Способ экономической группировки отдельных хозяйственных операций это

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Любая компания в процессе своей деятельности осуществляет определенные операции. Они обязательно должны быть зафиксированы в бухучете. При этом задействуются счета. Они участвуют в формировании отчетности.

Что собой представляют хозяйственные операции

Хозяйственная операция (ХО) – это определенное действие, которое меняет или состав имущества, или его размещение, или источники его формирования. Также ХО могут быть связаны с изменениями в формировании бюджета, структуре собственности компании, собственном капитале и заемных средствах, резервном капитале. Факт хозяйственной операции – это основание для создания бухгалтерской проводки. Проводка формируется на основании документов, подтверждающих операцию.

Определенное событие влечет за собой изменение показателей. К примеру, изменяться может капитал, объем имущества. Значения могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Изменения капитала вызывают изменения в валюте баланса. Следовательно, меняется и сумма по активам и пассивам.

Примеры хозяйственных операций в бухучете

Рассмотрим примеры операций и их примерную структуру:

  • Снабжение. Примеры ХО: поступление сырья, перевод средств поставщику, ввод в производство сырья.
  • Реализация. Примеры ХО: траты на реализацию продукции, поступление выручки, продажа товаров.
  • Производство. Примеры ХО: выплаты зарплаты сотрудникам, амортизация ОС, принятие работы подрядчика, перевод средств подрядчику.

Это самые распространенные типы хозяйственных операций.

Типы хозяйственных операций

Рассмотрим таблицу с классификацией хозяйственных операций:

Воздействие на баланс Корреспонденция по дебету Корреспонденция по кредиту
Изменение активов Активный Активный
Изменение пассивов Пассивный Пассивный
Повышение актива и пассива Активный Пассивный
Понижение актива и пассива Пассивный Активный

Это четыре разновидности операции, которые классифицируются по способу воздействия на бухгалтерский баланс.

Рассмотрим подробнее типы проводок (А – это актив, П – это пассив, О – это оборот):

    1 тип. Проводки, сокращающие одну статью актива путем увеличения другой. Примеры 1 типа: на склад пришел товар, деньги направляются со счета в кассу. При этом меняется структура имущества, но конечная сумма остается прежней.

Этому типу принадлежит следующая формула:
А баланса + О по дебету счета 1 – О по кредиту счета 2 = П баланса.

2 тип. Проводки, меняющую статьи пассива. Примеры 2 типа: умножение резервного капитала за счет изменения суммы прибыли. При этом ХО вызывает изменение структуры источников средств, но конечная оценка остается прежней.

Этому типу принадлежит эта формула:
А баланса = П баланса + О по кредиту счета 1 – О по дебету счета 2.

3 тип. Действия, которые увеличивают стоимость имущества компании и размер обязательств. Пример: операции по реализации ОС, получение займа. Проводки изменяют валюты баланса.

Формула:
А баланса + О по дебету счета 1 = П баланса + О по кредиту счета 2.

4 тип. Действия, уменьшающие значения обязательств или объем собственного капитала за счет снижения объема активов. Пример: расчеты с поставщиками. В процессе уменьшается и актив, и пассив.

Формула:
А баланса – О по дебету счета 1 = П баланса – О по кредиту счета 2.

Также операции классифицируются по своему содержанию:

  • Материальные. Предполагают движение ТМЦ.
  • Финансовые. Предполагают движение средств.
  • Расчетные. Расчеты с контрагентами.

От типа операции зависят особенности ее отражения в бухучете.

Нереальность хозяйственных операций как один из поводов для отказа в налоговом вычете НДС.

Как установить вид операции

Для определения типа операции нужно проанализировать, какие счета использованы в проводках и какие изменения валюты баланса были совершены. Облегчить определение поможет следующая информация (А – активные, П – пассивные):

  • Активная ХО. Корреспонденция: оба счета А. Дт повышается, а Кт – снижается. Баланс не меняется.
  • Пассивная ХО. Корреспонденция: оба счета П. Дт снижается, Кт – повышается. Баланс не меняется.
  • Смешанная ХО на повышение. Корреспонденция: Дт – А, Кт – П. Дт и Кт повышаются. Баланс увеличивается.
  • Смешанная ХО на уменьшение. Корреспонденция: Дт – П, Кт – А. показатели Дт и Кт снижаются. Баланс будет уменьшен.

Для точного установления типа операции нужно иметь информацию о плане счетов, структуре баланса.

К СВЕДЕНИЮ! Актив – это имущество компании, а пассив – это источники этого имущества. Смешанные формы есть и в активах, и в пассивах.

Бухгалтерские проводки в зависимости от типа операции

Рассмотрим проводки по первому типу хозяйственных операций:

  • Направление сырья в производство: Дт20 КТ10.
  • Получение средств от покупателя: Дт51 КТ60.
  • Направление средств в кассу: ДТ50 КТ51.

Бухгалтерские проводки по операциям типа 2:

  • Удержание НДФЛ с зарплаты: Дт70 КТ68.
  • Увеличение резерва за счет прибыли: Дт84 Кт82.
  • Выплата аванса поставщику из заемных денег: Дт60 Кт66.

Проводки по операциям типа 3:

  • Получение материала от поставщика: Дт10 Кт60.
  • Выплата зарплат: Дт20 Кт70.
  • Поступление заемных средств: Дт51 Кт66.

Проводки по операциям типа 4:

  • Выплата кредита: Дт66 Кт51.
  • Выплата зарплат: Дт70 Кт51.
  • Направление платежа поставщику: Дт51 Кт60.
Читайте также:  Вещно правовые способы защиты права собственности определение

Это те бухгалтерские проводки, которые используются наиболее часто.

Нюансы формирования проводок

Каждую операцию отличает двойственная природа. Она отражается одновременно и на активах, и на пассивах. Зависимость Дт и Кт именуется корреспонденцией счетов. Слева (на дебете) фиксируются остатки имущества компании, а справа (на кредите) – источник его возникновения. Проводки должны быть зафиксированы в момент совершения операции.

Каждая проводка подтверждается документально. Первичная документация подтверждает факт действительного наличия хозяйственной операцией. Над ее составлением работают не только бухгалтеры, но и менеджеры, руководители. В первичной документации должна содержаться следующая обязательная информация:

  • Подписи уполномоченных лиц.
  • Информация о лице, ответственном за операцию.
  • Информация о содержании операции.
  • Дата заполнения документа.
  • Вид документа.

Для простоты внесения сведений счету присваивается номер. Двойная запись позволяет подтвердить равенство оборота по Дт и Кт за отчетный период. Если образовалось неравенство, это свидетельство о наличии ошибки. Также двойная запись позволяет легко установить содержание проводки.

Примеры

Рассмотрим примеры отражения операций в бухучете:

  • На счет ООО «Приоритет» поступили средства в объеме 5 тысяч рублей за переданный товар. В этом случае будет использована следующая проводка: Дт51 Кт62. Сумма операции: 5 000 рублей. Валюта баланса в этом случае остается прежней, однако меняются активы. Расчетный счет пополняется на 5 тысяч рублей, счет «Расчеты с покупателями» уменьшается на аналогичную сумму.
  • В завершение отчетного периода ООО «Приоритет» получило прибыль. Руководителю нужно рассчитать дивиденды на сумму 10 тысяч рублей. Проводка будет следующей: Дт84 Кт75. Сумма операции: 10 тысяч рублей. Валюта баланса остается прежней. Меняется только пассив.
  • На склад ООО «Приоритет» пришло сырье на сумму 4 тысячи рублей. Проводка будет такой: Дт41 Кт60. Сумма: 4 000 рублей. В данном случае происходит изменение валюты баланса.
  • ООО «Приоритет» перечислило средства в размере 5 тысяч рублей поставщику в счет поставки. Проводка будет такой: Дт60 Кт51. Сумма: 5 тысяч рублей.

В проводке отражается сумма операции, а также первичный документ, на основании которого она сформирована.

Источник

Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись

Цель: раскрыть экономическое содержание бухгалтерского баланса, назначение счетов и изложить суть двойной записи.

Задачи:

  • Дать понятие бухгалтерского баланса и рассмотреть его структуру и содержание.
  • Раскрыть назначение счетов бухгалтерского учета и их строение.
  • Рассмотреть суть двойной записи, ее экономическое и контрольное значение. Дать понятие бухгалтерской проводке.
  • Рассмотреть порядок обобщения записей на счетах.

Оглавление

2.1. Балансовый метод отражение информации

Информация об имуществе и капитале организации отражается в бухгалтерском учете методом балансового обобщения.

Бухгалтерский баланс — система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, представляющая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

Бухгалтерский баланс является главной формой отчетности предприятия. Он представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов: актива и пассива.

В активе баланса отражаются средства предприятия по их видам и назначениям, а в пассиве — средства предприятия по источникам их формирования. Каждому показателю актива и пассива присвоен свой код.

Актив баланса состоит из двух разделов:

I – внеоборотные активы;

II – оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

III – капитал и резервы;

IV – долгосрочные обязательства;

V – краткосрочные обязательства

Баланс составляется на две смежные даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода. Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Различают следующие виды балансов: вступительный, промежуточный (текущий), заключительный, сводный, разделительный и ликвидационный.

2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы (процесс снабжения, производства и реализации) состоят из конкретных хозяйственных операций.

Каждая хозяйственная операция влечет за собой изменения средств и источников.

По отношению к бухгалтерскому балансу хозяйственные операции делятся на четыре типа.

К первому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в активе баланса. При этом одна активная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Например, выдано из кассы организации в подотчет на хозяйственные расходы — 10 000 р.

Статья «касса» и статья «расчеты с дебиторами» (подотчетными лицами) обе находятся в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств в кассе стало на 10 000 р. меньше, а задолженность подотчетных лиц увеличилась на 10 000р.

В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

Ко второму типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой равновеликие изменения в пассиве баланса. При этом одна пассивная статья увеличивается, а другая ровно на столько же уменьшается, равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса не изменяется.

Например, по решению собрания акционеров часть прибыли присоединена к уставному капиталу — 20 000 р.

Статья «прибыль» и статья «уставный капитал» обе находятся в пассиве баланса. В результате хозяйственной операции прибыль организации уменьшилась на 20 000 р., а статья уставный капитал увеличилась ровно настолько же. В результате операции равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса не изменилась.

Читайте также:  Способы уборки зерновых по кубанской индустриальной технологии

К третьему типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой увеличение валюты баланса. При этом одна активная статья увеличивается и ровно настолько же увеличивается статья в пассиве. Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса увеличивается.

Например, зачислены на расчетный счет краткосрочные кредиты банка — 100 000 р.

Статья «расчетный счет» отражается в активе баланса. В результате хозяйственной операции средств на расчетном счете стало больше на 100 000 р.

Статья «краткосрочные кредиты» банка находятся в пассиве баланса и в результате хозяйственной операции увеличились ровно настолько же.

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса увеличилась на 100 000 р.

К четвертому типу относятся такие хозяйственные операции, которые влекут за собой уменьшение валюты баланса. При этом на сколько уменьшается статья в активе баланса, ровно на столько уменьшается статья и в пассиве баланса.

Равенство между активом и пассивом не нарушается, валюта баланса уменьшается.

Например, выдана из кассы заработная плата работникам организации — 70 000 р.

В результате хозяйственной операции статья «касса» в активе баланса уменьшилась на 70 000 р., и ровно на столько же уменьшилась статья в пассиве баланса «задолженность по оплате труда».

При этом равенство между активом и пассивом не нарушилось, валюта баланса уменьшилась на 70 000 р.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс представлены в табл. 2.1.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс

2.3. Счета бухгалтерского учета: понятие, назначение, строение

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном и натуральном измерителях.

Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета.

Графически счет представляет собой Т-образную двустороннюю таблицу. Левая сторона называется «Дебет» и обозначается буквой «Д», а правая сторона называется «Кредит» и обозначается буквой «К». Эти термины зародились в Италии. «Дебет» означает «он должен», «кредит» — «он доверяет».

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используют термин «сальдо» также итальянского происхождения. Этот термин означает «расчет», поскольку сальдо определяется посредством расчета.

Запись на счетах начинают с указания начального сальдо. В зависимости от типа счета, сальдо отражается по дебету или по кредиту счета.

Различают активные и пассивные счета.

Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. В активных счетах сальдо начальное отражается по «Д» счета; увеличение хозяйственных средств отражают по дебету, а уменьшение — по кредиту.

Суммы операций, записанные на счетах, называют оборотами.

Сумма, сформированная по дебету счета, является дебетовым оборотом, по кредиту — кредитовым.

Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое или равно 0 и определяется по следующей формуле

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бД – оборот по дебету счета;

О бК – оборот по кредиту счета.

Структура активного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структура активного бухгалтерского счета

Пассивными счета предназначены для учета движения источников образования средств.

В пассивном счете сальдо начальное указывается по кредиту счета. Увеличение источника отражается по кредиту, а уменьшение — по дебету. Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:

где: С к – сальдо конечное;

С н – сальдо начальное;

О бК – оборот по кредиту счета;

О бД – оборот по дебету счета.

Остаток на пассивных счетах может быть только кредитовым или равным 0.

Структура пассивного бухгалтерского счета приведена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Структура пассивного счета

В бухгалтерском учете могут иметь место так называемые активно-пассивные счета.

Счета открываются по данным баланса и в ряде случаев имеют то же название, что и статья. Открыть счет – это значит дать ему название и по соответствующей стороне записать сальдо начальное.

На активные статьи баланса открываются активные счета, а на пассивные — пассивные счета.

Активно-пассивные счета, как правило, отражаются в балансе развернуто.

2.4. Двойная запись и ее сущность

Совершаемые на предприятии хозяйственные процессы состоят из конкретных хозяйственных операций. Хозяйственная операция — это факт финансово-хозяйственной деятельности (внутренний или внешний), оказавший влияние на состояние имущества, капитала и обязательств организации.

Каждая хозяйственная операция, оформленная документально, находит отражение на двух взаимосвязанных счетах посредством метода двойной записи.

Модель отражения хозяйственных операций на счетах приведена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Отражение операций на счетах методом двойной записи

Данный порядок записей на счетах предложил в 1494 г. Лука Пачели. Такой порядок получил название двойной записи.

Суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

Связь, возникающая при этом между счетами, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими.

При ведении записей на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • сумма сальдо на начало месяца по дебету счетов равна сумме сальдо на начало месяца по кредиту счетов;
  • сумма дебетовых оборотов по всем счетам равна сумме кредитовых оборотов по всем счетам;
  • сумма сальдо на конец месяца по дебету всех счетов равна сумме сальдо на конец месяца по кредиту всех счетов.
Читайте также:  Способы общения людей медсестры пациента врач тест

Процесс определения и записи корреспондирующих счетов называется контировкой.

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

Простой бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а другой ровно на столько же кредитуется.

Сложной бухгалтерской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько – кредитуются.

Виды бухгалтерских проводок представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Виды бухгалтерских проводок

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т. е. записывают по определенной системе.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета называется систематической записью.

Бухгалтерский учет носит сплошной характер. Хозяйственные операции отражаются на счетах в хронологической последовательности их совершений, т. е. методом хронологической записи. Для контроля полноты учета хозяйственных операций в хронологической последовательности их совершения ведут журнал регистрации операций.

Структура и порядок записи операций в журнале регистрации операций приведена в табл. 2.2.

Журнал регистрации операции

Регистром систематического учета является Главная книга счетов, форма которой приведена в табл. 2.3.

Структура счета в Главной книге счетов

На малых предприятиях широкое распространение получил регистр, в котором систематическая запись совмещена с хронологической.

2.5. Обобщение записей на счетах синтетического и аналитического учета

По степени обобщения учитываемых объектов счета бухгалтерского учета подразделяют на синтетические (от греч. synthetikos – сводный, обобщенный) и аналитические (от греч. analytikos — разложение). Синтетические счета – это счета, на которых хозяйственные средства, их источники и процессы отражаются в обобщенном виде. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, ведется только в стоимостном выражении.

Для оперативного управления данных в обобщенном виде явно недостаточно. Для получения детальных сведений об объектах бухгалтерского учета применяют счета аналитического учета.

Счета аналитического учета раскрывают, детализируют содержание синтетического счета, к которому они открыты.

Между счетами синтетического и аналитического учета существует тесная связь, которая состоит в следующем:

  • Сальдо на начало месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на начало месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.
  • Оборот по дебету данного синтетического счета равен сумме записей по дебету всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Оборот по кредиту данного синтетического счета равен сумме записей по кредиту всех аналитических счетов, открытых к этому счету.
  • Сальдо на конец месяца данного синтетического счета равно сумме остатков на конец месяца по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Связь между синтетическими и аналитическими счетами представлена на рис. 2.5.

Как следует из приведенного примера сальдо начальное по синтетическому счету «Расчеты с подотчетными лицами» равно сумме сальдо начальных по счетам аналитического учета, открытых к этому счету.

Аналитические счета — счета, раскрывающие содержание данного синтетического счета

Счет «Расчеты с подотчетными лицами»

1. Главный инженер Галкин И. И.

2. Зав. канцелярией Иванова Л. С.

3. Зав. хозяйством Соколов И. И.

  • Сн — 300 р.

Рис. 2.5. Связь между синтетическими и аналитическими счетами

Каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету или кредиту синтетического счета, отражают в той же сумме и соответственно по дебету или кредиту аналитических счетов, открытых к данному синтетическому счету.

Рассмотрим следующий пример:

На начало месяца за подотчетными лицами Ивановым И. И. числится задолженность 300 р., за Сидоровым С.В. — 450 р., за Петровым К.П. — 250 р. Остаток средств в кассе — 1 000 р., запасы материалов на складе составляет 15 000 р.

В течение месяца произошли следующие хозяйственные операции:

  1. Поступили на склад материалы, оплаченные Ивановым И. М. из подотчетных сумм на сумму 200 р.
  2. Сдан в кассу Ивановым ИИ. остаток неизрасходованного аванса на сумму 100 р.
  3. Согласно авансовому отчету Сидорова С. В. оприходованы на склад оплаченные им из подотчетной суммы материалы на сумму 450 р.
  4. Выдан из кассы аванс подотчетным лицам: Иванову И. И. — 200 р., Сидорову С. В. — 350 р.

На счетах синтетического и аналитического учета необходимо произвести следующие записи.

Счета, которые не требуют ведения аналитического учета, называются простыми.

Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

Счета синтетического учета бывают первого и второго порядка.

Счета синтетического учета второго порядка называются субсчетами. К субсчетам открывают аналитические счета.

Номенклатура, состав и количество счетов аналитического учета определяется предприятием самостоятельно. Синтетические счета ведутся в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по его применению, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

С целью обобщения записей на счетах и составления бухгалтерского баланса составляются оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета – представляет собой свод итоговых данных — оборотов и сальдо по всем синтетическим счетам. Обобщение записей по счетам аналитического учета производится путем составления оборотных ведомостей по счетам аналитического учета. Данные ведомости составляют ежемесячно — одну по всем синтетическим счетам и отдельно по каждой группе аналитических счетов, объединяемых одним синтетическим счетом. Структура оборотной ведомости приведена в табл. 2.4.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета

Источник

Оцените статью
Разные способы
Синтетические счета — счета, дающие обобщенную характеристику учитываемого объекта