- Достижение результата: постановка цели, этапы, методы и мотивация
- Постановка цели
- Выбираем цели
- Постановка подцелей
- Способы поддержания мотивации
- Создаем привычку
- Не забываем про физическое состояние
- Внедряем полезные привычки
- Анализируем свои шаги
- Важность планирования
- Учимся планировать свои действия
- Правильная постановка цели
- Анализируем свой результат
- Деятельность человека
- Структура деятельности
- Деятельность человека и активность животного
- Отличительные признаки деятельности
- Виды (формы) деятельности
- Мотивы деятельности
- Классификация деятельности
- Творческая деятельность
- Вопросы для самопроверки
Достижение результата: постановка цели, этапы, методы и мотивация
Абсолютно у каждого из нас имеется определенная цель, которой мы хотим добиться. Это может быть квартира, автомобиль, повышение в должности, увеличение зарплаты и так далее. Но на пути к достижению результата человек может встретиться с различными проблемами, которые останавливают и затормаживают его действия. Почему так происходит? Об этом и поговорим в данной статье.
Постановка цели
При отсутствии целей жизнь человека становится скучной и неинтересной. Ведь именно постановка задач и их решение помогают нам встрепенуться и двигаться вперед, невзирая на все трудности и препятствия на пути. Цели могут быть не особо значительные или же, наоборот, серьезные и сложно выполнимые. Но чтобы все они были достигнуты, нужна правильная постановка цели. А как это сделать?
Ежедневно мы ставим себе определенные задачи и выполняем их. Но порой людям свойственно путать такие понятия, как цель, желание и мечта. В каком-то роде они имеют тесную связь между собой и могут зависть друг от друга, но тем не менее они различны. Иногда желание перерастает в цель, но может так и остаться одной лишь фразой «хотелось бы. ». Мечта — нечто волшебное и абстрактное. Но что касается цели, она всегда подкреплена определенными действиями и имеет конкретную формулировку. Но для того чтобы реализовать задуманное, необходимо верно обозначить постановку цели. Как правило, без четко сформулированной цели человеку сложно двигаться вперед. Тем самым его жизненный путь становится бессмысленным и пустым.
Также заданная цель может привести не к ожидаемому результату. Достижение результата напрямую зависит от постановки целей. Это объясняется тем, что конкретные установки воздействуют на подсознание, тем самым притягивают в жизнь человека правильные решения и нужных людей. Существует определенная система достижения результата, которая включает в себя ряд этапов.
Выбираем цели
Подумайте и выпишите свои самые заветные цели. Важно, чтобы они не были навязаны друзьями или родственниками. Для достижения планируемых результатов, в первую очередь, необходимо выбрать долгосрочную цель. Это может быть то, что вы желаете больше всего и всем сердцем. Ваша мечта должна вызывать чувства легкого волнения и воодушевления. После того как вы расписали свою главную цель, напишите еще не менее пяти жизненных, касающихся финансов, семьи, увлечений, здоровья или общества. Модель оценки достижения планируемых результатов освоения данного навыка включает в себя вопросы следующего характера:
- Кем я хочу быть?
- Чем я хочу заниматься?
- Что мне нужно для полного ощущения счастья?
- Получу ли я удовлетворение от достижения поставленных целей?
- Что произойдет, когда они осуществятся?
Каждую цель следует фиксировать на листе бумаги, иначе есть вероятность, что они так и останутся просто мечтой. Также уделяйте внимание формулировке. Заменяйте фразы «я хочу» на «я буду» или «я имею». Например, вместо «я хочу похудеть», следует прописать «я буду стройной». «Хочу избежать бедности», «не хочу жить с родственниками», «хочу избавиться от лишних килограммов» — это все неверные отрицательные формулировки. Важно, чтобы ваши цели были четкие и конкретные. Например, если вы мечтаете о новеньком автомобиле, то распишите, какую хотели бы марку, цвет и даже комплектацию.
Постановка подцелей
Когда список крупномасштабных целей готов, нужно составить план на ближайшее время. На этом этапе нам необходимо разбить большие задачи на маленькие. Распишите каждый шаг, который нужно предпринять для достижения результата. Поэтапное решение задач и подцелей поможет рационально организовать ресурсы и время, а также привести к реализации вашей главной цели. Например, вы стремитесь приобрести новую квартиру. Для этого необходимо подобрать желаемое жилье, выяснить его стоимость и установить срок покупки. Во время анализа целей трезво оцените уровень дохода и подумайте, что можно сделать, чтобы приблизиться к своей мечте. В таком случае необходимо подробно составить план дальнейших действий для осуществления задуманного. Если же вам необходимо увеличить доход, то подумайте, каким образом это можно сделать. Можно найти подработку или освоить новую профессию и т.д. Решение небольших задач придает нам сил двигаться вперед, а также произвести оценку достижения планируемых результатов.
Способы поддержания мотивации
Многие решают начать с понедельника учить иностранные языки, заняться фитнесом, бросить курить или сесть на диету. Но порой данный процесс растягивается на долгие годы, а на смену энтузиазму приходят лень и скука. Чтобы не откладывать свои намеченные дела по достижению цели на завтра или вовсе их не бросать, стоит себя замотивировать. После того как мы определились с целью и расписали адекватный план действий, необходимо пользоваться правильном подходом к решению поставленных задач. Поясним: под адекватным планом подразумевается рациональная организация времени и жизненных ресурсов человека. Нужно уметь распределять время таким образом, чтобы его хватило на себя и на реализацию ваших целей. Ниже представлены способы для поддержания мотивации.
Создаем привычку
В первые дни энергии очень много и хочется работать сутками, чтобы поскорее получить желаемое. Но чтобы этот энтузиазм не испарился, его нужно грамотно использовать. Для реализации цели не стоит беспробудно работать, так как таким образом вы заработаете только физическое и эмоциональное истощение. Правильным подходом станет создание комфортных условий труда. Также необходимо выработать полезные привычки, с помощью которых получится сохранить стремление к вашим целям.
Не забываем про физическое состояние
Ни о какой мотивации не может идти и речи, когда человек плохо себя чувствует. Как бы банально это ни звучало, но достичь поставленных целей вам поможет ваша физическая активность и хорошее самочувствие. Для этого необходимо внедрять некоторые элементы здорового образа жизни:
- соблюдайте режим дня;
- следите за питанием;
- по возможности ограничьте употребление алкоголя.
Изменение режима является довольно-таки непростым делом. Не исключено, что из-за перехода на более здоровый вариант у вас ухудшится самочувствие. Но стоит лишь потерпеть. Выходить из зоны комфорта, какая бы она ни была, всегда сложно.
Внедряем полезные привычки
Режим, который подразумевает выполнять определенные действия по времени, называется привычкой. Составьте расписание с учетом ваших личностных особенностей. Вы лучше знаете свой организм, и в том числе то, в какое время суток можете работать продуктивнее. Придумайте свои привычки, которые стоит внедрить для улучшенной версии себя. Кстати, умение концентрироваться на важном деле — полезная привычка, которая поможет стать на шаг ближе к своей цели.
Анализируем свои шаги
Каждому из нас нужна поддержка и тот человек, с которым можно будет обсудить продвижения по плану реализации своей цели. Делясь своими эмоциями и мыслями, тем самым вы сможете еще лучше познать себя, свои устремления и мотивы. А взгляд со стороны поможет провести анализ оценки и соответствия достижения результатов. Также во время разговора вам неизбежно придется затрагивать конечный предполагаемый итог вашей работы, что и станет главным мотиватором. Вполне возможно, что подобный анализ позволит выявить неверно поставленные цели или отыскать более короткие пути к ним.
Важность планирования
Ранее мы выяснили, что для достижения цели необходима конкретная цель, но помимо нее должен быть четкий план действий. Еще немаловажным аспектом является рациональное использование своего времени. На сегодняшний день существует научный подход, который помогает управлять временными ресурсами. Этот подход под названием тайм-менеджмент способствует эффективному использованию времени с максимальной эффективностью. Предлагаем рассмотреть его главные принципы.
Учимся планировать свои действия
Для того чтобы достичь определенного результата, важно планировать свой день и в целом свою жизнь. Многие недооценивают и опровергают важность данного метода, но стоит учесть, что все успешные люди строят планы на годы вперед, что дает им четкий порядок действий и высокую результативность. Существует несколько важных аксиом тайм-менеджмента:
- Необходимо свою цель фиксировать письменно. Если она не обозначена на бумаге или в электронном ежедневнике, значит, ее не существует.
- Составляйте список дел и заданий на будущий день с вечера. Потратив десять минут в день, вы сможете повысить продуктивность на двадцать пять процентов.
- Разделяйте большие задачи и решайте их поэтапно.
Правильная постановка цели
Выше мы выявили важность грамотного целеполагания при планировании целей. Хотелось бы заострить внимание на принципе для формулировки и постановки локальных задач в тайм-менеджменте. Данный профессиональный инструмент называется SMART. Согласно этому принципу цель должна быть:
- конкретной (Specific);
- измеримой (Measurable);
- достижимой (Attainable);
- актуальной или значимой – нужно заранее выявить, поможет ли данная задача в достижении цели (Relevant);
- ограниченной во времени (Time-bound).
Основной критерий полезности данного принципа заключается в конкретности и в умении сосредоточиться на текущих задачах, не теряя общий вектор направления.
Анализируем свой результат
В процессе любой деятельности не забывайте иногда остановиться и оглянуться назад, чтобы сделать прагматичные выводы из своего опыта. На промежуточном этапе необходимо прибегать к системе оценки достижения результатов, а также анализировать действия, где были допущены ошибки.
Ко всему прочему, создавайте себе разнообразие в жизни и качественный отдых. Перерывы и полноценный отдых помогут отвлечься вам от дел, а также придадут еще больше сил и энергии для реализации ваших планов. Также не забывайте, что на любом пути всегда могут возникнуть незапланированные дела и препятствия. Чтобы любая ситуация вас не выбила из колеи, стоит быть готовым ко всему.
Источник
Деятельность человека
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Источник