Способ формирования двух палат

Способ формирования двух палат

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 012)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (1)

Проанализировав конституционные положения федеративных государств Европы, регулирующие порядок формирования палат парламента, состоящих из представителей субъектов федерации, можно выделить следующие способы их формирования:
1. Формирование верхней палаты парламента посредством прямых выборов (Швейцария).
Данный способ формирования весьма демократичен. Воля населения субъекта федерации никем не опосредуется. Население само определяет и отвечает за тех, кто будет отстаивать интересы их субъекта в высшем представительном органе государства. Вместе с тем этот способ формирования верхней палаты имеет ряд существенных недостатков. В результате прямых выборов верхняя палата может быть сформирована не только из людей, которые четко представляют себе интересы и потребности субъекта федерации и готовы их отстаивать в высшем представительном органе, но и из профессиональных политиков, которые, манипулируя интересами субъектов, пытаются добиться своих политических целей. Верхняя палата может превратиться в подобие нижней палаты, где интересы субъектов федерации отойдут на второй план, уступив место борьбе между различными политическими группировками.

Источник

Формирование палат парламентов

Формирование посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов.

Такая практика существует, например, во Франции, где верхняя палата парламента — Сенат (состоящий из 321 сенатора) избирается на девять лет коллегиями выборщиков, в которые входят депутаты Национального собрания (нижней палаты парламента), члены генеральных советов и муниципальные советники. 2)

Формирование посредством прямых выборов.

При избрании верхней палаты действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов низшей палаты).

Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. 3)

Формирование верхней палаты путем назначения в наиболее чистом виде применяется в Канаде и Германии. Верхняя палата парламента Канады (Сенат), состоящая из 104 членов, назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-ми- нистра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами. 4)

Читайте также:  Способы пролонгирования действия таблеток

Традиционный феодальный способ применяется в Великобритании. Здесь палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связано с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов, виконтов. Это так называемые пэры парламента. 11 членов палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел. 5)

Смешанный способ, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). 6)

Принцип ротации — в конституционном праве принцип частичного (поэтапного) обновления состава представленных органов власти.

Принцип ротации позволяет избежать резких изменений в составе депутатского корпуса, обеспечить стабильность и преемственность в работе представительного учреждения.

В некоторых странах для верхней палаты в отличие от нижней не установлен срок полномочий, ее состав обновляется по частям (в США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, создает видимость непрерывности законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.).

Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются посредством прямых выборов, т. е. почти всегда избираются непосредственно населением.

Роспуск парламента (палат) — в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти.

Право роспуска палаты (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по «просьбе» правительства) и служит противовесом институту парламентской ответственности правительства.

Конституции соответствующих государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен роспуск парламента. Основными случаями, в которых конституциями предусматривается возможность (или даже необходимость) роспуска парламента, являются: •

невозможность формирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); •

выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); •

повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (Венгрия); •

неутвержденные программы правительства (Литва); •

непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др.

Основными ограничениями возможности роспуска парламента являются следующие: —

не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата двухпалатного парламента; —

парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (Франция, Италия, Польша); —

парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (Италия, Литва) или первые шесть месяцев (Литва), первый год (франция) полномочий парламента; —

в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период, например не чаше одного раза в год в Румынии и т. п.

Источник

dvorkin

Личный блог и сайт обо всем на свете

Формирование парламентов и их структура.

По своей структуре парламенты бывают однопалатные и двухпалатные (бикамеральные). Нижние палаты двухпалатных парламентов и однопалатные парламенты формируются, как правило, посредством прямых выборов. Что касается верхних палат двухпалатных парламентов, то следует выделить следующие основные способы формирования:

  1. По принципу наследования.
Читайте также:  Дистанционный способ продаж возврат товара

Наследственный принцип был заложен в основу формирования верхней палаты британского парламента

Полностью назначаемы верхние палаты парламентов в таких государствах, как Канада, Иордания, Гренада, Барбадос, Ямайка, и некоторых других.

В данном случае следует отдельно рассмотреть порядок формирования верхних палат путем: а) прямых выборов и б) непрямых выборов.

В США сенат избирается прямыми выборами, независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами.

Во Франции верхняя палата (сенат в составе 322 депутатов) избирается косвенными выборами.

  1. Смешанным путем, при котором могут сочетаться элементы выборности, назначения (сенат парламента Итальянской Республики, Ирландии), а также иметь место наследственный принцип (Бельгия).

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Польша), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинстве стран законы принимаются парламентом, а издаются главой государства.

Количество депутатов в палатах. Самый большой однопалатный парламент – Китай (Всекитайское народное собрание) 3000 человек.

Срок полномочий палат парламента от 2 до 6 лет. Нижнюю палату избирают на 4-5 лет. Самый маленький срок палаты представителей в США – 2 года. Верхняя палата парламента – срок не ограничен, только обновляется периодически состав.

Источник

Двухпалатная структура парламента России. Особенности формирования палат Федерального Собрания

Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий — у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты — у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.

Последний принцип исповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структурой построения.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.

Читайте также:  Тест по теме способы выражения обособленных обстоятельств

Двухпалатная структура палат исторически возникает в период буржуазно-демократических революций в качестве способа сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя привилегированные слои общества, верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, имели более длительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним и тем самым обеспечивали стабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. В современный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарных государствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права; через равное представительство каждого из субъектов федерации.

Особенности формирования палат Федерального Собрания. Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 упразднилась действовавшая на то время система высших законодательных (представительных) органов государственной власти России — Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. В соответствии с данным Указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган государственной власти — Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат — Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по Конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 г. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. «Об утверждении уточненной редакции положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»; Указ Президента от 11 октября 1993 г., утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными Положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Положения определяли, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в Совет Федерации избирается по два депутата от каждого субъекта РФ. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ — два депутата), образованным в рамках административных границ субъектов РФ.

Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 гг. путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты.

Источник

Оцените статью
Разные способы