Способ дрессировки собак это

СПОСОБЫ ДРЕССИРОВКИ

Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие.

Способ наведения, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ — похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним — мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания, когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.

Читайте также:  Kerastase ciment thermique способ применения

Способ пассивной флексии, суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы — взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ отбора поведения, когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно — ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.

Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в эту половину клетки, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании этих двух условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.

Читайте также:  Проектная деятельность как способ оценки

Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:

Способ усиления поведенческого признака, который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;

Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента. Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама» собакой.

Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора — собакой к забору.

Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).

Способ оборонительного поведения или избегания, когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику — оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.

Способ агрессивно-оборонительного поведения: при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко — 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.

Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов.

Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто «быстрые» способы не являются самыми лучшими.

Читайте также

3. Способы роста ооцитов

3. Способы роста ооцитов Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ Так муравьи, столкнувшись где-нибудь. Потрутся рыльцами, чтобы дознаться, Быть может, про добычу и про путь. А. Данте. Божественная комедия В прошлом мало у кого возникали сомнения в том, умеют ли муравьи или пчелы разговаривать друг с другом.

Новые способы работы с информацией

Новые способы работы с информацией Одна из областей, в которых наши знания остаются до обидного неполными, — это изучение той роли, которую играют молекулы РНК в обработке генетической информации. Биологи то и дело открывают новые клеточные «информационные технологии»,

Способы расселения.

Способы расселения. Этот вопрос уже разбирался сэром Ч. Лайеллем и другими авторами. Я, со своей стороны, могу представить здесь очень краткий обзор наиболее важных фактов. Перемены в климате должны были оказать сильнейшее влияние на миграцию. Регион, в настоящее время

Способы вызывания гипноза

Способы вызывания гипноза Обращаясь к вопросу о вызывании гипноза, необходимо иметь в виду, что для этого с пользою могут служить различные способы, из которых одни могут считаться физиологическими, так как они действуют непосредственно на те или другие из

Способы рентгенологических исследований

Способы рентгенологических исследований а) Просвечивание (рентгеноскопия). Рентгеновские лучи в ветеринарной практике применяют для изучения и распознавания разных болезней у сельскохозяйственных животных. Этот метод исследования больных животных является

Способы размножения

Способы размножения Размножение — важнейший биологический процесс, обеспечивающий поддержание и увеличение численности вида, возможность его расселения и, в конечном итоге, успех борьбы за существование. В животном мире существует целый ряд способов размножения,

1.3. Общая методика дрессировки

1.3. Общая методика дрессировки По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.Процесс дрессировки можно представить в виде

Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет

Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь

Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет

Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет Существующая отечественная литература по воспитанию и дрессировке собак традиционно, начиная с В.В. Языкова («Курс теории дрессировки собак». Л.; Госиздат, 1928), основывается на результатах школы физиологии высшей нервной

Разные способы защиты

Разные способы защиты Способы защиты насекомых от врагов бесконечны в своем многообразии. Тот, кто часто бывает на природе, мот заметить, что как только какое-либо животное становится многочисленным — будь то ящерица, птица, зверь, насекомое, оно сразу же делается менее

3. Основные методы дрессировки

3. Основные методы дрессировки Методы дрессировки — это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.Механический метод. Механический

1. Подбор собак для дрессировки

1. Подбор собак для дрессировки Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность

Методы и приемы общей дрессировки

Методы и приемы общей дрессировки Прием: хождение рядом. Цель приема — выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест — легкий удар ладонью

6. Специальное снаряжение для дрессировки собак

6. Специальное снаряжение для дрессировки собак Для дрессировки собак необходимо иметь специальное снаряжение. В него входят:1. Ошейник кожаный или из прочной тесьмы, с металлической пряжкой и прочно вделанным металлическим полукольцом. К ошейнику в процессе

Источник

Методы дрессировки

В процессе дрессировки собаки на животное воздействуют различные раздражители: команды и жесты дрессировщика, обстановочные раздражители окружающей среды, запах и вкус лакомства, запах следа, запах мин и наркотических веществ. Кроме перечисленных раздражителей на собаку воздействует помощник при выработке навыков защиты. Свое действие оказывает также внутреннее состояние животного, чувство голода, дискомфорт в случае болезни и т.п. Дрессировщик, организуя занятия, учитывает все эти факторы и подбирает раздражители в зависимости от целей, которых он хочет достигнуть. Выбор тех или иных раздражителей, которые используются как для стимулирования нужного действия собаки, для коррекции ее действий, так и для последующего поощрения, и определяет методы дрессировки собак.

Следует учитывать, что для выработки того или иного навыка обычно используют не один метод, а комплекс методов дрессировки, соответственно выбранной методике.

Механический метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются механические раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула рывок поводком и нажатие на круп, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — поглаживание и похлопывание по груди.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; легко достигается безотказность в работе.

Отрицательные стороны метода: низкая заинтересованность собаки в работе; не все навыки, необходимые на службе, можно выработать этим методом; большая нагрузка на нервную систему — при интенсивном использовании механического метода быстрее наступает усталость собаки (особенно следует учитывать при дрессировки собак с недостатками нервной системы).

Вкусопоощрительный метод дрессировки

Как в качестве побуждающих и корректирующих стимулов, так и в качестве поощрения применяются пищевые раздражители. Например, вырабатывая навык посадки по команде, дрессировщик применяет в качестве стимула лакомство в руке, которое он заносит над головой животного, а в качестве поощрения, в комплексе с командой «хорошо» — также лакомство.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; малая нагрузка на нервную систему; высокая заинтересованность собаки в работе.

Отрицательные стороны метода: не достигается безотказность в работе; нельзя выработать все необходимые навыки; метод малоэффективен при дрессировке собак со слабо развитой пищевой реакцией поведения.

Контрастный метод дрессировки

В качестве стимулов побуждения и коррекции применяются механические раздражители, а в качестве поощрения — лакомство (в комплексе с командой «хорошо»). Например, при выработке навыка укладки по команде применяют рывки поводком, после выполнения команды собаку поощряют лакомством. Метод является комбинированием механического и вкусопоощрительного метода. Объединяет в себе преимущества обоих методов.

Положительные стороны метода: быстро вырабатываются требуемые навыки; достигается безотказность в работе у собак с хорошо развитой пищевой реакцией поведения.

Отрицательные стороны метода: низкая эффективность в дрессировке собак с недостаточно развитой пищевой реакцией поведения; сохраняется высокая нагрузка на нервную систему.

Апортировочный метод дрессировки

(Этот метод не рассматривался как таковой в классической кинологии. Внести этот метод в классификацию предлагает автор). В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяется объект добычи — апортировочный предмет, а также предметы, на которые перенесено апортировочное поведение; в качестве поощрения применяется тот же предмет, который отдается собаке (или собаке позволяют взять его в зубы).

Положительные стороны метода: достигается исключительно высокая активность и заинтересованность собаки в работе; многие специальные навыки можно выработать только этим методом; низкая нагрузка на нервную систему животного.

Отрицательные стороны: метод неэффективен для собак с недостаточно развитой апортировочной реакцией поведения.

Метод наталкивания

В качестве побуждающих и корректирующих стимулов применяют раздражители, близкие к обстановочным; в качестве поощрения — команду «хорошо». Например, при выработке навыка преодоления барьера дрессировщик с собакой после непродолжительной пробежки приближается к невысокому барьеру. Естественная реакция собаки — перепрыгнуть этот барьер (конечно, если он не слишком высок).

Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему животного; быстрая выработка навыка.

Отрицательные стороны метода: не все навыки можно выработать таким образом.

Подражательный метод

В качестве побуждающих стимулов используют стремление собаки к подражательным, стайным, коллективным действиям. Применяется обычно в комплексе с каким — либо из вышеперечисленных методов. Например, при выработке навыка преодоления барьера многие собаки охотно идут за хорошо подготовленной собакой. Применяется также при выработке защитных навыков.

Положительные стороны метода: низкая нагрузка на нервную систему; быстрая выработка первоначальных условных рефлексов.

Отрицательные стороны метода: не для всех собак достаточно эффективен; метод не годится для совершенствования условного рефлекса до навыка. Этим методом возможно выработать только некоторые условные рефлексы.

В практической дрессировке необходимо подбирать методы дрессировки в зависимости от индивидуальных особенностей собаки, от стадии выработки навыка и от характера самого навыка. Так, при воспитательной дрессировке щенка для выработки первоначального условного рефлекса посадки по команде применяют обычно вкусопоощрительный метод. По мере взросления собаки и выработки навыка переходят на контрастный метод дрессировки, а в процессе доведения навыка до безотказного выполнения в сложных условиях обстановки применяют механический метод.

Для разгрузки нервной системы животного переходят на вкусопоощрительный метод дрессировки или метод наталкивания.

Источник

Оцените статью
Разные способы