Способ формирования навыков учебной деятельности

Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Елена Чигина
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 — 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированыследующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально — волевой.

А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Мотивационная готовность — наличие у ребенка желания учиться

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Волевая готовность. Уже в школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки,выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развитияпроизвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий: необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;

учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития.

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет

Можно заключить,что на этом возрастном этапе дети отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов; особенности развития речи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Основным симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы.У дошкольников фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, общая вялость артикуляции.

ПУТИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗПР

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению — это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях: от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды — к выполнению правил только её представителями и так далее. .

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ ОПОСРЕДОВАНИЮ

Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Реализации направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы: поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей, которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей — стиля, основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируетсяна следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание, Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе,организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы: проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

ОБУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ

В определённой последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата — сличению его с заданием.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания,а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме. Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а так же словесным обозначениям этих абстракций.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно – логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе.

Источник

Формирование учебных навыков

Особенности когнитивной сферы школьников. Основные навыки учебной деятельности; психолого-педагогические условия успешного формирования практических и мыслительных умений и навыков. Методики развития познавательной активности и высокой учебной мотивации.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2013
Размер файла 512,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полноценная учебная деятельность состоит из: понимания и принятия школьниками учебной задачи; выполнения ими активных учебных действий (изменения, сравнение, моделирование); действий самоконтроля и самооценки.

Практически все авторы отмечают направленность учебной деятельности на приобретение и усвоение новых знаний, а также овладение навыками по их приобретению.

Под учебной деятельностью понимают специально организованную деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий — процессов, подчиняющихся сознательным целям, направленных на овладение теоретическими знаниями, обобщенными способами действий по их добыванию, формами опыта человечества.

Возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве обусловили новые ориентиры для современной школы: востребованность результатов образования в жизни, личностная ориентация и деятельностный характер обучения, разгрузка содержания образования и т.д. Одним из путей достижения подобных перспектив может стать становление ученика уже в школьные годы как активного субъекта процесса познания. Наличие хороших отметок, большой объем знаний и умение решать предметные задачи вовсе не являются показателями того, что ученик умеет учиться. Поэтому, одна из задач, решаемых учителями в образовательном процессе, не просто транслировать учащимся готовые знания, но и формировать у школьников навыки и умения, посредством которых они смогут самостоятельно приобретать знания, организовывать свой процесс познания, тогда характер деятельности учащихся в период обучения будет изменяться от исполнительской до творчески самостоятельной.

Актуальность темы несомненна, поскольку от формирования навыков учебной деятельности зависит успешность обучения школьников.

Объект: особенности когнитивной сферы школьников.

Предмет: условия формирования навыков учебной деятельности.

Цель: изучить основные условия успешного формирования навыков учебной деятельности.

Из поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования:

1. Анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме условий успешного формирования навыков учебной деятельности;

2. Рассмотреть основные навыки учебной деятельности;

3. Изучить условия формирования навыков учебной деятельности;

4. Подбор методик;

5. Провести исследование по изучению условий успешного формирования учебной деятельности;

6. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: при систематическом выполнении домашних работ, высокой познавательной активности и высокой учебной мотивации навыки учебной деятельности формируются успешнее.

Методы и методики применяемы в работе:

— методы: наблюдения и опроса;

— методики: опросник выявления уровня учебной мотивации (Н. Лусканова), методика диагностики познавательной активности младших школьников «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан).

Глава 1. Теоретический анализ проблемы

1.1. Навыки учебной деятельности

Существует два типа осознания человеком выполняемой им деятельности. В одном осознается большей частью техническая сторона деятельности, когда человек впервые приступает к ее выполнению и обращает при этом внимание на все элементы этой деятельности. В другом типе осознания человеком своей деятельности, уже в какой-то мере освоенной, осознается главным образом ее цель, достигаемая отдельными действиями, основное внимание направляется на результаты этих частных действий, выполняемых уже без специально направленного на них внимания, неосознанно. При этом появляется возможность лучше сочетать отдельные элементы деятельности и выполнять ее точнее и быстрее благодаря навыкам.

Навык как свойство личности — его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Вместе с тем эти действия, сформированные в процессе, их упражнения и вошедшие в структуру более сложных действий, могут становиться операцией.

Учебные навыки — это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени. Главная особенность УН: они не требуют для исполнения сознательного самоконтроля, в результате чего внимание высвобождается для анализа смысловой информации. В результате обобщения и универсализации из отдельных УН формируются комплексные умения. Следует различать уровень сформированности УН, который во многом зависит от числа упражнений, и уровень развития соответствующей способности. Для измерения УН и умений используются тесты, которые в мировой практике принято называть тестами достижений.

Умения и навыки подразделяются на обобщенные (межпредметные) и частные (специфичные для отдельных предметов), интеллектуальные и практические, учебные и самообразовательные, общетрудовые и профессиональные, рациональные и нерациональные, продуктивные и репродуктивные и некоторые другие. Однако такое деление умений на виды является в определенной мере условным, так как часто нет резкой границы, различающей их.

В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на четыре группы:

1) двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки);

2) сенсорные, связанные с восприятиями предметов и явлений (навык различения оттенков цветов);

3) интеллектуальные (в том числе учебные);

4) смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).

К учебным навыкам относятся навыки чтения, письма, графические, вычислительные навыки и др. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе. Чем прочнее навыки, тем успешнее проходит процесс обучения.

Одни навыки влияют на формирование других навыков. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Если ученик приобрел навык красивого, четкого и чистого письма, то этот навык переносится и на выполнение чертежных работ. Положительное влияние ранее приобретенного навыка на формирование нового называется переносом навыков. Он возможен там, где в структуре движений навыки имеют много общего.

Но бывает и так, что усвоенный навык мешает приобретению нового. Если до поступления в школу ребенок стал при письме неправильно держать ручку, ложиться грудью на стол, то учителю трудно научить такого ребенка правильному письму, так как мешает прежний навык. Вредное, отрицательное влияние ранее выработанных навыков на приобретение новых навыков называется интерференцией навыков. Интерференция навыков бывает очень сильной, поэтому переучивать человека, который приобрел неправильный навык, нередко оказывается труднее, чем учить того, кто еще никакого навыка в данной работе не имеет. В процессе обучения возможно использовать перенос и избежать интерференции навыков, если ребенок вполне сознательно относится к работе. Важно также путем повторений прочно закреплять правильно выработанный навык.

Приобретенные навыки не всегда сохраняются на всю жизнь. Если нет повторных действий, то навыки, как правило, разрушаются. При этом в первую очередь утрачивается высокое качество, совершенство движений, отработанное длительной тренировкой: быстрота, ловкость и т. д. Основная структура движений, позволяющая как-то выполнить данное действие, еще длительное время сохраняется. Так, человек, научившийся плавать или кататься на коньках еще в юном возрасте и не занимающийся в течение ряда лет ни тем, ни другим, не утратил полностью этих навыков. Войдя в воду, он поплывет, а став на коньки, поедет, но будет выполнять эти действия очень неуверенно, медленно, несовершенно.

Навыки образуются путем заучивания (через повторение) определенных движений, необходимых для выполнения соответствующих действий. Большую роль в формировании навыков играет первая сигнальная система: ощущения, восприятия и представления (особенно двигательные). Они сигнализируют в соответствующие участки мозга о совершаемых движениях, а из мозга идут обратные сигналы, требующие исправления сделанного (так называемая обратная связь). Удачные движения повторяются, и поэтому их механизмы в мозге упрочиваются, закрепляются. Неудачные не повторяются и постепенно исчезают. Так происходит в животном мире и у людей. Но у человека выработка навыков совершается с участием мышления и речи, происходит осмысленное овладение навыком.

Повторное выполнение действий в целях усовершенствования данной деятельности называется упражнением. Оно приводит к увеличению количества правильно выполняемых действий и к уменьшению числа ошибок.

Для большей наглядности процесс выработки навыка можно изобразить графически при помощи так называемых кривых упражнений. При построении этой кривой по оси абсцисс откладываются порядковые номера упражнений (дни), а по оси ординат — продуктивность действия при каждом упражнении. Кривым упражнений любых навыков присущ ряд закономерностей.

Первая особенность развития нового навыка заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, далее же этот подъем замедляется и иногда становится на длительный срок незначительным. Но, изыскивая новые способы решения задачи, человек может развивать свой навык практически беспредельно: сколько бы навык ни казался «законченным», он может быть развит дальше.

Вторая особенность хода развития навыка — это временные задержки в увеличении его продуктивности. На кривой упражнения эта задержка проявляется в виде плато. Оно выражает моменты внутренней перестройки навыка, переход к выполнению его более совершенными приемами.

Третья особенность хода развития навыка — его неравномерность, появление периодов временного ухудшения его продуктивности. Временные снижения — общее правило развития всех навыков. Они могут вызываться многими причинами, влияющими на этапы формирования навыка. Навыки человека в своем формировании и осуществлении всегда подконтрольны сознанию, и в этом их отличие от всегда вредных автоматизмов, при которых теряется контроль сознания. Автоматизация навыка, напротив, полезна. Она не устраняет контроля сознания ни за достигаемой целью, ни за результатом выполнения навыков.

Навык тем и отличается от автоматизма, что в начале подобных упражнений это действие выполнялось вполне сознательно при направленном на него внимании и только в последующем в основном упражнении автоматизируемые действия должны выполняться при направленном внимании не на них, а на их цель. При этом по мере совершенствования навыков цель автоматизируемых действий следует постепенно удалять от них и таким путем формировать все более и более сложный комплекс навыков выполнения какой-либо работы, совершенствуя тем самым сложные умения.

Для того чтобы ребенок овладел теми или иными навыками, надо не только рассказать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Чем младше ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо сопровождать его объяснениями.

Обучая ребенка тем или иным навыкам, надо позаботиться о том, чтобы задание было ему посильным, соответствовало возрастным возможностям и уровню его развития.

1.2 Условия успешного формирования учебных навыков

В процессе качественного обновления образования с особой остротой в современной образовательной практике выдвигается задача определения и реализации психолого-педагогических условий формирования умений и навыков учебной деятельности.

Под условием принято понимать те обстоятельства и факторы, которые влияют на какой-либо процесс действительности. Условие — обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. РАН 4-е изд., доп., М.2003

Важно отметить, что конечный результат определяется не отдельно взятыми причинами, а их совокупностью в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями, которые, в свою очередь, выступают итогом предшествующих взаимодействий.

Под психолого-педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных факторов, необходимых для целенаправленного образовательного процесса.

В результате анализа педагогической и психологической литературы можно выделить следующий комплекс основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного формирования умений и навыков:

— положительная учебная мотивация;

— учет психологических и интеллектуальных возможностей учащихся;

— познавательная активность учащихся;

— систематическое выполнение учащимися домашнего задания;

— соблюдение режима дня;

— стиль педагогического общения.

Остановимся подробнее на некоторых, наиболее значимых, условиях успешного формирования учебной деятельности, которые мы будем исследовать в рамках данной работы.

Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности

Мотивация, является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности («закон готовности» Э. Торндайка, мотивацию как первый обязательный этап поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), но и, что очень важно, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности.

Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Стиль педагогического общения определяет отношение учащихся к учителю и тому предмету, который он ведет. «Широко известно, что отношение учащихся к учителям различно. Некоторые очень хорошо учатся у одного учителя и враждебно относятся к другому. Некоторые отворачиваются от целой области знания, если им не нравится учитель, который их туда вводит».

Психологическая совместимость между учителем и учащимися — одно из условий эффективности формирования учебных навыков и внутригрупповой деятельности.

Главные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей деятельности, — выдержанность, умение владеть собой в любой обстановке, требовательность к самому себе, уважение и разумная взыскательность к учащемуся. Проводить эти принципы на практике очень нелегко: неудачи и ошибки вполне возможны, но и они полезны, потому что являются школой для учителя. Ведь именно конфликт создает потенциальные возможности для наиболее действенных решений, для проявления индивидуальности учителя, его воли, самообладания, находчивости.

Еще одним важным условием успешного формирования навыков учебной деятельности является познавательная активность. Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе — мыслительной и творческой. Компоненты и показатели познавательной активности: когнитивный (учебный), действенно-практический, эмоционально-мотивационный, рефлексивно-аргументационный. Развитие познавательной активности учащегося зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. В этом случае ученик обучается формально и у него не возникает стремления к познанию. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги — классики во все времена подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса и любви к знаниям. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть — выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям и таким образом формирование и развитие познавательной активности обучающихся.

Исследования показывают, что проблема повышения эффективности формирования навыков учебной деятельности может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Познание идет не по кругу, а по спирали, каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость выполнения домашнего задания. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть рассредоточенное усвоение, что требует систематического выполнения домашнего задания. Не менее важное значение это имеет также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они придают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику;

б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, определение признаков, заучивание и т.д.);

в) выполнение письменных упражнений по предметам;

г) выполнение творческих работ;

д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах;

е) проведение наблюдений;

ж) выполнение практических и лабораторных работ;

з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д. И.Ф. Харламов «Педагогика», Минск, 1998 г. мыслительный познавательный учебный навык

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предупреждающая перегрузку учащихся. В частности, в 1-м классе их выполнение не должно занимать более 1 часа, во 2-м — 1,5 часа, в 3-4-м классах — 2 часов, в 5-6-м классах — 2,5 часов, в 7-8-м классах — 3 часов, в 9-11-м классах — 3,5 часов.

Таким образом, проанализировав литературу по нашей теме, мы можем сделать вывод, что все эти условия оказывают существенное влияние на успешное формирование навыков учебной деятельности.

Глава 2. Проведение исследования

2.1 Подбор методик

В первой главе мы рассмотрели основные условия для успешного формирования навыков учебной деятельности. Чтобы подтвердить нашу гипотезу, нам необходимо провести исследование, т.е. констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент — это эксперимент, устанавливающий наличие какого — либо непреложного факта или явления. Эксперимент является констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Немов Р.С. Психология: Словарь — справочник: В 2ч. — М.: Изд-в ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003

Процедура исследования проходила в несколько этапов:

1. подбор методов исследования;

2. планирование и проведение исследования;

3. анализ результатов исследования.

Организация, на базе которого проводилось исследование — Муниципальная общеобразовательная школа — интернат «общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №17 «Юные спасатели МЧС». В данном образовательном учреждении обучаются дети с первого по одиннадцатый класс, как мальчики, так и девочки.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нам необходимо выявить уровень учебной мотивации и познавательной активности. Для этого нам необходимо использовать метод наблюдения и метод опроса.

Нами были выбраны следующие методики:

1. Методика «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан). Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. — М., 1993.

Методика предназначена для диагностики познавательной активности младших школьников. Может проводиться как в группе, так и индивидуально.

За 5 минут до окончания занятия (само занятие обычное) экспериментатор объявляет: «Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно — неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!»

Содержание письма может быть любым: отвлеченным или привязанным к теме урока; небольшим по объему — 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр (см. прил.1).

Каждому ребенку достается листочек с «Таинственным письмом». Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.

Высокий уровень познавательной активности — расшифровал целиком.

Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается — приступил к расшифровке, но не окончил.

Низкий уровень познавательной активности — не взялся за расшифровку.

Вывод о степени выраженности познавательной активности фиксируется на листке с заданием, внизу.

2. Анкета для определения школьной мотивации (Н. Лусканова).

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. Анкета содержит 10 вопросов и по 3 варианта ответа на каждый вопрос. При этом допустимы два варианта предъявления:

1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Обработка и интерпретация результатов. За каждый первый ответ — 3 балла, промежуточный — 1 балл, последний — 0 баллов. Максимальная оценка — 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25-30 баллов — сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная мотивация.

20-24 баллов — отношение к себе как к школьнику практически сформировано, мотивация на среднем уровне.

15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов — отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе.

2.2 Проведение исследования

Исследование было проведено в 4 классе, в нем обучается 21 человек. Нами был выбран именно 4-А класс, поскольку он является заключительным в начальной школе и является переходным в основное звено обучения. В этом возрасте наиболее точно можно проследить успешность формирования навыков учебной деятельности.

Наиболее значимым показателем успешного формирования навыков учебной деятельности является отметка. Поэтому критерием для подтверждения выдвинутой гипотезы будет являться отметки учащихся 4-А класса за 1 четверть учебного года.

В результате анализа полученных результатов по методике Н. Лускановой были получены следующие результаты:

— высокий уровень школьной мотивации — 19% (4 человека);

— средний уровень школьной мотивации — 81% (17 человек);

— ниже среднего уровня — 0;

— низкая мотивация — 0.

На основе этих данных была составлена диаграмма, в которой наглядно приведены результаты диагностики:

В результате анализа полученных результатов по методике А. М. Прихожан были получены следующие результаты:

Высокий уровень познавательной активности — 33% (7 человек);

Познавательная активность выражена умеренно — 52% (11 человек);

Низкий уровень познавательной активности — 15% (3 человека).

На основе полученных данных была составлена диаграмма, в которой наглядно приведены результаты диагностики:

В результате наблюдения было выявлено, что 81%, т.е. 17 учащихся выполняют домашнюю работу систематически, а 19%, т.е. 4 учащихся выполняют домашнюю работу эпизодически.

Представим полученные результаты в виде диаграммы:

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать сравнительный анализ.

Из всех учащихся 4 А класса мы можем выделить 4 человек имеющих высокий уровень учебной мотивации, познавательной активности и которые систематически выполняют д\з. Следуя нашей гипотезе у этих учащихся навыки учебной деятельности должны формироваться успешнее. Критерием успешности мы выбрали отметки за 1 четверть этого учебного года. И действительно, у этих учащихся отметки за прошедшую 1 четверть самые высокие, по сравнению с остальными учащимися этого класса.

Так же было выявлено 3 человека в классе с низкой познавательной активностью и эпизодическим выполнением домашнего задания. Для подтверждения выдвинутой гипотезы сравним отметки за 1 четверть этих учащихся и учащихся имеющих высокий показатель по этим методикам. Действительно, эти дети имеют за четверть тройки по нескольким предметам.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что гипотеза о том, что при систематическом выполнении домашних работ, высокой познавательной активности и высокой учебной мотивации навыки учебной деятельности формируются успешнее, подтверждается.

Формирование навыков у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в школе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношения к миру.

Об умственном развитии мы судим по наличию у учащихся знаний и сформированности навыков учебной деятельности.

Проведенное теоретическое и практическое исследование дает основание делать вывод, что формирование навыков учебной деятельности учащимися будет проходить успешнее, если будут учитываться условия, в которых протекает этот процесс.

В этой работе, проанализировав различную литературу по возрастной психологии и педагогике, были рассмотрены: понятие навыка как свойство личности, учебные навыки, особенности развития навыков, условия успешного формирования навыков.

В практической части работы представлены результаты проведенного исследования, которые в свою очередь подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что при соблюдении определенных условий навыки учебной деятельности формируются успешнее.

Положительная мотивация благотворно влияет на приобретение обучающимися высокоразвитых навыков и умений учиться. Взаимосвязь между, формированием навыков учебной деятельности и мотивами существует объективно. Не может быть такого обучения, которое не вырабатывало бы у учащихся того или иного отношения к учебной деятельности.

Психологическая совместимость между учителем и учащимися — одно из основных условий эффективности формирования учебных навыков и внутригрупповой деятельности.

Еще одним важным условием успешного формирования навыков учебной деятельности является познавательная активность.

И не менее важным условием формирования навыков учебной деятельности является систематическое выполнение домашних заданий.

Поэтому, одна из задач, решаемых учителями в образовательном процессе, не просто транслировать учащимся готовые знания, но и создавать условия, при которых формирование навыков учебной деятельности будет более успешным.

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 2006.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. — М., 1993.

3. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 — 1980гг. — М., 1998.

4. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990.

5. Немов Р.С.Психология: Словарь справочник: в 2 ч. — М.,2005.

6. Немов Р.С. Психология. Том 2. — М., 1998.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. РАН 4-е изд., доп., М. 2003

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика», Минск, 1998г.

10. Павлова Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков. М., 2008.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

Методика «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан)

12/16/18/6/15/28 21/25/6/15/10/33 4/16/18/7/12, 5/1 17/13/16/5 6/4/16

«Корень учения горек, да плод его сладок».

Бланк анкеты для определения школьной мотивации (Н. Лусканова).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта. Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте. Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 11.12.2010

Проблема мотивации учения в психологических исследованиях. Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Значение оценки в учебной мотивации младших школьников.

курсовая работа [61,6 K], добавлен 05.10.2011

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности. Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников. Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности.

дипломная работа [58,9 K], добавлен 17.12.2004

Психологический анализ учебной деятельности и мотивации, разнообразие и разнородность познавательных мотивов. Рассмотрение познавательной мотивации у школьников в соотношении с другими структурными компонентами учебно-познавательной деятельности.

реферат [17,6 K], добавлен 29.08.2011

Мотивация учебной деятельности. Пять уровней учебной мотивации. Причины спада школьной мотивации. Развитие мотивов учения. Содержание обучения, строение мотивации. Формирование мотивации учения школьников. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

курсовая работа [33,2 K], добавлен 08.03.2009

Источник

Читайте также:  При искусственном дыхании способом каллистова
Оцените статью
Разные способы