Способ данных при опросе

Как анализировать данные опроса или Как «корректные» ответы респондентов могут исказить результаты опроса

Если способом проведения опроса вами выбран онлайн опрос, вам будет полезна статья «5 сервисов для проведения онлайн опросов».

1. Непонимание профессиональных терминов или некоторых слов. При составлении опроса стоит учитывать, для каких групп респондентов он предназначен: возраст и статус участников опроса, проживают ли они в больших городах или отдаленных поселках и т.п. С осторожностью стоит использовать специальные термины и различный сленг – не всем респондентам он может быть понятен или не всеми пониматься одинаково. Все же часто такое непонимание не заставляет респондента бросить опрос (что, конечно, было бы нежелательно), и он отвечает наобум (что еще более нежелательно ввиду искажения данных).

2. Непонимание вопроса. Многие исследователи убеждены, что каждый респондент имеет однозначное и четко сформулированное мнение по каждому вопросу. Это не так. Порой участникам анкетирования сложно ответить на вопрос, так как они никогда не задумывались о предмете в целом или о предмете в таком ракурсе. Эта сложность может заставить респондента бросить опрос, или ответить абсолютно не информативно. Помогите участникам опроса ответить, яснее сформулировав вопрос и предложив разнообразные варианты ответов.

Источник: news.sportbox.ru

3. Непонимание инструкций к опросу или отдельным вопросам. Как и весь текст анкеты, формулировки инструкций должны быть адаптированы для всех групп предполагаемых респондентов. Постарайтесь избегать большого количества вопросов, где нужно отметить конкретное количество ответов («Отметьте три наиболее важных…») либо во всех подобных вопросах определите одинаковое количество ответов, которое необходимо отметить. Стоит также сократить сложные типы вопросов (матрицы, ранжирование и т.п.), заменив их на более простые. Если вы полагаете, что респонденты могут отвечать на анкету с мобильного телефона, постарайтесь еще больше упростить структуру опроса.

4. Непонимание шкалы оценки. Используя в анкете шкалу оценки, объясните респондентам ее значения даже если вам она кажется очевидной. Например, привычная шкала от 1 до 5 обычно понимается по аналогии со школьной системой оценок, однако иногда респонденты отмечают «1», приписывая ей значение первого места. В словесных шкалах лучше избегать субъективных критериев. Например, шкала «никогда – редко – иногда — часто» очень субъективна. Вместо нее стоит предложить конкретные значения («1 раз в месяц» и т.п.).

5. Обобщающе-позитивные и усредненные оценки. Склонность респондентов к обобщающе-позитивным оценкам часто мешает, например, при опросах пользователей ПО и в других подобных исследованиях. Если в целом пользователь доволен вашей программой, ему сложно расчленить ее на части и отдельно оценить личный кабинет, новое функциональное решение и т.п. Вероятнее всего, он везде проставит высокий балл. Да, отчет по результатам опроса будет выглядеть очень позитивно, но результаты не позволят реально оценить ситуацию.

Усредненные оценки часто мешают, например, при круговой оценке персонала «360 градусов». Сотрудники склонны проставлять средний балл по всем компетенциям: если отношение к коллеге позитивно – в результатах вы увидите завышенные баллы по всей анкете, если с коллегой напряженные отношения, то даже его явно сильные лидерские качества будут оценены занижено.

В обоих случаях разумно тщательно проработать варианты ответов, заменив привычные шкалы развернутыми словесными ответами для каждого отдельного вопроса.

6. Манипуляция мнениями. Этот пункт отличается от предыдущих тем, что исследователи осознанно подталкивают респондентов к выгодным им ответам для «успешного» отчета. Частые способы манипуляции при этом иллюзия выбора и сосредоточение на положительных характеристиках. Обычно руководители, изучающие позитивные результаты опроса, не задумываются о корректности интерпретации данных. Однако стоит объективно посмотреть на саму анкету: какова ее логика, нет ли у анкеты определенной линии, равномерно ли распределены позитивные и негативные варианты ответов. Еще один частый прием для «натягивания» данных – подмена понятий. Например, если большинство сотрудников оценило новую программу поощрений «удовлетворительно», в отчете может быть отражено, что «большинство сотрудников компании удовлетворено новой программой поощрений».

Читайте также:  Способы борьбы с непарным шелкопрядом

Источник

Опрос как метод социологического исследования

Общая характеристика метода опроса

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

  • Четкая формулировка задач исследования;
  • Вопросы и сама анкета должны быть адекватны задачам исследования;
  • Вопросы должны быть сформулированы доступно для респондентов;
  • В ходе опроса необходимо соблюдать социально-психологические основы общения, этические нормы, а также учитывать особенности и компетенции как респондентов, так и интервьюеров;
  • В процессе опроса необходимо пробуждать в респондентах интерес к нему;
  • Необходимо следить за точностью фиксации ответов опрашиваемых;
  • Условия проведения опроса должны быть стандартизированы.

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, — так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Классификация опросов

В рамках прикладной социологии принято выделять следующие виды опроса:

  • Анкетный опрос;
  • Социометрический опрос;
  • Интервью;
  • Экспертный опрос.

Самыми распространенными методами являются интервью и анкетирование.

Также принято классифицировать опросы по степени охвата генеральной совокупности – они делятся на сплошные и выборочные:

  • При сплошном опросе исследователь опрашивает всю совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых должно быть равно числу человек в генеральной совокупности, которая изучается).
  • В случае выборочного опроса число опрашиваемых будет составлять конкретную часть от числа представителей генеральной совокупности. По большей части в разных социологических исследованиях используют именно выборочный опрос.

Также опросы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • В зависимости от процедуры принято выделять индивидуальный опрос, который обращен к одному лицу, и групповой, который будет обращен к группе лиц;
  • В зависимости от формы проведения опросы бывают устные и письменные. При устном опросе высказывания респондента регистрируются исследователем. При письменном опросе респонденты сами фиксируют ответы на вопросы. Устный вид опроса будет характерен для интервью, а письменный – для анкетирования;
  • В зависимости от характера взаимодействия интервьюера и респондента бывают очные и заочные опросы. При очном опросе происходит непосредственный контакт респондента и исследователя, при заочном данного контакта нет;
  • В зависимости от степени стандартизации процедур бывают стандартизированные и нестандартизированные опросы. К стандартизированным опросам относятся те, которые проводятся в соответствии с заранее подготовленным планом. К нестандартизированным относят свободное интервью, когда запланирована только тема, и дается лишь общее направление беседы.
Читайте также:  Комплекс способов правового регулирования труда это

При проведении опроса исследователь должен учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации будет зависеть от большого количества причин, к которым относятся сфера явлений и событий, о которой спрашивает исследователь.

Польский социолог З. Гостковский объединил всю совокупность явлений, которые исследуются методом опроса, в пять групп, классифицируя их по принципу степени достоверности получаемой информации:

  • Уровень информированности опрашиваемых по разным проблемам, которые исследуются в опросе. В данном случае принято использовать вопросы экзаменационного типа или тесты. Принято считать, что данные такого рода будут достоверны, если выявление информированности не приводит к неприятностям для респондентов и не нарушает их социопсихологический комфорт – т.е. данные не должны касаться профессиональной репутации, самооценки или личного престижа.
  • Сведения о дате и месте рождения, количестве детей, месте работы, времени окончания учебных заведений, пользовании разными видами транспорта и др. В случае ответов на соответствующие вопросы будут возможны случайные ошибки, которые не нарушают достоверности данных о совокупности выборки в целом. Систематические встречающиеся ошибки будут зависеть от особенностей памяти опрашиваемых, от того, насколько они понимают смысл вопросов и насколько влияют на них соображения престижности.
  • Предпочтения и оценки опрашиваемых относительно разных видов поведения, предметов потребления. Данные предпочтения изучают в опросах, которые посвящены конъюнктуре спроса и предпочтениям в досуговой сфере. Цель таких опросов – обозначить рыночный, потребительский прогноз поведения людей.
  • Идейные убеждения, жизненные ценности, приоритеты государственной политики. Данные, которые получают при данных опросах, будут зависеть от действия множества факторов: давления стереотипов, абстрактных формулировок вопросов, низкой информированности респондентов в проблеме исследования и т.д.
  • Явления, о которых проблематично получить достоверные сведения – например, о незаконных доходах, уклонении от уплаты налогов, алкоголизме, наркомании, проституции, хищении на производстве, взяточничестве, коррупции и т.д. данные явления осуждаются обществом, и оно ищет методы борьбы с ними, в связи с этим полученная при данном виде опроса информация будет требовать контроль и сопоставление с другими данными. В некоторых случаях проведение массовых опросов на данные темы будет нецелесообразным, т.к. невозможно получить достоверные сведения.

Источник

Методы опроса: анкетирование, интервьюирование

Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Виды интервью

Существуют следующие виды интервью:

  1. Стандартизованное – это интервью, проводимое строго по опроснику без отклонений в формулировке вопросов и без дополнительных разъяснений по каждому вопросу. Стандартизованное интервью по сути не отличается от зачитываемой вслух анкеты. Преимуществами стандартизованного интервью являются сопоставимость и сравнимость полученных в ходе интервьюирования результатов, низкое количество ошибок. Этот вид интервью не требует специальной подготовки интервьюера и позволяет опросить большое количество людей. К недостаткам стандартизованного интервью относится возможность недопонимания вопросов, содержащихся в интервью.
  2. Нестандартизованное интервью так же имеет план, но по форме проведения напоминает свободную беседу. Этот вид интервью включает вариативность в формулировках, уточнения, разъяснения и подробные ответы респондентов. К преимуществам нестандартизованного интервью можно отнести большее понимание вопросов респондентом и взаимопонимание между интервьюером и респондентом. Получаемая информация отличается глубиной и содержательностью. Отрицательные стороны данного метода – это трудоемкость в обработке, трудности сравнения ответов различных респондентов и, как следствие, малый объем выборки респондентов.
  3. Полустандартизованное интервью занимает промежуточное положение между первым и вторым видами интервью. Часть такого интервью носит стандартизованный характер, часть – нестандартизованный.
Читайте также:  Являются ли размеры малых частиц измеренные таким способом абсолютно точными почему

Различают также индивидуальное и групповое интервью.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Значение методов опроса

Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Источник

Оцените статью
Разные способы