«Понятие чтения и техники чтения»
ПОНЯТИЯ «ЧТЕНИЕ», «ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ».
Чтение – как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность влияет на взгляды, сознание, поведение человека. Чтение – это сложный психологический процесс восприятия и понимания письменной речи. С одной стороны, это процесс непосредственного чувственного познания, с другой – процесс опосредованного отражения действительности, включающий в себя высшие психические функции: восприятие, внимание, память и мышление [1, с.229].
Процесс чтения, по мнению Егорова Т.Г., состоит из трех основных моментов: восприятия увиденного и произнесенного, понимание содержания и оценка прочитанного.
Чтение – это процесс, посредством которого письменная речь перекодируется в звуковую речь и понимание прочитанного. Понимание содержания прочитанного вызывает изменения в сознании читателя. Эти изменения могут быть связаны с созданием определенного образа, чувств, желаний, душевных состояний, разнообразие которых зависит от разнообразия личных жизненных переживаний [11, с.59].
Исходя из того, что чтение является одной из разновидностей восприятия, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и А.Н. Соколов описали четыре стадии развития этого процесса. Первый этап связан с предсказанием значения и угадыванием других частей слова, текста. Второй этап предполагает словесное сравнение: выделение графических образов и разделение текста на предложения, словосочетания, слова. Третий этап – создание семантических связей между частями предложения, текста. Четвертый этап – ознакомление читателя с текстом [15, с.88].
Чтение – совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и процесс работы с самим текстом: восприятие, извлечение информации и его осмысление. В широком смысле – процесс получения информации также из любой символической системы.
Чтение не ограничивается связью письменных знаков с соответствующими звуками, оно представляет собой сложный когнитивный процесс, в котором непосредственно участвуют высшие психические функции. Процесс чтения включает в себя как фонетические, так и семантические процессы, то есть понимание прочитанного, а перевод письменной речи в устную зависит от системы письма, существенно различающейся по алфавиту, логографическому и идеографическому письму [47, с.59].
Чтение — как сложное взаимодействие между текстом и читателем, являющееся одним из средств общения, усвоения языка, обмена информацией, мнением, формируется через имеющиеся представления, знания, опыт читателя, взаимодействие читателя с языковым сообществом, с его социальными и культурными показателями. В чтении нет ограничений, нет законов – читателю предоставляется большой выбор для чтения.[45, с.12].
Желание и привычка читать книгу, выбор тем и конкретных книг для чтения, умение их находить библиотечном каталоге, взаимодействие с библиотеками, книжными магазинами и другими источниками литературы, в том числе, и интернет – источниками, степень систематического и последовательного чтения, а также использование специальных методик усвоения прочитанного, общение и обсуждение мнений о прочитанном (изложение, написание рецензий и т.д.) составляют культуру чтения [5, с.13].
Существуют различные направления чтения, которые выбираются читателями исходя из цели чтения (ознакомительное, вводное, справочное и предварительное чтение) и соображений удобства чтения.
Наряду с появлением письма как формы фиксации выраженных в языке смыслов, чтение возникло и как обратная сторона письма, как часть общения, отделенная от ситуации «здесь и сейчас» взаимодействия. Первоначально основными сферами применения чтения были: сфера хозяйственной деятельности (учет и контроль), в которой чтение закрепляло систему властных отношений, сфера религии, где «священные тексты» подразумевали выборочное чтение (в особенное время, специальными лицами) как одну из основных составляющих в культовых практиках, а также сфера литературы, предполагавшая чтение текста в разнообразно ритуальных пространствах [48, с.12].
Большое значение для развития практики и процедур чтения имело появление фонетических систем письма на основе алфавита, которые позволяют читать текст, не зная и не понимая смысла его составляющих, тем самым изменяя систему обучения чтению и расширяя круг читателей, которые овладели хотя бы элементарной грамотностью [6, с.14].
Т.Г. Егоров в «Очерках о психологии обучения детей чтению» (1953) рассматривал чтение как, состоящих из трех, взаимосвязанных между собой, видов деятельности:
¾ восприятие зрительных знаков,
¾ озвучивание (произнесение) того, что они обозначают,
¾ понимание того, что читают [11, с.59].
Как говорилось ранее, чтение – это набор навыков и умений. Это, прежде всего, умение правильно читать слова, читать выразительно, учитывая знаки препинания, понимание смысла текста, не забывая при этом о темпе чтения.
Умение читать можно представить в общих чертах по следующей схеме:
Рисунок 1.1 – Компоненты техники чтения
Каждый из компонентов, составляющих техники чтения, сначала формируется, отрабатывается как навык и через упражнения постепенно поднимается до уровня навыка, то есть выполняется без напряжения, автоматически [4, с.289].
В целом, чтение состоит из двух сторон – семантической, которая обеспечивается процессом понимания прочитанного, и технической, подчиненной первой и служащей ей.
Рисунок 1.2 – Стороны развития навыка чтения
Ведущее место в этом комплексе занимает семантическая сторона, то есть осознание, понимание прочитанного текста. Сематическая сторона чтения – это совокупное понимание читателем:
1) значения слов, используемых в буквальном и переносном смысле;
2) содержание каждого предложения;
3) содержание и значение отдельных частей текста (параграфы, главы);
4) основное значение всего содержания текста [8, с.53].
Цель осмысленного чтения – как можно точнее и полнее передать содержание текста, объяснить все детали и анализировать полученную информацию. Это вдумчивое чтение и проникновение в содержание путем анализа текста. При вдумчивом чтении, воображение читателя создает образы, с которыми он может активно взаимодействовать. Человек строит отношения между собой, текстом и окружающим миром. При осмысленном чтении развивается устная речь, которая способствует развитию письменной речи[18, с.133].
Осмысленное чтение позволяет осуществлять познавательную деятельность. Ведь для того, чтобы чтение было осмысленным читателю необходимо понимать содержание читаемого, окунуться в это содержание и построить свою систему образов.
Осмысленное чтение отличается от любого другого чтения (например, «чтение» или «поиск информации») тем, что при осмысленном чтении происходит определение ценностей, идей произведения через анализ прочитанного [50, с.13].
Оценивая глубину и степень усвоения текста, преподаватель проверяет понимание содержания текста (настройки, символов, диалогов, значений слов и т. д.) и сообщения произведения (то, что хотел сказать автор).
Для развития навыков осмысленного чтения существует множество способов организации познавательной деятельности: обсуждение, дискуссия, проблемно-ориентированный поиск, моделирование, рисование [19, с.20].
Техническая сторона чтения включает в себя все остальные составляющие техники чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения.
Техника чтения – это автоматизированное умение воспринимать, озвучивать печатный текст, понимать его идею и художественное содержание и выражение своего отношения к прочитанному.
Каждая из составляющих, составляющих всю технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим эти компоненты техники чтения.
Способ чтения является важной составляющей техники чтения, которая влияет на другие его стороны.
Рисунок 1.3 – Способы чтения
Определяют такие способы чтения как: слог, слог + целое слово, целое слово[51 c .2].
Основными показателями техники чтения являются его четыре качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
¾ правильность – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного;
¾ беглость чтения – скорость чтения, определяющая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством прочитанных печатных символов за единицу времени (обычно это количество слов в минуту);
¾ осознанность – понимание авторского замысла, понимание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, понимание собственного отношения к прочитанному;
¾ выразительность – умение посредством устной речи донести до зрителя основную идею произведения и собственное отношение к нему [7, с.102].
Все качества чтения взаимосвязаны и требуют одновременной работы над их формированием и развитием:
¾ для понимания смысла читаемого, важно правильное звучание графических знаков (букв);
¾ важно понимание каждого слова в предложении;
¾ для понимания всего текста важно понимание каждого предложения текста, связи предложений между собой;
¾ для понимания общего смысл читаемого важно правильное чтение слов, предложений;
¾ правильное прочтение, демонстрирующее понимание текста составляет выразительность чтения[10, с.34].
Правильность чтения выражается в том, что при чтении, допускаются:
е) повторяющиеся буквы (звуки), слоги, слова;
ж) неправильные ударения в словах;
з) ошибки в окончании.
Выразительное чтение выражается в умении правильно использовать паузы, делать логический акцент, находить и применить нужную интонацию, читать громко и понятно.
При оценке уровня владения элементарными навыками чтения желательно проверить всю технику чтения и каждую его составляющую. Неправильно и неполноценно оценивать навык чтения учащегося, основываясь только на одном аспекте навыка (чаще всего измеряемом скоростью чтения) [12, с.188].
Беглость чтения (темп, скорость) – это сколько слов можно прочитать за минуту времени. Для учащихся школы даны требования к скорости чтения. Ориентировочный темп для выпускника начальной школы составляет 100 – 120 слов в минуту.
Таким образом, мы определили, что чтение представляет собой сложный познавательный процесс, который требует нормативного взаимодействия всех анализаторов. Чтение – это автоматизированное умение воспринимать, озвучивать печатный текст, понимать его идею и художественное содержание и выражение своего отношения к прочитанному.
Чтение состоит из двух сторон – семантической, которая обеспечивается процессом понимания прочитанного, и технической, подчиненной первой и служащей ей.
Основные компоненты техники чтения: способ чтения, правильность, беглость и выразительность.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
- Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
- Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
- Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями.
- Послоговое чтение.
- Становление синтетических приемов чтения.
- Синтетическое чтение.
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Особенности формирования навыков чтения
Существует 4 основных качества навыка чтения:
- Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
- Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
- Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
- Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.
Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.
Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
- Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
- Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
- Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
- Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
- Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
- Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
- Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
- Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
- Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
- Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
- Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
- Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Источник