- Диагностика состояния предприятия
- ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ
- ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ
- МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
- 5 ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА И ФОРМУЛЫ ИХ РАСЧЕТА
- 1. ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫРУЧКИ
- 2. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
- 3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
- 4. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ КАПИТАЛОВ
- 5. КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ЛИКВИДНОСТИ
- Теоретические и практические аспекты экономической диагностики предприятия
- Сущность, задачи, принципы экономической диагностики предприятия. Организация и структура управления. Анализ конкурентной позиции, состояния и использования трудовых ресурсов, возможности банкротства. Интегральные показатели финансовой устойчивости.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Диагностика состояния предприятия
Для получения правильного прогноза уровня доходности компании, определения путей и возможностей достижения более высоких результатов проводится комплекс системных мероприятий по изучению состояния капитала. Данный метод называется диагностикой финансового состояния предприятия. В ходе него определяются способность успешного функционирования фирмы и пути достижения сбалансированной эффективности ее деятельности.
Подобный мониторинг позволяет получить оперативную информацию о направлениях дальнейшего развития, грамотно использовать имеющиеся товарно-материальные запасы и способы сохранения равновесия активов относительно пассивов, а также успешно ориентироваться в регулярно изменяющейся предпринимательской среде. Полученные при осуществлении анализа финансового состояния выводы предоставят достоверные сведения относительно собственной платежеспособности, помогут наладить гарантированные управление и контроль за финансами фирмы.
В качестве практической технологии диагностика финансового состояния предприятия имеет основные функции и задачи.
ФУНКЦИИ ДИАГНОСТИКИ
- Определение причин состояния на текущий момент, а также факторов, приведших к данной ситуации.
- Своевременная аналитика финансового состояния фирмы и объективная оценка с выявлением “слабых звеньев”, причин их возникновения и путей устранения.
- Составление плана действий с обоснованием управленческих решений, принимаемых относительно финансов.
- Поиск внутренних резервов и концентрация их на наиболее острых направлениях с целью повышения эффективности хозяйствования.
ЗАДАЧИ ДИАГНОСТИКИ
У диагностики финансового состояния предприятия огромное количество задач, которые определяются целями проведения исследований. Но среди прочих выделяют:
- установление факторов, определяющих текущее финансовое состояние;
- отслеживание изменений значений базисных финансовых показателей;
- объективная и комплексная оценка товарно-материальных запасов и их качества, а также мониторинг нематериальной ликвидности предприятия, анализ эффективности использования имеющихся средств и реализации предыдущих решений;
- уточнение сведений относительно состояния капитала на текущий момент функционирования компании, определение внутренних резервов и разработка программы по их внедрению в функционал фирмы;
- прогнозирование тенденций изменения финансового положения фирмы, оценка потенциала самой организации и ее коллектива на всех управленческих уровнях.
Это универсальный список задач диагностики, решение которых реализуется в ходе мониторинга.
МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
С целью финансового анализа состояния компании проводится комплексный мониторинг, предоставляющий оперативные сведения в области финансов. Эти данные необходимы для получения своевременных сигналов о текущих изменениях и появлении негативных факторов в финансово-хозяйственной деятельности организации. Контроль полагается на основные финансовые показатели, каждый из которых в отдельности должен быть высокоинформативным. Следовательно, этих показателей не допускается много, чтобы не усложнить анализ и не создать препятствий принятию адекватных оперативных управленческих решений.
По своей сути мониторинг призван способствовать своевременному обнаружению кризисных моментов в хозяйственной деятельности компании, позволяя таким образом на начальном этапе купировать их с помощью наиболее правильных в текущей ситуации средств и методов.
5 ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА И ФОРМУЛЫ ИХ РАСЧЕТА
Список показателей диагностики финансового состояния предприятия, как и задач аналитики, изменяется в зависимости от целей исследования. В базовую конфигурацию, которая является универсальной для любой методики, входят следующие финансовые параметры.
1. ТЕНДЕНЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫРУЧКИ
Этот показатель экономического состояния – индикатор благополучия компании, сигнализирующий об изменении коэффициента выручки в негативную сторону.
Выручка за данный период – выручка за предыдущий период / выручка за предыдущий период=?
Обнаружение негативных тенденций – сигнал о скорой утрате ликвидности и доходности.
Схема означает, что при достижении выручкой планки ниже запланированных значений возрастает риск непогашения операционных издержек. Это негативно отражается на платежеспособности компании. Получив в ходе анализа финансового состояния оперативную сводку изменений, менеджмент предприятия должен оперативно принять корректирующее решение, не дожидаясь окончательных итогов хозяйственной деятельности по результатам года. Например, следует внести дополнения и даже изменения в маркетинговую стратегию. Крайне важно динамично отслеживать данный показатель, т. к. рыночная среда в современных реалиях не имеет статичной конфигурации.
В большинстве случаев переломить ситуацию и направить ее в более эффективное русло позволяют:
- разработка более адекватной маркетинговой политики и применение активных маркетинговых подходов;
- отказ от использования малоэффективных средств продажи;
- улучшение качества реализуемого товара/услуг;
- грамотное ценообразование;
- внесение изменений в установленный клиентский сервис;
- отказ от невостребованных типов товаров/видов услуг;
- активная позиция в конкурентной борьбе.
Нередко эффективными инструментами являются наращивание своего участия в рекламных акциях и кампаниях, введение системы материальных поощрений, поиск новых каналов сбыта и расширение географии доставки продукции, профессиональная переподготовка персонала. Нельзя исключать и технологии прямого воздействия на потенциальных потребителей.
2. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
Это второй по важности показатель, основное предназначение которого давать динамичную характеристику бизнеса относительно себестоимости производимой продукции или услуг.
Валовый доход / выручка от реализации=?
Важно! Если есть необходимость уточнить маркетинговые и административные траты, то в качестве делимого используется относительная операционная прибыль. Однако подобный расчет востребован по итогам года, т.к. в каждом месяце издержки на проведение маркетинговых и административных операций могут изменяться.
В формуле расчета показателя относительной валовой прибыли можно использовать результаты в целом по предприятию, а также отдельно по виду выпускаемой продукции для получения объективной оценки прибыльности каждого пункта производственного списка компании. Такая конкретизация позволяет в ходе диагностики финансового состояния предприятия оперативно отслеживать негативные тренды по одному виду, что даст более подробную картину происходящего.
Средства противодействия в данном случае:
- снижение объемов отходов и непроизводственных потерь;
- поиск иных источников энергоресурсов и сырья;
- повышение качества приобретаемого сырья/продукции;
- гибкая политика отношений с поставщиками.
Нередко в качестве инструмента повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть использована и более продуманная внутрифирменная логистика.
Необходимо подчеркнуть, что данный показатель важно отслеживать в более короткие периоды, в частности за отчетный месяц, т. к. не исключаются ошибки при внесении изменений в маркетинговую кампанию.
3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Эффективные продажи с получением в перспективе хорошей прибыли не всегда способствуют доходности предприятия, если выручка остается в виде дебиторской задолженности. Поэтому крайне важно вести строгий учет погашения подобных неплатежей. И делать это следует также в короткой перспективе, не дожидаясь годовых отчетов экономической деятельности компании.
Средний параметр дебиторской задолженности Х 90 дней / выручка за тот же период =?
Важно! В данной формуле рассматривается квартальный период, т. к. он является средним сроком погашения дебиторских неплатежей. В некоторых случаях изменения в период могут внести сезонность бизнеса, особенности кредитной политики поставщика.
Очевидно, что снижение средних сроков превращения задолженности в «живые» деньги свидетельствует о более высокой экономической эффективности, к которой и надо стремиться в перспективе. Но важно также правильно оценивать качество этого процесса, не выпуская из-под контроля управление дебиторской задолженностью. Получение в расчетах очень высоких показателей – сигнал о возникновении проблем с партнерами и их расчетами за поставленную продукцию.
- снижение кредитных рисков путем применения “быстрых продаж”;
- качественный отбор потенциальной клиентской аудитории;
- внедрение новых инструментов расчетных схем с предоставлением скидок и бонусных программ;
- разработка мероприятий, предоставляющих страховку от негативных трендов. Также можно воспользоваться предложениями соответствующих компаний, которые оказывают факторинговые услуги по приобретению дебиторской задолженности.
Важно разработать и конкретную систему мотивации покупателей в погашении задолженности (в частности, предлагать неполный комплект поставок продукции с пролонгацией операций при получении очередного транша). В некоторых ситуациях допускается и списание безнадежных неплатежей, отягощающих баланс предприятия без какой-либо перспективы.
4. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ КАПИТАЛОВ
Показатель оборачиваемости капиталов или товарно-материальных запасов указывает на умение распоряжаться данными средствами. Ошибочная стратегия в этом направлении может привести к замораживанию денег в краткосрочной перспективе.
Себестоимость реализованной продукции за год / средний показатель запасов =?
Важно! Расчет можно вести по различному временному периоду, начиная от квартала, с учетом сезонности выпускаемой продукции. При ухудшении показателя оборачиваемости на 5 % следует ожидать критичных последствий.
- обновление ассортимента выпускаемой продукции;
- сокращение списка товарно-материальных запасов (реализация по сниженным ценам или списание) и концентрация на более востребованных типах;
- снижение запасов сырья и энергоресурсов;
- создание эффективной системы мониторинга запасов;
- разработка АВС-системы для целевых уровней выпуска продукции различных групп.
Наиболее радикальным инструментом считается внедрение многоуровневой системы контроля и управления производством (MRP).
5. КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ЛИКВИДНОСТИ
Данный параметр является добавочным для двух предыдущих и выступает противовесом оборачиваемости. Он способствует сбалансированности экономической деятельности, т. к. резкое улучшение предыдущих показателей может привести к снижению ликвидности предприятия, а значит, и к ухудшению кредитной репутации.
Текущие активы (денежные средства + счета на получение + ценные бумаги) / текущие обязательства =?
В расчетах нельзя брать во внимание дебиторскую задолженность, особенно просроченные неплатежи.
Снижение ликвидности может привести к банкротству компании, потере доступа к банковским кредитам, особенно по овердрафтовому кредитованию.
- стратегия увеличения денежной массы предприятия за счет реализации складских излишков, а также невостребованных активов;
- изменение кредитной политики в отношении потенциальных покупателей;
- иные подходы в области закупочных контрактов.
Главная задача при разработке совершенно другого маркетинга — соблюсти баланс между всеми показателями, т. к. улучшая ликвидность без меры, можно вызвать негативные тенденции оборачиваемости капитала. Достижение компромисса — цель номер один для любого финансового менеджера, достичь которой можно по-разному (с учетом имеющейся конъюнктуры). Также необходимо брать во внимание и тот факт, что в некоторых ситуациях высокая оборачиваемость может позволить отказаться от сторонних займов, в результате чего показатель ликвидности становится менее актуальным для хозяйственной деятельности компании.
Как показывает практика, выдать объективную оценку в ходе проведения диагностики изнутри предприятия достаточно сложно. Поэтому более квалифицированный анализ даст независимая экспертная диагностика, проводимая на всех уровнях управления компанией.
Сторонняя компания проведет организационный аудит с предоставлением максимально полной картины возникновения негативных трендов, предложит оптимальные пути их устранения и недопущения в дальнейшей деятельности.
Источник
Теоретические и практические аспекты экономической диагностики предприятия
Сущность, задачи, принципы экономической диагностики предприятия. Организация и структура управления. Анализ конкурентной позиции, состояния и использования трудовых ресурсов, возможности банкротства. Интегральные показатели финансовой устойчивости.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.12.2014 |
Размер файла | 245,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Теоритические основы экономической диагностики
1.1 Сущность, цели задачи экономической диагностики предприятия
В современных условиях хозяйствования экономическое состояние предприятий является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений: собственников, партнеров, инвесторов, кредиторов, органов государственного контроля и управления, менеджеров различного звена. экономический конкурентный банкротство финансовый
В специальной экономической литературе и хозяйственной практике для обозначения проводимых с определенной периодичностью процедур исследования состояния определенного объекта или процесса употребляют термины «оценка», «анализ» и значительно реже «диагностика». Чаще всего данные понятия рассматриваются как идентичные. Однако если обратиться к толкованию их содержания, то напрашивается вывод о необходимости выявления различий.
Оценка имеет целью определить значения конкретных показателей или параметров, описывающих тот или иной объект. Решение данной задачи предполагает наличие соответствующих количественных и качественных характеристик экономического состояния предприятия.
Анализ экономического состояния предприятия направлен на исследование факторов его формирования в их взаимосвязи и взаимозависимости. Информация, полученная по результатам анализа, позволяет определить тенденции и обосновать прогнозы изменения состояния предприятия и его подсистем [1, c. 8].
Диагностика представляет собой процесс исследования объекта диагноза с целью получения результата диагноза, т.е. заключения о состоянии объекта диагноза. Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест» [9, с. 146].
Понятие «диагностика» позаимствовано у медицины, имеет греческое происхождение (diаgnоstikоs) и означает распознание и обозначение проблем [1, c. 5].
Экономистами дан ряд определений экономической диагностики. Так, Р.И. Шниппер под экономической диагностикой предполагает «изучение состояния хозяйствующего субъекта, влияние факторов развития социально-экономических процессов и выявления отклонений от нормального развития. Экономическая диагностика ориентирована как на познание экономических противоречий, так и на разработку мер по их решению. Комплексный характер экономической диагностики заключается в том, чтобы проследить динамику исследуемых процессов во взаимосвязи, исследовать прямые и обратные связи между процессами. Диагностические методы призваны отражать причинно-следственные связи и зависимости».
О. Дмитриева считает, что «экономическая диагностика близка к экономическому анализу, однако это не одно и то же. Они различаются по целям, задачам и используемому инструментарию». Анализ определяет количественное значение параметров, выявляет отклонение различных параметров от нормы. Диагностика (постановка диагноза) — это «агрегированное синтетическое заключение о состоянии исследуемого объекта, которое делается на основе различной аналитической информации, ее синтеза и сопоставления. Следовательно, основное отличие экономической диагностики от анализа заключается в ее целевой направленности на выявление отклонений от нормы, обнаружении патологии». При этом совокупность операций, локализующая причину отклонения объекта от нормального функционирования называют функциональной диагностикой, а определяющей отклонения параметров объекта от заданной нормы — параметрической диагностикой.
А.И. Муравьев предлагает понимать под экономической диагностикой «способ установления характера нарушений нормального хода хозяйственного процесса на основе типичных признаков, присущих данному нарушению».
Согласно В.В. Глухову и Ю.М. Бахрамову, «диагностика экономической системы — это совокупность исследований по определению целей функционирования предприятия, способов их достижения и выявления недостатков».
По мнению Вартанова «введение термина «диагностика» сделано не с целью обозначения нового вида анализа, сколько для того, чтобы подчеркнуть, что основное внимание должно уделяться интерпретации тех или иных экономических результатов деятельности предприятия».
Французский экономист Коласс Б. считает, что заниматься диагностикой — это значит рассматривать в динамике симптомы явлений, которые могут задержать достижение поставленных целей и решение задач, подвергая опасности планируемую деятельность. Это предполагает выработку корректирующих решений и/или пересмотр целей и прогнозов. Знание признака (симптома) позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств [2, c. 18].
А в Современном экономическом словаре даются трактовки следующих терминов: «Диагностика экономической системы — совокупность исследований для определенных целей функционирования хозяйственного объекта (организации, предприятия), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения» [10, с. 83]. «Экономическая диагностика предприятия — анализ и оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия быстрых, но важных решений, например, о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии и т.п.» [10, с. 402]
Диагностика — это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.
Процесс диагностики — исследовательский, поисковый, познавательный процесс.
Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления. Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отрасль, конкретное предприятие), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда, организационные структуры, себестоимость). Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.
Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать правильную и грамотную экономическую политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. Диагностирование — это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к любому исследованию. Во-первых, оно должно быть аутентичным, то есть основанным на первоисточниках.
Во-вторых, объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностики, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится и четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Точность — третье требование к правильности диагноза [9, стр. 147].
Диагностика осуществляется разными методами:
* линейного и динамического программирования;
* диагностикой на моделях.
К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т.п. Под экспертной диагностикой понимают средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами.
Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. Линейное программирование — математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Динамическое программирование — вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными определяется как многошаговый процесс принятия решения [9, с. 151].
Несомненно, процедуры оценки и диагностики тесно связаны между собой, так как оценка определяет необходимость и направления последующей диагностики.
Тесная взаимосвязь процедур оценки, диагностики и анализа и их направленность на решение общей цели получения полной и объективной информации об экономических процессах и результатах, делает необходимым их рассмотрение в единой системе комплексного исследования экономического состояния предприятия. С организационной точки зрения — это совокупность методов, приемов и методик исследования и оценки состояния предприятия, выявления его «болезненных точек».
Диагностика экономического состояния предприятия как инструмент комплексного исследования предприятия позволяет получить информацию для подготовки управленческих решений и организации контроля за их реализацией [1, c. 21].
1.2 Принципы экономической диагностики
С учетом указанных определений диагностики, в основе разработки и практического применения экономической диагностики предприятия должны соблюдаться следующие принципиальные положения:
1. Повышение качества деятельности предприятия (организации). Экономическая диагностика призвана дать оценку качества выполнения отдельных видов деятельности и предприятия в целом и на этой основе выбрать наиболее рациональные пути ее комплексного совершенствования.
2. Расширение возможности управленческого воздействия на предприятии. Применение диагностических методов позволяет обоснованно и своевременно принимать рациональные решения: в процессе хозяйственной деятельности; при внедрении организационно-экономических, технических и технологических новшеств, направленных на совершенствование деятельности; в ходе разработки и выполнения бизнес- планов; по результатам аудиторских ревизий хозяйственной деятельности; при совершенствовании организационной структуры управления, реорганизации или проектировании новой организации.
3. Квалифицированное использование компьютеризации, современных средств передачи информации и связи для экономической диагностики предприятия. Данные статистического, бухгалтерского и оперативного учета и очередности, нормативная база деятельности предприятия, движения товаров, договорных отношений и хода выполнения договорных обязательств, финансового состояния, расчетов и других показателей деятельности предприятия в динамике представляют реальную возможность пользоваться достоверной информационной базой и расчетами для экономической диагностики.
4. Разработка и применение на предприятии нормативной базы для оценки деятельности предприятия. По каждому виду деятельности предприятие должно быть оснащено свойственными ему нормативами: товарных запасов, состава ассортимента, доходов и прибыли, дебиторской и кредиторской задолженности, объема и ассортиментной структуры закупок и продаж и др.
5. Применение диагностического аппарата при определении состояния предприятия: определение, классификация, диагностические критерии, формы стадий, типы и виды течения экономического состояния.
Отмеченные нами принципиальные положения экономической диагностики должны найти свое отражение в ее структуре, представляющей собой совокупность следующих элементов:
1. Определение — включает наименование отклонения от нормального функционирования предприятия, краткое описание этого явления или происходящего процесса, приводящего к тем или иным отрицательным результатам, причины возникновения и возможные последствия. При необходимости применяется классификация, предусматривающая различные формы проявления данного диагноза — первичное, повторное, систематическое проявление отклонений от нормы или проявление отрицательной динамики в том или ином виде деятельности;
2. Общие замечания, включающие такие данные, как:
— причины и условия возникновения недостатков в деятельности предприятия; в чем именно проявляются недостатки в деятельности предприятия, механизмы возникновения и развития отрицательных процессов. Это целесообразно указывать на фоне того, как следовало бы работать по принятым современным методам и формам;
— методы исправления состояния предприятия, при которых воздействие направлено на подавление общих звеньев механизма развития отрицательных процессов и усиление других, способствующих сокращению или прекращению негативных явлений и процессов.
Наряду с этим в общих замечаниях необходимо определить формы (степень тяжести) экономического состояния предприятия, которые можно установить по времени и кратности появления недостатков и возможных последствий. С учетом времени проявления указанных отклонений в деятельности предприятия, необходимо рассматривать следующие формы экономического состояния организации:
— легкая — отклонения от нормы в показателях определенного вида деятельности выражены умеренно, слабо или незначительно и однократно;
— среднетяжелая — множественность и неоднократность отклонений от нормы; отрицательная динамика по ряду показателей, сказывающихся на общих результатах деятельности предприятия;
— тяжелая — стойкие, множественные и часто проявляющиеся отклонения от нормы или отрицательная динамика по ряду показателей, ярко выраженные расстройства в деятельности предприятия, приведшие к резкому снижению результатов его работы;
— крайне тяжелая — экономическое состояние, близкое к банкротству.
3. Характеристика состояния предприятия. Рассматривая данный раздел, стоит отметить, что в процессе диагностики необходимо различать стадии, типы и виды течения развития тех или иных негативных явлений. Оценивая стадии экономического состояния предприятия, можно выделить следующие: первая стадия — начальная, требующая принятия необходимых мер; вторая стадия — умеренная, нуждающаяся в серьезных изменениях; третья стадия — конечная, с необратимыми изменениями экономического состояния. Указанные стадии определяются на основе признаков, характеризующихся отклонениями от законодательных и управленческих норм и правил, научных рекомендаций, повлекших за собой ухудшение показателей деятельности предприятия.
В результате анализа хозяйственной деятельности следует различать два типа негативных явлений на предприятии Первый тип возникает обычно на первой и второй стадиях развития негативных явлений и характеризуется возможностью активного влияния на направления недостатков путем применения финансовых, экономических, организационных, правовых и социальных рычагов воздействия . Второй тип, как правило, возникает на третьей стадии и требует экстраординарного воздействия — укрупнения предприятия, включения его в соответствующую корпорацию либо разукрупнения и демонополизации, назначения внешнего управления. Определение стадий финансового положения фирмы в экономической жизни предприятия позволяет не только констатировать его состояние и временные параметры их проявлений, но и наиболее точно и результативно выбирать методы сокращения или ликвидации соответствующих недостатков и их последствий.
4. Формулировка диагноза — дается с учетом выводов, полученных по отдельным направлениям и видам деятельности предприятия, при этом выделяются основной диагноз (наиболее серьезное нарушение деятельности по особенно негативным, отрицательным показателям), сопутствующие диагнозы и осложнения.
Состав диагнозов необходимо формулировать на базе сложившейся в экономической науке терминологии, принятой практикой на основе многолетнего опыта, научных разработок, новых терминов и формулировок, вошедших в оборот при переходе к рыночной экономике, зарубежной практике, которая становится все более знакомой по литературе, в результате непосредственного взаимодействия с иностранными контрагентами.
5. Оценка осложнений. При длительных и часто повторяющихся признаках, отрицательно характеризующих экономическую деятельность предприятия, возможны осложнения, т.е. хронические недостатки, представляющие собой по существу проявления поражения в выполнении тех или иных функций и невозможности получения желательных или необходимых для существования предприятия экономических результатов. Другими словами, осложнения уже не позволяют только устранять недостатки при выполнении определенных функций, а вынуждают рассматривать обнаруженные явления как угрозу благополучному функционированию предприятия в целом и соответственно выработать адекватные управленческие решения.
6. Разработка прогноза. Данная процедура, в рамках экономического анализа, представляет собой предвидение, предсказание о ходе развития предприятия в целом, либо определенных видов деятельности, возможности возникновения кризисных ситуаций, течения и исхода негативных явлений.
Составление прогноза развития предприятия на основе тщательно подобранных данных и методов является неотъемлемой частью экономической диагностики предприятия и должно пониматься как предплановый этап разработки бизнес-плана предприятия, в котором следует учитывать основной и сопутствующий диагнозы, а также имеющиеся осложнения.
7. Представление рекомендаций. Их необходимо сформулировать при диагностике предприятия как результат всех диагностических элементов. В рекомендациях предусматриваются необходимые меры по приведению определенных показателей к нормальному уровню (например, ликвидации сверхнормативных товарных запасов либо пополнения их до нормативного уровня); развитию или изменению технологии выполнения определенных функций; изменению организационной структуры управления, финансовой, ценовой, ассортиментной политики и других направлений деятельности, от которых зависит успешное функционирование предприятия. Рекомендации также должны быть учтены при разработке или корректировке бизнес-плана.
Все отмеченное выше позволяет сделать вывод о том, что экономическая диагностика, на данный момент времени, является самым действенным механизмом выявления признаков (симптомов) нарушений нормального хода экономических процессов (болезни фирмы), а также выступает в качестве инструмента обоснования управленческих решений по восстановлению экономического здоровья коммерческой организации [3].
1.3 Виды экономической диагностики предприятия
В специальной литературе встречается множество видов диагностики.
В частности, можно выделить следующие их виды и разновидности: экономическая, финансовая, бизнес-диагностика, проблемная диагностика, диагностика управления, функциональная диагностика, региональная, экспресс-диагностика.
В целом типологизировать виды диагностики можно по четырем основным направлениям: по предмету исследования, по структуре объекта исследования, по направлению развития наук, по уровням экономики. Например, в качестве примера диагностики состояния можно привести диагностику финансового состояния субъектов хозяйствования, отраслей экономики, бюджетов различных уровней и т.д.
К диагностике процессов относится диагностика процессов инвестирования, производства, реализации и т.п.
Примером диагностики явлений может быть диагностика финансовой устойчивости, дефицита, инфляции, международной ликвидности и т.д.
Диагностика развития будет включать в себя такие ее виды как: диагностика развития организации, отрасли, региона. То есть диагностика развития включает в себя ни один какой-то процесс, а их последовательность, позволяющих объекту исследования перейти в качественно новое состояние.
К микроуровневой диагностике относится диагностика состояния, развития хозяйствующих субъектов, их операции и т.д.
К макроуровневой диагностике относится диагностика бюджета, состояния и развития регионов, финансовых и валютных рынков и т.д.
Рассматривая точки зрения ученых по вопросам классификации диагностики, можно отметить, что детальное обобщение или принципиальные различия позиций по данной проблеме отсутствуют.
Так, Р.К. Юксвяров, М.Я. Хабакук, Я.Л. Лейман выделяют два направления в классификации: по временному признаку (предварительная, текущая) и по широте охвата (общая и специальная).
С.В. Хайнищ, О.А. Шестаков, О.В. Конина в своих работах выделяют экспресс-диагностику.
П. Кубу, Я. Беранек, О.Г. Дмитриева, М.М. Глазов в процессе исследований вводят общую, стратегическую, глобальную диагностику.
Большинство ученых в своих работах останавливаются на исследовании отдельных видов диагностики, которые можно отнести к одному из направлений в общей классификации по предмету исследования.
Поясним содержание некоторых видов диагностики из представленной классификации. Статической называется диагностика, когда ее предметом диагностики является какое либо состояние. Если предметом диагностики является процесс, явление, развитие, то в основе изучения — динамическая диагностика. Экспресс-диагностика рассматривает предмет изучения в целом, без рассмотрения тех или иных элементов или частей, в обратном случае возникает детализированная диагностика. С учетом скорости проведения операций и их интенсивности диагностика может быть активной и пассивной. В зависимости от прерывности самого процесса диагностики можно выделить дискретную и непрерывную.
Если диагностика охватывает весь предмет исследования, то это полная диагностика. В противном случае она будет неполная.
Если в процессе изучения выбираются некоторые объекты из совокупности, то диагностика называется выборочной.
Когда предмет исследования состоит из комплекса элементов, а в процесс диагностики включаются лишь некоторые из них, то диагностика носит название частичной.
При включении всех элементов в исследование она считается комплексной.
По характеру проведения диагностики выделяют постоянную и периодическую.
В интерпретации содержания диагностики ученые так же подходят по-разному. В целом их можно объединить в четыре основные направления.
В рамках первого направления предлагается принципиальное рассмотрение диагностики.
В частности, О.Г. Дмитриева представляет диагностику из совокупности элементов, включающую следующие составляющие:
— диагностику внешней среды,
М.М. Глазов, не определяя четкого содержания данной области знаний, рассматривает также социальную часть, техническую (производственную) и другие элементы, характеризующие деятельность субъектов хозяйствования.
Ко второму направлению в научной и учебно-методической литературе относятся ученые, трактующие диагностику как часть финансового анализа (в большей степени, как часть анализа финансового состояния), рассматривают и ее содержание по аналогии с анализом.
Подобного подхода к интерпретации диагностики придерживаются и ученые, формирующие третье направление, и рассматривающие ее как функцию управления.
Остальные позиции авторов можно объединить в четвертое направление, которые раскрывают данную область знаний в зависимости от изложения той или иной проблемы [4, c. 31].
Д.И. Костенко выделил виды диагностики с точки зрения целей его проведения и масштабов работ в следующие группы:
а) комплексная диагностика экономического состояния;
в) диагностика банкротства.
1.4 Диагностика банкротства
Диагностика банкротства — очень хорошо описана в литературе, что объясняется сложностью переходного периода и огромным количеством предприятий, оказавшихся на грани банкротства, а также появившимся законодательством о банкротстве, которое потребовало создания методической базы для определения потенциальных и реальных банкротов. Необходимо заметить, что целью диагностики, наряду с констатацией факта банкротства, является прогнозирование кризисных ситуаций. Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5-2 года до появления его очевидных признаков [2].
В целях диагностики кризиса и банкротства предприятии анализируется количественная и качественная информация, основанная на данных бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, изучении организационно-распорядительных документов, договоров и состояния таких функциональных сфер его деятельности, как организация и структура управления, позиция предприятия и его продукции на рынке, финансовые потоки и результаты, состояние и использование ресурсов предприятия.
Существуют несколько основных подходов к проведению диагностики кризиса и банкротства, основанных на расчете и оценке интегральных показателей финансовой устойчивости, системы формализованных и неформализованных критериев, ограниченного количества показателей финансового состояния [6, c. 89].
1.4.1 Организация и структура управления предприятием
Организационная структура управления представляет собой упорядоченную форму элементов системы управления и связей между ними, обеспечивающую разделение труда в управлении и выражающую сложившиеся (или проектируемые) отношения подчиненности и функционального соответствия.
Организационная структура во многом определяет эффективность системы управления отраслью, ее гибкость, динамичность, экономичность.
Совершенствование организационных структур управления на всех уровнях и во всех звеньях народного хозяйства, включая четкое определение функций, прав и ответственности органов управления, является одной из важнейших проблем развития народного хозяйства.
Элементами структуры являются органы управления, кадры управления, организационные связи, техника управления.
Органами управления называются подразделения аппарата управления, являющиеся носителями отношений управления.
Кадры управления — это работники аппарата управления, выполняющие какую-либо функцию управления или часть ее.
Техника управления — это совокупность орудий труда, технических средств, используемых в процессе управления.
Необходимость концентрации руководства обусловливает иерархический характер организационных структур, состоящих из ряда уровней. Причем, как правило, чем крупнее объект управления, тем большее количество уровней в структуре управления. Например, структура управления отраслью насчитывает три-четыре уровня управления, а структура управления торговым предприятием — два-три.
Организационные связи между уровнями управления и структурными подразделениями одного уровня обеспечиваются посредством передачи письменной или устной информации. Они могут быть вертикальными (подчинение и распорядительство) и горизонтальными (координация и согласование). Основу структуры системы управления торговлей в пределах любого региона составляет вертикальная связь. Она используется для передачи управленческих команд от вышестоящего уровня к нижестоящему и информации о ходе исполнения от нижестоящего уровня к вышестоящему. Эти связи означают непосредственное подчинение нижестоящих структурных подразделений и отдельных исполнителей вышестоящим.
Горизонтальные связи обеспечивают обмен информацией, необходимой для решения смежных вопросов, между структурными подразделениями одного уровня (плановый отдел — торговый отдел), между отдельными предприятиями данной отрасли (торговое предприятие — торговое предприятие) и между предприятиями различных отраслей (торговое предприятие — промышленное предприятие — транспортное предприятие).
Структурные подразделения не равнозначны по степени участия в процессе управления. Одни из них непосредственно выполняют главную функцию системы, другие — руководят работой остальных звеньев или регулируют ее, третьи — обеспечивают хозяйственное и техническое обслуживание системы управления. В зависимости от степени участия в процессе управления все звенья подразделяются на основные, регулирующие, вспомогательные. Соотношение этих звеньев в структуре управления должно быть таким, чтобы работа одних не дублировалась работой других. Критерием оценки целесообразности создания того или иного регулирующего или вспомогательного подразделения является его роль в выполнении функции данного подразделения в работе всей системы.
От того, как в системе управления складываются связи между ее элементами, в значительной мере зависит распределение выполняемых ими функций. Характер организационных связей, преобладающих в структуре, определяет ее тип.
Известно несколько типов структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, программно-целевая.
Линейная структура управления характеризуется преобладанием вертикальных связей и непосредственным подчинением исполнителей линейному руководителю. Кроме того, признаками линейной структуры являются: единство распорядительства; цепной принцип командования (распоряжение доходит до исполнителя только через непосредственного начальника); сравнительно небольшое число подчиненных, которыми может компетентно управлять один руководитель.
Эти структуры применимы для построения отдельных звеньев системы управления (отделы и секторы аппарата управления).
В функциональных структурах преобладают горизонтальные связи. Им свойственно разделение труда между сотрудниками аппарата по принципу расчленения функций и видов работ, необходимых для выполнения задач данного аппарата, на отдельные подфункции и подвиды. Функциональные структуры в чистом виде не применяются. Они выступают как часть наиболее распространенного типа структур управления — линейно-функциональных структур, в которых сочетаются как линейные, так и функциональные связи. Эти структуры характеризуются наличием при руководителе управляющей системы консультативных органов, специализирующихся на выполнении отдельных функций и обеспечивающих функциональные связи в данной структуре управления.
По этому типу построен аппарат управления в торговле на всех уровнях — от Министерства торговли РБ до торговых предприятий.
Преимущества линейно-функциональных структур заключаются в обеспечении единства руководства и индивидуальной ответственности. Специализация функций позволяет выполнять их более квалифицированно.
Однако потенциальные возможности этих структур на практике используются далеко не полностью. Это связано как с несовершенством самих структур (многозвенность системы управления), так и с нерациональной в ряде случаев организацией труда в аппарате управления.
Совершенствование линейно-функциональных структур предполагает более правильное сочетание централизма и демократизма в управлении, установление оптимального количества закрепленных за отдельными звеньями функций управления и объема работ по отдельным функциям, определение области правомочий, оставляемой для самостоятельного выполнения работ за каждым функциональным руководителем (делегирование полномочий).
В настоящее время получают все большее распространение матричные и программно-целевые структуры, суть которых состоит в том, что в рамках действующей структуры управления для решения конкретной проблемы создаются временные органы. В сочетании с линейно-функциональными структурами они обеспечивают взаимосвязанное, целенаправленное, эффективное воздействие на различные элементы управляемой системы как по вертикали, так и по горизонтали [13].
1.4.2 Анализ конкурентной позиции организации
Важным направлением маркетингового анализа является анализ конкурентной позиции предприятия (организации). Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде или превышение прибыльности в краткосрочном периоде по сравнению со среднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса.
В общем виде конкурентоспособность — это эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.
Для обеспечения конкурентоспособности организации необходимо наращивать конкурентный потенциал, который означает потенциальную возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать стратегическую конкурентоспособность. Этот показатель определяется совокупностью параметров, характеризующих возможность (потенциал) и способность организации эффективно функционировать на рынке, удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточную рентабельность, финансовую устойчивость в перспективе.
Задача конкурентного анализа — изучение возможностей предприятия организовывать и развивать основной вид деятельности в реальных условиях с учетом нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности.
Конкурентный анализ включает определение и оценку главных конкурентных сил, на основе которых руководство формулирует основные варианты конкурентных стратегий.
В соответствии со стартовыми позициями фирмы может быть использована одна из следующих конкурентных стратегий:
* снижение себестоимости продукции;
* ориентация на потребность рынка.
Методологической основой анализа конкурентной ситуации является идея рыночной доли, которая рассматривается как часть ресурсов, обращающихся на рынке. Размер доли определяет возможность влияния компании на рынок и на конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности фирмы. В зависимости от величины рыночной доли фирма может быть на рынке лидером или аутсайдером, иметь сильную или слабую конкурентную позицию. Для анализа состояния конкуренции могут использоваться и другие показатели, например, динамика рынка, динамика рыночной доли фирмы. Динамика доли достаточно объективно характеризует круг конкурентов, чьи интересы затрагивает деятельность фирмы, и цели, которые реально могут быть поставлены и достигнуты фирмой на рассматриваемом рынке.
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим пяти конкурентным силам:
1) проникающим в отрасль новым конкурентам, реализующим подобные товары;
2) угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
3) компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
4) воздействию продавцов (поставщиков);
5) воздействию покупателей (потребителей, клиентов).
Для анализа поведения фирмы на рынке, постановки стратегических задач маркетинга товаров и услуг, разработки плана маркетинга строятся конкурентные карты рынка. Построение конкурентных карт осуществляют в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам — размещаются фирмы, в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (лидер, сильная конкурентная позиция, слабая конкурентная позиция, аутсайдер).
Конкуренция возникает, когда организации из других отраслей или создаваемые структуры могут заняться бизнесом в данной отрасли.
Угроза со стороны новых конкурентов коррелирует с величиной входного барьера в отрасль, спецификой отношений в ней. Появление новых конкурентов могут предупредить следующие входные барьеры:
— Экономия на масштабе и опыте закупки, реализации уже работающих фирм помогает удерживать издержки на таком высоком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам.
— Потребность новых конкурентов в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте в масштабе создает, в частности, серьезные препятствия инвестиций новых предприятий.
— Дифференциация товаров и услуг, т.е. опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов — Палеха, Гжели, Хохломы).
— Издержки переориентации новых конкурентов, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала.
— Необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения известная фирма «Эпл» не смогла широко представить свои персональные компьютеры на российском рынке.
— Политика государства (Правительства), не способствующая проникновению на рынок, например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для предприятий-новичков. Примером организации такой политики является создание в 1991 г. антимонопольного комитета РФ, который призван осуществлять государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, мероприятия по ограничению монополистической деятельности в стране.
Составной частью конкурентного анализа является диагностика конкурентной среды — оценка уровня и интенсивности конкуренции. К диагностике конкурентной среды относятся бесконтактные методы оценки (аналитическая диагностика), экспертные оценки, построение гипотез (экспертная диагностика), компьютеризованные имитационные модели.
Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом, когда товар, предлагаемый организацией, имеет сходные функциональные характеристики с товаром, вводимым на рынок другими организациями. Так появляются товары-заменители (товары-субституты).
Препятствиями на пути товаров-субститутов может стать:
1) проведение ценовой конкуренции, переключающей внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
2) рекламные атаки на потребителей;
3) улучшение качества обслуживания при продаже товара.
Внутриотраслевая конкуренция является наиболее интенсивной. Как правило, конкуренты борются за величину рыночной доли (особенно на этапе отраслевого роста), поскольку в большинстве случаев именно этот параметр определяет другие в долгосрочном периоде.
Поставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на эффективность функционирования их покупателей и заказчиков. Сильные поставщики могут повышать или снижать цены на свои товары, повышать или снижать качество поставляемых товаров и услуг. Значимость товара поставщика для данной организации заставляет учитывать конкурентоспособность и позиции данного поставщика среди других.
Конкуренция со стороны поставщиков может анализироваться с позиций необходимости установления деловых контактов и возможностей их замены в случае обострения отношений фирмы с поставщиком.
Силу воздействия поставщика на потребителя определяет ряд факторов, в частности:
— баланс спроса и предложения;
— доля закупок потребителя у данного поставщика в общем объеме закупок (чем больше доля, тем больше зависимость от поставщика);
— степень специализированности закупаемых предметов (узкая специализация в меньшей степени влияет на хозяйственную деятельность в целом);
— возможность потребителя приступить к созданию аналога или товара-заменителя, производимого поставщиком, либо закупать его у других поставщиков снижает конкурентную силу поставщика;
— заинтересованность конкурентов-потребителей в данном поставщике повышает конкурентную силу поставщика;
— наличие товаров-заменителей, производимых другими поставщиками, делает потребителя более независимым от поставщика, т.е. снижает конкурентную силу поставщика.
Влияние всех перечисленных факторов может быть выражено в денежном эквиваленте, отражающем стоимость переключения на другого поставщика. Чем она выше, тем больше конкурентная сила поставщика, и наоборот.
Воздействие со стороны покупателей заключается в том, что они определяют спрос. Их сила выражается в давлении на цены в целях их снижения, в требованиях более высокого качества, лучшего обслуживания [12].
1.4.3 Анализ и оценка состояния и использования трудовых ресурсов предприятия
Анализ показателей по труду производится последовательно в два этапа: сначала изучается численность работников, затем — производительность труда.
Цель анализа численности работников за текущий (отчетный) период выявить:
• отклонение ожидаемой (или фактической) среднесписочной численности от запланированной; причины отклонения;
• динамику численности работников в сравнении с динами кой товарооборота;
• движение и текучесть рабочей силы;
• изменения в функциональном и профессионально-квалификационном составе;
• влияние на изменение численности работников посредством мероприятий по механизации трудоемких процессов, рационализации рабочих мест, улучшению условий труда, сокращению потерь рабочего времени;
• использование календарного фонда времени;
• влияние, оказываемое на товарооборот организации посредством изменения численности и функционального состава работников, их производительности труда и использования календарного времени.
Изучение и анализ численности работников на основе данных статистических отчетов ф. №12 и ф. №6-т целесообразно производить в следующей последовательности:
1) оценка выполнения плана по численности работников и анализ динамики функционального состава кадров;
2) характеристика показателей движения рабочей силы;
3) анализ состава работников по уровню образования и возрасту;
4) анализ профессионально-квалификационного состава работников;
5) характеристика распределения служащих по профессиональным группам [8, c. 389].
Производительность труда — важнейший показатель эффективного использования трудовых ресурсов. Как экономическая категория она характеризует плодотворность, результативность труда. В процессе анализа целесообразной деятельности производительность позволяет соизмерить результаты и произведенные затраты труда.
Показателем производительности труда в розничной торговле является сумма товарооборота, приходящаяся на одного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная как частное от деления объема розничного товарооборота организации на среднесписочную численность работни ков. Этот показатель принято называть выработкой на одного работника. Кроме того, производительность труда характеризуется показателем трудоемкости.
Трудоемкость — это измеряемое в человеко-днях (человеко-часах) количество живого труда, которое необходимо затратить на реализацию единицы товара или на единицу товарооборота (1, 10, 100 млн р.) либо на производство единицы продукции.
Показатели выработки и трудоемкости являются величинами, обратными друг к другу. Производительность труда работников торговли можно охарактеризовать путем соизмерения затрат труда и его результатов через показатели прибыли и чистой продукции
где ПТ — производительность (результативность) труда; П — прибыль; ЧП — чистая продукция (вновь созданная стоимость, которая состоит из расходов на заработную плату работников и прибыли).
Труд работников магазинов, которые реализуют товары различного ассортимента, неодинаковой трудоемкости и с разным уровнем цен, измеряется в стоимостном выражении.
Основной недостаток стоимостного метода расчета производительности труда в том, что показатель среднего товарооборота на одного работника не отражает изменений как в ассортименте реализуемых товаров, так и в уровне цен на них. Повышение или снижение удельного веса отдельных товаров в общем объеме товарооборота даже при неизменной его величине обусловливает разные затраты труда на реализацию различных товаров.
Кроме того, в условиях инфляции показатель выработки на одного работника в большой степени зависит от изменения розничных цен на товары. Так, при их повышении выработка возрастает, хотя затраты труда на реализацию остаются прежними. Поэтому для определения реальной динамики производительности труда используют индексы трудоемкости и цен, чтобы исключить влияние изменений в структуре товарооборота и уровне цен.
Индекс трудоемкости товарооборота определяется как отношение количества человеко-дней, требуемого для реализации товаров на определенную сумму (например, на 10 или 100 млн. р.) при фактической структуре товарооборота в отчетном периоде, к количеству человеко-дней, необходимому для реализации товаров на ту же сумму при структуре товарооборота по плану или в прошлом периоде.
Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов (внешних и внутренних (отраслевых), определяемых организационными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли. Изучение данных факторов важно с точки зрения управления организацией труда персонала и выявления резервов роста его производительности. Характерно, что влияние и роль отдельных факторов в механизме управления производительностью труда неодинаковы.
К внешним факторам относятся:
• уровень развития производства товаров и насыщенности рынка товарной массой;
• изменение численности и состава населения;
• денежные доходы и покупательная способность населения;
• уровень и динамика розничных цен на товары;
• изменение конъюнктуры рынка;
• степень развития конкуренции на рынке и др.
Торговым организациям следует учитывать данные факторы как объективные условия деятельности при разработке планов-прогнозов и стратегии развития.
Внутренние (отраслевые) факторы поддаются воздействию со стороны торговой организации, которая может управлять ими, изменять их влияние на производительность труда в соответствии с поставленной в том или ином периоде целью и возможностями ее достижения.
К внутренним факторам относятся:
• объем и ассортиментная структура розничного товарооборота;
• соответствие ассортимента и качества товара спросу населения;
• состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности;
• организация труда и уровень механизации трудоемких процессов и операций;
• организация торгово-технологического процесса и методы продажи товаров;
• условия труда и текучесть кадров;
• система оплаты и материального стимулирования труда;
• эффективность использования основных фондов и др.
Доля прироста товарооборота за счет увеличения производительности труда определяется по формуле
где ?dт/пт — Доля прироста товарооборота за счет повышения производительности труда, %;? Т — темп прироста товарооборота, %; ?СЧР, — темп прироста численности работников, %.
На основании результатов анализа численности работников и производительности труда определяются резервы и пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов и, как уже отмечалось, разрабатываются конкретные организационно-технические, экономические и другие мероприятия по использованию выявленных резервов [8, c. 355].
1.4.4 Анализ и оценка финансового состояния
Финансовое состояние — это обусловленная обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормальной деятельности, и эффективностью их использования способность организации финансировать свою деятельность, выполнять обязательства перед бюджетом, банками, поставщиками и другими кредиторами, поддерживать результативность всей финансово-хозяйственной деятельности.
Механизм управления финансовым состоянием включает следующие элементы:
• анализ финансового состояния;
• составление финансового плана.
Для оценки финансового состояния организации используется система абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют:
• наличие, состав и структуру ее активов, эффективность их использования;
• структуру, динамику, эффективность использования капитала, обеспеченность собственными источниками финансирования;
• платежеспособность и ликвидность;
• прибыльность и рентабельность (конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности);
• состояние расчетов с бюджетом, поставщиками, другими кредиторами, динамику дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ финансового состояния — важнейший элемент механизма управления финансовыми ресурсами. На основе анализа принимаются управленческие решения, связанные с дополнительным привлечением, размещением и использованием «финансовых ресурсов. Он позволяет получить объективную информацию о финансовом положении организации, прибыльности и эффективности ее работы.
Конечная цель данного анализа — выявление недостатков финансово-хозяйственной деятельности, помогающее определить способы их устранения, разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования активов и капитала организации.
Задачи анализа финансового состояния:
· получить развернутую характеристику финансового состояния на начало и конец отчетного года, чтобы иметь представление о том, какими активами располагает организация, как они размещены, за счет каких источников сформированы и насколько эффективно используются;
· оценить ликвидность активов, финансовую устойчивость и платежеспособность организации;
· изучить и оценить конкретные результаты хозяйственной деятельности, степень эффективности использования имеющихся у организации активов и капитала с точки зрения повышения рентабельности хозяйственной деятельности;
· оценить выполнение показателей финансового плана.
При анализе финансового состояния торговой организации последовательно изучаются следующие объекты и их характеристики:
• активы и источники их финансирования;
• платежеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость;
• конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности.
В итоге дается общая оценка финансового состояния и разрабатываются меры по его укреплению. По какой бы схеме ни проводился анализ, существует ряд общих вопросов, интересующих аналитика:
• имущественный потенциал организации на отчетные даты и изменения, произошедшие в его величине и структуре за отчетный период;
• степень оптимальности структуры активов организации в анализируемом периоде;
• структура источников финансирования и изменения в ней за отчетный период;
• результаты организации за анализируемый период и причины роста (снижения) показателей;
• уровень платежеспособности и ликвидности в отчетном периоде;
• финансовая устойчивость организации в динамике;
• перспективы финансово-хозяйственной деятельности организации.
Источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерская отчетность: ф. №1 «Бухгалтерский баланс»; ф. №2 «Отчет о прибыли и убытках»; ф. №3 «Отчет об изменении капитала»; ф. №4 «Отчет о движении денежных средств»; ф. №5.
При анализе активов решаются следующие задачи:
• определяется наличие по балансу долгосрочных и краткосрочных активов на начало и конец отчетного периода; выявляются изменения в их объеме путем сравнения данных на конец и начало отчетного периода;
• сравнивается динамика активов и товарооборота;
• изучаются состав и структура краткосрочных активов, а также изменения в структуре; исчисляется удельный вес каждого вида краткосрочных активов в их общей стоимости; анализируется движение основных средств; исчисляются коэффициенты обновления, выбытия, износа, расширенного воспроизводства;
• оцениваются с точки зрения ликвидности состав, структура динамика краткосрочных активов, выявляются факторы, вызвавшие их рост или снижение;
• анализируются состояние, динамика и причины возникновения дебиторской задолженности, изучаются реальные возможности ее взыскания в ближайшие сроки;
Источник