Способ достижения цели через детальную разработку проблемы технологию которая должна завершиться

Консультация «Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий»

Анна Мовсисян
Консультация «Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель, воспитатель, может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельности совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е. С. Полат рассматривает проектную методику «как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»

Это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.

Рассматривая дидактическую структуру современной проектной методики, можно сказать, что к области методики как частной теории обучения относится изучение цели, содержания, форм, средств и методов обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проектарешаются важные задачи:

— занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

— получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

— в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем,роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов

навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

— получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

— в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем,роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Читайте также:  Липобейз крем способ применения

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских методов, творческих по самой своей сути.

Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей Консультация для педагогов. Семья — одна из важнейших ценностей. Семья — одна из главных ценностей, созданная человечеством. В сохранении.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер — класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника — одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Источник

Метод проектов

Галина Алексеева
Метод проектов

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.

С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской).

Технология проектированияориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Из истории проектного метода

Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», оно означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.

Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения.Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Читайте также:  Гумистар для рассады способ применения

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий — проектов. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.

Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством деланья» — вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов:

— учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

— целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;

— обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.

В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял:

— возбуждение самостоятельности ученика;

-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;

— исследование учеником явления;

-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;

Один из исследователей эвристического метода Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.

Научно — психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Читайте также:  Способ оплаты карты тройка

В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись: совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат).

Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.

В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)

Итак: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. (В. П. Щеглова).

Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов – это комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов — это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат).

Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.

Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов, приведем определение детского проекта:

Детский совместный проект — объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.).

Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников — важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Источник

Оцените статью
Разные способы