- фиксация либидо
- Смотреть что такое «фиксация либидо» в других словарях:
- Теория либидо
- Читайте также
- IV. Внушение и либидо
- ТЕОРИИ ЛИБИДО
- 2. Либидо и агрессия
- Снижение либидо
- ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ. Теория либидо и нарциссизм
- Теория либидо
- IV. Внушение и либидо
- Двадцать шестая лекция. Теория либидо и нарциссизм
- Теория либидо
- Либидо
- 3. Теория либидо
- Регрессия либидо, задержка и фиксация
- Регрессия как психологическая защита
- Регрессия либидо
- Фиксация либидо
- Оральная фиксация
- Поведенческая регрессия и задержка оральной личности
- Анальная фиксация
- Фаллическая фиксация
- Фиксация на травме
- Нормальные проявления регрессии
- Регрессия в психоанализе
- Злокачественная регрессия
фиксация либидо
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое «фиксация либидо» в других словарях:
Фиксация — – 1. вообще – процесс, посредством которого что то становится твёрдым, жёстким, устойчивым, негибким, или действие по удержанию чего либо в фиксированном положении. Часто термин употребляется с уточнением того, какой вид фиксации подразумевается; … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
либидо: фиксация — закрепление либидо на том или ином элементе; предрасполагающий внутренний фактор этиологии неврозов. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ФИКСАЦИЯ — (лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий) в психоанализе Фрейда описательное понятие, обозначающее наличие закрепленной привязанности к объектам, периодам, фазам, предшествующего опыта, закрепленным в нем способам удовлетворения, отношениям,… … Новейший философский словарь
фиксация — (от лат. fixus твердый, нерушимый, крепкий) в психоанализе З. Фрейда описательное понятие, обозначающее наличие закрепленной привязанности к объектам, периодам, фазам, предшествующему опыту, способам удовлетворения, отношениям, ситуациям … Большая психологическая энциклопедия
ФИКСАЦИЯ — прочная и систематическая связь субъекта с определенными лицами или образами, воспроизводящая один и тот же способ удовлетворения желаний, структурно организованная по образцу одной из стадий такого удовлетворения, печать детского опыта,… … Современный философский словарь
ПРИЛИПЧИВОСТЬ ЛИБИДО — – свойство или качество либидо, способствующее закреплению фиксации сексуальной энергии на каком либо объекте или стадии психосексуального развития и затрудняющее изменение ее направленности на новые объекты или иные стадии развития. Данное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
НАРЦИССИЗМ — – любовь к собственному образу, к самому себе, болезненная самовлюбленность. Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым Х. Эллисом, который в работе «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898) описал одну… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
невроз: причина — согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие,… … Большая психологическая энциклопедия
причина невроза — невроз: причина согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли… … Большая психологическая энциклопедия
НАРЦИССИЗМ — (греч. Narciss Нарцисс, Наркисс) в наиболее распространенном значении самовлюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие восходят к древнегреческой мифолии. Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев… … Новейший философский словарь
Источник
Теория либидо
С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения прекрасно соглашаются наши представления и наше понимание психических проявлений сексуальной жизни. Мы выработали себе понятие о либидо как о меняющейся количественно силе, которая может измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов, в отношении ее особого происхождения, и этим приписываем ей также особый качественный характер. Отделением либидозной психической энергии от другой мы выражаем наше предположение, что сексуальные процессы организма отличаются от процессов питания организма особым химизмом. Анализ перверсий и психоневрозов убедил нас в том, что сексуальное возбуждение возникает не только из так называемых половых частей, но и из всех органов тела. У нас, таким образом, возникает представление об определенном количестве либидо, психически представленное, как мы говорили, «Я-либидо» (Ich-libido), продукция которого, увеличение или уменьшение, распределение и сдвиг, должна дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексуальные феномены.
Но аналитическое исследование этого «Я-либидо» становится доступным только тогда, когда это либидо нашло психическое применение, чтобы привязаться к сексуальным объектам, т. е. превратиться в «объект-либидо». Мы видим тогда, как оно концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, т. е. частичному, временному потуханию либидо. Психоанализ так называемых неврозов перенесения (истерия, невроз навязчивости) дает нам возможность убедиться в этом.
Относительно судеб «объект-либидо» мы можем еще узнать, что, будучи отнятым от объектов, оно остается витающим в состоянии напряжения и, наконец, возвращается к «Я», так что оно снова становится «Я-либидо». «Я-либидо» в противоположность «объекту-либидо» мы называем также нарциссическим либидо, и у нас составляется представление об отношении обеих форм либидо. Нарциссическое либидо, или «Я-либидо», кажется нам большим резервуаром, из которого высылаются привязанности к объектам, и в который они снова возвращаются; нарцисическая привязанность либидо к «Я» кажется состоянием, осуществленным в первом детстве, только прикрытым благодаря поздним его отросткам, но в сущности оставшимся неизменным за их спиной.
Задача теории либидо невротических и психотических заболеваний должна была бы состоять в том, чтобы выразить в терминах экономии (энергетики) – либидо все наблюдаемые феномены и предполагаемые процессы. Легко понять, что судьбы либидо будут при этом иметь самое большое значение, особенно в тех случаях, где дело идет об объяснении глубоких психотических заболеваний. Трудность состоит в таком случае в том, что метод нашего исследования, психоанализ, пока дает нам верные сведения только о превращениях «объект-либидо», а «Я-либидо» он не может совершенно отделить от других действующих в «Я» энергий. Дальнейшее развитие теории либидо пока поэтому возможно только спекулятивным путем. Но если, по примеру К. Г. Юнга, слишком расширить понятие либидо, отождествляя его вообще с двигающей психической силой, то благодаря этому пропадают завоевания всех психоаналитических наблюдений.
Отделение сексуальных влечений от других и вместе с тем ограничение понятия либидо этими первыми находят сильное подкрепление в изложенном выше предположении об особом химизме сексуальной функции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
IV. Внушение и либидо
IV. Внушение и либидо Мы исходили из основного факта, что в индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности. Его аффективность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно понижаются, и оба
ТЕОРИИ ЛИБИДО
ТЕОРИИ ЛИБИДО Работа Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» (1906), которая была существенно дополнена в 1915 году, содержит все основные элементы теории либидо и психосексуального развития. В этой работе он использует термин «сексуальность» для обозначения
2. Либидо и агрессия
2. Либидо и агрессия Итак, мы познакомились с двумя патологическими эпизодами: одним — из жизни девочки, другим — из жизни мальчика. Эти случаи были выбраны вследствие их ясной и доступной наблюдению структуры. Однако какого рода законами можно объяснить эти случаи?Фрейд
Снижение либидо
Снижение либидо Изменения в сексуальной сфере, как правило, возникают на самых ранних этапах развития депрессии, а дальше только углубляются: снижается либидо (интенсивность сексуального влечения), частота поллюций и выраженность эрекции у мужчин, тускнет оргазм,
ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ. Теория либидо и нарциссизм
ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ. Теория либидо и нарциссизм Уважаемые дамы и господа! Мы неоднократно и лишь недавно вновь имели дело с разделением инстинктов Я и сексуальных влечений. Сначала вытеснение нам показало, что они могут вступить в противоречие друг с другом, что затем,
Теория либидо
Теория либидо С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения прекрасно соглашаются наши представления и наше понимание психических проявлений сексуальной жизни. Мы выработали себе понятие о либидо как о меняющейся количественно силе, которая
IV. Внушение и либидо
IV. Внушение и либидо Мы исходили из основного факта, что в отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения его душевной деятельности. Его аффективность чрезвычайно повышается, а его интеллектуальные достижения заметно
Двадцать шестая лекция. Теория либидо и нарциссизм
Двадцать шестая лекция. Теория либидо и нарциссизм Уважаемые дамы и господа! Мы неоднократно и лишь недавно вновь имели дело с разделением инстинктов Я и сексуальных влечений. Сначала вытеснение нам показало, что они могут вступить в противоречие друг с другом, что затем,
Теория либидо
Теория либидо С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения хорошо согласуются наши вспомогательные гипотезы, которые мы создали себе для того, чтобы лучше понять психические выражения сексуальной жизни. Мы ввели понятие либидо как
Либидо
Либидо Во мне живет эта безумная жажда жизни. Иногда мне кажется, что я – один сплошной круглосуточный генератор энергии. Видимо, так я задумана. Она расплескивается через край, и, порой, я не справляюсь с ее потоками. Но я очень стараюсь. И теперь я стараюсь направлять ее в
3. Теория либидо
3. Теория либидо С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения прекрасно согласуются наши представления и наше понимание психических проявлений сексуальной жизни. Мы выработали себе понятие о либидо как о меняющейся количественно силе,
Источник
Регрессия либидо, задержка и фиксация
Регрессия как психологическая защита
Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок, можно говорить, что он регрессировал – это называется поведенческой регрессией. Более сложным и устойчивым процессом является регрессия либидо, чему посвящена эта статья.
Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек впадает в детство; в отличие от регресса, регрессия – процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями
Сосание большого пальца в стрессовых ситуациях детьми старше двух лет является ярким примером регрессии либидо в качестве психологической защиты. Сосание само по себе не может устранить стрессовую ситуацию, с которой столкнулся ребенок, но помогает регрессировать к стадии, на которой сосание было средством удовлетворения и успокоения. Таким образом сосание обеспечивает ослабление напряжения, вызванное стрессом. Посредством такой регрессии ребенок, сосущий палец, достигает иллюзии защищенности и дистанцируется от неудовольствия, вызванного окружающей средой.
Сосание пальца младенцем не является регрессией, так как он еще находится на оральной стадии развития, на которой сосание является основным видом деятельности.
Регрессия либидо
В классическом психоанализе под регрессией подразумевают, прежде всего, регрессию либидо на предыдущие стадии развития. Фрейдом была разработана концепция психосексуального развития, в соответствии с которой ребенок проходит последовательно три основные стадии:
1. Оральная (0 – 18 мес.) – на этой стадии основной деятельностью ребенка является сосание. Как выразилась Мелани Кляйн, психика ребенка зарождается вокруг соска его матери. Фрейд приписывал младенцу эротическое удовольствие, связанное с процессом сосания.
2. Анальная (18 мес. – 3 года) – на этой стадии, по мнению Фрейда, основная деятельность ребенка связана с дефекацией и приучением к горшку. Ребенок испытывает эротическое удовольствие от процесса дефекации, а также вступает в конфликт с родителями, противодействуя приучению его к опрятности и контролю сфинктеров.
3. Фаллическая (3 года – 5 лет) – эта стадия совпадает с развитием Эдипова комплекса. По мнению Фрейда в этот период для детей обоих полов важность представляет только один орган – пенис (см. подробнее Примат фаллоса и кастрационный комплекс). Основное удовольствие ребенка в этот период связано с эротическими фантазиями о связи с родителем противоположного пола и победой над конкурирующим родителем того же пола.
Базу для регрессии либидо подготавливает фиксация на одной из перечисленных стадий психосексуального развития.
Фиксация либидо
Фрейд рассматривал развитие личности как постепенный отвод либидо от предыдущих форм удовлетворения. Для лучшего понимания процесса развития ребенка Фрейд предлагает аналогию с продвижением кочевого народа на вражескую территорию:
«Представьте себе, если кочевой народ оставил на стоянках на своем пути сильные отряды, то ушедшим вперед естественно вернуться к этим стоянкам, если они будут разбиты или встретятся с превосходящим их по силе противником.»
(Фрейд. “Введение в психоанализ. Лекция 22”)
Под противником Фрейд подразумевает соперника в эдиповой конкуренции – отца для мальчика, и мать, соответственно, для девочки. В классическом психоанализе считается, что неудачно разрешенный Эдипов комплекс является основной причиной невроза.
Отступлением на прежние стоянки является возврат к более ранним, регрессивным формам удовлетворения, анальным и даже оральным, которые в психоанализе называются прегенитальными, т.е. предшествующими Эдипову комплексу.
Фрейд связывает фиксацию с чрезмерным удовлетворением, которое, в свою очередь, по мнению Фрейда, обусловлено конституциональными (врожденными) особенностями индивида:
«Но вместе с тем они [кочевники] тем скорее окажутся в опасности потерпеть поражение, чем больше народу из своего числа они оставили на пути.»
(Фрейд. “Введение в психоанализ. Лекция 22”)
То есть получается, что в результате фиксации ребенок лишается возможности успешно преодолеть Эдипов комплекс, т.к. большая часть его либидо зафиксирована на одной из прегенитальных стадий развития и, как бы, «тянет» назад.
Оральная фиксация
Убеждения Фрейда о конституциональном усилении значения губ сегодня невозможно читать без улыбки.
«Если такое конституциональное усиление сохраняется, то такие дети, становясь взрослыми, делаются любителями поцелуев, имеют склонность к перверзным поцелуям [минету или кунилингусу] или, будучи мужчинами, приобретают сильный мотив для пьянства и курения. Если же к этому присоединяется вытеснение, то они будут ощущать отвращение к пище и страдать истерической рвотой. Благодаря общности зоны губ, вытеснение перенесется на влечение к пище. Многие из моих пациенток, страдающих нарушением в принятии пищи, истерическим глобусом [ощущением кома в горле], сжатием в горле и рвотами, были в детстве энергичными сосунами.»
(Фрейд. “Три очерка по теории сексуальности”)
Современный психоанализ рассматривает оральную стадию развития как важнейший этап формирования психики ребенка, в процессе которого, в результате взаимоотношений младенца с матерью, закладываются ее основа (базис) – стрессоустойчивость, оптимизм, способность любить и быть любимым и получать удовольствие от жизни – залог всего дальнейшего развития (см. подробнее Травма рождения, Базальная тревога, Депривация, Интроверсия и аутизм, Материнская тревожность). Поэтому в современном психоанализе предпочитают говорить не о фиксации на оральной стадии развития, а об оральных травмах.
Еще Отто Фенихель (1915) подчеркивал, что чрезмерная фрустрация может также вызывать фиксации. Фрустрация содействует вытеснению желаний, и этим препятствует развитию ребенка. Фенихелем были перечислены основные причины фиксаций:
1. Комбинация чрезмерного удовлетворения и чрезмерной фрустрации и, в особенности, внезапные изменения от одного к другому.
2. Злоупотребление оральной потребностью ребенка в качестве средства уменьшения беспокойства ребенка и собственной тревоги матери в ущерб эмоциональному контакту – когда ребенку затыкают рот грудью или соской.
3. Попустительство матери нежелания ребенка отказаться от груди или бутылочки и, как следствие, чрезмерное затягивание оральной стадии. В этом случае, напротив, страх матери фрустрировать ребенка способствует фиксации.
Подобные оральные травмы приводят к тяжелым последствиям: промискуитету, обжорству, анорексии, алкоголизму, наркомании (см. подробнее Почему нам хорошо, когда нам хорошо, или биохимия удовольствия). В результате оральных травм человек оказывается неспособным жить полноценной жизнью, и все, что ему остается, это регрессировать к оральному способу удовлетворения – как бы, начать сначала, с того места, где он был травмирован, в надежде, что давнее желаемое удовлетворение будет получено, но, к сожалению, нередко это оказывается началом конца.
Оральная личность постепенно почти полностью теряет способность получения удовольствия иначе как от самых базовых, оральных форм удовлетворения: от механического секса (суррогата любви), еды (или отказа от еды), алкоголя или наркотиков (заменителей материнского молока). По сути, такие удовлетворения являются извращением, потому что за ними стоит не любовь, а попытка не чувствовать боль и страх, пережитые в первый год жизни. Так оральная личность привыкает получать удовольствие от «лечения» своей травмы с помощью суррогата. Поэтому оральные нарушения очень сложно лечатся – ведь «лекарство» уже найдено.
Человек, продолжающий злоупотреблять психоактивными веществами, углубляет свою регрессию, которая постепенно перерастает в необратимый регресс личности, обусловленный хронической интоксикацией мозга.
Поведенческая регрессия и задержка оральной личности
Оральный характер не всегда проявляется зависимостью от еды или психоактивных веществ. Если оральная стадия была пройдена более-менее успешно, но дальнейшее развитие было задержано, формируется очень зависимая личность, не стесняющаяся своей инфантильности и прилипчивая к объекту своей любви (но чаще поведенческая оральность сочетается с аддикциями).
Часто склонность к регрессии невозможно заметить неискушенному наблюдателю. Например, девушка, выйдя замуж, торопится завести ребенка. Это может выглядеть как прогрессивное стремление. Но после рождения младенца она плохо справляется с ним, пытается спихнуть его мужу или бабушкам. На самом деле она ожидала получить себе братика или сестренку, а орущий и требовательный ребенок для нее оказался полной неожиданностью, к которой она совершенно не была готова. Для нее рождение ребенка являлось способом уклониться от жизни, полной трудностей, к которым она не была готова (хотя это она и осознавала). Как говорится, не получилась карьера, скажи, что нашла себя в семье. Хотя такие девушки и могут делать достаточно успешную карьеру до брака, но при внимательном наблюдении видно, как тяжело им это дается, они с трудом выдерживают конфликты на работе, живут от выходных до выходных, постоянно думают об отпуске. В результате брака с такой девушкой после рождения ребенка мужчина получает двух детей.
Мужчины тоже могут вести себя подобным образом. Притчей во языцех стал муж, лежащий на диване перед телевизором в трениках с вытянутыми коленками. Он постоянно пытается устроиться на работу, но у него ничего не получается. И уж стоит ли еще раз говорить о мужьях-алкоголиках?
Брак очень часто бессознательно рассматривается как возможность регрессии либидо к первичным объектным отношениям – воссозданию детско-родительских отношений (регрессии либидо к первичному инцестуозному объекту, как выражался Фрейд).
Анальная фиксация
По мнению Фрейда при дефекации ребенок думает, что теряет часть себя, и фиксация на этом процессе формирует склонность к скупости. Родители принуждают ребенка совершать дефекацию в горшок и выбрасывают его содержимое, и скупость, вероятно, формируется как гиперкомпенсация переживания безвозвратно потерянных собственных частей. Также, по мнению Фрейда, кал в бессознательном ассоциируется с деньгами, что дополняет мотив скупости во взрослом возрасте. Поэтому приучение к горшку вызывает такое сопротивление у некоторых детей, и у них формируется такая черта характера как упрямство.
Также Фрейд считал, что ребенок сознательно задерживает процесс дефекации для того, чтобы получить особое эротическое удовольствие при выделении больших каловых масс. Фиксация на этом удовольствии формирует также упрямство. Такое поведение ребенка Фрейд назвал анальным садизмом.
И также Фрейд считал, что существует врожденный инстинкт пачкаться и, прежде всего, пачкаться в фекалиях. По его мнению, те дети, у которых этот инстинкт конституционально усилен, в результате приучения родителями к опрятности, формируют реактивное образование – пристрастие к чрезмерной чистоплотности и аккуратности.
Все эти характерологические черты были объединены Фрейдом в понятие анального характера.
Анальные травматические фиксации, правда, могут способствовать формированию тех черт, которые Фрейд объединил в анальный характер, и это бывает связно, например, со слишком жестким приучением к горшку, в частности, когда ребенок сажается на горшок в определенные часы и не отпускается, пока он не совершит дефекацию (по рекомендации Бенджамина Спока). Впрочем, такая анальная травматизация не всегда приводит к подобному личностному расстройству. (См. подробнее Приучение к горшку.)
Обсессивную личность (как теперь называют анальный характер) с анальной тематикой, пожалуй, связывает только постоянный страх обосраться (в переносном смысле) и связанное с этим постоянное напряжение.
Основной травмой в период, названным Фрейдом анальным, является неудачное разрешение конфликта рапрошман (в переводе с фр. воссоединение). Ребенок в этом возрасте начинает чувствовать свою независимость от матери, но одновременно очень нуждается в ней. Это вызывает протесты против контроля матери, сменяющиеся приступами прилипчивой любви. Ребенку очень хочется быть самостоятельным, но потом становится очень страшно. Мать должна постоянно находить компромиссы, чтобы ребенок развивал самостоятельность, но не чувствовал себя брошенным – поэтому мать должна все время быть рядом, но не мешать ребенку своим контролем – для тревожных или властных матерей это оказывается огромной проблемой (см. подробнее Гиперопека и Агрессия и аутоагрессия). Не все матери готовы к взрослению своего ребенка, и некоторые даже бессознательно мстят ему за его стремление к независимости, давая убедиться в его беспомощности и зависимости от себя. Если находить такой компромисс между подчинением–независимостью не удается – с одной стороны, тревога передается от матери ребенку, а с другой стороны, лишенный самостоятельности из-за навязчивого контроля ребенок продолжает испытывать тревогу в любой нестандартной ситуации (см. также Страх потери объекта любви).
В итоге, такой человек, неспособный справляться с тревогой, формирует свой жизненный уклад таким образом, чтобы максимально обезопасить себя от неожиданностей, потому что окружающий мир ему видится враждебным и опасным. У него развивается бережливость, доходящая до скупости, которая помогает ему справиться с тревогой из-за возможных финансовых проблем. Аккуратность, чистоплотность и пунктуальность также позволяют ему избегать тревожащих неожиданностей и стыда. А его упрямство является следствием того, что он постоянно находится в конфликте подчинения–независимости, ведущего свою историю от застревания в конфликте рапрошман. Такой человек формирует стиль жизни, названный обсессивным, для того, чтобы справляться с постоянной тревогой, которую он не всегда даже может осознавать. Ведь для того, чтобы не испытывать постоянную тревогу он вырабатывает у себя защитный механизм для изоляции аффекта, и, в итоге, перестает испытывать не только негативные, но и позитивные чувства, постепенно превращаясь в робота.
Для обсессивной личности единственным удовольствием остается обстоятельность, аккуратность, накопительство и пунктуальность. Но, впрочем, эти удовольствия постоянно отравляются перфекционизмом, потому что все сделанное оказывается таким неидеальным и недостаточным. Невозможность получать полноценное удовольствие в случае обсессивных нарушений личности также связано с извращенным характером деятельности, за которой стоит тревога. Тем не менее, обсессивные пациенты хорошо поддаются психоаналитическому лечению, потому что испытывают много страдания и лишь призрачное удовольствие, которое усмиряет их тревогу только на время – это создает мотивацию для лечения.
Фаллическая фиксация
Мужчины с фиксацией на фаллической стадии развития характеризуются весьма дерзким, хвастливым и опрометчивым поведением. Они как бы пытаются доказать себе и миру, что они чего-то стоят. Поэтому они весьма склонны к разного рода авантюрам, бравадам, эффектным поступкам. Часто такие мужчины стремятся к успеху любой ценой, но достигая его, не знают, что с этим делать. Только что взяв одну высоту, они уже видят другую, которая им еще не покорилась, и которую им непременно нужно покорить.
Что толкает таких мужчин постоянно доказывать, что их пенис длиннее всех? Очевидно – травма эдипального поражения. Не такая серьезная, как было описано в случае эксгибиционизма, но достаточно серьезная для того, чтобы пройдя более-менее удачно оральную и анальную стадии развития, застрять на фаллической. Это бывает связано с тем, что отец всерьез конкурирует со своим сыном, обесценивает его и самоутверждается за его счет – такие отцы часто сами имеют фаллический характер. Иногда непобедимым конкурентом оказывается умерший отец, герой, великий ученый или талантливый руководитель. В этом случае дело бывает не в отце, а в том, как мать обесценивает своего сына, сравнивая его с недостижимым идеализированным образом своего умершего мужа (или старшего сына) – как говорится, о покойных говорят хорошо или ничего. Фаллических личностей называют также нарциссами (но они представляют только часть спектра нарциссических нарушений личности, в психоанализе их называют толстокожими нарциссами).
Также, как и в случае неразрешенного конфликта рапрошман у обсессивной личности, в случае фаллической личности речь идет, скорее, не о регрессии, а о застревании в эдипальном конфликте (или задержке, как выражался Фрейд). Такой мужчина всю жизнь бессознательно конкурирует со своим отцом, который пытался его кастрировать в период эдипальной конкуренции.
Но не обязательно такое застревание на фаллической стадии развития вызывает склонность к бестолковым авантюрам, бравадам и эффектным поступкам. Например, Фрейд, конкурируя со своим отцом, создал психоанализ и, совершив переворот в психологии и мышлении людей, победил не только своего отца, но и всех ученых мужей своего времени (см. Комплекс Лая).
Фаллические женщины, которые так хотят быть мужчинами, напрямую подтверждают концепцию Фрейда о женском кастрационном комплексе (правда, похоже, этот комплекс не имеет всеобъемлющего явления, как считал Фрейд). И, хотя, бессознательная зависть к пенису является ядром фаллического характера у женщин, причиной служит не отсутствие пениса, а отсутствие женственности, которое может являться, с одной стороны, следствием неудачной идентификации с матерью или отсутствием женственности у матери, а с другой стороны, эдипальным стремлением понравиться отцу, который хотел мальчика, а не девочку. В любом случае, фалличность женщины представляет из себя гиперкомпенсацию чувства собственной ущербности девочки за то, что она не мальчик.
Фиксация на травме
Как мы могли видеть из описанных выше примеров, фиксация является следствием травм. К сожалению, даже в современном психоанализе принято сужать понятие травмы до случаев острой травмы, как, например, при изнасиловании в детстве или гибели родителей. Под травмами мы понимаем травмы развития, когда недостаток любви, внимания и понимания со стороны родителей изо дня в день калечит психику ребенка и не дает ему возможности нормально развиваться. Это то, что self-психологи называют дефицитом.
В “Пяти лекциях по психоанализу” (1910) Фрейд сравнивает невротиков с людьми, печально стоящими у монумента, воздвигнутого в честь трагедии, вместо того, чтобы бежать по своим делам:
«Подобно этим двум непрактичным лондонцам ведут себя все истерики и невротики, не только потому, что они вспоминают давно прошедшие болезненные переживания, но и потому, что они аффективно привязаны к ним; они не могут отделаться от прошедшего и ради него оставляют без внимания действительность и настоящее. Такая фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза, имеющих большое практическое значение.»
«Травматические неврозы носят явные признаки того, что в их основе лежит фиксация на моменте травмы. В своих сновидениях эти больные постоянно повторяют травматическую ситуацию…
Эта аналогия наводит нас на мысль назвать травматическими также те переживания, на которых, по видимому, фиксированы наши нервнобольные. Такова в действительности и была первая формулировка, которой Брейер и я в 1893-1895 гг. подвели теоретический итог нашим наблюдениям.
Итак, мы предвидим тут осложнения, большее разнообразие условий заболевания, но мы предчувствуем также, что от травматической точки зрения нельзя отказаться как от ошибочной; она пригодится в другом месте и при других условиях.»
Но, к сожалению, к травматической точке зрения Фрейд больше не возвращался.
Нормальные проявления регрессии
Процесс засыпания тоже требует регрессии: для того чтобы расслабиться и заснуть – нужно почувствовать себя защищенным. Для этого многие дети, даже младшего школьного возраста, засыпают, посасывая палец. В качестве защитника может подойти любимый плюшевый мишка, обнимание которого символизирует обнимание матери. Взрослые люди нередко засыпают с включенным телевизором, звуки которого могут напоминать разговор родителей на кухне, возвращая в комфортную атмосферу защищенности в детстве. Ну и, конечно, привычка супругов спать вместе, отсылает к самым ранним переживаниям сна рядом с родителями. Но если ничего не помогает, для регрессии приходится прибегать к снотворным. Да и сам сон тоже является регрессивным состоянием (топической регрессией, как выражался Фрейд).
Регрессия очень важный психологический механизм, потому что именно он позволяет нам получать удовольствия. Повседневная жизнь принуждает нас постоянно находиться в «боевой готовности», используя все возможности, приобретенные нами в процессе нашего развития (прогресса). Однако, такое состояние не позволяет получать удовольствия (невозможно представить рыцаря с мечом и в доспехах, с опущенным забралом, придающегося наслаждениям) – поэтому для получения удовольствия необходимо немного регрессировать (снять доспехи, отложить меч), стать ненадолго ребенком. Регрессия особенно бывает заметна во время полноценного сексуального наслаждения влюбленных, когда двое вполне взрослых людей ведут себя как маленькие дети: начинается с того, что они чего-то хотят, потом они сюсюкаются друг с другом, затем засовывают в рот посторонние предметы, начинают посапывать, стонать и даже визжать, а потом тихо засыпают безмятежным младенческим сном (см. Романтическая любовь).
Нужно уметь регрессировать и для того, чтобы получать удовольствие от общения с детьми – ведь для этого необходимо самому стать немного ребенком.
Также нужна определенная регрессия, чтобы заниматься творчеством, потому что творчеством могут заниматься только дети, а взрослые могут быть только ремесленниками.
Регрессия в психоанализе
Регрессия – также важный психологический процесс, необходимый для проведения психоанализа. Именно для достижения регрессии в процессе психоаналитической сессии используется кушетка. Пациент ложится на кушетку, нередко, укрывшись пледом. Удобное положение, располагающее ко сну, способствует максимальному расслаблению и облегчает возврат к прошлым переживаниям, воспоминаниям давно минувших дней. Такое погружение в детство дает возможность детально проанализировать детские чувства пациента и то, как они влияют на его настоящее. Такая регрессия называется психотерапевтической.
Кушетка является стимулирующим, но не обязательным условием для психотерапевтической регрессии. Сидя в кресле, лицом-к-лицу к психоаналитику, пациент тоже может регрессировать, если сложилась достаточно доверительная атмосфера между ним и психоаналитиком. Если психоанализ производится в положении сидя – это, как правило, называют психоаналитической психотерапией. (См. подробнее Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?, а также Как помогает психоанализ?)
В случае сексуального взаимодействия и в процессе проведения психоаналитической сессии – регрессия не является защитой.
Злокачественная регрессия
При пограничном расстройстве личности после сильного стресса регрессия может перестать нести свою защитную, а значит адаптивную функцию, и ввергнуть человека в пучину переживаний травм, пережитых в детстве, многократно усиливая его страдания. Такой процесс является, напротив, сбоем защиты – злокачественной регрессией (см. Несчастная любовь). Крайней формой выражения травматической регрессии является психоз (сумасшествие).
См. также о защитной регрессии в случае тяжелых психических расстройств Раскачивание или вращение.
Источник