- Как быстро убрать образовавшуюся наледь на дорогах и тротуаре?
- Механическая уборка
- Пескосоляная смесь
- Антигололедные средства
- Способ борьбы с наледью
- Как бороться со льдом на дорожках и почему нельзя использовать обычную соль в саду?
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАНИЙ
- 3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О НАЛЕДЯХ
- 4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАЛЕДЕЙ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ ТРАССЫ
- 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАЛЕДЕЙ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ
- 6. ЛИКВИДАЦИЯ НАЛЕДЕЙ ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕ ИХ ВЛИЯНИЯ ПЕРЕСТРОЙКОЙ НАЛЕДНОГО УЧАСТКА
Как быстро убрать образовавшуюся наледь на дорогах и тротуаре?
С наступлением весны актуальной становится борьба с наледью на тротуаре и дорогах . Выпадение осадков усложняет уборку наледи , дневная оттепель и последующие заморозки ночью способствуют превращению тротуаров и дороги в каток. В этих случаях риск возникновения ДТП, получения травм и переломов пешеходов увеличивается.
Для борьбы с наледью можно использовать механическую уборку, пескосолянную смесь или антигололедные реагенты.
Механическая уборка
Самый простой вариант удаления наледи на дорогах. Механическая убока занимает достаточно много времени, средств и не всегда во время убирает наледь. Так же механическая убока может повредить скрытый за наледью асфальт или тротуарное покрытие и вам придется восстанавливать его.
Пескосоляная смесь
Наиболее популярной технологией уборки снега и льда считается пескосоляная смесь. Как понятно из названия, эта смесь состоит из песка и технической соли. Данная технология используется уже много лет, и у нее есть как сторонники, так и критики. Сторонники данной технологии ратуют на то, что она позволяет относительно быстро и без особых затрат устранить любые последствия снегопада.
При этом критики резонно замечают, что техническая соль является довольно активным веществом. Также критики напоминают, что небрежное использование соли может иметь негативные последствия. Применение технической соли зачастую приводит к возникновению коррозии на металлических объектах. Это могут быть детали автомобилей, мостов, труб.
Соль наносит вред одежде, обуви, лапам животных, растениям и окружающей среде в целом. Техническая соль должна применяться только в небольших дозах. Иначе существует риск нанесения непоправимого ущерба окружающей среде и здоровью людей.
Антигололедные средства
Относительно новым вариантом борьбы с гололедом и снегом являются антигололедные средства на основе таких активных веществ, как хлористый натрий или калий. Примером такого средства является Ледоруб Эко . Для города антигололедные средства идельный способ борьбы с наледью. Применение антигололедных средств позволяет существенно ускорить процесс борьбы с наледью и снежной массой. Разбросав средство по наледи, стоит подождать 45-60минут, а потом подмести. При этом такие реагенты, как Ледоруб Эко , характеризуются плавящей способностью при температуре до -25 градусов по Цельсию.
Особенностью химически активных средств можно назвать их состав. Благодаря наличию в составе антиледного средства ингибиторов коррозии, это средство борьбы с наледью не имеет негативного воздействия на металлические элементы. К тому же в состав Ледоруб Эко состоит из экологически безопасных микроэлементов. Поэтому отсутств у е т негативно е влияния на здоровье людей, растени й , обув и , одежд ы и окружающ ей сред ы .
По вопросам звоните: +7 (383) 363-02-93
Мы находимся по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский р-н (остановка «ДК Кирова», «Мясокомбинат») «Бизнес — парк Ельцовка-1»
ул. 1-ая Ельцовка дом 1, подъезд 4, офис 17.
Источник
Способ борьбы с наледью
Существует несколько способов избавления от наледи на автомобильных дорогах и пешеходных зонах: фрикционный, тепловой, механический, химический. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим каждый подробнее.
● Фрикционный
Этот способ борьбы с зимней скользкостью подразумевает россыпь на поверхность дороги мелких (от 2 до 6 мм) минеральных материалов – песка, измельченного гравия, щебня, различного шлака. Данный метод не устраняет ледяной наст, но за счет высоких абразивных свойств повышается коэффициент сцепления колес и подошв обуви с обледенелым дорожным покрытием.
Преимущества:
• Мгновенное действие;
• Простота использования;
• Экономичность;
• Минимальное отрицательное воздействие на автомобили и дорожные сооружения.
Недостатки:
• Не устраняет проблему обледенения;
• Краткосрочность воздействия (крошка не прилипает ко льду и быстро разносится колесами и ветром);
• Большой расход. (200-700 г/кв.м. за один проход);
• Необходимо использование специальной техники;
• Сложность хранения (материал может смерзаться, слеживаться),
• Оставляют после себя грязь;
• Засоряются ливневые стоки.
● Тепловой способ
Данный способ подразумевает обогрев дорожного покрытия специальными приспособлениями. Нагревательные системы работают по принципу теплого пола и используют в качестве источника тепла – электричество, горячую воду, пар. Способ достаточно эффективен, но его применение на автомобильных дорогах нецелесообразно из-за низкой экономичности. Возможно использование на небольших участках, возле входных групп зданий.
Преимущества:
• Экологичность;
• Мгновенное действие;
• Не допускает образование наледи;
• Дороги остаются всегда сухими.
Недостатки:
• Дорогая установка;
• Дорогая эксплуатация.
● Механический способ
Данный способ подразумевает удаление осадков в зимнее время с помощью ручного труда или специальной снегоуборочной техники. Метод больше подходит для уборки снега, но не особо эффективен для удаления наледи. Добиться хороших результатов возможно, используя механизированную уборку в сочетании с химическими веществами.
Преимущества:
• Экологичность;
• Высокое качество уборки;
• Лед убрать можно даже в самых труднодоступных местах;
• Нет ограничений в погодных условиях.
Недостатки:
• Трудоемкость;
• Требует больших временных затрат;
• Требуется дополнительная техника для вывоза снега.
● Химический способ
Наиболее популярный и эффективный способ устранения наледи – применение противогололедных химических средств. Реагенты способны очищать дорожное полотно до состояния «черного асфальта», как того требует российское законодательство.
Противогололедные реагенты производятся в жидком, твердом и гранулированном виде. Они различаются по составу, бывают одно- и многокомпонентными, по-разному взаимодействуют с наледью, выполняя при этом одну задачу – расплавляют лед до состояния кашеобразного.
Чаще всего используют противогололедные реагенты в состав которых входят соли различных оснований — хлористый натрий, хлористый магний и хлористый кальций. Пропорции данных веществ подобраны таким образом, что применение реагентов эффективно справляется с наледью, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду, безопасно для животных, людей. А входящие в состав антикоррозийные компоненты делают их безопасными для автомобилей, дорожных конструкций и сооружений.
Преимущества:
• Доступность;
• Экологичность;
• Безопасность применения;
• Низкие нормы расхода (30-60 г/кв.м. за один проход) ;
• Защита от коррозии.
Недостактки:
• Необходимо строго следить за дозировками;
• Необходима предварительная очистка от снега;
• Противогололедные реагенты «Айсмелт», «Бионорд»
При выборе противогололедных реагентов необходимо учитывать:
— какое влияние оказывают на окружающую среду,
— насколько они безопасны в применении,
— как быстро вступают в реакцию,
— какая норма расхода,
— при каких температурах работают максимально эффективно.
Компания «Чистим» предлагает высокоэффективные антигололедные реагенты марок «Айсмелт» и «Бионорд».
Данные реагенты имеют в своем составе несколько компонентов, подобранных таким образом, что являются максимально безопасными для людей, животных и растений. Реагенты имеют хорошую растворимость, не оказывают негативное воздействие на дорожное покрытие, а специальные добавки предохраняют металлические изделия от коррозии, а обувь и одежду от порчи. Могут использоваться при экстремально низких температурах (до минус 40 градусов). Обладают пролонгированным действием.
По всем вопросам обращайтесь к менеджерам компании.
Источник
Как бороться со льдом на дорожках и почему нельзя использовать обычную соль в саду?
Зима в средней полосе России долго не сдает свои позиции. Одна из основных проблем, связанных с холодами и снегопадами — гололед. Мы рассмотрим основные способы борьбы с обледенением садовых дорожек
Раньше с гололедом боролись «дешево и сердито», посыпая дорожки солью. Но сегодня от этого варварского способа отказываются даже муниципальные службы. Соль — слишком едкий реагент, вредящий не только обуви пешеходов, но и тротуарному покрытию. А на даче применение соли может привести к еще более печальным последствиям. Весной она вместе с талой водой проникнет в почву, от чего неизбежно пострадают корни растущих вдоль дорожек растений.
Есть и еще одна веская причина отказаться от обычной соли: она эффективна только при относительно теплой погоде. На лютом морозе польза от нее почти неощутима.
Но в качестве посыпки можно использовать другие соли (хлориды), например, кальция или магния. Эти препараты продают в садоводческих магазинах как подкормку для растений. Используя их, дачник убивает двух зайцев — избавляется от наледи и превентивно удобряет почву.
На основе солей производят и специальные антискользящие средства для дорожек. Принцип их действия состоит в следующем: попадая на лед, кристаллы реагента начинают поглощать влагу и переходят из твердой фазы в жидкую. Процесс сопровождается активным выделением тепла, что и обеспечивает таянье ледяной корки.
При подборе антиобледенительных средств важно обращать внимание на их экологическую безопасность. Весной они неизбежно попадают в почву вместе с талой водой
К сожалению, у всех антискользящих химических средств есть одно ограничение. Они эффективны только при температурах, близких к нулю. Когда столбик термометра опускается ниже –22°С, приходится прибегать к другим мерам. Каким же? Прежде всего — к абразивным посыпкам. И самый распространенный вариант — песок. Лучше всего запастись им еще летом или осенью, набрав несколько ведер на берегу ближайшей реки. Купить песок в малых количествах более чем проблематично. Обычно его продают кубометрами, так что придется кооперироваться с соседями или нести убытки.
В Швейцарии есть еще один любопытный способ борьбы со льдом. Песок мелкой фракции смешивают с горячей водой в пропорции 7:3 и подают на дороги под давлением. Горячая смесь вплавляется в лед, и он становится шероховатым. Минус у данного метода лишь один — необходимость специального оборудования
В любом случае, посыпая дорожку песком, стоит помнить о том, что это временная мера. Ветер быстро сдувает его, а при оттепелях и последующих похолоданиях он вмерзает в лед и становится совершенно бесполезным. А значит, абразив придется наносить заново.
Если в доме есть печь или камин, можно также использовать золу. Но более эффективна каменная крошка фракции 2-6 мм. Чаще всего это гранит или мрамор. Он держится лучше, чем песок, и лучше разрушает наледь. Конечно, стоит такой абразив недешево, но его можно использовать многократно, и в странах Европы это обычная практика. С наступлением весны крошку сметают с дорог, промывают и хранят до той поры, пока она не понадобится снова.
Мраморная крошка обладает большей теплоемкостью, нежели гранитная, и потому она быстрее разрушает наледь
Если льда на дорожках слишком много, и при помощи посыпок проблему уже не решить, придется заняться ручной уборкой. При этом важно не повредить дорожное покрытие. А значит, нужно использовать не железные ломы и ледорубы, а деревянные лопаты и пластиковые совки.
К сожалению, работа «щадящими» инструментами затягивается на многие часы. Чтобы облегчить труд, лед можно немного растопить. Проще всего полить его горячей водой, но она скоро остынет и замерзнет. Лучше использовать смесь, приготовленную по нехитрому рецепту: 2 л. воды, 150-250 мл. водки и 100 мл. любого моющего средства. Этот раствор работает не хуже соли.
В завершении темы отметим, что существуют профилактические средства для борьбы с наледью. Речь идет о гидрофобизаторах — составах на кремнеорганической основе, которые выталкивает влагу из пор тротуарной плитки. Благодаря этому сцепление льда с поверхностью дорожного покрытия становится намного слабее, и его уборка не составляет особого труда.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
Источник
ПРЕДИСЛОВИЕ
Указания по борьбе с наледями на автомобильных дорогах являются обязательными для применения в дорожных хозяйствах Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. Одновременно Указания рекомендуются предприятиям других министерств и ведомств, строящим и эксплуатирующим автомобильные дороги в районах с наледями.
Указания содержат основные рекомендации по предупреждению развития наледей на стадиях изысканий, проектирования и строительства автомобильных дорог, а также рекомендации по борьбе с наледями в период строительства и эксплуатации.
Указания разработаны в Государственном всесоюзном дорожном научно-исследовательском институте (Б.В. Уткин) на основе материалов многолетних исследований притрассовых наледей, а также опыта борьбы с наледями на автомобильных дорогах Восточной Сибири и Дальнего Востока в содружестве с производственниками, главным образом, дороги Большой Невер-Якутск (Н.М. Шавельский, М.М. Евдокимов, Н.М. Филимонов и др.).
В процессе работы над текстом Указаний учтены замечания рецензентов П.Ф. Бурлая, С.М. Большакова и Н.И. Иголкина.
1. ВВЕДЕНИЕ
Наледи распространены главным образом на территории азиатской части Советского Союза, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При строительстве и эксплуатации автомобильных дорог наледи создают значительные затруднения, из которых основными являются:
а) нарушение нормального движения автомобилей в холодный период года на участках развития наледей в натечной форме непосредственно на земляном полотне дороги (в основном при низких насыпях 1 );
1 Условно считают насыпи низкими высотой до 1 м, средними — от 1 до 3 м, высокими — от 3 м и выше.
б) размывы подходов и повреждения искусственных сооружений весенними паводками в результате стеснения наледью участка перехода или отверстия искусственного сооружения (при низких и средних насыпях);
в) переувлажнение земляного полотна в начале теплого периода года на участках больших и длительных подпоров воды, вызванных наледями, образовавшимися перед искусственными сооружениями (в основном при высоких насыпях, а также в выемках);
г) затопление натечными наледями в период строительства комплекса сооружений на дороге и самой дороги, особенно котлованов для опор мостов при проходке их выморозкой;
д) деформация земляного полотна, опор мостов, труб, фундаментов зданий и т.п. на участках образования наледных бугров 2 в непосредственной близости от сооружений или в их основании.
2 По классификации Союздорнии (табл. 1).
Опыт строительства и эксплуатации автомобильных и других дорог на Востоке и Севере показывает, что основное количество наледей на дорожной полосе (до 80 %) появляется после постройки земляного полотна и искусственных сооружений, поэтому мероприятия по предупреждению развития наледей в периоды изысканий и строительства и рациональная борьба с ними в периоды строительства и эксплуатации дороги имеют весьма важное значение.
Указания составлены на основе исследования притрассовых наледей и опыта эксплуатации наледных участков автомобильных дорог Восточной Сибири и Дальнего Востока и главным образом автомобильной дороги Большой Невер-Якутск, являющейся в этом отношении типичной.
В Указаниях описаны противоналедные мероприятия, легко поддающиеся механизации и в большинстве своем применяемые в производстве: валы, щиты, мерзлотные пояса, утепленные канавы; исключение составляют механизированное выравнивание (углубление) русел водотоков, а также фильтрующие канавы и прорези (заложенные в слое сезонного промерзания), о которых пока имеются лишь данные, подтверждающие их работоспособность при низких температурах.
Включение в Указания рекомендаций по применению фильтрующих канав и прорезей имеет целью проверить на опытных участках особенности работы фильтрующих сооружений в наледных районах, с тем чтобы к очередному пересмотру Указаний накопить необходимые данные для рекомендации выбора типа малого искусственного сооружения для наледных районов. Все сказанное полностью относится и к способу механизированного выравнивания русел, для использования которого до сих пор нет необходимых типов землеройных машин. Рекомендация работоспособных, хотя еще и не внедренных в производство противоналедных мероприятий заставляет рассматривать Указания не только как документ, учитывающий имеющийся передовой опыт, но и побуждающий к новым мероприятиям по борьбе с наледями на более высокой технической и экономической основе.
Указания увязаны с соответствующими параграфами Технических указаний по изысканию, проектированию и постройке железных дорог в районах вечной мерзлоты (ТУВМ-58), как наиболее близким по своему назначению документом, но отражающим несколько иную специфику наледеобразования. Как известно, в основу ТУВМ-58 положен опыт строительства и эксплуатации железнодорожных путей, подверженных наледям, развивающимся главным образом в выемках и полувыемках. На автомобильных дорогах основные затруднения создаются наледями на пересечениях с многочисленными малыми водотоками (в долинах), где далеко не всегда рационально ограничиваться только повышением высоты насыпей на подходах и увеличением размеров мостов.
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАНИЙ
§ 1. Настоящие Указания распространяются на все наледные районы территории СССР.
3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О НАЛЕДЯХ
§ 2. Под наледью понимается скопление льда различной формы и мощности и образовавшая его поверхностная вода (реже снеговая) или подземная, которая выступает зимой на дневную поверхность (иногда под напором) или остается в напорном или замерзшем состоянии под взбугренным слоем льда, мерзлого грунта или другого перекрывающего ее материала.
Такое сочетание природных особенностей характерно для районов Дальнего Востока и большей части Восточной Сибири, где особенно часто встречаются наледные участки. Типичные наледные участки (отличающиеся значительно развитыми наледями) сложены сильно выветрившимися кварцевыми породами (содержащими зерна кварца): гранитами, гранодиоритами, кварцевыми порфирами, песчано-глинистыми сланцами, песчаниками и т.п. Наледные участки встречаются также в местах глубоких трещин и тектонических разломов земной коры (наледные районы).
§ 4. Развитие наледи в полосе отвода всегда связано с неравномерным промерзанием воды, стекающей по водоупору, часто подпертой на косогоре, пойме дорожным полотном, а также в русле (у ближайших к дороге перекатов, островов, отмелей), на устьевых участках водотоков, в местах неравномерного отложения снега и т.п.
Сложные природные условия, в которых развиваются наледи, в сочетании с дополнительным влиянием на их развитие дорожных сооружений и способов их строительства, обусловливают многообразие наблюдаемых в полосе дороги притрассовых наледей (см. табл. 1).
Группа, тип наледей
По виду зимнего стока
Развиваются на открытых водотоках (реках, ручьях, ключах) из поверхностных вод или смешанного питания
Б. Подземные или «грунтовые»
Развиваются на подземных водоносных трактах и из грунтовых вод
Развиваются из снеговых вод (не связанные с рельефом местности)
Среди наледей групп А и Б различают
Могут развиваться вначале из поверхностных вод, а затем из подземных
Развиваются только из подземных вод
II По форме развития
1. Пассивные (натечные наледи)
2. Активные (наледные бугры)
Различают гидростатические и гидродинамические (взрывающиеся) наледи
III По местоположению
1. Долинные (или речные) — на дне долин
2. Косогорные — на склонах
IV. По условиям возникновения
1. Естественно развивающиеся
2. Вызванные строительством
V. В зависимости от интенсивности стока
1. Интенсивные — действующие всю зиму
2. Слабые — действующие часть зимы
VI. В зависимости от изменчивости стока
1. Действующие ежегодно
В том числе кратковременные
VII. В зависимости от направления стока
1. Действующие по падению долины
2. Бортовые (со склонов)
3. Не связанные с рельефом местности
VIII. По условиям взаимодействия с сооружением
1. Влияющие на сооружение
2. Не влияющие на сооружение
IX. По условиям продвижения к сооружению
1. Согласованные с направлением потока
2. Не согласованные — подпирающие сооружение
X. В зависимости от температуры воды
С температурой зимой до 0,3º
С температурой зимой выше 0,3º
1 Под «логами» понимаются участки пониженного рельефа с эпизодическими поверхностными водотоками
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАЛЕДЕЙ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ ТРАССЫ
§ 5. В процессе изысканий рекомендуется обходить встреченные (естественно развивающиеся) наледи, толщина льда которых превышает 0,25 м, кроме того, чтобы избежать появления в намечаемой полосе отвода новых наледей, дорогу целесообразно трассировать по местности, на которой ее сооружение не вызовет резких изменений гидрологических условий.
Наименее опасными с точки зрения наледеобразования являются продольные ходы по водоразделам, антиклинальным долинам, а также по тем склонам моноклинальных долин, на которых пласты горных пород падают в противоположную сторону от трассы (рис. 1).
Косогорные участки, сложенные сильно выветрившимися кварцевыми породами, при наклоне пластов в сторону трассы следует обходить; такой вариант может оказаться оптимальным даже в тех случаях, когда он связан с необходимостью некоторого удлинения трассы.
§ 6. При долинном варианте хода и наличии пойменных наледей земляное полотно целесообразно отсыпать примерно в нижней трети высоты склона (рис. 1, а, б, в); отдельные небольшие источники, выходы которых останутся с верховой стороны полосы отвода, необходимо пропустить под земляным полотном дороги в фильтрующих прорезях или утепленных дренажах.
Рис. 1. Рекомендуемые варианты трассирования дороги (долинным ходом) в наледных районах в полунасыпи на разной высоте (по местным условиям) склона (а, б, в) и в насыпи прирусловой части поймы (г, д):
а — по антиклинальной долине, б — по моноклинальной долине; в — по сбросовой долине; г — по синклинальной долине, д — при горизонтальном положении слоев,
1 — водоток, 2 — направление стока, 3 — рекомендуемое положение оси дороги
§ 7. При наличии в долине естественно развивающихся речных наледей возможен продольный ход в прирусловой части поймы с отсыпкой земляного полотна на 0,25 м выше наивысшего горизонта наледи, наблюдавшегося в течение не менее 3 лет (см. § 44), из фильтрующих гравийных или каменных (русловых) материалов или каменной наброски (рис. 1, г, д).
§ 8. Малые и средние водотоки в наледных районах должны пересекаться дорогой на таких участках, где не наблюдается резкого изменения гидрологического режима водотока при промерзании, т.е. в местах, где глубина русла наибольшая, без резких поворотов и уширений, где отсутствуют раскидистые, каменистые перекаты, отмели, староречья, острова, низкие заболоченные поймы, притоки (рис. 2). Особенно неблагоприятны участки, покрытые на поймах глыбовым навалом выветрившихся кварцевых пород (см. § 3).
Рис. 2. Варианты мостовых переходов через водотоки в районах с наледями:
I — рекомендуемый; II — не рекомендуемый
Рис. 3. Варианты пересечения трассой долины в наледных районах:
а — по ломаной (с развитием трассы на склонах); б — по прямой;
1 — косогорная наледь, 2 — направление бортового стока в зимний период года, 3 — речная наледь; 4 — смешанная (речная бортовая) наледь
§ 9. Мерой профилактики косогорных наледей, в частности, на спусках в долины является прямолинейное пересечение склона (рис. 3), когда такой способ трассирования возможен без длинных глубоких выемок, с обязательной прокладкой открытой или утепленной водоотводной или фильтрующей канавы для перехвата воды, поступающей с верховой стороны косогора (см. § 26 — 29). Указанный прием трассирования должен одновременно сочетаться с регулированием основного водотока (см. § 19, 20), где иначе возможно усиление наледи перед искусственным сооружением за счет дополнительного притока воды со склонов — бортовая наледь или смешанная и т.п.
§ 10. Выходы на косогорах подземных вод небольшого расхода (до 0,2 — 0,3 л/сек), которые могут оказаться с верховой (нагорной) стороны дороги, отводятся от нее в пониженные участки рельефа по открытым или утепленным водоотводным или фильтрующим канавам.
§ 11. Выходы глубинных вод с расходом более 0,4 — 0,5 л/сек целесообразно обходить с верховой стороны и оставлять за пределами полосы отвода. В отдельных случаях при сложном и дорогом варианте обхода такие источники должны каптироваться. Проходка косогоров выемками, особенно длинными, в наледных районах не рекомендуется.
§ 12. Узкие, слабо прогреваемые солнцем участки пониженного рельефа (особенно лога) с «мокрыми» склонами, сложенными кварцевыми породами, скрытыми под слоем мха, целесообразно обходить.
5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАЛЕДЕЙ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ
§ 13. Для предупреждения развития наледей в полосе дороги и возможного увеличения их числа в процессе строительства необходимо избегать нарушения руслового и бортового стока в течение зимы; не допускать прокладки с верховой стороны мостового перехода зимников (даже единичного проезда трактора, нередко достаточного для перемораживания небольшого водотока), загромождения мостового перехода, особенно русла, строительными материалами, загромождения (сбрасыванием) русла реки обломками взорванной скалы при расширении полки на прижимах (когда дорога трассирована долинным ходом) и т.п. По окончании строительства мостовой переход должен быть полностью освобожден от временных свай и других вспомогательных устройств. Опоры малых мостов, а также трубы целесообразно сооружать в теплый период года.
При возведении опор мостов выморозкой котлованы ограждаются от наледей преимущественно легкими переносными щитами и снежно-ледяными валами.
§ 14. Не рекомендуется, во избежание затопления наледями, размещать производственные помещения, особенно отапливаемые, в непосредственной близости от малых и средних водотоков, в том числе и бортовых, особенно подземных, скрытых глыбовым навалом выветрившихся кварцевых пород, прикрытых слоем мха.
6. ЛИКВИДАЦИЯ НАЛЕДЕЙ ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕ ИХ ВЛИЯНИЯ ПЕРЕСТРОЙКОЙ НАЛЕДНОГО УЧАСТКА
§ 15. После окончания строительства часто приходится бороться как с естественно развивающимися наледями (когда дорога трассировалась заведомо по наледным участкам), так и с наледями, возникшими при постройке дороги, в результате изменения гидрологических условий местности, связанных со строительством дороги.
На всех наледных участках в полосе дороги, зафиксированных в процессе изысканий и в период строительства, предусматриваются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или на максимальное ослабление влияния наледных явлений.
§ 16. В тех многочисленных случаях, когда притрассовые наледи появляются уже после окончания строительства дороги, применение каких-либо противоналедных мероприятий рассматривается как перестройка наледного участка.
В процессе перестройки наледного участка выбор мероприятий и назначение параметров различных устройств, задерживающих или регулирующих поток воды, создающей наледь, облегчается наличием тех или иных фактических данных о местоположении наледи и особенностях ее развития.
§ 17. Применяются в первую очередь противоналедные мероприятия, поддающиеся механизации.
Все противоналедные мероприятия делятся на долговременные и кратковременные (табл. 2). Под кратковременными понимают мероприятия, действующие только в течение одного сезона. Среди противоналедных мероприятий различают активные и пассивные.
§ 18. Активные противоналедные мероприятия направлены на ликвидацию или ослабление самих условий, способствующих образованию наледи.
Применение активных противоналедных мероприятий предусматривается в основном для борьбы с русловыми и подрусловыми наледями в долинах рек и ручьев, особенно в районах, характеризующихся достаточным количеством (осенних) осадков и значительным снежным покровом.
Из активных мероприятий по борьбе с наледями рекомендуются: регулирование основного водотока (пересекаемого дорогой); регулирование бортовых источников (стекающих в русло со склонов); устройство открытого (поверхностного) или утепленного водоотвода, дренажей или фильтрующих сооружений.
Мероприятия, применяемые для борьбы с наледями
Источник