Аналитические способы отражения действительности
В формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, значительную роль играет метод отображения действительности.
В журналистике существуют три главных способа отображения:
Аналитические жанры. Если речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.
Аналитика представляет собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании таких материалов журналист проводит анализ и синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т. д.).
Анализ — мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование — это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков.
Конкретизация — это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование — это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог — упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция — переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция — переход в процессе познания от частного к общему.
Для аналитической журналистики характерно пояснение причин, условия, развития событии, изменения ситуации, основании, мотивов, выяснение тенденции, обоснование различных точек зрения и идей. Факты необходимо изучать во взаимосвязи с другими. Журналистское исследование помогает аудитории разобраться во взаимосвязях актуальных действий через вход самого познания.
При создании аналитических текстов используются различные операции:
— сравнения,
— оценка,
— детализация(подчеркивание важных подробностей),
— разъяснения(связи с причинами, закономерностями),
— предсказание(анонсы будущих процессов и тенденций),
— обобщения(установление общего).
Во многом способы отображения действительности зависят от жанра. Аналитические жанры предполагают не только серьезное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
Аналитический отчет. Его предметом является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях, съездах. Аналитический отчет отличается от информационного целью — она состоит не в сообщении о ходе собрания, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Объективность аналитического отчета во многом зависит от избираемых языковых средств. В некоторых отчетах в зависимости от симпатии журналиста съезд одной из партий может быть описан как очень плодотворный, открывший новые перспективы перед всем обществом, а другой съезд — как традиционный, не принесший ничего нового, повторивший уже известное. Язык аналитического отчета характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях.
Аналитическая корреспонденция представляет собой жанр, похожий и на отчет, и на репортаж, но имеет особую цель — сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя «живое» наблюдение, фрагменты выступлений, «свернутый» пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная — обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления.
Аналитическое интервью отличается от информационного своей целью — не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью — задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развернутые ответы.
Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящен важным политическим темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развернутый ответ.
Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — по двусоставности текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задает вопросы и основное содержание публикации определяется ответами на них. В беседе журналист является равноправным партнером по коммуникативному акту, а значит, и создателем содержания будущего текста.
Комментарий может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале XX в. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета.
Рецензия — жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра — выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нем то, что не заметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определенной сфере искусства. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления — книги, фильмы, телепередачи.
Статья является главным жанром аналитической журналистики. Статья дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности. Общеисследовательская статья анализирует широкие, общезначимые вопросы. Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. Полемическая статьяпредставляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы.
При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьезность фактов состоит в надежности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений. Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.
Журналистское расследование выделяется среди других жанров своим предметом. В центре его — заметное негативное явление (громкое преступление, чрезвычайное происшествие, напряженная обстановка в каком-либо регионе или на предприятии). Здесь обсуждаться должны общественно-значимые факты, а не обстоятельства личной жизни. Корректными должны быть как вопросы, так и ответы на них.
Источник
Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
Журналисты, если они относятся к работе с ответственностью и профессиональностью, должны уважать четкие и системные методы работы. Они разнообразны и зависят от ситуации.
Джон Мэррилл
Познавательная деятельность журналиста основана на взаимодействии научных, эмпирических и художественных способов освоения мира. Именно во взаимодействии рационально-познавательного и эмоционально-чувственного уровней заключается специфика и особенность журналистского познания.
В этом процессе журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности, как:
– познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);
– преобразовательная (изученный материал трансформируется в разных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих авторскую концепцию);
– воспитательная (стремление воздействовать на общественное сознание);
– оценочная (отражение явлений действительности в соответствии с идеалами автора);
– коммуникативная (осуществление обратной связи с аудиторией).
И в каждой отдельной позиции журналист использует разные способы толкования увиденных явлений и ситуаций, по-разному комментирует и истолковывает их.
«Методология не сводится к сумме определенных приемов и способов исследования, а предполагает разработку цельной системы особых принципов и подходов к изучению объектов, т. е. представляет собой системное образование, определяемое не только системой сложившихся знаний, но и особенностями журналистского познания явлений» [29, с. 10].
Эмпирические методы
Метод наблюдения носит целенаправленный характер и представляет собой довольно сложный процесс, отражающий особенности наблюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.
Социологи определяют наблюдение как прямую регистрацию событий очевидцем. В основе этого метода, пишет Г. В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним» [27, с. 42].
В ходе наблюдения за событием журналист выявляет его наиболее существенные характеристики, неприметные, на первый взгляд, детали, наблюдает за поведением людей. Изучая причинно-следственные связи между различными элементами события, корреспондент закладывает предпосылки для более объективного изучения и освещения фактов в своем будущем произведении.
Наблюдения классифицируются по нескольким позициям.
По способу организации:
– открытое (журналист сразу обнаруживает цели своего присутствия на наблюдаемом объекте);
– закрытое (журналист не сообщает о своих целях и тайно ведет наблюдение, обычно при изучении конфликтных ситуаций или в ходе журналистского расследования).
По степени участия в событии:
– включенное (журналист становится активным участником события);
– невключенное (наблюдение со стороны).
По условиям изучения предмета наблюдения:
– прямое (журналист наблюдает сам);
– косвенное (используются косвенные данные).
По временнóму признаку:
Впечатления, полученные журналистом в ходе наблюдения, должны быть проверены. Для этого социологи предлагают:
– максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению;
– при осуществлении наблюдения несколькими лицами их оценки необходимо сопоставлять и согласовывать;
– один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях, чтобы увидеть его с разных сторон;
– четко различать и регистрировать интенсивность, регулярность, периодичность, частоту наблюдаемых событий;
– не смешивать описание событий с их интерпретацией.
Метод проработки документов — один из наиболее распространенных в практике журналистики.
«Анализ документов — это изучение различных носителей информации: статистических сборников, архивов учреждений, организаций и частных лиц, писем и дневников, документальных кинолент, фонограмм и видеозаписей… Документальная база – огромный потенциал для журналистских произведений» [27, с. 146].
– по типу фиксации — рукописные, печатные, фото-, видео- и кинопленки, аудиозаписи, грампластинки, лазерные диски;
– по типу авторства — официальные и личные;
– по степени близости к объекту отображения — первоначальные и производные;
– по степени предназначенности для обнародования — созданные преднамеренно или непреднамеренно;
– по сфере деятельности, породившей документ, — бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.
Способы анализа документов:
– традиционный или качественный преломляется в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных с его помощью сведений;
– формализованный, основу которого составляет контент-анализ, требующий изучения большого количества однотипных документов по определенным параметрам; это трудоемкий способ, и в журналистике он применяется не часто, так как требует особых навыков.
Работа с документами требует навыков аккуратного ведения записей и следования определенным правилам:
– фиксировать название документа, фамилию, имя, отчество автора, дату и место изготовления, используемые страницы;
– цитаты из документа должны быть взяты в кавычки и сопровождены указанием страниц;
– цитаты, цифры, фамилии, имена обязательно проверяются после работы с документом;
– если документ не опубликован, необходимо записать его полное название, дату составления, указать наличие печатей и подписей, фамилии подписавшихся лиц, место и номер хранения;
– проверка документа на подлинность предусматривает исследовательское внимание не только к содержанию, но и к внешним признакам: форме, бумаге, шрифту; необходимо определить, какими источниками информации пользовался составитель документа.
Источник