- Научить и научиться: как поделиться своим опытом и навыками с окружающими
- Варламова Дарья
- Умение передавать свои знания и опыт — необходимый навык для любого, кто преуспел в своем деле. 16 марта в пространстве DI Telegraph пройдет серия тематических воркшопов от команды Exchang.es для тех, кто хочет делиться знаниями, умениями и опытом, но не знает, как это делать по-настоящему хорошо. «Теории и практики» собрали лучшие советы для тех, кто уже готов учить других, но не знает, с чего начать.
- Цель и участники
- Идеальное место
- План занятия
- Бэкап
- Наглядность
- Важность паузы
- Больше горизонтальных связей
- Правильное завершение
- Личный опыт
- Вадим Смахтин, интерактивный программист-дизайнер, автор курса по интерактивному дизайну и работе с данными
- Panika Derevya, дизайнер, ведущая воркшопа по дизайну футболок
- Анна Диричева, художник-иллюстратор, автор мастер-класса по рисованию акварелью
- Где научиться
- Делитесь своими знаниями, даже если не являетесь экспертом
- Содержание
- Вы не обязаны быть экспертом
- Объясняя другим, вы учитесь сами
- Обучение других — первый шаг к построению личного бренда
Научить и научиться: как поделиться своим опытом и навыками с окружающими
Варламова Дарья
Умение передавать свои знания и опыт — необходимый навык для любого, кто преуспел в своем деле. 16 марта в пространстве DI Telegraph пройдет серия тематических воркшопов от команды Exchang.es для тех, кто хочет делиться знаниями, умениями и опытом, но не знает, как это делать по-настоящему хорошо. «Теории и практики» собрали лучшие советы для тех, кто уже готов учить других, но не знает, с чего начать.
Цель и участники
Определите цель воркшопа — поделиться общей информацией по специфической теме (например, локализации перевода) или преподать конкретный навык (например, рисование углем). Оцените оптимальное количество участников — чтобы все были вовлечены в процесс и никто не был обделен вниманием. Обычно это 10–15 человек, максимум — 20–25. Продумайте также, какой уровень подготовки учеников лучше всего будет соответствовать вашим целям, и не забудьте предупредить об этом в анонсе.
Учтите, что не стоит давать неподготовленным людям слишком сложные задания, ведь ваша задача не просто передать опыт, но и дать ученикам понять, что они могут справиться с тем, чего до этого не делали.
Идеальное место
Найдите подходящее место — в соответствии с нуждами вашего воркшопа. Убедитесь, что вы можете правильно организовать рабочее пространство — например, расставить столы удобным вам образом. Проследите, чтобы можно было воспользоваться всей нужной вам аппаратурой — проектором, колонками, видеокамерой. Подумайте о том, где вы будете стоять и всем ли будет хорошо вас видно.
Заранее продумайте всю логистику — насколько легко гостям добраться к месту воркшопа, нужны ли им какие-то ориентиры в помещении, как вы будете доставлять необходимые рабочие инструменты и сколько времени это займет. В день воркшопа лучше приехать заранее и перепроверить работоспособность всей аппаратуры. Позаботьтесь о том, чтобы у гостей была бумага и ручки для записи. Узнайте, можно ли перекусить где-нибудь поблизости во время перерыва, если воркшоп будет долгим. И, наконец, рассчитайте бюджет мероприятия.
План занятия
Напишите план занятия. Подумайте над вступлением — как вы представитесь, как обрисуете тему, будете ли просить участников рассказать о себе. Определите примерную очередность тем и заданий. Самую важную информацию лучше представить в начале воркшопа.
Не перегибайте с теорией: ведь ваша цель — продемонстрировать навыки и научить им других. Оптимальное соотношение теории и практики — около ⅕. Проследите, чтобы объяснения и демонстрации чередовались с практическими заданиями. Постарайтесь примерно рассчитать, сколько времени займет каждый этап воркшопа (с поправкой на возможные трудности и дополнительные вопросы) и старайтесь придерживаться этого хронометража, чтобы все успеть.
Бэкап
Даже если вы тщательно подготовились, в процессе что-нибудь всегда может пойти не так. Поэтому имеет смысл придумать «план Б» на случай всяких непредвиденных неприятностей. Подумайте, какие сложности могут возникнуть во время мастер-класса — например, часть участников опоздает, не сработает оборудование или какое-то задание вызовет полный ступор у аудитории (или, наоборот, окажется слишком легким). Постарайтесь придумать возможные решения — например, подготовьте запасной ноутбук или дополнительные задания для более продвинутых учеников.
Наглядность
Подумайте о том, как вы будете визуализировать информацию — с помощью презентации, флипчарта или раздаточного материала.
Важность паузы
Даже если вы гениальный преподаватель, аудитории будет сложно сохранять концентрацию внимания длительное время. Так что не забывайте делать перерывы на отдых. Идеально, чтобы у посетителей была возможность немного пройтись, перекусить или хотя бы попить чай.
Больше горизонтальных связей
Участники могут учиться не только у вас, но и друг у друга. Обратите внимание на самых способных учеников и просите их объяснить что-то отстающим соседям. Постарайтесь наладить коммуникацию между студентами. Большая ошибка считать, что весь учебный процесс должен быть завязан на преподавателе.
Правильное завершение
Подумайте, чем вы завершите воркшоп. Можно вкратце резюмировать информацию, проанонсировать новую серию воркшопов и/или оставить время для вопросов аудитории. В конце занятия дайте участникам время порефлексировать — пусть описывают свои впечатления, рассказывают о сложностях и самых важных открытиях, задают вопросы.
Личный опыт
Вадим Смахтин, интерактивный программист-дизайнер, автор курса по интерактивному дизайну и работе с данными
Мне помогло то, что у меня есть опыт — впервые я начал преподавать несколько лет назад, на втором курсе университета. Но я был приятно удивлен аудиторией — по сравнению со студентами, которые приходят на занятие, потому что присутствие обязательно, ученики моего курса оказались более вовлеченными в процесс.
Что было сложновато — наши занятия длились по три часа, и часто этого времени нам не хватало, потому что у учеников появлялись дополнительные вопросы и задачи, которые надо было как-то решать помимо воркшопа. Больше вопросов вызывали не технологии, а скорее технология их использования. Первые несколько дней участники слушали мои объяснения и выполняли задания «под диктовку», а в последние пару дней занимались самостоятельной работой.
Я не знаю, слабая это моя сторона, или сильная — но мне часто лень готовить подробный план. Я только выписываю на листочке темы, которые хотел бы раскрыть и меняю его в зависимости от ситуации. Потому что непонятно, какие люди придут на занятие, какой у них уровень подготовки и что они хотят делать. Поэтому план приходится выполнять на ходу — но у меня хорошо получается импровизировать.
У нас курс про цифровые технологии, так что мы не используем раздаточный материал или презентации. Но мне важно держать аудиторию, понимать, со мной она или нет. После каждого блока информации я оставляю пару минут на вопросы — иначе мы получим людей, которые будут кивать головой, но не смогут применить полученные знания.
Panika Derevya, дизайнер, ведущая воркшопа по дизайну футболок
Первый мастер-класс получился спонтанным, и я немного переоценила свои силы. Он был бесплатным, поэтому пришло много случайного народу. Так что приватности, на которую я рассчитывала, и возможности пообщаться с каждым не получилось. Поскольку я до этого давала частные уроки, я была уверена в своих умениях, но мне пришлось разрываться между участниками и очень быстро соображать. Я научилась быстро вычислять людей, которые все схватывают на лету, и просила их передавать полученные навыки соседям. Но все равно первый мастер-класс занял 9 часов вместо 6, на которые я рассчитывала. Кроме того, мне пришлось потратить время с утра, чтобы привезти в Телеграф необходимые инструменты и материалы.
План, который был у меня в голове, мне пришлось превратить в рабочие листы, чтобы снять с себя часть нагрузки. Кроме того, я начала приглашать ассистентов, поскольку у меня достаточно сложный иксчендж, а неподготовленные люди не могли поначалу даже вдеть нитку в иголку. Ассистентами становятся люди, которые уже прошли мой мастер-класс. Вместе с ними можно брать более сложные задачи — например, проводить корпоративный мастер-класс.
Первый мастер-класс нужно воспринимать как эксперимент — даже если у человека есть преподавательский опыт, его подготовки может оказаться недостаточно. Люди задают вопросы и делают комментарии, ты начинаешь понимать, как распределять нагрузку. Разу к третьему я уже отработала систему. Установила стоимость мастер-класса, чтобы на него приходили люди, готовые работать и брать ответственность на себя, а не просто желающие, чтобы я сшила им футболку.
Exchang.es — удобная платформа, потому что там сразу понятно, сколько человек записалось и, соответственно, сколько ткани и оборудования для них нужно. Я закупаю ткань, готовлю инструменты и печатаю рабочие листы. Смотрю возраст и пол участников и варьирую программу в зависимости от этого: для мальчиков покупаю ткани более приглушенных тонов, а если в составе есть дети, устраиваю чаепития со сладостями.
Я открытый человек и с легкостью во погружаюсь — но есть люди закрытые, и я со своим темпераментом не могу вызвать их на контакт. Но они слышат мои объяснения и, если что, могут спросить кого-то из других посетителей, кто потише (смеется).
Я составила тайминг — что мы делаем и сколько времени на это отводится, и он висит на стеночке. Это стимулирует людей, как и фотосессия в конце занятия. Но на рассказ о том, что мы делаем, я трачу минут 10–15. Теоретическая часть вся визуализирована — рабочие листы, картинки, образцы и тайминг. Все остальное — по ситуации. На простые вопросы отвечают ассистенты, а с более сложными творческими задачами помогаю сама. Важно вовремя объяснить человеку, если его цель слишком неопределенная и сложная и не соответствует его опыту, и предложить ему альтернативный вариант. Задача моего воркшопа — не просто научить человека делать какие-то операции, а научить его мыслить как дизайнер, придумывать что-то свое и искать правильное воплощение для этих идей. Я получаю от этого огромное удовольствие.
Анна Диричева, художник-иллюстратор, автор мастер-класса по рисованию акварелью
Это был мой первый мастер-класс, и если честно, я понятия не имела, что нужно говорить и делать. Я сначала посмотрела несколько похожих мастер-классов на Ютьюбе, но они все были с большим уклоном в академизм и показались мне скучными. Я вообще не хотела никому поучать и наставлять, мне было интересно рассказать только о своих методах работы — и все, собственно. Требования к группе были такими — мне хотелось, чтобы у ребят уже был опыт, но вышло все наоборот. Почти половина группы писали акварелью впервые, поэтому многим пришлось рассказывать какие-то азы. В общем, мне это очень понравилось.
Возможно, не хватило какой-то теоретической части, но, судя по отзывам ребят, всем понравилось и они хотели бы повторить. И, наверное, мне как организатору все же нужно стараться растормошить всех, так как люди в основном взрослые и пришли по одиночке — и им сложно было пойти на контакт. Все-таки хотелось, чтобы занятие проходило в обстановке оживленной беседы — так и вопросы проще задавать, я думаю. С другой стороны, мы же были в библиотеке! Ну и, возможно, стоило принести побольше примеров своих работ. И в следующий раз я попрошу всех представиться и рассказать о своем опыте в работе с акварелью, о том, есть ли опыт вообще.
План у меня был, но совсем небольшой: я просто пометила себе основные пункты, о которых нужно рассказать. Во-первых, почему я выбрала в качестве темы именно акварельную ботаническую иллюстрацию, во-вторых, немного об акварели в целом и основных техниках рисования (с примерами на экране), и , немного про материалы, про бумагу, краски и т.д. Но вся подготовка заняла у меня не больше 10 минут. Я волновалась, конечно, но было видно, что ребятам очень интересно и не нужно нарочно пытаться удерживать чем-то их внимание. И это меня успокоило
Где научиться
Специально для тех, кто хочет делиться знаниями и опытом, T&P организовали тематический день — «Как научить и научиться», в ходе которого эксперты объяснят всем желающим как правильно упаковать свои знания, сделать отличную презентацию, работать с сообществами или стать куратором образовательных форматов.
Источник
Делитесь своими знаниями, даже если не являетесь экспертом
Существует интересная история о двух талантливых разработчиках. Каждый из них обладал примерно одинаковым опытом, полученным за равное время — но было одно отличие.
Первый разработчик открыл блог, где делился всеми своими знаниями с целевой аудиторией. Популярность блога быстро росла, в короткое время он получил множество читателей, подписчиков и тысячи долларов инвестиций посредством платформы Kickstarter (краудфандинг).
Другой разработчик предпочел не делиться своими знаниями. В результате о его талантах так и не узнала широкая публика.
Самое интересное в этой истории: второй разработчик, узнав о существовании блога первого, не заинтересовался этим веб-ресурсом, поскольку там не было материалов, превосходящих его актуальный уровень квалификации.
Возможно, поэтому он так и не стал блогером — не учтя, однако, что на свете всегда есть люди, знающие меньше вас в той или иной сфере. Первый разработчик понимал это и преуспел. Если вы до сих пор сомневаетесь, что делиться накопленными знаниями полезно — вот три веские причины начать работу немедленно.
Ах да, речь не только о знаниях, но и о входящем маркетинге.
Содержание
Вы не обязаны быть экспертом
Возможно, вы уже задумывались о перспективах обучения других, но вас останавливает то, что вы не эксперт в своей сфере. Да, у вас недостает опыта, квалификации и статуса, чтобы давать советы людям — но это не проблема.
Существует два способа обойти этот предрассудок. Первым поделился Шон МакКейб (Sean McCabe), дизайнер и предприниматель: «Вы не обязаны быть экспертом, чтобы учить свою аудиторию. Если она знает меньше вас, значит вы уже можете давать полезные рекомендации и расти вместе с публикой».
Чем чаще вы делитесь опытом, тем большее число людей будет воспринимать вас в качестве эксперта. Соответственно, чем больше людей увидит вас в этом качестве, тем больше возможностей у вас появится.
Это может оказаться чем угодно: от интервью в популярных интернет-журналах до участия в разнообразных подкастах и шоу на ТВ или радио. Помните: каждый раз, делясь опытом, вы помогаете другим людям.
Второй способ обойти чувство «недостаточной квалификации»: понять, что обучение других позволяет переосмыслить и углубить собственные знания. В таком случае обучение скорее обмен, а не отдача: рассказывая аудитории о чем-либо, вы совершенствуете и шлифуете свои познания на данную тему.
Не знать всех ответов и периодически ошибаться — это нормально. Понимание обучения как процесса обмена даст вам чувство комфорта и большую свободу действий.
Объясняя другим, вы учитесь сами
Еще одной причиной к действию является тот факт, что объяснение какого-либо предмета людям лучше прояснит его и для вас. Процесс преподавания покажет пробелы в вашем понимании и лучше организует информацию в голове.
Кроме того, специфика преподавания заставит вас пересмотреть свои знания и выделить ключевые моменты, на которых будут строиться ваши посты/статьи/лекции и т. д. В ходе исследований было установлено, что старшие дети в семье имеют больший интеллектуальный потенциал. Это происходит из-за того, что такие дети вынуждены постоянно объяснять что-то младшим братьям и сестрам.
Обучение других не принесет вам ничего, кроме блага, даже если ваша аудитория равна нулю, все же начните писать посты, и откройте аккаунты во всех популярных социальных сетях, запишите первый подкаст, где сможете делиться своим опытом.
Если на ранних порах количество подписчиков не будет расти слишком быстро, все равно не бросайте начатое — плоды усилий отразятся в вашем собственном прогрессе.
Обучение других — первый шаг к построению личного бренда
Кроме всех причин, указанных выше, есть еще одна — преподавание поможет набрать целевую аудиторию ваших читателей и поклонников. Известный маркетолог и основатель сервиса Crew Майкл Чо (Mikael Cho) говорит следующее: «Контент, полезный на практике, помогает в построении аудитории лучше, чем любой другой тип контента».
Майкл также отмечает, что читатели охотнее делятся контентом, несущим практическую пользу. Существует множество примеров брендов, выросших за счет обучения: 37Signals, Seanwes и многие другие компании давно занимаются передачей знаний о бизнесе и творчестве, в результате чего их лояльная аудитория растет с каждым днем.
Как верно отметил Джеймс Клир (James Clear), успешные люди принимаются за дело раньше, чем чувствуют, что полностью готовы. Это относится и к области обучения других.
Не беспокойтесь о наличии статуса эксперта и о количестве слушателей — сосредоточьтесь на том, что вы знаете или изучаете. Как донести эту информацию до других в максимально доступной и полезной форме? Поняв это, сразу приступайте к делу.
Источник