Способ формирования боярской думы

Боярская дума — права, функции и цели совета в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Только представители первой категории могли стать членами Думы в России или советниками князей, введенных бояр по-другому именовали «большими». Переход в такой класс давал чин и право на поступление в состав совета.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.
Читайте также:  Что такое полиграфическим способом

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Порядок деятельности

Члены собрания заседали не всегда. Полные совещания проходили в важных случаях, например, при созыве общегосударственного высшего сословия, при этом Боярская дума составляла часть Земского собора. Заседания думского совета проходили в государском дворце, на «Верху» или в Золотой Палате. По времени собрание занимало от 1 до 6 часов.

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Во время отъезда из Москвы государь брал с собой часть Думы, но несколько сотрудников учреждения оставались на месте для решения дел города. Эта комиссия принимала сообщения от разных приказов и выносила определение только по делам малой важности. Остальные в виде доклада доставлялись царю и решались им вместе с сопутствующим составом бояр.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Читайте также:  Креветки во льду способ приготовления

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

Источник

Боярская дума: с X до XVII века

Боярская дума — это высший политический представительный орган власти, приближенный к правящей особе (князю или царю), который существовал в истории России с Древней Руси до конца XVII столетия. Такое вот определение

В этой статье мы кратко разберем его появление и эволюцию. Материал этой статьи крайне важен для подготовки к школьным экзаменам: к ВПР, ЕГЭ, ДВИ. Поэтому рекомендую дочитать статью до конца.

Боярская дума в Древней Руси

Когда появилась Боярская дума? Вопрос этот непростой. Большинство современных исследователей считают, что она появилась в X веке, в связи с образованием древнерусского государства, во времена правления князя Владимира I Святого (Красно Солнышка). В.О. Ключевский называл ее «Дружинной» думой, но также и Боярской. Она состояла из ближних к князю дружинников, а также «градских старцев». В последующем она была расширена за счет епископов, митрополита.

В XI — XII веках состав боярской думы стал меняться: в нее собственно уже стали входить бояре. Боярами назывались дружинники, которые получили земли, вотчины; старая родовая аристократия, которая также владела вотчинами. Именно они сосредоточили достаточно сильную власть и в ряде русских земель с наступлением политической раздробленности стали представлять реальную оппозицию власти князя.

В частности, так было в Галицко-Волынской земле, Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской. В Новгороде так и вообще историки говорят о боярской республике. Как конкретно происходило взаимодействие между князем и боярами надо знать для всех школьных экзаменов. Кстати, я об этом рассказал в моем курсе «Сквозные темы: Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».

В дальнейшем, примерно, с XIV века в России формируются вотчинные государства в Твери, Москве и других княжествах. Это означает, что власть князя растет, ведь именно он представлял народ перед татаро-монголами. Наступает некий упадок Боярской думы, она становится собранием людей, которые просто исполняют волю князя. Так продолжается до Ивана III Великого.

Боярская дума в XV — XVI веках

При Иване 3 Боярская дума вновь расцветает благодаря распространению вотчин — родовых земельных владений. Великий князь всея Руси не мог управлять страной один. Ему нужны были ближние люди, советники, управленцы. Слой бояр пополнился из княжат — удельных князей, чьи уделы были присоединены к Московскому княжеству. Отчасти такое положение вещей было закреплено Судебником 1497 года. Как именно это происходило, рассказал в своем курсе «История России…», и «Сквозные темы…».

Читайте также:  Более гуманный способ это

Великий князь Иван Третий Васильевич. Правил с 1462 года по 1505 год

Бывали случаи, что без бояр Иван Третий не принимал послов и не принимал важнейшие внешнеполитические решения. Это потому, что изменился его статус, чему немало поспособствовала его женитьба на Софье Палеолог. Кроме того, именно высшая аристократия — боярство, начинает концентрировать нити государственного управления. Ведь именно из их числа князь выбирал воевод для управления остальными городами. Это происходило на основании местничества. Сами эти воеводы содержались за счет кормлений.

При Иване 4 Грозном официальное положение было Боярской думы было закреплено Судебником 1550 года. В ее состав входило примерно 30 — 40 человек. Она выполняла управленческие функции: через специальные боярские комиссии, кроме того, каждый боярин руководил каким-либо приказом — центральным органом управления в Московском государстве. Даже в годы Опричнины первый русский царь считался с Боярской думой, выделив земщину.

Царь Иван 4 Грозный, правил с 1547 года по 1584 год

Наиболее важные, секретные вопросы, решали как правило 4 самых ближних к царю боярина. Боярская дума решала практически все внешнеполитические вопросы, она осуществляла и дипломатические функции, и судебные. Разумеется, все эти решения она принимала от имени правящего князя или (с 1547 года) царя. Царь мог посещать заседания Боярской думы, а мог и не посещать.

С 1549 года, с возникновением Земских соборов, а значит и сословно-представительной монархии, роль Боярской думы только возросла: она утверждала все его решения. В ее составе также начинают появляться не только представители высшей аристократии, но также высшие чиновники: окольничьи, дьяки, думные дворяне.

Боярская дума в XVII веках

Я думаю, что своего апогея Боярская дума достигла в эпоху Смутного времени. Так, например, когда Лжедмитрий I решил начать войну со Швецией, пытаясь выполнить свои обещания перед поляками, бояре воспротивились этому, и эта война так и не началась.

Более того, новый царь был избран из числа бояр — Василий Шуйский, которому тут же дали подписать крестоцеловальную запись.

Василий Шуйский, царь с 1606 по 1610 годы

Тем самым в истории России возникает реальная альтернатива ограничения царской власти властью бояр. Ну, а дальше, так и вообще начинается боярский произвол: они стригут Шуйского в 1610 году в монахи и сами становятся правителями Московского государства, одновременно присягая на верность польскому королю!

Царь Алексей Михайлович Романов. Даты правления 1645 — 1676

Разумеется, после избрания нового царя, новой царствующей династии — Романовых, боярское, родовое начало уходит в прошлое. Уже при царе Алексее Михайловиче возникают абсолютистские тенденции, которые были закреплены в Соборном уложении 1649 года. В последний раз она собралась в 1700 году, после чего была упразднена Петром Великим.

Заключение

Таким образом, Боярская дума вместе с князем, а в последующем, и царем, делила всё государственное управление. Более того, бояре всегда создавали оппозицию царской власти буквально все время своего существования. Пики этого противостояния приходятся на 12 век, период Опричнины и Смутного времени.

Бояре имели на это права в силу обычая, ведь этот орган власти так или иначе существовал с Древней Руси и восходил к древнему варяжскому обычаю, согласно которому любой дружинник мог бросить вызов конунгу и вызвать его на поединок. И если побеждал, то сам становился им!

Тем не менее это родовое начало не могло сосуществовать с империей, с абсолютной властью царя, что и предопределило ее падение. Однако, важно понимать, что родовое начало в управлении Россией сохранится и далее: в формате, например Верховного тайного совета при Екатерине I, или Негласного комитета — при Александре I.

Важно, понимать, что в этой статье я использовал множество исторических понятий, персоналий и терминов. Если для Вас — это темный лес, и Вы ничего не поняли, настоятельно рекомендую Вам мой основной курс по истории России для подготовки к ЕГЭ.

Источник

Оцените статью
Разные способы