- Технология вспашки полей и обработки почв
- Агротехнические требования
- Способы движения и подготовка поля
- Способы движения пахотного агрегата и разметки поля
- Способы припашки
- Контроль качества
- Способ движения пахотного агрегата с оборотным плугом
- Технология механизированных сельскохозяйственных работ (стр. 2 )
Технология вспашки полей и обработки почв
Чем лучше проведена вспашка, тем меньше нужно проводить дополнительных обработок, тем лучше условия для развития растений. Выровненная поверхность вспаханного поля — необходимое условие высокопроизводительной работы агрегатов при выполнении всех последующих операций.
Агротехнические требования
Для всех видов вспашки с оборотом пласта должны соблюдаться следующие требования: допустимое отклонение средней глубины пахоты от заданной ±5% (обычно 0,01…0,02 м); превышение ширины захвата по сравнению с расчетной — не более 5%; искривление рядов — не более ±0,01 м на 500 м длины гона; пласт почвы должен быть полностью перевернут, а сорные растения, пожнивные остатки и удобрения полностью зaпаханы; — поверхность вспаханного поля должна быть ровной, слитной, без открытых и скрытых огрехов.
Допустимая высота гребней должна составлять не более 0,05 м, длина профиля — не более 10,7 м на отрезке 10 м; число глыб размером более 0,1 м при вспашке полей с оптимальной влажностью почвы — не более 15%; свальные гребни и разъемные борозды после вспашки должны быть разделаны и выровнены. Высота свальных гребней и глубина разъемных борозд— не более 0,07 м; поворотные полосы и края поля должны быть вспаханы; огрехи не допускаются.
Способы движения и подготовка поля
Поле предварительно осматривают и освобождают от пожнивных, растительных остатков и посторонних предметов. Направление движения агрегатов выбирают, исходя из следующих соображений.
На равнинных участках с большими размерами полей ежегодно меняют направление вспашки. На узких и длинных полях пашут вдоль длинной стороны, ежегодно меняя местами загоны пахоты всвал и вразвал. На участках, подверженных водной эрозии, пашут поперек склона.
При выборе способа движения стремятся к минимальному числу свальных гребней и развальных борозд.
Способы движения пахотного агрегата и разметки поля
Для начала приведем схему движения с описанием
а — петлевой с чередованием загонов; б — беспетлевой комбинированный; в — разметка поля при движении петлевым способом с чередованием загонов; г — разметка поля при движении беспетлевым комбинированным способом (С — ширина загона; C1, С2, … — ширина первого, второго и последующих загонов, Е — ширина повторной полосы).
Наиболее преимущественны на вспашке петлевой с чередованием обработки загонов всвал и вразвал (а) и беспетлевой комбинированный (6) способы. При первом способе сначала пашут первый и третий загоны всвал, а затем второй, находящийся между ними, вразвал, далее пятый загон всвал, четвертый вразвал и т. д.
При втором способе движения первый загон пашут вразвал с левым поворотом агрегата в конце поля до тех пор, пока ширина невспаханной полосы позволяет поворачивать агрегат беспетлевым способом, а затем при правых поворотах пашут следующий загон и допахивают полосу первого загона. Основное преимущество комбинированного способа в том, что отсутствует развальная борозда, которая наблюдается при одностороннем беспетлевом способе движения.
После выбора способа движения размечают поле. При работе петлевым способом с чередованием загонов поле размечают согласно схеме, показанной на рисунке (в). Вешками отмечают ширину Е поворотных полос, которая должна быть кратной ширине захвата агрегата. Для пахотного агрегата К-701 + ПТК-9-35 она составляет 25…30 м; Т-150К + ПЛН-5-35 —12…18 м, Т-150К + ПЛП-6-35 -16…20 м. Затем провешивают линии посредине загонов, которые вспахивают всвал.
При подготовке поля для работы беспетлевым комбинированным способом первую линию провешивают на расстоянии ¾ ширины загона, а все остальные — на расстоянии ширины загона одна от другой (г).
Прокладывают первые борозды и отпахивают границы поворотных полос припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.
Способы припашки
Приведем схему способов припашки с описанием
а — всвал за три прохода; б — вразвал за четыре прохода.
Для первого прохода при припашке всвал (а) плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. При втором проходе первый корпус устанавливают на заданную глубину вспашки и направляют его по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте.
При этом засыпается первая борозда и образуется небольшой свальный гребень.
Для первого и второго проходов при припашке вразвал (б) плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты. Затем все корпуса устанавливают на заданную глубину и делают третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего соответственно второго и первого прохода. При этом засыпается развальная борозда и образуется небольшой свальный гребень.
Загоны пашут одним или несколькими агрегатами. При групповом методе каждый агрегат работает на отдельном загоне. На поле можно эксплуатировать столько агрегатов, сколько имеется загонов для вспашки всвал. Тогда каждый агрегат начинает пахать загон всвал, а затем переходит на соседний, обрабатывая его вразвал.
На практике применяют и поточно-групповой метод, при котором на одном загоне работает несколько агрегатов одинаковой производительности. Рекомендуемые скорости движения пахотных агрегатов: 5…8 км/ч с обычными и 8… 12 км/ч со скоростными корпусами.
Контроль качества
Качество вспашки контролируют по трем основным показателям: глубине, гребнистости и выровненности. Отклонение от заданной глубины пахоты определяют замером ее в 10 местах по диагонали участка. Выровненность определяют замером длины профиля поперек направления пахоты десятиметровым шнуром, соединенным с двухметровой лентой. Гребнистость поверхности — замером высоты гребней и борозд (в том числе свальных гребней и разшальных борозд) с помощью линейки и планки не менее чем в 10 местах. Кроме основных показателей, учитывают и дополнительные: заделку удобрений, растительных остатков, прямолинейность борозд, обработку поворотных полос, огрехи.
Источник
Способ движения пахотного агрегата с оборотным плугом
1.16. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАХОТНЫХ АГРЕГАТОВ
Агроэкономические показатели качества вспашки зависят от правильного комплектования и организации работы пахотных агрегатов. Пахотный агрегат составляют на ровной площадке: подготавливают трактор, расставляют рабочие органы, регулируют
механизмы, глубину вспашки, присоединяют бороны или катки. Поле подготавливают заблаговременно, выбирают направление пахоты и способ движения агрегата, намечают поворотные полосы и загонки, определяют способ первых проходов. Поле освобождают от остатков соломы, камней, одиночных кустов, засыпают ямы, канавы.
Направление пахоты. Пахота вдоль длинной стороны поля более производительна, чем вдоль короткой. Для полей шириной более 300 м нужно ежегодно изменять направление пахоты, что улучшает состояние почвы. На склонах пахоту ведут оборотными или челночными плугами поперек склона или по горизонтали. Ширину загона устанавливают в зависимости от длины поля, состава пахотного агрегата и способа его движения.
Способы движения. Существует несколько способов движения агрегата. Наиболее распространены петлевой с чередованием загонов (рис. 1.22, а) и беспетлевой комбинированный (рис. 1.22, б). Первый способ используют при вспашке площадей первого и третьего загонов всвал, затем находящегося между ними второго загона вразвал, далее пятого загона всвал, четвертого вразвал и т. д. При таком чередовании загонов число свальных гребней и развальных борозд уменьшается.
При использовании комбинированного способа первый загон пашут вразвал с левым поворотом агрегата в конце поля до тех пор, пока ширина невспаханной полосы позволяет поворачивать агрегат беспетлевым способом, а затем при правых поворотах па-
шут следующий загон и допахивают полосу первого загона. После этого допахивают второй загон вразвал с левым поворотом агрегата и т. д.
Для прокладки первых борозд и отпашки границ поворотных полос первые проходы агрегата необходимо выполнять припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.
Плуг для первого прохода припашки всвал (рис. 1.23, в) устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на заданную глубину. Второй проход выполняют так, чтобы первый корпус, установленный на заданную глубину вспашки, шел по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте. Для первого и второго проходов припашки вразвал (рис. 1.23, б) плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты. После этого все корпуса плуга устанавливают на заданную глубину обработки и делают третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего корпуса соответственно при втором и первом проходах. При этом засыпается развальная борозда и образуется небольшой свальный гребень.
После вспашки всех загонов обрабатывают поворотные полосы вразвал и заделывают разъемные борозды. Для запашки борозд плуг регулируют так, чтобы первый корпус пахал на заданную глубину или на 5. 6 см глубже и шел рядом с открытой бороздой, а задний скользил по поверхности поля.
Рис. 1.22. Способы движения пахотного агрегата:
а — петлевой с чередованием загонов; б — беспетлевой комбинированный; 1. 24— номера проходов; номера загонов
Рис. 1.23. Способы припашки:
а — всвал за три прохода; б— вразвал за четыре прохода; 1. 4— номера проходов
Источник
Технология механизированных сельскохозяйственных работ (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Установка плуга на заданную глубину вспашки для навесных и полунавесных плугов производится в одной и той же последовательности. Поэтому мы рассмотрим установку плуга на заданную глубину на конкретном примере для навесного и полунавесного плуга.
Навесной плуг ПЛН-3-35
Чтобы установить плуг на заданную глубину, под заднее левое колесо трактора подкладывают брусок с косым срезом, толщина которого на 1,5-2,0 см меньше заданной глубины пахоты. Затем въезжают на брусок, опускают плуг и подкладывают под опорное колесо плуга брусок такой же толщины. Верхней центральной тягой и правым раскосом навески трактора выравнивают раму плуга так, чтобы лезвия лемехов были параллельны поверхности, а носки лемехов опирались на нее. Для уменьшения длины раскоса рукоятку следует вращать против часовой стрелки. Каждое изменение длины раскоса должно сопровождаться регулировкой правого кронштейна ограничительных цепей.
Настройку навесного плуга на заданную глубину обработки для гусеничных тракторов производят аналогично колесным, за исключением того, что брус, равный по толщине глубине обработки, подкладывают под обе гусеницы.
Полунавесной плуг ПЛП-6-35
Настройку плуга ПЛП-6-35 производят так же, как и навесных плугов, за исключением следующих особенностей.
Чтобы обеспечить подъем плуга рычагом распределителя, нужно соединить маслопровод гидроцилиндра механизма заднего колеса с основным гидроцилиндром на тракторе и вынуть замыкающий палец из бруса догружателя. При поднятом плуге транспортный просвет должен составлять 300-350 мм. Изменение транспортного просвета регулируют изменением длины тяги, соединяющей подвеску плуга с механизмом заднего колеса.
Чтобы установить плуг на заданную глубину пахоты, задние корпус и колесо плуга ставят в одной плоскости. Под металлическое опорное колесо подкладывают брусок толщиной на 1,5-2,0 см меньше глубины вспашки. Изменением длины раскосов механизма навески трактора выравнивают раму в поперечном направлении, регулировочным винтом механизма заднего колеса устанавливают ее так, чтобы головка болта касалась упора.
Дополнительные регулировки плугов
Дисковый нож на плуге любой марки устанавливают так, чтобы лезвие ножа находилось на расстоянии 10-15 мм в сторону поля от левого обреза предплужника. Лезвие дискового ножа должно быть опущено вниз от нижней кромки среза лемеха предплужника на 20-22 мм.
Расстояние между носками лемехов предплужников и корпусов 280-300 мм. Положение предплужника по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из 5 глухих отверстий на стойке предплужника: для пахоты на глубину 22 см—на второе; 25 см—на третье; 27 см—на четвертое; 30 см—на нижнее. Такая установка обеспечивает подрезание предплужником задернелого слоя почвы на глубину 10-12 см.
Давление в шинах пневматических колес 0,3 МПа.
1.4 Организация отвальной вспашки
Организация отвальной вспашки включает в себя подготовку поля, выбор направления и способа движения агрегата, выбор ширины загона и поворотной полосы, разметку поля, работу пахотных агрегатов в процессе вспашки, разбивку, распашку поворотных полос и заделку развальных борозд.
Подготовка поля
Поле освобождают от препятствий и растительных остатков, мешающих движению агрегатов, размечают его. Выбирают направление пахоты. Пропашку свальных и контрольных полос ведут под руководством агрономической службы.
Направление пахоты
Направление пахоты следует выбирать в зависимости от предыдущей вспашки, размеров, конфигурации и рельефа поля. Желательное направление – поперек предыдущей пахоты, поперек склонов (для борьбы с водной эрозией).
При выборе направления движения пахотного агрегата учитывают периодичность чередования направления пахоты для обеспечения лучшего состояния почвы. Однако во всех случаях чередуют пахоту всвал и вразвал с тем, чтобы предотвратить постепенный снос почвенного горизонта в одну сторону.
На полях, подверженных ветровой эрозии почв, вспашку ведут в направлении, перпендикулярном господствующим ветрам, чтобы уменьшить выдувание верхнего слоя почвы весной, летом и улучшить снегозадержание зимой.
Способы движения пахотных агрегатов
Способы движения пахотных агрегатов выбирают с учетом длины, ширины, конфигурации и рельефа поля, а также технической характеристики агрегатов.
Основной способ движения агрегатов — петлевой комбинированный. Он может быть челночным, если используются оборотные плуги. Этот способ в основном применяется на длинных гонах.
На полях с небольшой длиной гона, как правило, используют беспетлевой комбинированный способ движения. Для уменьшения количества развальных борозд, которые трудно поддаются заделке, как при петлевом, так и при беспетлевом способе, чередуют способы работы »всвал» и »вразвал», т. е. используют способ вспашки трех загонов. При этом резко сокращается количество развальных борозд.
Определение оптимальной ширины загонов
Для сокращения количества развальных полос ширина загонов должна быть оптимальной. Она зависит от длины гона и ширины захвата агрегата (таблица 1.4). При этом получается минимальное количество гребней.
Таблица 1.4 — Оптимальная ширина загонов в зависимости от
длины гона и состава агрегатов
Выбор ширины поворотной полосы
Выбор ширины поворотных полос определяется двумя условиями: возможностью поворота агрегата и необходимостью обработки их этим же агрегатом. Наименьшая ширина поворотной полосы, определяемая кинематикой агрегата, зависит от формы поворота (беспетлевой, открытая петля, закрытая петля, петля с задним ходом и т. д.) вычисляется по формулам:
(при петлевых поворотах); (1)
(при беспетлевых поворотах), (2)
где — радиус поворота, м;
— длина выезда агрегата, м;
— ширина поворотной полосы, м.
, (3)
где — кинематическая длина агрегата, м.
Ширина поворотной полосы должна быть кратна ширине захвата агрегата (для навесных плугов—15 м; для полунавесных: 5-6 корпусных—до 20 м; 8-9–корпусных—25 м). При этом всегда учитывают количество проходов агрегата по поворотной полосе при ее вспашке.
Борозды для отметки поворотных полос пропахивают обычно на глубину 8-12 см с отваливанием пластов на поворотную полосу, чтобы они смягчили удар лемехов о землю при опускании плугов и обеспечили заглубление корпусов.
Разбивка поля на загоны
Разбивка поля на загоны зависит от принятого способа вспашки. При вспашке поля загонным способом вначале отмеряется поворотная полоса с двух сторон, но может отмеряться и со всех четырех сторон поля. Это позволяет при окончании вспашки обрабатывать поворотные полосы круговым способом, без развальных борозд.
Чтобы сократить проходы агрегата по вешкам, при разбивке поля на загоны устанавливают первую вешку на расстоянии, равном половине принятой ширины загона. Граница поля—с учетом двойной ширины загона от первой вешки (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Разбивка поля на загоны: I – Ш – загоны; С – ширина загона; Е – ширина поворотной полосы
Чтобы обеспечить прямолинейную прокладку первых борозд в загоне, начало разметной полосы первого прохода отмечают короткими колышками (0,4-0,5 м), а на противоположном конце поля устанавливают хорошо видимую вешку. Если поле длинное и имеет повороты, то ставят промежуточные вешки. Тракторист должен видеть две вешки одновременно и вести трактор так, чтобы все видимые вешки находились в створе. При разбивке поля на загоны свальные гребни вспахивают одним из двух способов: отпашке за три прохода и вспашке вразвал за четыре прохода.
При отпашке за три прохода (рисунок 1.2) для первой борозды плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на всю глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать борозду, открытую при первом проходе, т. е. окончательно засыпают первую борозду и образуется свальный гребень.
При вспашке вразвал за четыре прохода (рисунок 1.3) развальную борозду прокладывают за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10-12 см.
Рисунок 1.2 — Отпашка свального гребня за три прохода при разбивке загонов
Рисунок 1.3 — Вспашка вразвал за четыре прохода
При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3-4 см последний корпус. Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всеми корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.
Во время занятий обучающиеся самостоятельно настраивают плуг для разбивки загонок этими двумя способами.
Работа агрегата в поле
Во время первых проходов агрегата проверяют глубину хода, ширину захвата плуга и равномерность пахоты.
При вспашке петлевым комбинированным способом движения сначала пашут первый, а затем третий загоны всвал (рисунки 1.4, 1.5), после чего пашут вразвал. При этом делают первый круг по борозде, образованной последним проходом агрегата при пахоте всвал.
Четвертый загон оставляют непаханым, пашут следующий нечетный (пятый) загон всвал, после чего возвращаются к четвертому и пашут его вразвал.
Затем вновь оставляют непаханым очередной четный загон, пашут следующий нечетный и возвращаются к пропущенному четному. В таком порядке пашут все остальные загоны.
Рисунок 1.5 — Вспашка загонов с чередованием пахоты всвал и вразвал
Регулировку и перевод плуга на глубину вспашки проверяют на той же передаче, на которой будет проводиться вспашка, так как при повышении скорости движения агрегата глубина пахоты уменьшается.
Выбор агрегата зависит от количества корпусов и глубины вспашки. Данные по выбору рабочей передачи при работе трактора на вспашке приведены в таблицах 1.5–1.7.
Остальные регулировки плуга (устранение перекоса рамы плуга, регулировка положения предплужников, положение дискового ножа) проводят при первом проходе на загоне.
Таблица 1.5 – Режимы работы пахотного агрегата
Удельное сопротив-ление почвы, кПа
Ширина захвата плуга, см
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Тяговое сопротивление агрегата, кН
Источник