Способ диалектического обучения. Практический аспект
Социологические исследования учащихся старших классов, проводимые в разных странах, показывают, что российские школьники зачастую демонстрируют прочные знания фактологического характера. Зато бывают беспомощны в ситуациях, когда требуется проанализировать те или иные данные. Наши учащиеся, оказывается, теряются, когда задания носят не лобовой характер и требуют не просто применения выученных правил, а предполагают мыслительные усилия – умение сравнивать, делать умозаключение, свести в единое целое различные данные.
Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика. Этот метод разработан сотрудниками Красноярского ИПК А.И. Гончаруком, В.Л. Зориной. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).
Актуальность использования способа диалектического обучения всем понятна. Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Для того, чтобы знание, полученное с помощью логических рассуждений, было истинным, то есть правильно отражающим действительность, необходимо (и достаточно) выполнение двух условий. Первое. Исходное знаний должно быть истинным. Второе. Рассуждение должно быть правильным, то есть заключение (предположение, выражающее новое знание) должно логически следовать из предпосылок (предложений, выражающих исходное знание). Если оба эти условия выполнены, то в истинности знаний, полученных рассуждением, можно не сомневаться. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.
Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий. В мыслительную деятельность своих учеников я включаю десять операций с понятиями:
- определение понятия (раскрытие содержания понятия);
- деление понятия (определение объема понятия);
- обобщение понятия
- ограничение понятия
- формулирование проблемных вопросов
— А – вопрос – понятие
— Б – вопрос – суждение - “постройка” древа Порфилия
- выражение отношений между понятиями;
- нахождение противоположностей;
- выявление противоречий;
- нахождение путей разрешения противоречий.
Вывод и осмысление новых знаний понимают как выявление взаимосвязей между понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей. Учитель всегда должен иметь в виду, что, чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше уровень остаточных знаний. Для большинства учебных ситуаций верно статистически установленное “правило трех связей”, определяющее оптимальное количество взаимосвязей каждого из понятий с другими,
Перечень видов и приемов работы, применяемых мною для осмысления учащимися материала, носит открытый характер, то есть может быть дополнен. .
Использование десяти мыслительных операций с понятиям.
Выполнение межпонятийных связей: при выполнении индивидуальных заданий, в процессе беседы, в процессе дискуссии, осуществлением “мозговой атаки”.
Использование при изучении связей: наблюдений в природе, эксперимента, анализа структурно-логических схем, анализа матриц связей.
Выяснение характера связей: непосредственных и опосредованных, причинно-следственных и генетических, пространственных и временных, последовательных и параллельных, прямых и обратных.
Графическая регистрация связей: построение графиков, заполнение таблиц и матриц, построение структурно-логических схем.
Разнообразие операций с понятиями позволяет проводить дифференцированную работу с учащимися даже на начальном этапе усвоения понятий.
1 уровень- общекультурный, понимание основных ведущих понятий, идей темы; умение их объяснять; умение применять теоретические знания в практической ситуации | 2 уровень, прикладной, глубокие знания системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках темы. |
|
|
К сожалению, объем статьи не позволяет более подробно представить метод СДО.
В данной статье приведен примерный конспект урока по природоведению в 5 классе на начальном этапе обучения работе с понятиями.
Урок “ МИР АСТРОНОМИИ”
Обобщение изученного материала 5 класс
1.1 Применение опорных понятий: галактика, вселенная, планеты, небесные тела, созвездия, солнечная система, метеор.
1.2. Развитие умений оперировать понятиями:
а — выявлять существенные признаки и определять содержание понятий,
б — деление понятий,
в — ограничение и обобщение понятий,
г — составление логических цепочек, древа Порфирия.
2.1.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий:
— общее — особенное — частное (например, вселенная — Солнечная система -Земля)
— единство — многообразие (например, планеты, Земная группа, планеты-гиганты)
— сущность — явление (например, метеор — световое явление . )
Тип урока: обобщение знаний.
Методы обучения: диалектический, связанный со словесно — догматическим и словесно — наглядным.
По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
По характеру деятельности учащихся: частично- поисковый.
По характеру деятельности учителя: проблемный.
— на столах учащихся: командная маршрутная карта, индивидуальные карты полета, в папке — карточки с понятиями, комплект табличек с цифрами от 1 до 5.
— на столе учителя: карточки с понятиями, глобус, магниты.
— на доске: таблицы по астрономии, три ряда карточек с понятиями:
Вселенная | Галактика | Солнечная система |
Планета | Земная группа | Планеты – гиганты |
Астероид | Комета | Метеор |
Метеорит | Созвездие | Звезда |
Класс поделен на три команды. Присутствующие на уроке учителя школы сидят в конце класса за расставленными лентами столами. Это импровизированный Центр наблюдения за полетом.
Технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи со звуками планет,
звуками природы, песней “ Я — Земля”
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ты сегодня — космонавт,
Чтобы умным стать и ловким.
Чтобы между экипажами хорошо была налажена связь, чтобы мы понимали друг друга с полуслова, давайте раскроим содержание понятий на доске.
Молодцы, а теперь назовите приборы- которые использовались и используются в астрономии.
Команды по очереди называют приборы: гномон, астролябия, астрономический жезл, телескоп, радиотелескоп, радиолокатор и др.
Дружно встали, по ступенькам поднялись, дружно руки вверх подняли, потянулись, помахали, улыбнулись, дружно сели. Пошло время отсчета. Ваш полет будет продолжаться чуть более 40 минут, это почти в 2, 5 раза быстрее, чем первый полет Юрия Гагарина, но это все-таки полет. Вас пришли проводить в полет руководитель Центра полетов директор школы Васильева Г.И., научный консультант (заместитель директора по науке) Шнуренко И.А., главный астроном Центра (учитель астрономии) Монастырная Л.А., главный конструктор (учитель черчения) Голубкова Н.В. и другие сотрудники центра. Слово для пожеланий предоставляется руководителю центра.
Клавдий Птолемей – геоцентрическая, в центре неподвижная Земля, вокруг которой вращаются планеты. Луна, Солнце. Каждая планета так же вращается вокруг некоторой точки.
Николай Коперник – гелиоцентрическая, в центре — Солнце, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца и своих осей.
Кто предположил первым, что Земля шар?
Кто изобрел и первым направил телескоп в звездное небо?
Кто является создателем первой системы мира, центром которой было Солнце?
на третий — 3.
По начальным буквам определяют названия планет.
Использую карточки с понятиями, составляют логическую цепочку на доске, например: Вселенная
Галактика
Солнечная система
Планета
Земная группа
Марс
А знаете ли вы, что, сравнивая Землю и Венеру, можно сказать, что они по своим размерам близки.
А знаете ли вы, что в отличие от Земли Марс имеет два небольших спутника.
I. Комета 2. Астероид 3 метеор 4 звезда 5 метеорит
II. Юпитер 2 Венера 3 Сатурн 4 Земля
III. Уран 2 Юпитер 3 Нептун 4 Плутон
Команды по просьбе одновременно поднимают таблички с номером лишнего понятия
В 1 случае — табличку “3”, объясняют почему (световое явление, а остальные небесные тела)
Во 2 случае табличку “2” (Венера не имеет спутников), здесь возможна и табличка “4” (только на Земле есть жизнь)
В 3 случае — “4” (Плутон не относится к планетам — гигантам).
Есть одна планета — сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой, похожей, нету!
А о том, как беречь нашу планету мы будем говорить в следующей теме “Мир биологии”. Наш полет окончен. Командиров и экипаж попрошу подсчитать баллы и выставить в маршрутную карту полета. Спасибо за работу. Произвести на кораблях уборку, все собрать в папочку. Внимание, приземляемся. (Слышатся звуки природы.)
Нас встречает Центр наблюдения за полетом. (Учителя говорят свое мнение о работе ребят на уроке).
До свидания. Урок окончен.
МАРШРУТНАЯ КАРТА ПОЛЕТА
2. Методы, приборы________________
3. Строение систем мира____________
4. Парад планет____________________
6. Адрес планет ___________________
7. “А знаете ли вы ?” _______________
8. Что лишнее ? ____________________
ИТ0ГО количество баллов
Командир экипажа ________________
Индивидуальная карта полета
2. Методы, приборы________________
3. Строение системы мира __________
4. Парад планет ____________________
5. Вопрос — ответ ___________________
6. Адрес планет ____________________
7. “ А знаете ли вы?” ________________
8. Что лишнее ______________________
9. Земля ___________________________
ИТОГО общее количество баллов
Карточка № 3
(сравнение)
- По сравнению с …
- Так же, как и…
- Как …, так и …
- Сравнивая …, можно сказать …
- Кроме … еще …
- Помимо …
- Больше чем …
- Не только …, а и …
- Наряду с …
- Если …, то
- В отличие от …
СЛОВАРЬ П О Н Я Т И Й по теме “МИР АС Т Р О Н О М И И” 5 класс
Содержание
Астрономия
1.1. Спиральная
1.2. Неправильная
1.3. Эллиптическая
1.1. Планеты Земной группы
1.2 планеты – гиганты
1.1 короткопериодические
1.2 большепериодические
к. Галлея, к.Энке
1.1. каменные
1.2. железные
1.3. железо-каменные
1.2. леониды и т. д. по созвездиям
1.1. карлики
1.2. гиганты
1.3 сверхгиганты
Источник