Способ борьбы с бедностью

Методы борьбы с бедностью

Вы будете перенаправлены на Автор24

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.
Читайте также:  Тесто виды теста способы его приготовления

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Источник

Новый контракт: как снизить уровень бедности в России

Долгосрочные экономические и социальные последствия пандемии могут быть очень серьезными. Во всем мире резко сократились доходы населения. По оценкам Всемирного банка, в 2020 году из-за пандемии от 88 до 115 млн человек оказались в условиях крайней нищеты (то есть вынуждены были жить не более чем на $1,9 в день). В 2021 году их число может вырасти до 150 млн.

Глубина и скорость падения реальных доходов столь велики, что даже в развитых странах существующие меры социальной поддержки не справляются с новыми задачами.

Ошибки исключения

Тревожная тенденция не обошла и Россию. Сообщения СМИ, опросы и исследования говорят о росте уровня бедности. Если ситуация продолжит ухудшаться, правительству будет трудно достичь национальной цели развития — к 2030 году снизить долю бедного населения вдвое по сравнению с 2017 годом. Уже и президент России обратил внимание на сложившуюся ситуацию, когда людям порой не хватает даже на еду.

В 2000-2013 годах снижению бедности в России способствовал экономический рост и поэтапное увеличение пенсий. Начавшийся в 2014 году кризис приостановил эту тенденцию. Еще в 2018 году на федеральном уровне признали необходимость дополнительных механизмов по борьбе с бедностью, поскольку существующие исчерпали себя. Пандемия только усилила актуальность этой задачи.

Сейчас в России те или иные виды социальной поддержки получает около 65% населения, при этом около 16% бедных не охвачены социальными программами вообще. На региональном уровне эти «ошибки исключения» могут быть еще заметнее. Так, по данным выборочного обследования в Республике Коми, 25% бедного населения было исключено из системы социальной помощи. Проблема вызвана историческими особенностями развития системы, а также несовершенством применяемых механизмов проверки нуждаемости. Сейчас граждане должны заранее знать о тех или иных видах помощи, чтобы обратиться за их получением. Между тем возможности информационных технологий уже позволяют органам соцзащиты самим определить, что семья нуждается в поддержке, и помочь ей в оформлении положенных льгот и выплат. Всемирный банк, например, имеет опыт построения таких систем прямого реагирования на основе big data, с помощью математических моделей, которые вычисляют уровень уязвимости домохозяйства.

Антикризисное пособие

Общим же решением проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение программы минимального дохода, которая объединит денежные выплаты получателям с другими инструментами, прежде всего обеспечивающими мотивацию к труду. Состояние крайней бедности часто становится ловушкой, поскольку не позволяет трудоспособным членам семьи поддерживать и тем более повышать свои профессиональные навыки. Поэтому нужно помочь бедной семье в составлении плана достижения самообеспечения. При этом ежемесячные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум каждому члену семьи.

Такую программу, основанную на оценке нуждаемости по доходам и активам семьи, можно достаточно быстро развернуть в национальном масштабе. Положительный опыт есть как в странах Западной Европы, так и в крупных растущих экономиках, таких как Китай. Например, Испания отреагировала на падение уровня жизни из-за пандемии внедрением программы минимального дохода, охватившей 5% наименее обеспеченного населения. В Китае после кризиса 2008 года минимальным гарантированным доходом были дополнительно охвачены 62 млн человек. Стоимость такой программы может меняться в зависимости от ее дизайна или стадии экономического цикла.

Внедрение подобного механизма снизит риск того, что российские граждане окажутся уязвимыми во время экономического кризиса. Кроме того, как показывают исследования экономистов, расходы по таким программам имеют высокий мультипликативный эффект (на уровне или даже выше расходов на инфраструктуру), что позволяет рассматривать минимальный доход как антикризисную меру, способствующую восстановлению экономического роста.

Например, после глобального кризиса 2008-2009 годов стало ясно, что поддержка бедных семей и их возвращение на рынок труда могут эффективно стимулировать внутреннее потребление. Большая часть полученных домохозяйствами социальных выплат остается в местной экономике, создавая дополнительные рабочие места и доходы и уменьшая уровень безработицы. Понятно, что бедные семьи тратят полученные выплаты на продукцию местного производства. Причем социальные выплаты автоматически повышаются в наиболее пострадавших регионах, что ускоряет восстановление экономики. Исследования показали, что, например, в Мексике $1 адресных социальных выплат генерировал $2,7 доходов для экономики депрессивных штатов, тогда как в США схожие социальные выплаты давали дополнительно $1,61-$1,74. Эффект от вложений в инфраструктуру оказался менее впечатляющим ($1,57 дополнительно).

Читайте также:  Алиэкспресс как добавить способ оплаты

Исследования не подтвердили опасений, что гарантированный доход снизит мотивацию к труду и стимулирует иждивенческие настроения. Особенно если не отменять выплаты сразу после восстановления доходов семьи, как это делают во Франции в рамках программы Revenu de Solidarité Active (rSa) (программа выплаты тем, чей заработок не достигает прожиточного минимума. — Forbes). На каждый дополнительный евро, заработанный получающим помощь домохозяйством, выплаты в рамках программы снижаются только на 38 евроцентов.

Гибкая помощь

В России ввести механизм минимального дохода можно на основе уже существующей программы социального контракта. Она также подразумевает поддержку граждан в их попытках вернуться на рынок труда. Однако ключевое отличие социального контракта в том, что он не обеспечивает гражданам выплаты в размере прожиточного минимума и, таким образом, не гарантирует сохранения минимальных стандартов уровня жизни. Для этого нужны единые федеральные стандарты, гарантирующие базовый набор услуг вне зависимости от региона проживания. В свою очередь, программа минимального дохода могла бы адресно реагировать на экономический шок, минимизируя его влияние на уязвимые группы населения, а в периоды экономического роста и повышения благосостояния граждан социальные расходы автоматически сокращались бы. Согласно результатам экономического моделирования, проведенного Всемирным банком на основе данных Росстата, стоимость внедрения подобной программы составляет около 250 млрд рублей (0,3% от ВВП), что в будущем позволит сократить масштаб бедности примерно на 60%.

Сейчас Россия расходует порядка 3,2% ВВП на социальные пособия по сравнению с 2,2% в странах Восточной Европы и Центральной Азии, и достижения в снижении бедности не так велики, как могли бы быть, из-за меньшей адресности таких расходов. Внедрение современной программы социальной поддержки могло бы повысить эффективность государственных расходов на эти цели.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Мало малоимущих: как снизить уровень бедности до 6,5% к 2030 году

Резко сократить число граждан за чертой бедности в России на горизонте 10 лет помогут ускорение экономического роста, инвестиции в человеческий капитал и стимулирование рождаемости. При таких условиях цель снизить бедность почти вдвое к 2030 году, анонсированная президентом на большой пресс-конференции, вполне достижима, уверены опрошенные «Известиями» экономисты. Ранее уже были приняты масштабные меры поддержки семей с детьми. О том, что государство продолжит помогать, Владимир Путин заявил и на этой встрече. Ну а чтобы поддержать россиян уже сегодня, правительство предприняло шаги по снижению цен на социально значимые товары. Эффект от этого будет виден в ближайшие недели, заверил президент.

Рецепт против

По словам президента, с тяжелыми временами граждане России сталкиваются не впервые: например, в 2000 году за чертой бедности находилось 29% населения — почти треть страны. В дальнейшем ситуация значительно улучшилась: в 2017 году доля малоимущих россиян снизилась до 12,3%. Затем коррективы в позитивную динамику внесла пандемия.

Сейчас, к сожалению, из-за всех проблем эта планка приподнялась до 13,5%. Это, конечно, много — около 20 млн человек, это все равно очень много, — отметил Владимир Путин.

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции участвует в ежегодной пресс-конференции

По его словам, борьба с бедностью — одно из основных направлений деятельности властей и на горизонте 10 лет страну ждут серьезные изменения в этой сфере.

План такой: к 2030 году уйти с 13,5 сегодняшних процентов до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Это плохо, конечно, что и 6,5% сохранится, но мы должны исходить из реалий. Цель амбициозная, но реальная, — заявил президент.

Напомним, что снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом выступает одной из национальных целей развития России до 2030 года.

«Известия» спросили экспертов, какие конкретные шаги следует предпринять властям, чтобы добиться указанных результатов. Существует два условия, выполнив которые уровень бедности можно будет значительно снизить, отметил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Первое — это обеспечение динамичного роста экономики страны, который даст импульс к увеличению зарплат. А ведь именно они составляют большую часть доходов населения — порядка 60%, отметил эксперт. Вторым условием успешной борьбы с нищетой должна стать щедрость властей в коронавирусный период, уверен Игорь Николаев.

Читайте также:  Способы определения места утечки газа

— Мы видим, что реальные доходы населения снижались как во II, так и в III квартале, по итогам всего 2020 года тоже ожидается их падение. Гражданам и бизнесу необходима широкомасштабная финансовая помощь, а не только отсрочки платежей и льготные кредиты. Пока такую поддержку получили только семьи с детьми, — констатировал эксперт.

Сегодня Россия, по сути, попала в демографическую яму: последние несколько лет смертность превышает рождаемость и численность населения сокращается, напомнил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. А сокращение населения сегодня означает, что завтра снизится число рабочей силы, что повлечет за собой экономический спад.

Для того чтобы бороться с бедностью, надо вкладывать в человеческий капитал и стимулировать рождаемость. Если сегодня дать людям образование и помочь семьям с детьми, через 15 лет у нас вырастет и экономика, и уровень благосостояния, — уверен эксперт.

Похоже, что власти это понимают: в ходе пресс-конференции президент объявил об очередной мере поддержки семей с детьми — до конца года на каждого ребенка до семи лет выплатят по 5 тыс. рублей. Глава РФ назвал это небольшим подарком к Новому году.

Ранее государство уже приняло масштабные меры поддержки семей с детьми. Президент объявил о них еще в мае. На каждого ребенка в возрасте от трех до 16 лет включительно предусматривалась разовая выплата в 10 тыс. рублей, а на детей до трех лет власти перечисляли по 5 тыс. рублей ежемесячно с апреля по июнь. Затем глава государства сообщил, что все семьи с детьми получат в июле выплату повторно. На этот раз 10 тыс. рублей были начислены на каждого ребенка до 16 лет включительно.

Впрочем, исходя из нынешней ситуации, оснований для уверенности в том, что уровень бедности радикально изменится в ближайшие 10 лет, не так много, категоричен аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Процент малоимущих людей в России стабильно держится в диапазоне от 11 до 13% уже 13 лет: он был таковым и при нефти по $40, и по $140, что позволяет делать вывод о системной бедности в стране. Классических мер поддержки будет недостаточно — чтобы достичь цели, нужны переломные реформы, считает эксперт.

В Минэкономразвития переадресовали в Минтруд вопросы «Известий» о плане действий по борьбе с бедностью. В Минтруде оперативно не ответили на запрос.

А цены что

В ходе пресс-конференции президент неоднократно возвращался к максимально популярной в последние дни теме о росте цен на продукцию на внутреннем рынке, напрямую связанную с благосостоянием граждан. Глава государства отметил: стоимость некоторых товаров увеличилась из-за того, что подорожали их комплектующие — просел курс рубля. В то же время Владимир Путин подчеркнул, что в РФ в этом году был рекордный урожай зерна за последние шесть лет, но, даже несмотря на это, хлеб и макароны подорожали. Увеличились и цены на сахар, хотя его объемов достаточно для внутреннего потребления. Стоимость этой продукции выросла из-за подорожания на мировом рынке.

— Мы отреагировали, но палку перегибать не нужно. Достаточно скорректировать таможенные пошлины (при экспорте продукции. — «Известия»). Должны быть подписаны соглашения между производителями и сетями о снижении цен, — объяснил президент.

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции участвует в ежегодной пресс-конференции

Глава государства уверен, что эффект от уже принятых мер по сдерживанию цен можно ожидать уже в ближайшие недели. По его словам, инструменты давно известны, правительство должно было своевременно реагировать. Владимир Путин уверен, что на ситуацию можно было более оперативно повлиять и рыночными методами.

16 декабря Минсельхоз, Минпромторг, крупнейшие торговые сети и производители подсолнечного масла и сахара подписали соглашение о снижении цен на эту продукцию до конца марта 2021 года. Стоимость сахара у производителей составит 36 рублей за 1 кг, а подсолнечного масла — 95 рублей за 1 л, в рознице их фиксируют на уровне 46 рублей и 110 рублей соответственно.

Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова напомнила «Известиям», что подорожание муки, подсолнечного масла и других продуктов обусловлено несколькими причинами. Если не разобраться с ними, то заморозка цен в перспективе не станет оптимальным решением проблемы. Долгосрочного эффекта от таких шагов не стоит ожидать. Ведь одни лишь торговые компании не могут повлиять на ситуацию с ценами. Они могут отказаться покупать более дорогие товары, но это негативно скажется на производителях, которые начнут банкротиться. Между тем пристальное изучение наценок торговых компаний может быть актуальным в будущем, ведь сейчас они составляют от 5 до 300%.

Источник

Оцените статью
Разные способы