- Способ человеческой деятельности что это
- Обществознание. 10 класс
- Что такое деятельность — виды, структура и сферы деятельности человека
- Определение деятельности — что это
- Виды деятельности людей
- Структура деятельности человека
- Потребности человека
- Мотив деятельности человека
- Средства достижения цели
- Действие
- Результат деятельности
- Комментарии и отзывы (5)
Способ человеческой деятельности что это
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характерсамообразования.
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Источник
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 9. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Деятельность человека – способ существования людей.
- Понятие и структура человеческой деятельности.
- Мотивация деятельности, потребности и интересы.
- Классификация видов человеческой деятельности.
- Учение как вид человеческой деятельности.
Глоссарий по теме
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.
Объект — то, на что направлена эта деятельность.
Мотив — побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).
Средства — методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.
Процесс — действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Социальные потребности — потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.
Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека — самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.
Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
- Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
- Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
- Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
- Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
- Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
- Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
- Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Учение — деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.
Труд — вид деятельности, дающий практически полезный результат.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
2. Вставьте пропущенные слова:
Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.
Правильный вариант: орудия; результата.
Источник
Что такое деятельность — виды, структура и сферы деятельности человека
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек разумный не может существовать вне деятельности. Благодаря ей происходит формирование и становление личности, распознавание своих потребностей и их удовлетворение.
Такая активность способствует развитию и совершенствованию всего человечества. Что такое деятельность, из чего состоит и какие ее виды существуют, вы узнаете из этой статьи.
Определение деятельности — что это
Синонимами слова «деятельность» являются такие слова, как: труд, действие, дело, работа, то есть представляет собой любой вид активности, имеющей смысл и потому осознанной.
Это процесс, в котором всегда взаимодействуют две стороны: субъект и объект. Первым называют того, кто собственно что-то делает (еще он зовется деятелем). Объект, в свою очередь, это то, на что направлены действия субъекта с определенной целью.
В философии этот термин представляет собой духовную форму: ведь чтобы что-то делать, нам требуется воля (что это?), которая и есть одна из составляющих духа. Воля же отталкивается от ценностей, к достижению которых человек стремится с помощью действий.
Если вы любите красоту, то творите искусство, хотите истинных знаний – идете в науку, пользу для общества нам несет экономическая деятельность, а ищущие справедливости продвигают мораль (что это?).
Для более глубокого понимания термина, необходимо знать:
- деятельность – это то, что преобразовывает окружающий мир. Если животные просто приспосабливаются практически к любым условиям, то человек стремится улучшить среду, в которой находится;
- деятельность всегда связана с творчеством, так как только выходя за рамки известного и привычного, мы способны создавать что-то новое.
» alt=»»>
Чуть выше приведен ролик, где подробно разбирается вопрос деятельности человека в рамках школьной программы по обществознанию. Очень доходчивый и короткий рассказ. Очень рекомендую послушать.
Виды деятельности людей
Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.
- Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на:
- Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
- Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
- Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.
К ее подвидам относятся:
- Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
- Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.
- Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).
Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).
Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.
- Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.
Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.
Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.
Структура деятельности человека
Структура представляет собой несколько элементов, следующих друг за другом в определенном порядке.
Эта цепочка выглядит так: потребность → мотив → цель → средства → действия → результат.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Потребности человека
Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.
Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.
Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.
Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).
Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.
- Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
- Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
- Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
- Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
- Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).
Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).
Мотив деятельности человека
После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: традиции (что это такое?), убеждения, установки, интересы и так далее.
Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве (иметь семью, быть ее членом) становится мотивом ее деятельности.
Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.
Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.
Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.
Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.
Средства достижения цели
Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.
Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными. Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.
Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных. Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.
Действие
Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.
Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.
Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий:
- целерациональные – стремящиеся к достижению разумной цели (подготовка речи перед выступлением);
- ценностно-рациональные – ориентированные на морально-нравственные ценности (отказ солдата выдавать военные секреты своей страны);
- аффективные – действия, совершенные под влиянием чувств и эмоций (человек в ярости может что-нибудь разбить);
- традиционные – привычные действия, ритуалы, обычаи (кидание свадебного букета в толпу подружек невесты, салют на Новый год);
Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.
Результат деятельности
Результат – это итоговая ситуация, где изначально осознанная потребность удовлетворена.
Вы хотели сделать ремонт: накопили денег, купили материалы, выполнили задуманное и теперь наслаждаетесь новыми обоями и обстановкой.
Но может случиться и так, что потребность остается неудовлетворенной либо удовлетворенной частично.
В таком случае необходимо пересмотреть всю цепочку деятельности с самого начала:
- возможно, потребность была осознанна не до конца или была псевдопотребностью (вам казалось, что она ваша личная, а на самом деле это влияние кого-то из близких);
- возможно, что мотив был сформирован не совсем верно (хотели что-то кому-то доказать, но такие стремления не приносят настоящего счастья);
- цель также может быть выстроена нечетко (хотели мужа непременно с усами, а он без усов);
- несоизмеримые с целью средства тоже мешают достичь нужного результата (читайте в пункте Средства);
- либо на результат повлияли неправильные действия (надо было красить вдоль, а вы делали это поперек, что испортило конечный результат).
» alt=»»>
В заключение, еще раз повторим, что деятельность не существует без человека и человек без деятельности.
Наши далекие предки стали разумными именно в тот момент, когда взяли в руки палку и стали с ее помощью что-то делать. Палка обрела свое применение, человек нашел в ней смысл и начался долгий процесс эволюции, длящийся по сей день.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
К сожалению, всё что делает человек, направлено лишь на удовлетворение его же собственных потребностей, а их у человека очень много. Да, мы создаём мир вокруг себя, но при этом мы не заботимся об окружающей среде, своей деятельностью мы превращаем нашу планету в одну большую свалку.
Вся беда в том, что человек стал совершенствовать не себя, а орудия производства, а их нужно питать углём, нефтью. Боюсь, если эту разрушительную деятельность не остановить, то в скором времени Земля перестанет быть пригодной для жизни.
Деятельность это такая фигня, которая неразрывно связана с деятелями, которые вместо полезного труда занимаются всякой х. ерундой. Их деятельность заключается в собственной выгоде из чужой работы! Так что если труд облагораживает, то деятельность — это присвоить ваши результаты себе!
Кошкин: это капитализмом называется. Когда одни работают, а другие жиреют от этого.
У нас сейчас столько деятелей развелось, особенно общественных, чем они занимаются непонятно, только на разные ток-шоу ходят.
Я так и не понял, человек взял палку потому что стал разумным или он стал разумным потому что взял палку? Птицы и приматы тоже используют орудия труда вроде палок, но вот с разумом у них не складывается.
Источник