Способ держать себя определение

Значение словосочетания «держать себя»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

держать себя

1. поступать, вести себя как-либо, каким-либо образом

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: исполниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «держать&raquo

Синонимы к словосочетанию «держать себя&raquo

Предложения со словосочетанием «держать себя&raquo

  • – Что тебе нужно, чтобы всё это прекратить? – я по-прежнему старался держать себя в руках, но с каждой секундой это становилось всё сложнее.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «держать себя»

  • Так звали служащих и все старые покупатели. Надо заметить, что все «герои» держали себя гордо и поддерживали тем славу имен своих.

Сочетаемость слова «держать&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «держать&raquo

  • Одиночество! Зовам далеким не верь
    И крепко держи золотую дверь,
    Там, за нею, желаний ад.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «держать себя&raquo

– Что тебе нужно, чтобы всё это прекратить? – я по-прежнему старался держать себя в руках, но с каждой секундой это становилось всё сложнее.

Нужно уметь держать себя в руках! – но это проще сказать, чем выполнить на практике.

Его спокойная, полная достоинства манера держать себя и серьёзное, умное лицо заставляли думать об интеллигентной профессии, и только ловкие, проворные руки обличали в нём умелого слугу.

Источник

держать себя

Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне на вопрос ее об искусстве Элен держать себя… (Л. Толстой.)

Должно сделать замечание г. Лаврову, что он в театре дурно себя держит: все его телодвижения неловки, неприятны… (С. Аксаков.)

Все дышало в нем [Солонине] обаянием: и его облик – чуть-чуть простоватый, и манера держать себя… (Ю. Юрьев.)

«Я хотела вам еще сказать, Федор Иваныч, – продолжала Марья Дмитриевна… – если б вы видели, как она [Варвара Павловна] скромно себя держит, как почтительна!» (И. Тургенев.)

Находили, что генерал держал себя с детьми будто бы очень сурово и безучастно. (Н. Лесков.)

Нельзя было держать себя столь развязно. (М. Булгаков.)

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое «держать себя» в других словарях:

держать себя — См … Словарь синонимов

Держать себя — ДЕРЖАТЬ, держу, держишь; держанный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Держать себя — Выдерживать какую либо манеру поведения; держаться определённым образом. Пьер с искренностью отвечал Анне Павловне утвердительно на вопрос её об искусстве Элен держать себя. Ежели он когда либо думал об Элен, то думал именно о её красоте и о том… … Фразеологический словарь русского литературного языка

держать себя в руках — См … Словарь синонимов

ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ — кто Контролировать свои чувства и эмоции. Подразумевается, что кто л. обладает силой воли, выдержкой, проявляя их в каких л. трудных ситуациях. Имеется в виду, что лицо, реже группа лиц (X) не позволяет проявляться своим, часто резко выраженным,… … Фразеологический словарь русского языка

держать себя в руках — Только несов. Сохранять самообладание, сдерживать себя от проявлений чувств (чаще волнения, гнева, раздражения), подчинять их своей воле. = Владеть/овладеть собой. С сущ. со знач. лица: командир, воспитатель… держит себя в руках. Ты не верь,… … Учебный фразеологический словарь

Держать себя в струне — Устар. Экспрес. То же, что Держать себя в узде. Здесь, сударь, маленько беспокойно; надо бесперечь в струне себя держать (Н. Успенский. Уездные нравы) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Держать себя в границах — Устар. Соблюдать нормы, правила поведения; вести себя сдержанно, благопристойно. [Наталья Степановна:] Не кричите, пожалуйста! Можете кричать и хрипеть от злобы у себя дома, а тут прошу держать себя в границах (Чехов. Предложение). Софья… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Держать себя в вожжах — Прост. То же, что Держать себя в руках. Ты там на курортах то держи себя в вожжах, неожиданно подытожила его исповедь супруга. Там такие ловкачи попадаются, глазом не успеешь моргнуть (А. Ильин. Полонез для постояльца) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Держать себя в горсти — Обл. То же, что Держать себя в руках. Не можешь без фокусов? разъярённо спросил он у Дерикрупа. А что такое? Мы это… историей занимаемся. Историей! Показал бы я тебе историю… Выметайся из барака, пока я в горсти себя держу. Сконфуженный «учитель» … Фразеологический словарь русского литературного языка

Источник

Как выйти из себя и снова взять себя в руки

Рассказываем, как взять эмоции под контроль

Внезапные приступы радости, гнева, уныния или раздражения – это совершенно нормально. Однако это не значит, что подобные проявления можно пускать на самотёк. Наоборот, эмоции можно и нужно уметь контролировать, и не только в экстренной ситуации, но на постоянной основе.

Как быстро взять себя в руки

Если вы чувствуете, что не справляетесь с эмоциями, займитесь любым видом физической нагрузки. Можно быстро присесть 20-30 раз, несколько раз отжаться от пола или подтянуться на турнике, интенсивно побегать 5-10 минут. Выбирайте способ, которым проще всего воспользоваться в конкретной ситуации. Например, в школе или другом общественном месте проще всего сделать приседания, а вот если эмоциональный приступ одолел вас дома, вариантов гораздо больше.

Ещё один способ быстро привести себя в стабильное эмоциональное состояние – заняться домашними делами: помыть посуду, полы, убраться в комнате, разложить по местам одежду, разобрать ящики стола. Совершение привычных действий успокаивает и приводит в чувство. Кроме того, выполнение домашних дел – один из самых простых способов ощутить, что всё под контролем, а ваши действия приводят к конкретным положительным результатам.
Это особенно актуально, если вспышка эмоций связана со страхами или сомнением в своих способностях и умениях. Только что в комнате было грязно, а теперь благодаря вашим усилиям в ней порядок. Это придаёт уверенности и помогает прийти в ровное эмоциональное состояние.

Приятные воспоминания

Если вас охватил гнев, ярость, страх или другое негативное чувство, закройте глаза и вспомните какой-либо приятный момент в вашей жизни. Эффективно действуют воспоминания о ситуациях, вызывающих у вас гордость собой, когда вы достигли успеха, вас похвалили значимые для вас люди. Вспомните хотя бы три таких момента, постарайтесь снова ощутить те эмоции, и негативные чувства пойдут на спад.

«Гипноз стены». Если вы на кого-то разозлились, переведите взгляд с объекта своего раздражения на стену и рассмотрите её максимально внимательно, изучите во всех подробностях, обращая внимания на мелкие детали. Рассматривайте стену, сохраняя полное сосредоточение, в течение минуты, и вы почувствуете, как эмоции идут на спад.

«Вдох-выдох». Дыхательные упражнения – один из самых эффективных способов быстро взять себя в руки. Если чувствуете, что вам срочно необходимо успокоиться, начинайте дышать в определённом ритме: сначала вдох на два счета – выдох на четыре, потом вдох на четыре счета – выдох на восемь. Представляйте, как с выходом из вас выходят негативные эмоции, а вдыхаемый воздух наполняет вас спокойствием.

«Зеркало». Если чувствуете приступ гнева или агрессии, найдите зеркало и посмотрите на себя. Подойдет и большое зеркало в школьном холле, и обычное карманное зеркальце. Можно использовать и селфи-камеру смартфона. Основная идея – внимательно рассмотреть себя, сосредоточиться на своем лице, рассмотреть его черты, заглянуть себе в глаза. Это помогает успокоиться и взять себя в руки.

Как научиться управлять эмоциями

Уметь быстро возвращаться в стабильное эмоциональное состояние – важный навык, но ещё более полезно овладеть умением контролировать свои эмоции в любой ситуации. Тогда не придется прибегать к срочным мерам.

Управлять эмоциями – значит не подавлять и не скрывать их, а уметь распознавать, называть, брать под контроль и использовать себе на благо.

Читайте также:  Прекращение или изменение правоотношения это способы защиты гражданских прав

Умение управлять эмоциями зависит от уровня эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность — умение осознавать эмоции, как свои, так и других людей, и управлять ими. На самом низком уровне эмоциональной компенетности мы вообще не понимаем, что с нами происходит, чувства полностью захватывают нас и управляют нашими действиями. На этом уровне находятся маленькие дети. На следующем уровне мы уже можем понимать свои эмоции, но еще не управляем ими. Лишь на следующем уровне эмоциональной компетенции мы начинаем не только распознавать чувства, но и контролировать их.

Как повысить уровень эмоциональной компетентности

Чтобы успешно управлять собой, нужно осознавать самого себя как личность, понимать свои интересы, ценности, характер, темперамент. Высокий уровень самосознания подразумевает, что мы знаем, как склонны реагировать на разные обстоятельства, умеем распознавать наши истинные чувства и мотивы поведения.

Как развивать самосознание

Чтение художественных книг. Мы учимся понимать себя на примере книжных героев.

Ведение дневника. Описание собственных чувств и переживаний помогает лучше в них разобраться.

Тренировка рефлексии. Всегда обдумывайте причины своих эмоций и поступков, честно отвечайте самому себе на вопросы, почему я этого хочу, зачем так делаю и так далее.

Обсуждение себя с друзьями и родителями. Поговорите с близкими людьми о том, какими качествами характера, по их мнению, вы отличаетесь, какие у вас сильные стороны, а над чем стоит поработать.

Понимание собственных чувств

Осознание собственных эмоций – шаг на пути к контролю над ними.

Испытывая эмоции, старайтесь понять, что вы реально чувствуете. Например, мы часто злимся, если испытываем страх, и если этот страх осознать, проходит и злость.

Учитесь распознавать нюансы испытываемых чувств. Для этого можно воспользоваться специальной таблицей, в которой перечислены человеческие эмоции, собранные в группы. Прочитайте таблицу и спросите себя, все ли эмоции вы умеете распознавать и называть.

Анализируйте причины своих чувств. Например, если вы на кого-то разозлились, спросите себя, отчего это произошло, чем вам угрожает этот человек, что вызывает у вас такой сильный негатив. Очень часто анализ переживаний приходит к уменьшению их интенсивности. Осознайте, что ваша эмоциональная реакция часто нерелевантна ситуации и связана с особенностями работы мозга в подростковом возрасте, и вам будет легче справляться с сильными эмоциями в конкретный момент.

Узнайте, как формируются эмоции, откуда они берутся. В этом поможет чтение научно-популярных книг по психологии.

  • Оскар Бренифье «Что такое чувства?»
  • Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»
  • Дэн Дубравин «Психология эмоций: чувства под контролем»

Умение контролировать себя приходит с практикой. Постоянно применяйте упомянутые выше упражнения, развивайте свою эмоциональную компетентность, и держать себя в руках будет проще.

Кроме того, стать более уравновешенным помогают:

Но для достижения эффекта рекомендуется заниматься этими практиками регулярно, как минимум 3-4 раза в неделю.

С одной стороны, коммуникабельность – признак хорошего уровня эмоциональной компетентности. С другой – развитие навыков коммуникабельности учит брать эмоции под контроль, поскольку приходится внимательно относиться к другим людям, их потребностями, понимать и анализировать их.

  • Развивайте эмпатию, то есть умение распознавать чувства других людей, ставить себя на их место, понимать причины их поступков.
  • Учитесь правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
  • Будьте внимательны, прислушиваетесь к словам других людей.
  • Тренируйте на практике навыки совместной работы в коллективе.

Что нужно запомнить:

  1. Эмоциональность подростков и их склонность к перепадам настроения и бурным переживаниям связана с активностью лимбической системы. Но эмоции можно научиться брать под контроль.
  2. Если нужно быстро взять себя в руки, помогут физические нагрузки, выполнение домашних дел, воспоминания о приятных моментах в жизни или специальные упражнения.
  3. Чтобы управлять своими эмоциями в любой ситуации, необходимо повысить свой уровень эмоциональной компетентности. Для этого развивайте самосознание, учитесь распознавать собственные чувства и понимать их истинные причины, тренируйте самоконтроль и коммуникативные навыки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Выдержка и самообладание

Умение быть терпеливым с окружающими (особенно с близкими) считается человеческим достоинством, к которому надо стремиться.

Выдержка и самообладание — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствия духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки.

Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раздражителям (например, резкая боль), так и к продолжительно действующим (ноющая боль, скучная работа, томительное ожидание). Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

Воля — проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля — это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций — ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Главная психологическая функция воли — усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Можно выделить следующие этапы формирования воли, или волевых актов:

  • осознание конкретной потребности;
  • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
  • проявление мотивов деятельности (мотив — это побудительная сила);
  • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
  • выбор конкретного решения;
  • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
  • выполнение и контроль определенной деятельности;
  • оценка полученных результатов деятельности.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности.

В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример — борьба человека с вредными привычками — от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени — осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа — сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

Читайте также:  Перепродажа как способ заработка

Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

Выдержка, непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

Решительность — способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

Формирование воли — процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам — одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

Развитие воли

  • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
  • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
  • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
  • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
  • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
  • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся:

Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность — состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

А как волевые качества личности формируются и развиваются?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

Читайте также:  Способов повышения аутентичности образовательных практик

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности — играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

  • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
  • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
  • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля — есть человек, нет воли — нет человека, сколько воли — столько и человека.

Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной«по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно волевые действия не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, — одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

Воля как проявление конфликта между духом и телом — это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур — буддизм и индуизм — отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

Работа разума — это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько — автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

Таким образом, воля — это деятельное продолжение разума, сознания.

В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

Пассивная — чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

Активная — это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).

Источник

Оцените статью
Разные способы