Способ диалектического обучения что это

Презентация «Теория и технология Способа диалектического обучения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Способ диалектического обучения – принципиально новый подход к учебному процессу

Способ диалектического обучения, который является результатом применения диалектики к выявлению закономерностей учебного процесса как специфической человеческой деятельности, запатентован в Международном центре педагогических изобретательств. (Патент №126 от 29.03.1996 г.Экспертного Совета Международного педагогического изобретательства).

Авторы способа диалектического обучения

Зорина Валентина Лазаревна окончила в 1970 г. Абаканский государственный педагогический институт, в 1980 г. Московский государственный педаго­гический институт, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения» Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. Имеет более 50 научных работ. Область научных интересов: диалектика учебного процесса.

Достоинство способа глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели – преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.

Основной критерий целесообразности любого способа обучения Оптимизация На современном этапе социально-экономического развития страны меняется основная задача школы: в условиях когда идёт постоянная смена устаревших знаний для воспроизводства производительной силы общества необходимо воспитывать мыслящих людей

СДО, основанный на диалектике идей (преобразование сознания), диалектике отношений (преобразование общества), диалектике средств (орудий) учебного труда (преобразование природы), способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.

Главная задача современного образовательного процесса — подготовка рабочей силы для современного производства, потребности которого определяются тремя критериями: люди должны быть грамотными (уметь писать и читать), практичными (знать законы функционирования и развития природы и общества) и мыслящими, то есть умеющими анализировать, синтезировать понятия (формулировать суждения) и органически соединять формальную, диалектическую логику и теорию познания.

Способ диалектического обучения (словесно-логический способ обучения) использует третий тип необходимости – естественное принуждение, высшей формой которого является самопринуждение, яркая состязательность, различные формы материализации оценки знаний включают в активную работу каждого ученика.

Актуальность использования способа диалектического обучения Логика помогает правильно рассуждать. Сила ее в том, что она дает возможность получать новые знания без наблюдения или опыта, а лишь при помощи размышления и рассуждения. Новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Логика помогает систематизировать (классифицировать) и обобщать знания.

Недостатки современного образовательного процесса В современном учебном процессе усилия учащихся направляются на усвоение формы сознания (язык), но содержание сознания (мысль) в большинстве случаев и не предполагается, потому что государственная политика исключает логику из учебного процесса вообще, а форма сознания без его содержания не имеет смысла.

Происхождение учебного процесса Учебный процесс произошел (вычленился) от процесса производства и унаследовал от него все основные законы функционирования и развития. Функционирование и развитие учебного процесса определяются функционированием и развитием процесса производства (социальный заказ: переход бытия учебного процесса в бытие процесса производства), потому что учебный процесс — это целенаправленный процесс подготовки новой рабочей силы, то есть способности человека трудиться (производство духовных и материальных средств для жизни общества).

Необходимые изменения Учебный процесс должен опережать процесс производства, для чего наряду с языком и чувствами задействовать мысль как основное средство учебного труда. В этой связи необходим переход от непосредственного обучения (индивидуальный труд — простая кооперация) к опосредствованному обучению (сложная кооперация). Иначе говоря, осуществить переход от уровня общения в системе «учитель — ученик» (автократия) к уровню общения в системе «ученик — ученик» (демократия)

Читайте также:  Агровитамины универсал способ применения

Существенные признаки современного урока СДО б) применение проблемных вопросов двух видов (вопрос-понятие, вопрос-суждение) и не допущение непроблемных вопросов, особенно вопросов с частицей „ли», для которых характерно нарушение целенаправленности; в) ярко выраженная мыслительная состязательность между учащимися на основе выводных знаний с выходом на внутрипредметные и межпредметные связи (сборники понятий и образов и анкеты обратной связи как продукты свободного интеллектуального труда): процесс обучения становится подобным процессу научного открытия, при ликвидации призывов и упреков. г) оправданная смена деятельности в течение урока каждого учащегося посредством членения оценки, которая, с точки зрения И.М.Сеченова, снимает утомляемость и обеспечивает полную самоотдачу; д) поведение учащихся: нормальная дикция (развитие органов речи); выразительная мимика, жестикуляция (язык жестов) и прямая осанка (условие для самовыражения).

«Фигуры» образовательного процесса 1. Типы принуждения (необходимости) как типы дисциплины; естественное, духовное и физическое, формирующие, соответственно, убеждение, веру, страх. 2. Формы труда: индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперации с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося (три уровня общения как диалектика человеколюбия при передаче информации). 3. Ступени познания: чувственное и логическое познание (диалектика опыта и теории или индукции и дедукции посредством анализа и синтеза) 4. Формы мысли: понятие (категория как предельное обобщение и термин как предельное членение) и суждение (посылка как исходное суждение и умозаключение как выводное суждение) 5. Средства обучения: язык, чувства и мысли (диалектика покоя и движения, образующая систему обобщенных видов ориентации в окружающем мире — слово, понятие и образ).

Способы познания (двумерная методология, единая для всех наук): материализм, идеализм, диалектический материализм (история философии как фактический выход из духовного рабства) Способы обучения (трехмерная методика как путь достижения цели с выходом на любой предмет и пробуждение протестующей мысли учеников): словесно-догматический, словесно-наглядный и словесно- логический (способ диалектического обучения) с ориентацией на мышление понятиями и образами.

Трехмерная идеальная модель учителя Первое измерение — это мысль как средство сознания. Второе измерение представлено чувствами как средствами восприятия. Третье измерение проявляется в языке как средстве общения. Учитель современной школы, пользуясь языком, должен знать закон одновременной зависимости языка от памяти и мышления (язык при обслуживании памяти должен быть художественно-образным (нарушение логики) язык при обслуживании мышления должен быть чистым и предельно точным (соблюдение логики)).

Сущность способа диалектического обучения определяется социальным заказом нашей эпохи, в которой поступательное развитие общества вслед за сменой экономической эпохи принципиально меняет социальный заказ учебному процессу, в результате чего поднимает его на мировой уровень.

Своеобразие социального заказа образовательному процессу Учебный процесс должен опережать процесс производства (переход от непосредственного обучения к обучению опосредствованному, то есть переход от момента жизни к процессу всей жизни). В учебном процессе должна умножаться опосредствованная ориентация в окружающем мире (слово как дополнение к понятию и образу) с опорой на прежнюю непосредственную ориентацию (ощущение, восприятие и представление). Коренное преобразование учебного процесса обнаружило необходимость: 1) выдвинуть на первое место диалектику как абсолютное движение и всеобщую взаимосвязь (мышление), а на второе — место метафизику как относительный покой и относительную обособленность (память). Диалектика (тождество и противоречие) устраняет односторонность! метафизики в познании окружающего мира. 2) поднять производительность труда учителя и учащихся с первого уровня обобществления труда (индивидуальный труд — простая кооперация) на второй уровень (простая кооперация — сложная кооперация), как исходное для повышения производительности труда вообще.

Читайте также:  Перечисленные показатели действия нормы права это способ обобщения

Способ диалектического обучения позволяет на основе единой методологии осуществлять переход: от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие); от слова (язык) через понятие (науки) к категории (философия); от двумерной деятельности к трехмерному труду; от непосредственного обучения (автократия) опосредствованному обучению (демократия); от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний; от внешнего принуждения к самопринуждению; от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной (объективной) самооценке учащихся.

Технология СДО сборник понятий сборник образов сборниками суждений субтесты

Источник

ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

В статье расматривается теория и технология СДО в применении к УУД через логические понятия, вопрося — суждения, умозаключения. В статье используются фрагменты урока в 1 классе по теме: «Ударение».

Скачать:

Вложение Размер
tarasova_l.n._statya.docx 29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тарасова Л.Н., учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №11» г. Красноярск

Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий, требует от учителя формирования у учащихся «универсальных учебных действий (УУД)», которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [4]. Мы полностью согласны с авторами Госстандартов и считаем, что сегодня учитель не должен давать учащимся знания в готовом виде, а с помощью заданий, проблемных вопросов выводить новые понятия, устанавливать связи с другими ранее изученными понятиями, а также формировать у учащихся умение самостоятельно, с помощью системы заданий извлекать информацию из прочитанного текста.

Наиболее важное место среди всех универсальных учебных действий занимают познавательные универсальные действия, которые включают общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.

В своей практике для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мы используем современные образовательные технологии, такие как «Теория и технология Способа диалектического обучения» и ИКТ, которые позволяют повысить качество образования не за счёт зубрёжки и памяти, а вследствие развития мышления у учащихся, формирования у них умения учиться. Прослушав несколько курсов по внедрению новых стандартов, пришла к выводу, что коллеги, которые используют в своей работе теорию и технологию СДО, находятся в более выгодном положении, поскольку в основе СДО значимыми являются два компонента — это системно-деятельностный подход и критериальный подход в обучении школьников, что является основополагающим в условиях введения ФГОС.

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими авторами А.И. Гончаруком, М.И. Ботовым, В.Л. Зориной (Международный патент № 129 от 29.03.1996 г.) [1, с.160]. В содержании способа важным является изучение философии, логики и преломление системы понятий каждого учебного предмета через законы логики (формальной и диалектической), что организует и дисциплинирует мысль учащихся и учителя и прививает им культуру мышления.

В теории и технологии Способа диалектического обучения указанные универсальные учебные действия уже давно и успешно формируются посредством использования современного дидактического и диагностического инструментария познания. Среди 11 логических операций с понятиями, как мы считаем важными на каждом уроке (урок – выведение новых понятия, урок-обобщение, урок-контроль, урок-лекция и др.) являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их применение на уроке раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей урока, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий.

Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу определённую ФГОС нового поколения – повысить качество образования за счёт:

  • формирования у учащихся УУД,
  • достижения предметных и метапредметных результатов и индивидуального прогресса учащихся.

На уроках используем:

  • выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий – соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений – требование ФГОС — подведение под понятие);
  • формулирование суждений, вопросов–суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения);
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС).
  • формы труда: индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация.

В системе Способа диалектического обучения используется материализованная самооценка, при которой учащиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на уроке в устной или письменной форме, а в конце урока каждый получит оценку согласно объявленной учителем в начале урока заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов. Поэтому, ученики заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросов, ответить на вопросы других учащихся, дополнить ответ или возразить одноклассникам и даже учителю [3, 95].

Урок в системе СДО всегда начинается с заявки на оценку. Заявка на оценку — компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд — коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов) [2, с.77].

В нашей статье я представляю фрагмент урока в 1 классе по теме «Ударение. Способы определения ударения. Смыслоразличительная роль ударения в словах». После того, как учитель объявил заявку на оценку «гений» – 21 балл и более, «талант» – 17 – 20 баллов, «молодец» – 12 – 16 баллов, и учащиеся определили, какую оценку хотят получить в конце урока, учитель предлагает выполнить задания.

В результате с первых минут учащиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на уроке и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов. Они умеют определять логические отношения между понятиями, выделять их существенные признаки, формулировать вопросы-суждения, определяют противоречия в учебном материале, выдвигают гипотезы, проводят исследования по их доказательству, аргументируют опровержения ошибочных мнений, делают выводы.

Источник

Читайте также:  Способы преодоления страха для детей
Оцените статью
Разные способы