- Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность
- Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг
- Механизмы взыскания долгов ЖКХ
- Информационно-разъяснительная работа
- Претензионно-исковая работа
- Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг
- Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения
- Как кредитору грамотно (и законно) давить на должника
- Информация о должнике
- Где найти информацию о должнике
- Досудебная претензия
- Переговоры с должником
- 1. Субсидиарная ответственность
- 2. Банкротство должника
- 3. Уголовная ответственность
- 4. Воздействие на третьих лиц
Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность – долги жителей многоквартирного дома перед управляющей компанией (УК) или ТСЖ.
Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.
Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг
В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.
Почему собственник не платит по счетам:
временно отсутствовал по месту жительства и не получал счета;
не платит систематически, накапливая большие суммы задолженностей;
считает, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет обязательства;
считает, что природные ресурсы принадлежат гражданам на одинаковых условиях.
Управляющая организация определяет причину неуплаты и выбирает соответствующий метод взыскания задолженности:
ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.
Рассмотрим подробнее каждый.
Механизмы взыскания долгов ЖКХ
Информационно-разъяснительная работа
Распространенный способ мотивировать жильцов оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде.
Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанной в договоре с управляющей компанией (статья 155 Жилищного Кодекса РФ). Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа. Оплата считается просроченной с 11 числа (статьи 190-192 Гражданского Кодекса РФ).
Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания.
В договоре указываются:
срок действия оплаты задолженности;
последствия при нарушении обязательств должника;
Если должник готов погасить долг в полном объеме за один раз, включите в договор:
период образования долга;
предполагаемый срок выплаты.
Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьей 161 Гражданского Кодекса РФ.
Претензионно-исковая работа
Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит результатов, и управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции.
Учитывайте уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг:
задержка зарплаты или пенсии;
тяжелое материальное положение собственника или нанимателя;
наличие в семье инвалида;
наличие несовершеннолетнего ребенка в семье.
Подобные ситуации рассматриваются отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания не выиграет дело при таких обстоятельствах.
Если суд встает на сторону управляющей компании, ей выдается судебное решение или приказ (статья 122 Гражданского Кодекса). Вместе с судебным решением выдают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей.
Использовать судебное решение можно двумя способами:
взыскать сумму через банк;
обратиться к судебным приставам.
Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.
Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 рублей (статья 1 Федерального закона №190-ФЗ). Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.
Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг
Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумма долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354.
За долги ограничивается:
подача горячего водоснабжения;
УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении и приостановлении коммунальных услуг. Услуги отключают в течение 20 дней со дня отправки уведомления (Постановление правительства РФ №354 пункт 119).
Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам (раздел 11 постановления Правительства РФ № 354).
Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения
Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:
Рассылка СМС и email-сообщений. Соберите номера телефонов и электронные почты жителей многоквартирного дома. С помощью СМС и email рассылок жильцы будут осведомлены об уплате коммунальных услуг и не накопят задолженности.
Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате. Подробнее.
Автоматическая выборка списка должников по критериям:
по суммам долга;
по срокам долга;
по датам возникновения задолженностей;
Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.
Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.
Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение ЖКХ Личный кабинет, которое жителям нужно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счетчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью push-уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности.
Используйте методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников.
Источник
Как кредитору грамотно (и законно) давить на должника
По закону просроченную задолженность юридических лиц можно взыскать только в судебном порядке. При этом с 2016 года для большинства подобных дел обязательно досудебное урегулирование споров, в ходе которого кредитор и должник ведут активную переписку по возврату долга. Неправильно сводить решение проблемы исключительно к обмену претензиями. В большинстве случаев на получение долга влияет переговорный процесс, итог которого зависит от эффективности и профессионализма участников, от умения легально собирать информацию о должнике и от ведения самих переговоров. Что в результате может спасти кредитора от недешевого затяжного судебного разбирательства.
Информация о должнике
Первый шаг для разрешения ситуации заключается не в написании претензии, а в сборе информации о должнике. Цель — ответить на следующие вопросы:
- Имеются ли у должника активы, позволяющие погасить долг?
- Какие переговоры в формате «мягкое давление» наиболее эффективны для достижения желаемого результата?
Где найти информацию о должнике
- сайт ФНС России https://egrul.nalog.ru (предоставляет информацию из ЕГРЮЛ/ЕГРИП),
- сервис раскрытия корпоративной информации https://www.e-disclosure.ru, сервисы проверки контрагентов «Контур Фокус», «Скрин Контрагент», «За Честный бизнес» и др.
- Инсайдерскую информацию стоит использовать после тщательной проверки.
В первую очередь оцените финансовое состояние должника. На перечисленных выше сайтах вы сможете найти информацию о сдававшихся балансах должника, где отражены все имеющиеся у него активы. Для кредиторов интересны не только материальные активы, но и нематериальные, например лицензии (специальные разрешения на определенную деятельность).
Трудности с переоформлением лицензий и невозможность без них легально работать — один из аргументов для мягкого давления на должника.
Далее обратите внимание на виды деятельности должника.
Если организация специализируется на работе с госконтрактами, то эффективным способом давления на нее будет угроза банкротства из-за неисполнения обязательств перед кредитором.
Также интересна следующая информация:
- наличие и состав дебиторской и кредиторской задолженности;
Дебиторская задолженность — это тоже вид активов. Ее изучение позволит узнать других кредиторов, размер их требований и решать часть вопросов совместно.
- участие должника в судебных процессах (как завершившихся, так и находящихся в производстве судов);
Кредитор сможет узнать примерный размер требований к должнику, оценит перспективу погашения своего долга, выявит других кредиторов.
- состав органов управления должника (например, совет директоров) и аффилированных с ним лиц.
Возможный конфликт интересов участников можно использовать в своих целях по принципу «враг моего врага — мой друг». Информация о контролирующих и аффилированных лицах покажет: смогут ли они погасить ваш долг с учетом своих возможностей; вероятные пути вывода имущества должника и пр.
Досудебная претензия
Претензия должна содержать в себе конкретные требования, основанные на законе и существующей правоприменительной практике.
Претензия — это письменный документ, содержащий четко сформулированные требования (погашение задолженности в определенный срок) с указанием на обстоятельства, из которых эти требования вытекают (основание долга), а также размер требований, включая их расчет.
Претензия предоставляется должнику, то есть отправляется или вручается по надлежащему адресу. К таковым (применительно к юрлицам) относится юридический адрес должника из ЕГРЮЛ или адрес должника, указанный в договоре, на котором основана задолженность.
При этом надо помнить, что отправка претензии — обязательный этап перед взысканием долга в суде. По этой причине некоторые должники предпочитают рассчитаться после получения правильно составленной претензии.
Переговоры с должником
Главная цель — убедить должника в том, что погашение долга позволит ему избежать негативных последствий и альтернатив этому нет. Поэтому кредитор должен придерживаться политики «кнута и пряника».
«Пряниками» будут бонусы, которые кредитор пообещает должнику, если тот добровольно выплатит долг. К ним относятся:
- возможность уменьшения долга за счет снижения или даже прощения штрафных санкций (неустойки);
- возможность рассрочки или отсрочки погашения долга — как под процент (поскольку это, по сути, кредитование должника), так и беспроцентная;
- возможность заключения соглашений о зачете, отступном и других способах прекращения обязательств.
Что касается «кнута», то в зависимости от собранной о должнике информации важно выбрать правильные аргументы. Некоторые из них работают во всех подобных случаях, другие — только в определенных.
1. Субсидиарная ответственность
Первый аргумент для всех случаев — упоминание о субсидиарной ответственности руководителей за долги своей компании. Такую ответственность несут контролирующие бизнес лица (собственники, руководитель, главный бухгалтер), если компания-должник неспособна оплатить долг. Размер субсидиарной ответственности — разница между погашенными и непогашенными требованиями кредиторов.
В настоящее время этот институт широко и эффективно применяется. Распространенные в 90-е годы ХХ века способы уклонения от выполнения своих обязательств (например, увод организации в другой регион, оформление ее на «номинала», ликвидация и реорганизация различными способами) перестали гарантировать руководителям компаний-должников начало экономической жизни «с чистого листа». Сегодня за долги компаний отвечают конкретные физические и юридические лица всем своим имуществом. Причем эти долги сохраняются вне зависимости от попыток уклонения, приведенных выше. Поэтому руководители предпочитают найти деньги и рассчитаться по долгам, нежели рисковать благополучием своим и своих близких.
2. Банкротство должника
Другой аргумент «мягкого давления» — упоминание о возможном банкротстве должника. Важно, что этот аргумент действует не во всех случаях. Однако для компаний, работающих по госконтрактам, такой аргумент будет эффективным.
Закон устанавливает серьезные требования к финансовому положению компаний, участвующих в тендерах по 223-ФЗ и по 44-ФЗ. Потенциальный участник закупки должен иметь как минимум удовлетворительное финансовое положение. Недопустимым для него является:
- процесс ликвидации;
- решение Арбитражного суда о наложении ареста на имущество;
- решение о признании банкротом.
Поскольку у таких компаний производственный цикл и система распределения прибыли выстроены именно под участие в тендерах, запуск в отношении них процедуры банкротства «поставит крест» не только на их участии в госзакупках. Под угрозой окажется производственная деятельность бизнеса. Поэтому компании зачастую проще выплатить долг, чем рисковать финансовым благополучием.
Строительная компания (задолжала нашему клиенту около 1 млн руб.), работающая по госконтрактам, в расчетах со своими контрагентами не церемонилась. Она не отвечала на претензии, судилась в двух инстанциях до вступления решения в силу, после чего максимально задерживала исполнительное производство по нему, то есть не выплачивала деньги. Представляя клиента, мы вышли на переговоры с должником и предложили ему погасить долг с минимальными штрафными санкциями. В противном случае строительную компанию ждала незавидная участь: после вступления в силу судебного решения мы планировали признать должника банкротом, руководство привлечь к субсидиарной ответственности, оспорить сделки и т.д. Об этом мы рассказали оппоненту на встрече. Долг оплатили до истечения срока, указанного в претензии.
3. Уголовная ответственность
Еще один аргумент на переговорах — упоминание об уголовной ответственности. УК РФ содержит достаточное количество составов экономических преступлений, к которым можно апеллировать в зависимости от конкретных действий должника. Например:
- ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование юридического лица; подходит к большинству случаев оформления фирм-однодневок с номинальными директорами);
- ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности);
- ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство);
- ст. 197 УК РФ (фиктивное банкротство);
- ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Упоминание об уголовной ответственности действенно только в случае, если у кредитора действительно есть информация, которую можно использовать. В противном случае такой аргумент будет смешным и непрофессиональным, а главное — бесполезным для дела.
4. Воздействие на третьих лиц
Последний аргумент — воздействие на третьих лиц. Например, это могут быть контрагенты должника, в сотрудничестве с которыми он заинтересован. В первую очередь аргумент рекомендуется использовать на переговорах с должником. Во вторую очередь — передавать информацию о недобросовестности должника его контрагентам.
В первом случае должник может попытаться угрожать вам применением ст.129 Уголовного кодека (УК) РФ (клевета) и ст.152 Гражданского кодека (ГК) РФ (защита чести, достоинства и деловой репутации). При таком развитии ситуации следует помнить и довести до сведения руководства должника, что ваши действия не подпадают под перечисленные составы преступлений, а сохранение вами в тайне возможной недобросовестности, связанной с долгом, вряд ли можно отнести к законным интересам должника.
Круг третьих лиц очень широк: СМИ, отраслевые союзы, общественные объединения, куда входит должник, конкретные персоны из его руководства. Иногда владельцы бизнеса идут в политику. Возможное получение информации об их деловой недобросовестности конкурентами может решить вопрос с вашим долгом.
Конечно, все это не гарантирует стопроцентной оплаты долга. Однако попытки его получить минимальными затратами — несомненный плюс. Кроме того, факты о ваших действиях по урегулированию спора понадобятся в суде, который станет последней инстанцией при разрешении конфликта.
Источник