- Способ чтения птичий базар что такое
- Как улучшить технику чтения у школьника?
- Приемы формирования беглости чтения по ФГОС:
- Жужжащее чтение или птичий базар
- Чтение за лидером или ЭХО
- Чтение за учителем всеми учащимися
- Чтение скороговорок
- Чтение наоборот
- Чтение вверх ногами
- Игра в прятки
- Мнимое слово
- Половинки
- Потеряшки
- Виды речевой разминки на уроках литературного чтения
- I. Скороговорка
- Стихотворение
- Загадка
- Считалка
Способ чтения птичий базар что такое
Принимая во внимание, что у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, которые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, аналитически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.
В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени. По команде учителя дети читают отрывок, предназначенный для курсорного чтения, способом, который получил в методике название «жужжащего» чтения. Это не чтение про себя, когда очень трудно контролировать, читает ли ученик. «Жужжащее» чтение (его еще называют чтение «птичьим базаром») предполагает, что каждый школьник читает тихо, но вслух. По истечении минуты школьники подсчитывают количество прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми результатами. Данный прием можно использовать в процессе «разминки» на специальных текстах или на некоторых абзацах текста основного произведения, являющегося темой урока. Следует только заметить, что введение замера скорости чтения, даже как тренировочного упражнения, требует в условиях специальной (коррекционной) школы предельной осторожности, чтобы не вызывать у детей негативной реакции, нарастания возбуждения и срывов.
Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.
Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у умственно отсталых детей любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.
Источник
Как улучшить технику чтения у школьника?
Чтение – это навык, который нужно систематически тренировать с помощью упорных ежедневных тренировок. Ничего не дается просто так! Важно читать ежедневно!
120 слов в минуту не предел, можно читать и в 2, и в 3 раза больше. Но это уже скорочтение, которому нужно обучаться.
Существует большое количество упражнений для улучшения показателей техники чтения. Здесь все зависит от желания и терпения самого ребенка и родителей. Развитие мотивации к чтению тоже имеет немаловажное значение.
Приемы формирования беглости чтения по ФГОС:
Главное условие всех упражнений для повышения техники чтения – чтение вслух!
Жужжащее чтение или птичий базар
Жужжащее чтение
Чтение всеми учениками вполголоса в течение 5 минут нового текста в меру сил каждого. Такой прием желательно использовать в 1-2 классе для отработки навыка чтения.
Чтение за лидером или ЭХО
Чтение за лидером
Лидер читает чуть замедленным темпом, слабый ученик читает за ним. Такое прием эффективно использовать на первых порах обучения грамоте, при отработке навыка чтения.
Чтение за учителем всеми учащимися
Чтение за учителем очень нравится учащимся. Ведь они успевают за самим УЧИТЕЛЕМ! А это значит — достижение.
Чтение учащимися за учителем
Чтение скороговорок
Читать скороговорки можно с разной скоростью и интонацией. Интонация — это совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшим из которых является логическое ударение, паузы, темп и ритм речи, повышение и понижение голоса.
Условия владения выразительной речью:
— умение распределить свое дыхание в процессе речи;
— овладение навыками правильной артикуляции каждого звука, четкой дикции;
— владение нормами литературного произношения.
Чтение скороговорок
Чтение наоборот
Чтение справа налево
Чтение текста справа налево, уточним именно по слову справа на лево. Причем переворачивать слова не нужно. Нельзя читать: кошка, как кашко. Такой способ тренирует ребенка в слиянии букв, слов, текста в целом.
Чтение вверх ногами
Чтение вверх ногами
Дети с интересом будут читать текст в перевернутой книге. Такое чтение способствует умению ориентироваться в тексте, развивает скорочтение, заставляет работать мозг, чтобы сформировать эталон букв.
Игра в прятки
Ведущий начинает читать не с начала, а с любого места в тексте, называя только страницу.
Найти начало текста
Остальные дети должны найти начало прочитанного текста и подстроиться под читающего. Данный прием отрабатывает беглость чтения.
Мнимое слово
Учитель в ходе чтения произносит заведомо неправильно слово. Задача детей прервать учителя и прочитать слово с исправлением.
Учитель произносит слово с ошибкой
В данном задании есть стимул учащихся – исправление самого учителя! Такой прием нацелен на отработку правильности чтения.
Половинки
Необходимо прикрыть половину строки непрозрачной линейкой, оставив верхнюю или нижнюю часть слов. Задача ребенка: прочитать текст, восстановив целостность.
Прикрыть половину строки непрозрачной линейкой
Или приготовленные карточки со словами разрезать вдоль со словами на 2 половинки. Задача ребенка остается прежней.
Потеряшки
Напишите на доске или распечатайте на карточках:
— фразы, в которых нет окончаний. Например, Дятел долб… дерево.
— фразы, в которых нужно договорить слово или несколько. Например, ек-ек-ек — ….. (Маша села на пенек)
Карточки с фразами
Упражняясь в повышении беглости, не забывайте проверять технику чтения самостоятельно с целью отследить результат.
Источник
Виды речевой разминки на уроках литературного чтения
I. Скороговорка
Упражнение
Сели правильно красиво. Улыбнулись. Вдохнули — выдохнули (3-4 раза),
Упражнение «Скороговорка»
Прочитайте про себя. Что это? (скороговорка).
— Прочитайте вслух, не спеша. Прохлопайте ритм (1-2 раза).
— Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.
— Прочитайте тихо, шепотом.
Представьте, что вы – серебряные колокольчики. Прочитайте будто звенят серебряные колокольчики (высоким, громким голосом). Индивидуальное чтение.
— Из скольких предложений состоит скороговорка?
— Предложение одно, но в нем целая картина, красивая, поэтичная.
— Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель. Прочитаем вместе.
— О каком времени суток говорится? Как узнали? (утром).
— Какое время года? Зима? (Лето, росинки).
— Это раннее летнее утро. Почему раннее?
(Росинки сверкают: солнце только восходит, еще не жарко).
— Что же поразило автора в это утро?
(Осинка с блестящими капельками росы).
— Что напомнили капельки росы автору скороговорки? (Перламутр — ценное вещество с блестящей переливчатой окраской).
— Если бы вы были художниками, какую картинку вы нарисовали бы? (Описание картинок 1-2 учениками).
— Чем нарисовал свою картинку автор скороговорки: красками? карандашами? фломастерами? (словами).
— Назовите слова, которые помогли нарисовать картинку.
Прочитайте, выделяя голосами подчеркнутые слова: удивляясь и восхищаясь.
Упражнение «Кто дольше?»
Вдохнули — на выдохе произносим звук [л].
Упражнение «Скороговорка»
— Какие звуки повторяются? Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.
— Прочитаем под счет, прохлопывая ритм.
— Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.
Прочитаем, выделяя голосом подчеркнутые слова:
Учитель: «У ёлки иголки остры и колки?»
Ученики: «У ёлки иголки остры и колки».
Девочки: «У ёлки иголки остры и колки?»
Мальчики «У ёлки иголки остры и колки».
Мальчики: «У ёлки иголки остры и колки?»
Девочки: «У ёлки иголки остры и колки».
Все: «У ёлки иголки остры и колки!» (Сначала грустно, потом радостно).
— О каких иголках говорится вы скороговорке. (О листьях ёлки).
— Какие ещё иголки вы знаете? (Колючки у ежика — инструмент для шитья).
— Сколько значений у слова «иголки»? (У)
— Чем похожи все эти иголки?
Упражнение «Прихлопни комарика»
— Соединяем руки на звук [з].
Упражнение
Произнесите та, то, игу, ши, ше:
а) в средней тональности;
б) повышая голос;
в) понижая голос;
г) громким шепотом.
Упражнение «Скороговорка»
б) вслух громко, прохлопывая ритм;
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;
г) постепенно увеличивая темп;
д) кто быстрее прочитает?
Упражнение «Брось мяч»
(Упражнение выполняется стоя: Вдохнули — на выдохе присели — вдохнули — «взяли» мяч — вдохнули — встали — на выдохе резко «бросаем» мяч).
Упражнение «Скороговорка»
Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать,
все правильно и внятно, /
чтоб было / всем понятно. //
— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.
О чем скороговорка? Какие слова надо выделитъ? Это должны быть самье главные слова.
(Расстановка логических ударений ).
- Прочитать в разговорном темпе, выделяя слова
- Прочитать в ускоренном темпе, выделяя слова.
Упражнение «Понюхали цветы»
(Представьте, что вы гуляете по саду и видите цветок необыкновенной красоты, «Понюхайте» его).
Упражнение «Скороговорка»
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Прочитайте, что написано на доске?
— Какие звуки повторяются в скороговорке?
— Читаем хором скороговорку тихо, громче, очень громко.
— Начнем читать скороговорку медленно и постепенно будем увеличивать темп.
— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему?
Стихотворение
Упражнение «Шар спустился»
Вдохнули, надуем щеки, руки развели в стороны на выдохе соединяем руки, произносим звук [ш]. (При повторном выполнении упражнения произносим звук [с]).
Упражнение «Волнушки»
На лесной опушке
Выросли волнушки,
Оглянулись и сказали:
— Здравствуйте!
А вы нас ждали?
(Л.Тетивкин)
— Что такое волнушки? Почему их так называют?
— Прочитайте вслух, не спеша прохлопайте ритм.
— Прочитайте, делая остановки в конце каждой стихотворной строчки.
— Прочитайте, выделяя голосом слова.
— Прочитайте последнее предложение, повышая голос к концу.
Прочитайте «с дирижированием»: первые три строчки — соло, последние — хором.
Упражнение «Подуй на листочек»
— (Представьте, что у вас на ладошке лежит желтый березовый листочек. Выдохните, вдохните, задержите дыхание (2 секунды), плавно подуйте на листочек так, чтобы он летел далеко-далеко).
Упражнение
Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурщ, Шуршиха и Щуршонок
Папа, мама и ребенок.
В.Галяховский
— Какие слова вьдумал автор стихотворения?
— Как нужно произнести эти слова?
— Что мы должны себе представить?
— Какой звук мы выделим?
— Читаем хором стихотворение (2-3 раза), выделяя голосом нужные слова.
Упражнение «Позови собаку»
— Собака Шарик убежала, её надо вернуть домой. Звать будем три раза: один — с далекого расстояния, затем с более близкого и совсем рядом (три раза произносим «Шарик» на одном вьщохе).
Упражнение №2
Прочитайте «птичьим базаром» стихотворение, написанное на доске.
Пусть в чаще свирепые хищники воют.
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Б.Заходер
— Кого автор называет «мордочка, хвост и четыре ноги»?
— А как вы догадались, ведь у многих животных есть мордочка, хвост и четыре ноги?
— Читаем хором стихотворение, выделяя голосом нужные слова, делая остановки (паузы).
— Чтение с дирижированием.
Упражнение «Ёжик пыхтит»
(На выдохе изображаем пыхтение недовольного ежика, затем веселого ёжика).
Упражнение
— Прочитайте веселое стихотворение Ю.В.Берестова «птичьим базаром».
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко.
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, — грозится ёж,
— Если снимка не пришлешь!»
В.Берестов.
— Давайте прочитаем стихотворение по ролям. Слова автора читаем хором. За зайца, мышь и ежа читают солисты. (Коллективное обсуждение интонации).
— Найдите многозначное слово в тексте стихотворения. Каковы его значения?
Упражнение «В ритме вальса»
(На выдохе дети произносят «раз-два-три» четыре раза, постепенно увеличивая силу голоса и предавая ритм руками).
Упражнение №2
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
Бобер в бору затеял бал,
Польку бабочки танцуют.
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
А.Пудваль
— Представьте, что вы артист. Подумайте, что нужно передать слушателям при чтении первых двух строк? (Торжественное, праздничное настроение).
— А при чтении третьей строки? (Как весело играют белочки),
— А четвертой? (Ритм танца бабочек),
— А пятой и шестой? (Танец тихого барсучка, которому тоже весело).
Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения.
Загадка
Упражнение «Подуем на пушинки»
Глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели как можно дальше. Повторяем несколько раз.
Упражнение
— Когда мы удивляемся? (Когда видим что-то необычное).
— Когда мы восхищаемся? (Когда видим что-то очень красивое).
Сейчас мы прочтем стихотворение, в котором автор удивляется и восхищается, и о чем-то нас спрашивает. (Выразительное чтение загадки учителя).
На доске:
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый —
Кружевной и синий-синий!
— Что мы прочитали? (Загадку).
— Что это? (Небо). Как вы узнали?
Подготовка к выразительному чтению:
— О чем автор спрашивает? Что ему неизвестно? Спросите.
— Чему он удивляется? Зачитайте.
— Чем восхищается? Прочитайте.
(Расстановка пауз и логических ударении, выразительное чтение).
— Как называется небо в загадке? В каком значении употреблено слово «потолок»?
— Как вы это понимаете?
Какое еще слово употреблено в переносном смысле? (Кружевной). Когда небо похоже на кружева?
Упражнение «Паровоз»
Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнупи, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса — к концу затихаем.
Упражнение
Паровоз без колес.
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
— Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
— Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
— Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выражаем удивление.
— Как мы прочитаем вторую строчку? (С восхищением). Прочитайте.
— Как мы прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном). Прочитайте.
— И четвертую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.
— Прочитайте всю загадку хором, а затем с «дирижированием» (вторую строчку хором, остальное соло).
— Кто лучше прочитает
Считалка
Упражнение «Бросаем звуки»
— Представьте, что мы бросаем правой рукой звук [с], который звучит глухо. Произносим [з]-[с], [з]-[с] и т.д.
— А теперь двумя руками кидаем громкий звук [а], а ловим тихий звук [о].
Произносим; [а]-[с], [а]-[с] и т.д.
Упражнение
Прослушайте, что я вам прочитаю:
Чжи-чики, чики-чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где ты спрятался сверчок?
Поищи и ты дружок!
— Что я прочитала? (Считалку).
— Как нужно читать считалки? Каким тоном их следует произносить? (Веселым: озорным). Быстро или неторопливо? (Неторопливо, отчетливо, произнося слова, при этом словом или даже его частью как бы указывая на одного человека). Громко или тихо? (Громко).
— Знаете ли вы считалки? Приготовьтесь прочитать свои считалки.
Соблюдайте требования к их чтению.
Упражнение «Подуй на кораблик»
— Представьте, что кораблик находится рядом с берегом. Мы должны оттолкнуть его как можно дальше. Вздохнули — на выдохе дуем. Повторяем три раза
Упражнение «Считалка»
Жили-были я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли.
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
— Прочитайте «птичьим базаром». Что это?
— Для чего нужны считалки? Когда, в какой ситуации вы ими пользуетесь? (Они помогают организовать игру, найти ведущего. Последнее слово в считалке указывает на ведущего).
Похожи ли считалки на стихотворения? Чем? (Строчки в них рифмуются).
— Прочитайте эту считалку громко и найдите в ней рифмующиеся слова.
Упражнение «Наседка»
— Представьте себя в роли Наседки. Вздохнули, на выдохе позовем цыплят: «Ко-ко-ко-ко. ».
Упражнение №2
Прошагайте слоги: да, до, ду, де, да —
а) в средней тональности;
б) как будто Курица кудахчет;
в) как будто Цыпленок пищит.
Упражнение «Считалка»
Тринцы-бринцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
— Прочитайте. Что это? (Считалка).
— Найдите в это считалке рифмующиеся слова, расставьте паузы.
— Прочитайте прохлопывая ритм.
— Найдете в этой считалке слова, которые не имеют конкретного лексического значения? Прочитайте их. Что напоминают эти слова по своему звучанию. (Звон бубенцов).
Это специальные так называемые звукоподражательные слова. Зачем они употребляются в считалке? (Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей).
Источник