Способ что хорошо петь

Как научиться петь. Упражнения в домашних условиях и практические советы

Как научиться петь. Общая информация

Овладение своим голос как музыкальным инструментом – очень сложная задача, требующая огромного количества работы. Тем не менее, существуют упражнения, которые помогут вам понять, как ставится голос, а также специфику вокального исполнения. В данной статье мы расскажем, как научиться петь в домашних условиях, дадим упражнения и объясним особенности этого процесса.

Виды вокала

Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.

Академический

Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.

Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.

Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.

Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.

Народный

Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.

Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.

Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.

Эстрадный

На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.

На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.

Основные принципы

В данном разделе мы подробно расскажем и опишем принципы, по которым вы сможете научиться петь с нуля, не выходя из дома.

Опора дыхания

Первое, что нужно понять для освоения вокального мастерства – это, что дышать вам нужно не ртом, а носом, при этом извлекая звук как бы животом. Сделайте глубокий вдох и попробуйте сделать движение мышцами живота так, чтобы вытолкнуть набранный воздух небольшими порциями. Ощущение, которое создается в области диафрагмы от этого действия и есть опора. Вам нужно научиться контролировать ее и петь с опорой.

Зевок

Зевок – прием, который пришел в эстрадный вокал из академического. Идея состоит в том, чтобы при исполнении вокальных партий широко открывать рот на гласных звуках – особенно когда вам надо протянуть его. Так создается объемное и круглое звучание, не зажатое вашей полостью рта. Делая зевок, вы можете обратить внимание, что некоторые гласные звуки, например «е», трансформируются в «а» из-за того, что вторые более открытые. Это нормально.

Самое сложно здесь – сохранять зевок при взятии звуков более верхних регистров. Сначала вам будет очень хотеться немного закрыть рот, чтобы найти верную ноту без сохранения округлости звука – это нормально, но от этой привычки придется избавиться.

Читайте также:  Способ сбора данных используемый при обработке

Конечно, не всем песням зевок может подходить, однако владение этим аспектом вокала поможет создать приятный, округлый звук там, где это требуется.

Вибрато

Таким термином называют естественные колебания голоса, которые образуются в резонаторах во время пения. Это так же делает звук менее плоским и более объемным. Вибрато нельзя научиться отдельно от всего комплекса вокальных аспектов, и чаще всего оно появляется само собой после правильной постановки голоса и пения на опоре.

Пение звуков

Мы уже вскользь касались этой темы. Речь идет о том, чтобы во время пения исполнять не буквы слов, а их звуки. При постановке опоры и зевка это начнет получаться у вас само собой – и вы обратите внимание на то, что чаще всего вместо привычных букв «е» или «у» у вас будут получаться звуки «а» или «о». Дело в том, что эти звуки имеют более округлую форму, и сами по себе легче контролируются. Конечно, это работает далеко не во всех, особенно эстрадных композициях, но этот прием очень важен при вытягивании нот, а также при взятии звуков высоких регистров.

Упражнения

Упражнение для отработки опоры дыхания

Встаньте и вдохните. После этого напрягите живот и диафрагмой попробуйте как бы вытолкнуть воздух из легких, выкрикивая какой-то звук – например «а» или «о». Вы почувствуете, что на каждый из криков тратите меньше воздуха, несмотря на то, что звучит он громче вашего обычного крика.

Когда вы привыкните к этому ощущению, начните тянуть звуки таким же способом. Ваш живот должен быть напряжен и как бы выдавливать воздух, опираясь на него. Вам нужно приучить себя делать так при каждом вокальном исполнении.

Мычание

Для этого и последующих упражнений вам потребуется инструмент или секвенсор, в котором можно создать последовательность правильно звучащих нот.

Возьмите любую ноту на инструменте и попробуйте ее промычать, попадая в нужный тон. Сначала это будет сложно, однако со временем начнет получаться все лучше и лучше. Выстройте небольшой паттерн, который будете исполнять, и тренируйтесь на нем, стараясь, чтобы переход между нотами был плавным.

После того, как вы сможете нормально исполнять ноты последовательно, попробуйте придумать небольшую мелодию, и подпевать ей.

Гласные

Упражнение похоже на предыдущее, но разница в том, что вам нужно будет не мычать, а петь гласные звуки вслед за мелодией и нотами. Начинайте с медленных партий, где изменение нот редкое и долгое, без резкой смены тесситуры, и постепенно пытайтесь исполнять все более сложные мелодические рисунки.

Скороговорки

Вокал – это так же и про дикцию. Тренируйте ее на скороговорках, особенно обращайте внимание на последние фразы и слоги, которые в привычной речи как бы проглатываются.

Как научиться петь в домашних условиях

Начните играть на инструменте

Разумеется, можно научиться петь, не играя на каком-либо другом инструменте, однако это будет гораздо менее эффективно и сложнее. Именно поэтому очень часто преподаватели по вокалу дают основы игры на пианино.

Самый простой вариант – это начать петь под гитару . Так вы научитесь слышать и слушать музыку и со временем разовьете свой музыкальный слух. Подобное обучение будет намного эффективнее, чем простое пение под минусовку.

Пойте чужие песни

Регулярно пойте под чужую музыку, которая вам хорошо знакома. Вслушивайтесь в то, что вы поете, и пытайтесь попадать в ноты вместе с вокалистом. Самый лучший вариант – любимая композиция, которая хорошо подходит вам по своему диапазону и исполняется певцом того же пола, что и вы. Так вы сможете избежать ситуаций, когда большая часть нот в песне просто не берется вами.

Уже позднее начните брать композиции с более широкими по диапазону вокальными партиями, и постепенно тренируйте свой голос брать нужные ноты. Таким образом, вы потихоньку начнете расширять свой голос.

Записывайте свой голос

В процессе пения под гитару или минусовку очень важно записывать свой голос. Так вы сможете услышать себя со стороны и понять, какие вещи вам даются сложнее, а какие – проще. Для этого подойдет любой микрофон, который может нормально и без артефактов записывать голос.

Читайте также:  Основные способы финансирования бюджетного финансирования

Если вы поете под студийную запись с вокалом – то попробуйте пустить дорожку с вами параллельно с дорожкой трека. Так вы услышите еще лучше, какие проблемы у вас есть и куда развиваться дальше.

Обратитесь к преподавателю

Все эти советы, безусловно, будут работать и принесут плоды, однако, чтобы научиться петь быстро и правильно – лучше всего обратиться к преподавателю. Каждый человек и голос уникален, и с ним требуется уникальная методика работы. Только тот, кто уже знает, как петь, сможет понять, что вам требуется и дать упражнения вместе с песнями и распевками для вокала .

Советы в этой статье помогут вам понять основы и специфику вокального мастерства, но чтобы по-настоящему освоить все тонкости, вам в любом случае потребуется грамотный преподаватель.

Источник

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Читайте также:  Основные способы работы торговых представителей с потребителями

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Оцените статью
Разные способы