Способ действия звуки речи

Звуки речи в русском языке

Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка.

1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.

2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.

  • Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа.
  • Функция лёгких – дать воздушную струю.
  • Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными.
  • В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки.
  • Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи.

3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.

Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.

4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.

Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].

5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.

Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.

6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).

7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.

Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.

Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Источник

ЯЗЫК и ЖИЗНЬ

среда, 15 мая 2019 г.

Что такое звук, как образуются звуки речи, органы речи (строение речевого аппарата человека)

Люди могут общаться жестами, взглядами, мимикой, но полнота общения достигается всё-таки путём речевого общения и особенно устной речи. В ходе устного общения мы обмениваемся мыслями, которые для наиболее точного выражения и понимания соединяем в фразы и предложения, которые в свою очередь составлены из слов, связанных по смыслу и грамматическими отношениями.

Звук, природа звука, звуковая волна

Звук – это невидимые колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах (чаще всего в воздухе) – газообразных, жидких и твердых, тогда как мягкие и пористые тела плохо проводят звук, а в вакууме (без передающей среды) звук распространятся вообще не может. Это возмущение, представляет собой некоторое временное физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение частиц) и распространяется в ней в виде звуковой волны, затем передающая среда возвращается в равновесное состояние.

Когда звуковая волна достигает уха, она воздействует на барабанную перепонку, заставляя её колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Дрожания барабанной перепонки системой косточек раздражают окончания слухового нерва и вызывают ощущение звука.

Волны звуковой частоты или звуковые волны – это те, которые способны восприниматься человеческим ухом, исходя из этого частота звуковой волны от 16 Гц до 20000 Гц. Колебания с частотой меньше 16 Гц называется инфразвуком . Колебания с частотой больше 20000 Гц называются ультразвуком .

Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой конечной скоростью, поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, а затем доносится звук, так как скорость света гораздо выше скорости звука.

Источником звуковой волны служат только колеблющиеся тела. Например, струна на гитаре в не звучит, пока мы не заставим её совершать колебательные движения, чтобы возникла упругая волна звуковой частоты. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки голоса возникают при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

Механизм образования звуков речи, органы речи

Центральный речевой аппарат, состоящий из корковых центров и подкорковых узлов, располагается в мозге и соединён с периферическим речевым аппаратом многочисленными проводящими нервными путями. Центральный речевой аппарат регулирует произношение звуков речи – артикуляцию. Для правильной артикуляции требуется определённая система движений периферических органов речи, которая формируется под влиянием зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Периферический речевой аппарат включает исполнительные органы голосообразования и произношения, одновременно участвующие в речевой деятельности.

  1. Органы дыхания – лёгкие с бронхами и трахеей – создают материальную основу звука, т.е. струю воздуха, которая при определённых условиях способна приходить в колебательное движение.
  2. Органы фонации (голосообразования) – гортань и голосовые связки, в них струя воздуха из лёгких приводится в колебательное движение, образующее звук (голос).
  3. Органы артикуляции – резонаторы, помимо усиления звука и придания ему индивидуального тембра, они формируют конкретные звуки речи. К резонаторам относятся надгортанные полости – полость рта (функция различения звуков речи, так как это единственный резонатор, меняющий свою форму произвольно), полость носа (функция различения носовых и неносовых звуков), полость глотки (фаринкс, значительно усиливает звук).

Процесс образования голоса начинается нагнетанием воздуха через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при вдохе лёгкие. Во время спокойного дыхания голосовые складки расслаблены и образуют широкий треугольник, не препятствующий прохождению воздуха.

Кстати, любители сканвордов и кроссвордов часто натыкаются на неправильным, но крайне популярным историческим названием складок на гортани для образования звуков. Так что голосовые складки чаще всего ошибочно называют связками.

Под действием нервных сигналов из головного мозга голосовые складки смыкаются, голосовая щель закрывается, что совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Струя воздуха вызывает колебания сомкнутых голосовых складок. В результате образуется слабый звук, который распространяется по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними и проходит в полости носа, глотки и рта, выполняющих роль усилителей-резонаторов.

Резонаторы голосового тракта человека выборочно усиливают или ослабляют отдельные компоненты периодического или непериодического колебания, порождаемого голосовыми связками, преобразуют «форму» воздушных колебаний и образуют тем самым уникальное качество звучания, которое потом передается в окружающую среду.

Если выдыхаемый во время произношения воздух не встречает преград на своем пути, получается гласный звук . Каким он будет зависеть от объёма, геометрической формы резонатора, величины отверстия. На качество звука будет влиять также положения языка, мягкого нёба (складки над основанием языка) и губ.

Если выдыхаемый в процессе произношения звук наталкивается на преграду, то возникает шум при её преодолении – образуется согласный звук . То, каким он будет, зависит от того, будет преграда на пути выдыхаемого воздуха полной или частичной, а также от того, где будет создана такая преграда.

В ходе артикуляционных (связанных с произношением звуков) движений губ, языка, щёк и челюсти происходит дополнительное воздействие на воздушной струи, путём образования разнообразных преград: сужения (щели), полного или частичного прерывания потока воздуха. Таким образом, когда выдыхаемый в процессе произношения звук наталкивается на преграду, то возникает шум при ее преодолении – образуется согласный звук . Каким будет согласный звук, зависит от того, будет преграда на пути выдыхаемого воздуха полной или частичной, а также от того, где будет создана такая преграда.

Читайте также:  Способы определения неисправности кабельных линий

Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.

Источник

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Билет №1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Человеческая речь состоит из звуков речи.

Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

Это все согласные звуки только твердые и мягкие.

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

[б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’]

[н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

2)Практическое задание.

Синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Никто не мог оторвать меня от любимых мыслей.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное,

Анализ текста.

Определение темы текста: пищевые запасы бурундука

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №2

1)Устное задание: Тема: Раздел о звуках речи – фонетике.

2) Практическое задание:

Задание: расставить знаки препинания в предложениях.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.

Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни.

Бедность не порок. Перед частицей НЕ тире не ставится.

Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.

Синтаксический разбор предложения: Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.

Предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, обособлено однородными членами.

Фонетический разбор: клювом

Клюв — слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.

к-[к] —согл., глух., тв.

л-[л’]—согл., зв. непарн., мягк.

в-[ф] —согл., глух., тв.

Морфологический разбор: березе

Начальная форма: БЕРЕЗА Часть речи: существительное Грамматика: дательный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное

Формы: береза, березы, березе, березу, березой, березою.

Анализ текста.

Определение темы текста: падают листья осенью, листопад

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №3

1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.

Омонимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. тройка» (лошадей) и «тройка» (отметка).

Синонимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Смелый — храбрый.

Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

Употребление синонимов.

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).

Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут — это ведет к речевой ошибке.

Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.

Употребление омонимов.

Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.

Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ

Билет №6

1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.

2) практическое задание

Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.

Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.

Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.

Синтаксический разбор:Я приготовился стрелять, но птица из кустов не вылетела.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.

Фонетический разбор: Птица

Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный

п — [п] — согл., глух., тв.

т — [т’] — согл., глух., мягк.

Ц — [ц] — согл., глух. непарн., тв. непарн.

Морфологический разбор: кустов

Начальная форма: КУСТ

Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж

Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах

Билет №7

1) устное задание: старославянизмы.

Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.

Классификация по группам:

Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)

Читайте также:  Способы монтажа стеновых сэндвич панелей

Семантические

2) практическое задание:

На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах.

Билет №8

1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

Термин — это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.

2) практическое задание.

Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.

Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?

Билет №9

1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.

2) практическое задание.

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Фонетический разбор: Минут

м [м’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

и [и] — гласный, безударный

н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

у [`у] — гласный, ударный

Билет №13

1) Устное задание……..

2) Практическое задание

Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который . )_______________________________________________

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Анализ текста

Тема: отец и сын пошли в лес на охоту

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №14

1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);

г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый), -он (с беглым о: смешон);

д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.

2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;

в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);

г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр;

д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;

е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.

2) практическое задание

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:

1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

Сыр выпал, с ним была плутовка такова.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №15

1) устное задание

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

2) практическое задание

на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Употребление антонимов.

Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.

2) Практическое задание.

Расставить знаки препинания в предложениях:

Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?

Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.

Фонетический разбор: лег

Лег — слово из 1 слога,

л [л’] — согл., зв. непарн., мягк.

е — [э] —гл., ударный.

г — [х] —согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста.

Определение темы текста: жизнь ежика

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный.

Билет №4

1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.

олицетворения— когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…

сравнение: пример:Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.

Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.

Озеро блестело, как чёрное зеркало.

Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.

Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.

эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер — буйный, бродячий.

Гипербола — стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: «шаровары шириной в Чёрное море»)

Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.

2) практическое задание

Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.

Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.

Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение типа речи текста: рассуждение

Билет №5

1) устное задание: Словари русского языка

Словари русского языка— Вселенная в алфавите- Антропонимические словари- Диалектные (областные) словари- Грамматические словари- Словари сочетаемости слов- Идеографические, семантические и ассоциативные словари- Лингвострановедческие и культурологические словари- Морфемные и словообразовательные словари- Обратные словари- Орфографические словари- Орфоэпические словари- Синонимические словари- Словари антонимов- Словари лингвистических терминов- Словари названий жителей- Словари неологизмов- Словари омонимов- Словари паронимов Наступила — Словари эпитетов, сравнений и метафор- Словари сокращений- Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга — Словари языка писателей и отдельных произведений- Словари-справочники трудностей русского языка- Терминологические словари- Толковые словари.

2) практическое задание

Наступила дождливая, грязная темная ночь.

Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.

Билет №10

Фразеологизм, фразеологическая единица— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

2) Практическое задание

Друзья, прекрасен наш союз.

О чем ты думаешь, казак?

Анализ текста

Тема текста: развитие культуры речи

Тип речи: рассуждение

Стиль текста: публицистический

Билет №11

1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.

Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.

2) Практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема текста: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №12

Приставка— это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.

Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение

Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)

2) Практическое задание

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Он знак подаст — и все хохочут.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Анализ текста

Тема: искусство как воспитание

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Билет №16

1)

2) практическое задание

Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.

Читайте также:  Учащиеся 9 класса изучают 10 предметов сколькими способами можно составить расписание уроков

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.

Фонетический разбор: Водой

в [в] — согласный, твердый, звонкий, парный

о [`о] — гласный, безударный

д [д] — согласный, твердый, звонкий, парный

о [а] — гласный, ударный

й [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Анализ текста

Тема: Пищевые запасы бурундука

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №17

1)

2)практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Анализ текста

Определение темы текста: падают листья осенью, листопад

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный стиль

Билет №18

2)практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.

Анализ текста

Определение темы текста: жизнь ежика

Тип речи текста: повествование

Определение стиля данного текста: художественный.

Билет №19

2) практическое задание

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема текста: осина

Определение типа речи текста: рассуждение

Билет №20

1) устное задание

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.

Реферат— доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Фонетический разбор: лег

Лег — слово из 1 слога,

л [л’] — согл., зв. непарн., мягк.

е — [э] —гл., ударный.

г — [к] —согл., глух. непарн., тв.

Анализ текста

Тема текста: поиски растения калган

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №21

1) устное задание

Фонема– это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

День— 4 букв, 3 звук

д [д’] — согласный, мягкий, звонкий, парный

е [`э] — гласный, ударный

н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Подъем 6 букв, 6 звуков

п [п] — согласный, твердый, глухой, парный

о [`о] — гласный, безударный

д [д] — согласный, твердый, звонкий, парный

ё [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[о] — гласный, безударный

м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

2) практическое задание

О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю

Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка

Фонетический разбор: Минут

м [м’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

и [и] — гласный, безударный

н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

у [`у] — гласный, ударный

т [т] — согласный, твердый, глухой, парный

Анализ текста

Тема текста: умение человеческих рук

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №22

1) устное задание

2) практическое задание

Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?

Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.

Фонетический разбор: клювом

Клюв — слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.

к-[к] — согл., глух., тв.

л-[л’] — согл., зв. непарн., мягк.

в-[ф] — согл., глух., тв.

Билет №26

1) устное задание:

2) практическое задание

Ах, как это солнце ярко.

Нет, не покинул я тебя.

Да, время летит очень быстро.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №27

1)

2) Практическое задание

Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который . )_______________________________________________

Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Анализ текста

Тема: отец и сын пошли в лес на охоту

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: художественный.

Билет №28

1) устное задание:

Приставка— это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.

Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение

Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)

2) Практическое задание

Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.

Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.

Анализ текста

Тема: наступила осень.

Тип речи текста: описание

Стиль текста: художественный

Билет №29

1) устное задание:

2) Практическое задание

А он, мятежный, просит бури.

Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

Фонетический разбор: Водой

в [в] — согласный, твердый, звонкий, парный

о [`о] — гласный, безударный

д [д] — согласный, твердый, звонкий, парный

о [а] — гласный, ударный

й [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Анализ текста

Тема: искусство как воспитание

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный.

Анализ текста

Тема текста: Россия – мать

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №23

1) устное задание

2) практическое задание

Наступила дождливая, грязная темная ночь.

Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.

Анализ текста

Тема текста: яблоня

Определение типа речи текста: рассуждение

Билет №24

1) устное задание: старославянизмы.

Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.

Классификация по группам:

Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)

Семантические.

2) практическое задание

На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах.

Фонетический разбор: Птица

Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный

п — [п] — согл., глух., тв.

т — [т’] — согл., глух., мягк.

Ц — [ц] — согл., глух. непарн., тв. непарн.

Анализ текста

Тема: человек должен быть интеллигентным

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: разговорный

Билет №25

1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

Термин — это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.

2) практическое задание

Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.

Анализ текста

Тема: ежедневные записи

Тип речи текста: повествование

Стиль текста: публицистический

Билет

1) устное задание:

2) Практическое задание

На лавке у окна сидел отец.

Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.

Анализ текста

Тема текста: поиски растения калган

Тип речи текста: рассуждение

Стиль текста: художественный

Билет №1

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

Человеческая речь состоит из звуков речи.

Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

Это все согласные звуки только твердые и мягкие.

Источник

Оцените статью
Разные способы