- Постановка звука «р»: с чего начать
- Причины некорректного произношения
- Этап 1: подготовка к коррекционной работе
- Этап 2: постановка звука «р»
- Этап 3: автоматизация вибранта
- Этап 4: введение вибранта в речь
- Составление коррекционной программы
- Техника «Подражание» для простых случаев
- Гимнастика для губ
- Гимнастика для языка
- «Блины»
- «Чьи зубки чище?»
- «Кошка»
- «Маляр»
- «Качели»
- «Лошадка»
- «Грибок»
- «Пулемет»
- «Гул самолета»
- Три способа постановки
- Домашние коррекционные занятия
- От звука «д»
- Способ постановки от звука «ж»
- Метод постановки от звука «с»
- Введение вибранта в речь
- Почему занятия не помогают?
- Выводы
- Способ чтобы выговорить р
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Что мешает произнести букву «р» правильно
- Короткая подъязычная связка
- Проблемы с фонематическим слухом
- Неправильное речевое дыхание
- Прикус
- Как ребенок может коверкать «Р»
- Какие упражнения можно делать дома
- Упражнения для подъязычной связки
- Упражнения для развития подвижности кончика языка
- Постановка Р
- Занятия для артикуляции
- Качели
- Кукушка
- Маляр
- Лошадка
- Угощение
- Котёнок
- Гармошка
- Молоточек
- Как поставить звук Р
- Барабан
- Жужжалка
- Змейка
- Индюк
- Комарик
- Моторчик
- Как закрепить полученный результат
- Когда нужно обращаться к логопеду
- Способы постановки звука
- Подражание
- Упражнения от «Ж»
- Упражнения от «С»
- Постановка от «З»
- Произношение Р на вдохе
- Механический метод
- Как поставить мягкий звук «Рььь»
- Автоматизация Р
- Постановка «Р» по Хватцеву
- Способ по Левиной
- Метод Богомоловой
- Как проводить логопедическую разминку
- Правильный звук Р
Постановка звука «р»: с чего начать
Время чтения — 17 минут
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.
В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.
Причины некорректного произношения
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
- Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
- Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
- Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.
От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.
Этап 1: подготовка к коррекционной работе
Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.
На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.
Этап 2: постановка звука «р»
Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.
Этап 3: автоматизация вибранта
Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.
Этап 4: введение вибранта в речь
Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.
Составление коррекционной программы
Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.
Техника «Подражание» для простых случаев
Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.
Гимнастика для губ
В комплекс входит 3 упражнения:
- «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
- «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
- «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.
Затем улыбается, обнажая зубы.
Гимнастика для языка
Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.
«Блины»
Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.
«Чьи зубки чище?»
Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.
«Кошка»
Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.
«Маляр»
Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.
«Качели»
Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.
«Лошадка»
Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.
«Грибок»
Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.
«Пулемет»
Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».
«Гул самолета»
Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.
Три способа постановки
У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.
- Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
- Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
- Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.
В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.
Домашние коррекционные занятия
С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.
От звука «д»
Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!
Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».
Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.
Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.
Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.
Способ постановки от звука «ж»
Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.
Метод постановки от звука «с»
Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.
Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».
Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.
Введение вибранта в речь
При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:
- сначала малыш проговаривает его в слогах;
- затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
- подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.
Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.
Почему занятия не помогают?
По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?
Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!
Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть
растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.
В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.
В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.
В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.
Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.
Выводы
Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.
Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.
В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.
Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Источник
Способ чтобы выговорить р
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Плохое выговаривание буквы Р называется картавостью, встречается у детей подобное явление часто.
Статья:
Плохое выговаривание буквы Р называется картавостью, встречается у детей подобное явление часто. Есть ряд причин почему это происходит. Существуют различные методики, как научить ребенка говорить букву Р, в статье предложены те, которые легко можно использовать в домашних условиях.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.
Короткая подъязычная связка
Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.
Проблемы с фонематическим слухом
Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.
Прикус
Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.
Как ребенок может коверкать «Р»
Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:
- Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
- Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
- Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
- Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
- Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
- Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
- Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.
Какие упражнения можно делать дома
Упражнения должны быть направлены на причину, почему ребенок не может выговаривать этот звук Р.
Упражнения для подъязычной связки
Это упражнение улучшает эластичность языковой мышцы, развивает его подвижность. Состоит упражнение в следующем:
- кончиком стараться дотянуться до своего носа;
- язык крепко прижимается к нёбу и проводится в сторону горла, насколько это возможно;
- открыть рот, высунутый язык максимально выгнуть вверх;
- проводиться по внутренней стороне зубов в разные стороны;
- сворачивается лопатой и высовывается наружу.
Упражнения для развития подвижности кончика языка
Звук Р появляется только при вибарции кончика. Чтобы развить это, существуют специальные упражнения:
- покусывать кончик;
- прижатым к нёбу языком щелкать;
- высунутый язык прижимается к губе и выдыхвется воздух, тем самым создается вибрация на его кончике;
- открытым ртом произнести буквы Д, Т.
- «Д» и «Т».
Постановка Р
Упражнения, направленные на правильное произношение:
- Р произносится в положении языка, в котором проговаривается звуки Д и Т, но с небольшой вибрацией. Для этого язык прижимается плотно к нёбу и выдыхается воздух.
- Произносить «ДРРРР» или «ТРРРР».
- Подключение к звуку гласных, например ДРО, БРО, ВРЕ.
- Произносить слова с сочетанием букв «тр» и «др».
- Закрепление результата скороговорками.
Желательно делать все эти упражнения перед зеркалом и наблюдении взрослого, который должен помогать и подсказывать.
Занятия для артикуляции
Перед началом всех упражнений, нужно провести гимнастику, а только после переходить к самим тренировкам.
Качели
Болтание языком при открытом рте. Нужно дотрагиваться до верхних и нижних зубов. Периодически задерживается на верхних на 10-20 секунд.
Кукушка
Высовывается кончик и дотрагивается верхней губы, а затем заводится за верхние зубы. Рот при этом должен быть широко открыт.
Маляр
Язык проводится по зубам, щекам, небу. Язык является как-бы кистью и нужно покрасить ею ротовую полость изнутри.
Лошадка
Языком делаются цокающие звуки.
Угощение
Язык облизывает по часовой стрелки губы.
Котёнок
Слизать воображаемое угощение с блюдца. Язык не должен быть свернутым.
Гармошка
Нужно поднять язык и закрепить его у нёба. В таком положении закрыть рот.
Молоточек
Широко улыбнуться и кончиком языка постучать по нижним зубам.
Как поставить звук Р
Начинать рекомендуется с постановки других звуков, и только после этого переходить к букве Р.
Барабан
Ударить языком по верхним зубам и одновременно проговариваем букву Д. Темп постепенно ускоряется.
Жужжалка
Произнося Ж, язык медленно оттягиваем в сторону горла. Звук Ж должен перейти в Р.
Змейка
Повторяем букву С и заглатываем язык, касаясь им кончика нёба.
Индюк
Нужно высунуть язык и провести им движения вперед-назад, совершая скользящие движения его кончиком по нёбу.
Комарик
Нужно открыть рот, поднять язык наверх и упереться им в альвеолы, произвести жужжащие звуки.
Моторчик
Под язык помещается палец и совершаются активные движения. Одновременно при этом выполняется упражнение КОМАРИК.
Как закрепить полученный результат
Если ребенок начал проговаривать этот звук, необходимо закрепить это. Чтобы это сделать, существуют некоторые упражнения:
- громко сказать Р несколько раз;
- закрепить через произношения слов и слогов с буквой Р;
- убрать упражнения с «Д»;
- перейти к обратным произношениям, вместо РА-РО, говорить АР-ОР;
- использовать скороговорки.
Эти упражнения закрепят результат и доведут проговаривание буквы Р до автоматизма. На начальных этапах количество Р должно быть большим. Ребенок должен запомнить и привыкнуть к артикуляции этого звука. Р должно плотно зафиксироваться в его речи. Взрослый должен произносить его вместе с малышом, показывая правильное произношение. Затем ребенок должен активно употреблять слова с Р в своей речи.
Когда нужно обращаться к логопеду
Рекомендуется это сделать до школы. Эта проблема может повлиять на учебы и создать сложности с социализацией ребенка с классом. Коррекция и ее длительность определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Исправление в более старшем возрасте потребует больше времени.
Способы постановки звука
Подражание
У детей младше шести лет, часто звук Р появляется вследствие их подражания. Именно поэтому взрослые должны говорить правильно, четко, максимально внятно. Взрослые должны показывать идеальное фонетическое произношение.
Упражнения от «Ж»
Если проговаривание этой буквы не нарушено, тогда при его произношении язык отодвигается пальцем или палочкой внутрь рта. Так буква Ж плавно переходит в Р. Закрепляется это частым повторением, постепенно ребенок выговаривает нужный звук без использования вспомогательного.
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Упражнения от «С»
Ребенок должен тянуть букву, делать вдох и прижать язык к альвеолам. Так проявится Р. Проведя закрепительные упражнения можно добиться полной автоматизации Р в речи.
Постановка от «З»
Произнося «З», ребенок кончиком своего языка легко касается альвеол и одновременно дует на язык. Так будет слышен требуемый «Р» с вибрацией. Этот способ похож на метод с буквой «С» и логопедами он используется редко.
Произношение Р на вдохе
Речь произносится при вдохе, он должен коротким.
Механический метод
Звук Р можно поставить механическим способом. Для этого потребуются специальные логопедические инструменты. Ребенок должен открыть рот и поднять язык к нёбу. Логопед в это время производит постукивающие движения молоточком по альвеолам и вызывает вибрацию языка шпателем. Звук должен быть закреплен сначала при помощи инструментов, затем ребенок привыкает и может обойтись без них.
Вибрация появляется, когда на кончик языка кладут комок плотной бумаги с ниткой. Когда он убирается с поврехности, на язык необходимо сильно дуть. Использовать это нужно аккуратно, не травмируя ребенка.
Как поставить мягкий звук «Рььь»
Ребенок должен открыть рот и протяжно произносит Р. Язык при этом должен переместиться к переднему краю верхних зубов. Можно сочетать это с произношением буквы И. Таким образом получается мягкость произношения
Автоматизация Р
Эффективнее сделать это в форме игры. Необходимо закрепить сочетания Р с другими буквами. Может пригодится не сложный стишок, повторяя который такие слоги оттачиваются и доводятся до полного автоматизма.
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка «Р» по Хватцеву
Эта методика была создана педагогом Михаилом Ефимовичем Хватцевым в 1959 году. Данный метод состоит из нескольких последовательных этапов:
- Составление отдельных словосочетаний, содержащие похожие слова, отличающиеся в одну букву – жалко-жарко, вор-вол и другие.
- Вызывание вибраций на языке механическим способом. Для этого производится стуки по деснам.
- Получение звука «Р» от «Д».
- Доведение проговаривания до автоматизма, проговариваем слогов и слов с этой буквой.
Эта методика активно используется и в настоящее время, хотя появилась она в период СССР.
Способ по Левиной
Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.
- Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
- На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
- Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.
Метод Богомоловой
Анна Богомолова в 1979 г. разработала свой курс постановки Р. Рот ребенка должен быть открыты, расстояния между зубами примерно в два пальца. Язык прижат к нёбу, чтобы максимально возможно растянуть уздечку. Педагог должен сдвинуть край языка, уздечка должна быть при этом свободной. Малыш делает полный вдох и проводит резкий выдох, задействуя при этом свой голос. Так происходит сочетание «ТЖ». Это нужно повторить несколько раз, чтобы закрепить эффект.
Как проводить логопедическую разминку
Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:
- развивает моторику, артикуляцию;
- улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
- развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
- активирует мышцы нёба, языка, глотки;
- ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
- вырабатывается чувство ритма;
- улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.
Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.
Правильный звук Р
Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет. До этого возраста неправильное Р считается нормой. Многие дети начинают выговаривать ее самостоятельно, без усилий логопеда и специальных упражнениях. Есть случаи, когда помощь логопеда может потребоваться раньше. Это нужно если Р уже появилась, но в неправильной форме. Она может быть заменена на Л, В и другие. В норме Р должен произносится при:
- расслабленных губах;
- расстояние между нижней и верхней челюстью не превышает 5мм;
- язык приподнят к деснам верхних зубов;
- язык должен производить вибрацию;
- средняя часть языковой мышцы слегка выгибается;
- задняя часть прижимается к нёбу;
- боковые стороны прижаты к верху;
- голосовые связки соврешают интенсивные колебания.
Только в этом случае произношение может считаться нормальным и правильным.
Источник