Способ эволюции при котором происходит расхождение признаков

Доказательства эволюции

Пути эволюции

В своих работах советский ученый Северцов А.Н. выделил понятия биологического прогресса и регресса.

Биологический прогресс подразумевает победу вида в борьбе за существование. Биологический прогресс характеризуется следующими признаками:

  • Численность вида увеличивается
  • Ареал расширяется
  • Смертность особей уменьшается
  • Рождаемость увеличивается
  • Происходит процветание вида

Основными направлениями биологического прогресса являются:

    Ароморфоз (греч. airomorphosis — поднимаю форму)

Ароморфоз представляет собой прогрессивное эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организмов. В результате ароморфоза становится возможным освоение новых, ранее недоступных для жизни, территорий. К примеру, теплокровность птиц позволила им заселить места с холодным климатом.

Идиоадаптация подразумевает незначительные, частные изменения в строении и функциях организма, которые помогают приспособиться к условиям среды обитания. Идиоадаптации существенно не повышают уровень организации.

Общей дегенерацией называют упрощение организации, которое заключается в утрате отдельных органов и систем органов. У многих этот пункт вызывает внутреннее противоречие: как общая дегенерация может относиться к биологическому прогрессу?

На самом деле, если орган или система органов не нужна организму в его условиях обитания — то зачем она? Эта система может исчезнуть и освободить место для других, более полезных в данных условиях, органов.

У многих паразитов отсутствуют различные органы, к примеру, у ленточных червей нет пищеварительной системы. А зачем она им, когда пища в кишке, где они обитают, уже переварена и расщеплена организмом хозяина?

Биологический регресс характеризуется признаками, противоположными биологическому прогрессу:

  • Численность вида уменьшается
  • Ареал сужается
  • Смертность особей возрастает
  • Рождаемость уменьшается
  • Происходит вымирание вида

Главная причина биологического регресса в том, что скорость эволюции вида отстает от скорости изменения внешней среды, эволюции других видов: это несоответствие снижает приспособленность организмов. Часто деятельность человека молниеносно меняет окружающую среду: далеко не все виды могут приспособиться к этому, происходит вымирание.

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Изучение строения органов и их эволюционных изменений у различных групп организмов является основой выявления сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Яркими примерами анатомических доказательств эволюции являются гомологичные и аналогичные органы.

    Гомологичные органы (гомология, от греч. homo(s) — равный, одинаковый)

Такие органы развиваются из одних и тех же зародышевых листков, имеют общий план строения, но выполняют разные функции. Это связано с тем, что животные освоили разные среды обитания, из-за чего происходит дивергенция (лат. divergo — отклоняюсь) — расхождение признаков у первоначально близких животных в ходе эволюции.

Гомологичны между собой скелеты конечностей различных классов позвоночных: рука — ласт — крыло птицы, колючки кактуса — усики гороха — листья растений.

Аналогичные органы развиваются из разных зародышевых листков, имеют различное строение, но выполняют схожие функции. Такое сходство возникает в результате приспособления к одним и тем же условиям среды, из-за чего происходит конвергенция (лат. convergo — сближаю) — схождение признаков у неблизкородственных видов в ходе эволюции.

Аналогичными органами являются крыло птицы — крыло бабочки, глаз человека — глаз кальмара, усики винограда — усики гороха, жабры рака — жабры рыбы.

В строении нынешних животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также свидетельствуют об эволюции. Сейчас мы обсудим рудименты и атавизмы.

Рудименты (лат. rudimentum — зачаток) — органы, которые в ходе эволюции утратили свое функциональное значение. Они сохраняются в течение всей жизни и в норме обнаруживаются у человека и животных.

У человека к рудиментарным органам относятся: зубы мудрости, копчик, ушные мышцы, аппендикс (червеобразный отросток), третье веко (эпикантус).

Атавизмы (лат. atavus — отдалённый предок) — случаи проявления у отдельных особей признаков дальних предков. Атавизмы сугубо индивидуальны и не являются нормой. Они также являются доказательством эволюции.

У человека атавизмами могут являться хвост, волосатое тело, добавочные молочные железы, незаращение межпредсердной перегородки.

Переходные формы

Переходные формы свидетельствуют о филогенетической преемственности, соединяя в своем строении черты высших и низших классов. Они — наглядное, живое доказательство эволюции.

Такими формами являются, к примеру, утконос и ехидна из класса млекопитающих. При многих признаках млекопитающих, они откладывают яйца, тем самым подтверждают родство млекопитающих с пресмыкающимися.

Эмбриологические доказательства

Эмбриология (греч. embryon — зародыш) — раздел биологии, изучающий строение эмбрионов. Только вдумайтесь: на этапе эмбриона, через который мы с вами успешно прошли, у нас можно было найти закладку жаберных дуг, которые существуют непродолжительное время, после чего исчезают.

А у рыб, например, жаберные дуги не исчезают — из них развиваются жабры.

Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX века сформулировали биогенетический закон, гласящий, что онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития вида).

Читайте также:  Способы осуществления обеспечения обязательств

Биогенетический закон Мюллера-Геккеля объясняет повторение этапов (на стадии зародыша), которые были свойственны нашим далеким предкам. Таким образом, мы проходим их этапы, но, не останавливаясь на них, двигаемся дальше к более совершенным этапам.

У головастиков лягушек развивается плавник, есть жабры — это наглядное повторение признаков, которые характерны для их предков — рыб.

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства, который гласит, что на ранних стадиях развития зародыши позвоночных животных настолько похожи друг на друга, что практически неразличимы между собой. Это также указывает и подтверждает единство происхождения животного мира.

Палеонтологические доказательства эволюции

Палеонтология (греч. palaios – древний) изучает ископаемые останки вымерших животных, их сходства и различия с ныне живущими видами. Сопоставляя друг с другом ископаемые останки разных геологических эпох, можно увидеть как происходила эволюция различных видов животных и растений.

В результате таких исследований иногда удается открыть переходные формы, а иногда — целые филогенетические ряды, то есть совокупность последовательно сменяющих друг друга форм одного вида. Так, к примеру, был открыт филогенетический ряд лошади.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Способ эволюции при котором происходит расхождение признаков

Установите соответствие между примерами дивергенции и конвергенции и процессом, иллюстрирующим эти примеры.

A) разнообразие пород голубей

Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши

B) строение глаза осьминога и человека

Г) зависимость формы клюва галапагосских вьюрков от способа добывания пищи

Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

2) конвергенция

ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССА ПРОЦЕСС

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного или искусственного отбора.

Конвергенция — эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях.

Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.

А) разнообразие пород голубей

Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши

В) строение глаза осьминога и человека

Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи

Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

2) конвергенция

ПРИМЕР ПРОЦЕСС

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьминога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция — процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Дублирует задание 12538

Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.

А) ласты кита и роющие конечности крота

Б) крылья птицы и крылья бабочки

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разные формы клюва у вьюрков

Д) крылья летучей мыши и крылья совы

2) конвергенция

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции: ласты кита и роющие конечности крота; разные формы клюва у вьюрков.

Конвергенция — процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов: крылья птицы и крылья бабочки; обтекаемая форма тела дельфина и акулы; крылья летучей мыши и крылья совы.

Крылья летучей мыши и совы сформировались в результате конвергенции — жизни в сходных условиях. Про то — гомологичные они органы, или аналогичные в этом вопросе не спрашивается.

Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков.

Б) Форма тела акулы и дельфина.

В) Появление аналогичных органов.

Г) Различия в форме черепа у млекопитающих.

Д) Крылья бабочек и летучих мышей.

Е) Различные породы голубей.

2) конвергенция

ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей.

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция — процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Акулы и дельфины это хордовые животные, имеющие общее происхождение. Значит, их органы гомологичные. Хотя, в то же время у них одинаковые признаки (форма тела). Что за глупость?

конвергенция — схождение признаков при жизни в сходных условиях. аналоги — в другом предложении.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) колючки барбариса и колючки боярышника

Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых

В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота

Г) крыло бабочки и крыло стрекозы

Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

2) дивергенция

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Дивергенция — расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей.

Конвергенция — приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп.

1) конвергенция: А) колючки барбариса (лист) и колючки боярышника (побег); В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота;Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

2) дивергенция: Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых; Г) крыло бабочки и крыло стрекозы; Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Крыло бабочки и крыло стрекозы выполняют одну функцию — полёт, следовательно, это аналогичные органы

нет, аналоги имеют разное происхождение. Это пример дивергенции, т.к. у стрекозы крыло узкое длинное — приспособленное к скоростному полету, а у бабочки — широкое — покрытое чешуйками

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОРГАНЫ ЖИВОТНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

А) крылья птицы и бабочки

Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина

В) конечности медведки и кузнечика

Г) глаза осьминога и кошки

Д) конечности крокодила и летучей мыши

А Б В Г Д

1) конвергенция: А) крылья птицы и бабочки;Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина; Г) глаза осьминога и кошки

2) дивергенция: В) конечности медведки и кузнечика; Д) конечности крокодила и летучей мыши

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция — процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Почему конечности крокодила и летучей мыши-дивергенция? Ведь крокодил-пресмыкабщееся, а лет.мышь-млекопитающее?

Искренне поддерживаю Ваше недоумение, но следуя логике определения (и составителей задания) — наверное, имеется ввиду общность происхождения (млекопитающие произошли от пресмыкающихся).

Установите соответствие между примерами и эволюционными процессами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови

Б) ногти приматов и копыта оленей

В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика

Г) иглы ежа и дикобраза

Д) клюв пеликана и дрозда

Е) ласты тюленя и пингвина

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ПРИМЕРЫ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ

ПРОЦЕССЫ

Соответствия между примерами и направлениями эволюции:

1. Конвергенция: А) корневые шишки батата и корнеплоды моркови; В) прыгательные конечности кенгуру и кузнечика; Г) иглы ежа и дикобраза; Е) ласты тюленя и пингвина.

2. Дивергенция: Б) ногти приматов и копыта оленей; Д) клюв пеликана и дрозда.

Конвергенция — появление сходных признаков у неродственных групп.

Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2)У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (3)Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4)Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5)Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6)Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

Необходимо выбрать три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных:

(2)У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (4)Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (6)Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.

Примером конвергенции можно считать черты сходства между

Конвергенция — схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Акула и дельфин — это рыба и млекопитающее, имеют одинаковую форму тела, т к живут в одинаковых условиях среды.

объясните пожалуйста почему 1 неподходит,спасибо

Потому что они относятся к одному классу.

Кон­вер­ген­ция — схож­де­ние при­зна­ков в про­цес­се эво­лю­ции не­близ­ко­род­ствен­ных групп ор­га­низ­мов

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.

1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.

Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.

1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;

2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;

3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.

Накопление различий между особями не называется конвергенцией.

В предложении 2 допущена неточность, которую можно вполне расценивать, как ошибку.

Ж.Б. Ламарк в своём учении не говорил об изменяемости живой природы. Он говорил об изменяемости некоторых видов, причем умозрительно установленной изменяемости. За что его и критиковали биологи того времени. Узость его взглядов и скудность эмпирической базы даже высмеивались в среде учёных.

Необходимо в предложение внести корректировки, дабы не смущать решающих. По факту — 4 неверных предложения из шести

Можно, если исправить 4 предложения не допуская биологических ошибок, то оценено будет 3 баллами

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Конвергентная эволюция — эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях.

Три предложения, в которых даны примеры конвергенции:

(3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Источник

Читайте также:  Способы стимуляции саморегулируемого обучения учителем
Оцените статью
Разные способы
А Б В Г Д Е