Способ демонстрации результата проделанной работы по теме самообразования

Результат самообразования

Тема, над которой работает педагог

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет. Темы фиксируются в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога (Слайд №3)

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана — это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должен оформляться документально.

Источники самообразования Слайд №4

Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

· Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

· Видео, аудио информация на различных носителях

· Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

· Семинары и конференции

· Мероприятия по обмену опытом

Этапы самообразования (Слайд №5)

1. Интерес (Чего хочу?)

— определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

— формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План(Как достигну?)

— отбор действий (Что надо сделать?)

— установка их последовательности (В какой последовательности?)

Читайте также:  Способ получения материнского капитала

— определение сроков (Когда?)

Работа

— обучение и воспитание (Что делаю?)

— оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

— сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

— подбор методик анализа

5. Будущее (Что дальше делать?)

— задачи на будущее

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

· повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

· разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

· разработка новых форм, методов и приемов обучения,

· доклады, выступления, рефераты, статьи,

· разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

· выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

· разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

· создание комплектов педагогических разработок,

· разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

· создание главы или страницы электронного учебника.

· разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Источник

Способ демонстрации результата проделанной работы по теме самообразования

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

• предполагаемый результат (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

На основании выбранной темы учитель разрабатыва­ет личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

название учреждения образования, в котором рабо­тает педагог, адрес, рабочий телефон.

2.Творческая визитка педагога:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3.Научно-методическая и профессионально-педа­гогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной ра­боты;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.

Читайте также:  Обработать руки гигиеническим способом это как

При оформлении работы следует учитывать:

· степень обоснованности содержащегося мате­риала;

· глубину и практическую значимость материала;

· наличие выраженной авторской позиции при раз­работке материала;

· способ подачи материала.

АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной

научно-методической темой (проблемой)

1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

— ознакомление с литературой;

— ознакомление с нормативно-правовыми докумен­тами;

— изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.Детальное ознакомление с проблемой посред­ством литературных источников:

— составление картотеки литературных источников;

— выписки из литературных источников.

3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

— обоснование выбора темы;

— актуальность и новизна;

— выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

— формулирование цели и задач работы;

— разработка календарного плана индивидуальной работы.

4.Выбор и разработка моделей, инновационных тех­нологий педагогической деятельности.

5.Внедрение инноваций в практику своей педагоги­ческой деятельности.

6.Анализ и оценка результатов индивидуального опы­та работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.Литературное оформление работы, отчёт о полу­ченных результатах перед коллегами.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе само­познания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в само­регулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свиде­тельствует о достижении оптимального уровня самосо­вершенствования.

Тема, цели, задачи и формы самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы школы;

2) затруднений педагогов;

3) специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.

Целями самообразования могут быть:

– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

– изучение и внедрение новых педагогических технологий;

– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Памятка в помощь педагогу по организации самообразования

Примерная памятка по самообразованию

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

Читайте также:  Способы производственного учета затрат

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы

¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨ Включите современные взгляды на проблему

¨ Используйте опыт работы других педагогов

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Самообразование включает в себя несколько этапов:

1. Выбор направления и темы самообразования.

2. Формулирование цели и задач самообразования.

3. Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Результаты самообразования могут быть следующими:

• повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,

• разработка новых форм, методов и приемов обучения,

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,

• выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,

• создание комплектов методических разработок,

• обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Критерии оценки эффективности самообразования.

Основными критериями самообразования учителя являются:

· эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),

· творческий рост учителя,

· внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Показатели эффективности педагогического само­образования — это прежде всего качество организо­ванного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Из «Примерной образовательной программы

обучающих курсов (тематического семинара)

«Роль самообразования в совершенствовании

профессионального мастерства педагога»» АПО Г.С. Хадасевич

Источник

Оцените статью
Разные способы