолютных понятий добра, зла, морали и нравственности не существует и все эти понятия относительны [А. Круглов, 2011]. Уточним, что слово «релятивизм» восходит корнями к латинскому relativus, что значит «относительный».
Еще дальше зашел моральный нигилизм, который не только не признает существования единых абсолютных понятий добра и зла, морали и нравственности, но даже возможности субъективно оценивать что-либо как «плохое» или «хорошее», «нравственное» или «безнравственное». От такого подхода всего один шаг до вседозволенности, культурного кризиса и проблем с законом [V. Porus, 2013].
В этом плане у морального нигилизма много общего с моральным скептицизмом, она же теория моральных ошибок (по-английски moral error theory). В соответствии с этой теорией, морали, а, следовательно, и моральных норм как таковых не существует и не может существовать. Поэтому все то, что общество считает моралью, не более чем придумка самого общества для собственного успокоения [J. Mackie, 1977].
Так как же тогда ответить на вопрос: возможно ли существование единых универсальных норм морали? Для этого сначала попробуем ответить на другой вопрос: какие правила и нормы морали вам известны? Тут, скорее всего, затруднений не возникнет. Кто-то вспомнит «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и остальные из 10 христианских заповедей, кто-то скажет о необходимости соблюдения принципов справедливости, а для кого-то главными нормами являются вежливость и взаимное уважение. И, конечно, практически каждый готов процитировать знаменитое «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Как минимум, на словах с этим все согласятся. Разночтения начинаются, лишь когда дело касается практики. И дело не только в таких крайних случаях, как убить врага на войне. Большинство чиновников не считает получение отката воровством, хотя откат закладывается в смету и это те самые деньги, которые можно было бы направить на полезные для общества дела, а не в карман. И заповедь «не прелюбодействуй» остановит от сего непотребства далеко не каждого вырвавшегося в командировку человека, уставшего от семейной рутины.
В общем, перечислить нормы и правила морали и следовать им – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Если все так сложно, нужны ли нам сегодня нормы морали в принципе?
Зачем нужны моральные нормы?
Когда мы давали определение понятия, мы выяснили, что нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, нормы морали возникли из желания или потребности социума как-то урегулировать поведение всех членов общества и отношения внутри общества.
Разбираемся дальше и пытаемся ответить на вопрос: зачем, в принципе, обществу как-то регулировать поведение всех членов общества и отношения внутри него? Такие ответы как безопасность, защита от преступлений и прочего криминала не подходят, потому что это уже область права. Нормы морали, в отличие от норм права, не являются писанными и уж тем более не являются регулируемыми силовыми методами.
Следовательно, социум нуждается в каком-то дополнительном регулировании поведения и отношений членов общества, которое выходит за рамки обеспечения минимальных базовых потребностей. Потребности, выходящие за рамки базовых, как раз и отличают людей от представителей животного мира. И наличие моральных норм является одним из таких отличительных признаков.
Моральные нормы выступают регуляторами поведения людей наравне с нормами права и религиозными нормами там, где церковь не отделена от государства. В этом плане весьма познавательна статья «Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения» [Е. Тогузаева, 2007].
Столь же интересно наблюдение относительно норм морали, сделанное в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе» [Е. Поликанова, 2014]. Автор обращает внимание на то, что многие нормы морали формулируются в повелительном наклонении: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
С одной стороны, повелительное наклонение и указание на желаемые или нежелательные действия выглядят, как навязанная норма поведения. Однако когда эти нормы становятся общепринятыми и большинство людей осознает их соблюдение, как свой моральный долг, эти постулаты становятся моральными нормами.
Таким образом, нормы морали становятся специфической формой согласования свободы человека и его потребностей и интересами и потребностями общества. И здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы рассмотреть все функции, которые выполняют нормы морали в обществе.
Функции моральных норм:
- Оценочная – благодаря существованию норм морали общество имеет ориентиры, как оценивать те или иные поступки, те или иные действия людей.
- Регулятивная – нормы морали регулируют поведение членов общества, поощряя желаемое поведение и осуждая нежелательное. Таким образом, достигается баланс интересов всех членов общества.
- Воспитательная – нормы морали являются основой для формирования в обществе ценностей более высокого порядка, таких как патриотизм, самоотдача, самопожертвование.
- Контролирующая – сам факт существования норм морали, их всеобщность и обязательность включают механизмы контроля и самоконтроля за их соблюдением. Даже те индивиды, которые почему-либо не разделяют существующие нормы морали, вынуждены с ними считаться.
- Интегрирующая – нормы морали способствуют достижению внутренней гармонии у членов социума, согласованию поступков и убеждений, мыслей и действий, целей и путей их достижения.
Правила и нормы общественной морали являются одним из важнейших инструментов адаптации человека к жизни в обществе, интеграции свободы личности и ответственности, свободы личности и общественной необходимости. Более того, нормы морали первичны в процессе социализации человека.
Моральные нормы прививают детям с самых ранних лет, а дети их осваивают путем имплицитного обучения или обучения без осознания процесса обучения как процесса, имеющего какие-то цели и задачи. Так, постепенно человек осознает необходимость вести себя тем или иным образом, соответствовать определенному типу общественных ожиданий и, если угодно, просто быть культурным, воспитанным и адекватным.
Моральные нормы, как мы разобрались выше, могут заметно различаться для разных исторических периодов, стран, континентов, социальных групп, однако у них всегда есть нечто общее. Нормы морали, так или иначе, делают человека если не добрее, то порядочнее. Эти нормы, безусловно, накладывают определенные запреты («не убий», «не укради»), однако этим упрощают взаимодействие между людьми.
При этом нормы морали далеко не всегда выступают в роли готового свода правил, как, например, 10 христианских заповедей. Это скорее маяк или ориентир в огромном океане эмоций, событий, отношений, коммуникаций и всего, что присуще человеческому обществу. Как говорится, не делайте никому зла, ибо зло вернется вам. Лучше делайте добро, потому что оно возвращается гораздо реже. Это отчасти шутка, а отчасти готовность творить добро и не ждать за это награды – тоже признак нравственной зрелости и усвоения норм морали.
Думается, мы с вами разобрались, что же такое нормы морали и зачем они нужны обществу. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Самопознание». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:
Источник