Способ дыхания силой хара
Маленькая преамбула о методике тренировок. Аккумуляция энергии. Получение энергии через воздух, воду, пищу. Дыхательные упражнения с концентрацией на Прану. Активизация центра Хара. Вывод энергии за пределы тела. Упражнение типа «Шар»
Сразу, в начале этой главы, сделаем одно маленькое пояснение. Оно касается того, как лучше проводить занятия, руководствуясь этим пособием. Сначала вы можете прочесть всю работу, не вникая в детали упражнений, а охватывая их в целом. Прочитав ее, вы проникнетесь ею и решите, хотите ли вы попробовать заниматься ею всерьез. Если да, то открывайте книгу с самого начала и начинайте читать снова, но уже медленно, вникая во все детали.
Изложение построено так, что в каждой главе описаны упражнения от менее сложных к более сложным. Поэтому, прочитав первую главу, проводите тренировку только описанную там. Когда вы освоите этот комплекс, то приступайте к изучению следующей части. Пожалуйста, никогда не пытайтесь забежать вперед и делать упражнения, описанные в следующих главах. Все методики выстроены по мере возрастания не только сложности, но и эффективности. Представим себе пример из спорта. Предположим, что в спортивном отношении вы неподготовленный человек. И вот, не проделав предварительных упражнений для ног, без всякой подготовки, вы решили сесть на шпагат. Что из этого получится? На шпагат вы, может быть, и сядете, но при этом разорвете себе связки и останетесь инвалидом на всю, жизнь. То же самое может быть и при ошибочном подходе к АК. Именно поэтому мы много раз подчеркиваем здесь, что очень важно следовать всем рекомендациям этой работы.
Итак, овладение каждым комплексом упражнений, описанных в разных главах, занимает от 1 до 4 недель. Все зависит от способностей человека и его усердия.
Когда вы уже научились первичному контролю над энергией, надо приступить к накапливанию ее. Энергетику каждого человека характеризуют две величины. Первая — это количество энергии, которой он обладает. Вторая — насколько умело он использует эту энергию. И то, и другое можно улучшить. Количество сансы можно увеличить и использовать ее наиболее эффективно. От того, сколько у человека энергии, часто зависит его социальное лицо.
Бывают люди, одно появление которых вселяет в окружающих уверенность в их значительности. В них так и чувствуется внутренняя сила. Не важно, что и как они говорят и делают, все их слова и поступки полны силой и значением. Это значит, что такие люди обладают повышенным запасом внутренней энергии. Кроме того, они реализуют ее в первую очередь на общение с окружающим миром. Часто такие люди делаются душой общества, они прирожденные лидеры и могут увлекать за собой других людей.
Бывают люди тоже обладающие значительным запасом сансы, но реализующие ее вовнутрь, в себя. Они не производят впечатления энергически сильных личностей. Но они часто становятся учеными, художниками, писателями, музыкантами и т. п. Они реализуют себя в мире науки и искусства.
Огромное множество людей обладают средним количеством энергии. Это обычные люди, у которых хватает силы только на реализацию своих личных повседневных дел.
И бывают несчастные люди с недостатком жизненной энергии. Обычно им не везет в жизни, они некоммуникабельны, незадачливы, многое у них выходит не так. Так вот, в АК существует закон: каждый человек может стать таким, как описано выше, первый и второй тип вместе взятые, полным энергии, внутренней силы, способным контролировать себя и окружающих. Человек, полностью освоивший все упражнения, описанные в этой книге, может выбрать себе любое социальное лицо (или даже несколько лиц) и вместе с тем внутренне полностью оставаться самим собой.
Человек может получать энергию из множества источников: из пищи, воды, воздуха, от Солнца, от Земли, из космоса, от рек и озер, деревьев, леса и многого другого. Можно также забирать энергию от других людей. Это называется «вампиризмом» и является отрицательным явлением. Подобные действия влекут за собой плохую Карму, это путь к духовной деградации. Вы научитесь получать максимальное количество энергии из пищи, воды и воздуха. Вы уже научились немного делать это. Но здесь речь пойдет о том, как и где аккумулировать эту полученную энергию. Из семи чакрамов человека нас интересует только один — центр Хара. Именно он используется в АК.
Проделайте сейчас следующий эксперимент. Возьмите яблоко, затем очень медленно съешьте его. Неторопливо и тщательно пережевывая, сосредоточьтесь на том, как энергия, получаемая из этого яблока, тонет в вашем теле. Сядьте по-восточному, не напрягая тело. Представьте себе, что вся усвоенная санса собирается в центре Хара (немного ниже пупка и в глубине живота). Постарайтесь почувствовать тяжесть и тепло в этом месте. Точно такое упражнение проделайте, выпив стакан воды. Учтите, что это надо выполнять натощак. Старайтесь теперь после каждой трапезы 5-10 минут проводить подобную концентрацию.
Следующее упражнение служит для аккумуляции Праны, усвоенной при дыхании. В позиции прямой начинайте вдох с движением рук к себе, как это уже описано в главе 2-й (упр. «Зарядка энергией»).
Закончив полный вдох, задержите дыхание. Представьте, что вы только что вдохнули воздух, наполненный энергией. Сейчас же во время задержки эта Прана расплылась по вашему телу. Сосредоточьте внимание на центре Хара. Начинайте выдох с движением рук вниз. Представьте себе, что сейчас вся энергия, полученная при вдохе, всасывается в Хара так, словно ваш выдох посылает ее туда. После полного выдоха сделайте маленькую паузу и постарайтесь ощутить, что энергия в центре Хара действительно стала больше. После этого опять вдыхайте и так далее.
По времени вдох занимает 6 секунд, задержка после вдоха 6 секунд, выдох — 8 секунд, задержка после выдоха 4 секунды. Повторите 14 раз. Это упражнение относится к разряду сложных, поэтому сразу овладеть им бывает нелегко.
Следующий тренинг служит для активизации центра Хара. Сядьте, скрестив ноги и сложив руки на животе, точно на Харе (левая ладонь на правой). Начинайте плавное и глубокое дыхание животом. Вдох и выдох занимают по 8 секунд. Задержки делать не надо. Все время сосредотачивайтесь на Центре Хара. Представьте себе, что в глубине вашего живота костер, огонь в котором недавно потух. Однако тлеющие угли еще остались. Когда вы совершаете вдох, то воздух проникает туда, и угли вспыхивают, во время же выдоха вы их словно раздуваете, и появляется огонь. С каждым вдохом и выдохом огонь делается все больше и сильнее. Выполняя эта упражнение, вы и на самом деле начнете ощущать тепло внутри живота. Чувство это будет делаться все ярче. Практикуйте это упражнение ежедневно по 15 минут. Через несколько дней тепло внутри живота может стать настолько сильным, что будет вполне ощутимо нагревать вам ладони. Впоследствии станет возможным контролировать центр Хара уже не только во время тренировок. Вы почувствуете его, как тяжелый теплый шар внутри живота, от которого расходится тепло по всему телу. Тогда станет возможным практиковать дыхание с концентрацией на Хара в любой обстановке, например, во время прогулки.
Надо сказать, что при активизации центра Хара иногда могут неожиданно появляться необычные явления. Например, вы вдруг станете ощущать очень сильный жар в теле, могут появиться волны вибрации, проходящие по корпусу, неожиданно нахлынет прилив чудовищной силы и пр. Не пугайтесь и не беспокойтесь. Это проявление энергии из разбуженного чакрама. Обычно подобные эффекты внезапно возникают на короткое время и потом проходят. Попробуйте наблюдать за ними, если таковые появятся. Постарайтесь запомнить эти ощущения, вникнуть в них.
Следующей задачей на ближайшие недели будет умение сознательно выводить энергию за пределы своего тела. Как уже ранее упоминалось, человек всегда окружен энергетическим полем, как защитным колпаком, но сейчас речь пойдет об энергии внутри тела. Вы уже научились чувствовать сансу и направлять ее (упражнение 3-й главы) во время погружения. Сейчас подобное упражнение вы проделаете сидя, скрестив ноги. Руки положите на колени. Сосредоточьтесь на правой руке, пошлите в нее поток сансы. Плавно поднимите правую руку, представьте себе, что энергия струится через ладонь и пальцы и лучами выходит за пределы кисти. Концентрируйте все свое внимание на этом упражнении. Представьте себе мощный поток сансы, устремившейся в руку и льющейся из пальцев. Начинайте медленно водить правой рукой над левой в нескольких сантиметрах от кожи. Попробуйте поймать в левой руке ощущение тепла, выходящего из пальцев правой. Держите руки очень расслабленными. Через некоторое время вам удастся почувствовать в левой руке тепло и чувство мягкого давления, исходящего из правой руки. Плавно водите правой рукой над левой, от кончиков пальцев до запястья. Минут через 5 поменяйте руки и проделайте упражнение вновь.
Потом расслабленно встряхните руки и сильно потрите ладони друг о друга. Держите кисти перед собой, раскрытыми друг другу, но не вместе, так, чтобы между ними было 15 см. Представьте себе, что из левой руки вытекает поток энергии и входит в ладонь правой руки. Посылайте сансу из правой руки и принимайте в левую. Прикройте глаза, пальцы держите расслабленными. Вскоре вам удастся получить устойчивый поток сансы между руками. Выполняйте упражнение 5 минут. Постарайтесь контролировать силу потока энергии между ладонями, усиливать его или уменьшать. Потом опять встряхните руки, потрите их друг о друга и проделайте то же упражнение наоборот, то есть посылая энергию из правой руки в левую.
Следующее упражнение называется «Шар». Примите стойку «Коня». Держите руки расслабленными перед собой так, словно между ладонями у нас находится шарик диаметром 10 см. Начинайте посылку сансы одновременно через обе руки. Вскоре между ладонями у вас возникает энергетический шарик. Вы будете ощущать тепло его и даже плотность. Попробуйте двигать ладони вправо и влево, вверх и вниз, сдвигать кисти и раздвигать. Продолжайте посылку сансы через ладони. Вы увидите, как энергетический шар начнет становиться больше и плотнее, кисти сами начнут раздвигаться в стороны, потому что шар уже не будет в них умещаться. Это очень похоже на то, как если бы вы держали перед собой настоящий резиновый шарик и кто-то в это время постепенно надувал его. Доведите диаметр вашего энергетического шара примерно до 30 см. Вы должны явственно чувствовать его. Попробуйте теперь плавно двигаться по комнате вместе с шаром. На это упражнение достаточно 10–15 минут ежедневно. Заканчивая занятие, представьте себе, что энергия втягивается обратно в ваши руки и шар теряет свои размеры. В конце сделайте медленный выдох и прижмите ладони к животу.
Через несколько дней, когда вы уже немного освоите это упражнение, попробуйте его немного дополнить. Сосредоточьтесь на том, что вы посылаете сансу из центра Хара в ладони. Вы заметите, что поток энергии сразу же увеличится, шар будет получаться быстрее и больше диаметром. При этом также можно подключить и дыхание, но не слишком Интенсивное. Делая выдох, концентрируйтесь, что вы посылаете энергию из центра Хара через руки.
Упражнения, описанные в этой главе, рассчитаны на усвоение за 10–15 дней, при ежедневной практике. Возникает ещё один вопрос: нужно ли также повторять тренировки, описанные в прошлых главах? Это зависит от вашего свободного времени. Основное внимание нужно сосредоточить на упражнениях этой главы. И еще раз повторяем о важности плавного перехода от простого к более сложному.
Источник
Афонина Н.Е. — Диафрагмальное дыхание
Рубрика «Статья номера»
Диафрагмальное дыхание, как метод саморегуляции и способ коррекции психоэмоциональных и функциональных состояний человека
Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань
В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.
Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.
Введение.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.
ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.
Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.
Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.
Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.
Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.
Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.
Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.
Метод.
Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».
Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.
- Вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом (живот надувается).
- Выдох плавный, удлиненный, медленный, осуществляется через рот, через слегка сомкнутые губы, брюшная стенка втягивается, а воздух будто выталкивается животом, с полным мышечным расслаблением.
На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.
Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.
Практическое наблюдение. Результаты.
Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2016 год у них были выявлены следующие расстройства:
- Паническое расстройство — 28 человек;
- Конверсионное расстройство — 27 человек;
- Острая реакция на стресс — 16 человек;
- Тревожное невротическое расстройство — 26 человек;
- Расстройство приспособительных реакций — 28 человек;
- Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 47 человек;
- Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 43 человека,
это около 40% от всех обратившихся.
Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.
Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.
- Паническое расстройство — 24 человека;
- Конверсионное расстройство — 23 человека;
- Острая реакция на стресс — 15 человек;
- Тревожное невротическое расстройство — 10 человек;
- Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
- Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 30 человек;
- Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 20 человек.
- Паническое расстройство — 4 человека;
- Конверсионное расстройство — 4 человека;
- Острая реакция на стресс — 2 человека;
- Тревожное невротическое расстройство — 15 человек;
- Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
- Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 12 человек;
- Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 12 человек.
Вывод.
Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:
- Вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания;
- Сформировывает оптимальное функциональное состояние;
- Позволяет корректировать психоэмоциональное состояние;
- Активирует резервные возможности организма.
Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.
Литература:
- Карварсарский Б.Д., «Психотерапевтическая энциклопедия», г. Санкт — Петербург, 1998 г.;
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С., «Психопрофилактика стрессов» М.: Изд-во Москв. ун-та, 1993 г.;
- Лутэ В., «Аутогенная тренировка с применением обратной связи» в кн. «Психическая саморегуляция», г. Алма-Ата, 1974 г.;
- Мягков И.Ф., «Психотерапия», М., 1967 г.;
- Методические рекомендации НПФ «Амалтея» — «Обучение навыкам саморегуляции на основе метода биологической обратной связи (БОС)», г. Санкт-Петербург, 2012 г.
Источник