- Способ аттестации экзамен зачет
- Приложение к письму Минобразования России от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
- 1. Общие положения
- 2. Планирование промежуточной аттестации
- 3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
- 4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
- Чем различаются зачет и экзамен?
- Терминология
- О нормах
- Дифзачет и промежуточная аттестация
- Кто принимает дифзачет?
- Кто допускается к сдаче дифзачета
- Критерии оценки
- Формы сдачи
- Если студент не явился
- О ведомостях
- Как проходит дифзачет
- О пересдаче перед получением диплома
- О практике
- Важные нюансы
- Разница между зачетом и экзаменом
- Сравнение
- Дифференцированный зачет
- Первая сессия: Как не завалить экзамены?
- Как и в в чем прийти на зачет или экзамен в школе и вузе
- Соблюдайте дресс-код
- Продумайте ответ согласно взятому билету и будьте лаконичны:
- Отключите мобильный телефон
- Подготовьте все необходимые предметы
- Говорите правду
- Будьте вежливыми и соблюдайте субординацию
- Придите на экзамен раньше
- Уважайте своих одногруппников
- Окажите знак внимания преподавателю
- Будьте уверенны в ходе ответа
Способ аттестации экзамен зачет
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
В соответствии с Программой организационно-методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998-2000 годы, утвержденной 25 марта 1998 года Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
Приложение
к письму Минобразования России
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:
— экзамен по отдельной дисциплине;
— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
— зачет по отдельной дисциплине;
— курсовая работа (проект)*;
* Подробное описание организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования содержится в «Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
1.3. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
1.4. Государственный образовательный стандарт в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее — Государственные требования) предусматривает объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию, и устанавливает верхний предел числа экзаменов, проводимых в учебном году, — не более 8 экзаменов.
Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственными требованиями.
1.5. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:
— соответствия уровня и качества подготовки специалиста государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части Государственных требований;
— полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
— сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.
2. Планирование промежуточной аттестации
2.1. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:
— экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;
— комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;
— зачета по отдельной дисциплине;
— курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государственными требованиями;
— контрольной работы по отдельной дисциплине.
При планировании необходимо, чтобы по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура», была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
2.2. При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам образовательное учреждение может руководствоваться следующим:
— значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
— завершенностью изучения учебной дисциплины;
— завершенностью значимого раздела в дисциплине.
В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.
2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам образовательное учреждение должно руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.
2.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов, как экзаменами по дисциплине и комплексными экзаменами по двум или нескольким дисциплинам, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее 6 дисциплин.
2.5. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться образовательным учреждением по дисциплинам:
— которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
— на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.
2.6. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, может предусматриваться образовательным учреждением по тем дисциплинам, которые в основном предполагают решение практических задач.
3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.
3.2. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам
4.1.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.
4.1.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине или дисциплинам.
4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.
4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.
Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
4.1.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается образовательным учреждением в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.
4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену:
4.1.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
4.1.6.2. В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
— наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.2.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа.
4.2.2. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена — не более трех часов на учебную группу.
Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена — не более трех часов на учебную группу.
Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями и т.п., принимаются двумя-тремя преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого студента.
4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
— уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Образовательные учреждения могут использовать другие системы оценок успеваемости студентов, согласованные с учредителем.
4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.
4.2.5. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия передачи и повторной сдачи экзамена определяются образовательным учреждением.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Источник
Чем различаются зачет и экзамен?
В высшей школе существуют различные способы контроля и проверки знаний студентов. Это не только экзамены и зачеты. Существует еще и такое понятие, как дифференцированный зачет по дисциплине. Что это такое, как он проводится и чем отличается от иных форм контроля знаний – об этом и пойдет далее речь.
Изначально надо разобраться с терминологией, с которой придется столкнуться. Итак, дифференцированный зачет – это одна из форм проверки усвоенного студентом материала.
Терминология
Нужно отметить, что такая форма контроля целесообразна и для оценки прохождения производственной и учебной практик.
Если же говорить самыми простыми словами, то дифференцированный зачет – это тот же зачет, но только в результате проведения которого ставится оценка.
К примеру, если по итогам дисциплины следует зачет, то студент может получить две оценки: «з» — когда преподаватель отмечает, что материал усвоен и «н/з» — когда лектор недоволен теми знаниями, которые получил учащийся во время изучения дисциплины.
Вся суть зачета в том, что если знания студента не отличны, но находятся в пределах нормы, то он может получить отметку «з». Дифференцированный зачет – это выставление преподавателем уже полноценной оценки за полученные студентом знания.
Нужно отметить, что дифзачет относится к одной из форм промежуточной аттестации. Суть ее в том, чтобы проверить усвоение студентами полученного материала.
Кроме дифзачета, существуют еще такие формы контроля, как экзамен или зачет. Считается, что лучшей формой промежуточной аттестации является письменный контроль, ведь он считается наиболее объективной и комплексной проверкой изложенных знаний.
О нормах
Важно также отметить, что все формы контроля должны регламентироваться базовым учебным планом. Это главный документ, согласно которому работает любая кафедра.
Это некий учебный план, график, где содержится информация о том, в каком семестре будет изучаться определенная дисциплина, сколько на это отводится часов, какое распределение между лекционными, семинарскими и иными видами занятий предусмотрено.
Также в учебном плане прописывается форма контроля, которая следует после завершения учебного курса.
Дифзачет и промежуточная аттестация
Также хочется отметить, что дифференцированный зачет может быть и формой промежуточной аттестации в рамках одной дисциплины. Так, к примеру, годовая дисциплина «История» после окончания первого семестра может завершаться дифзачетом, а по окончании целого курса – через год – экзаменом. Однако рассматриваемая форма контроля может также быть и самостоятельной, конечной.
Поняв, что дифференцированный зачет – это форма промежуточной аттестации, хочется рассмотреть также цели ее проведения. Их существует несколько:
- В первую очередь важно, конечно же, оценить уровень усвоенного материала студентом.
- Понять, насколько студент усвоил теоретическую часть, имеет ли представление о практической ее стороне (если дисциплина это подразумевает).
- Убедиться в том, что у студента развито образное и творческое мышление, которое просто необходимо при изучении определенных дисциплин.
- Ну и, конечно же, нужно понять, умеет ли учащийся синтезировать знания и трансформировать их для применения на практике.
Кто принимает дифзачет?
Обязательно надо рассказать обо всех нюансах, которые важно учитывать, если предстоит дифференцированный зачет по МДК.
В первую очередь, надо уяснить, что принимать у студентов дифзачет будет тот преподаватель, который «читал» курс. Это может быть как лектор, так и преподаватель, проводивший практические (семинарские) занятия.
Это лучше всего, ведь учитель видит, кто из студентов и как работал на протяжении отведенного на изучение дисциплины времени.
Кто допускается к сдаче дифзачета
Если студенту предстоит дифференцированный зачет по истории или иной дисциплине, нужно понимать, что к нему еще необходимо получить так называемый допуск.
Что же это такое? К примеру, если учащийся не ходил целый семестр на пары, и тем более не сдавал контрольные работы или рефераты, допуска у него точно не будет.
В каких же случаях его можно получить? Если будут сданы все контрольные рубежи и задания, предусмотренные не только рейтинговой системой, но и рабочим планом определенной дисциплины.
Критерии оценки
Проведение дифференцированного зачета завершается выставлением оценки студенту, согласно его знаниям. Оценочная шкала практически всегда такая же, как и при сдаче экзаменов. То есть преподаватель имеет право поставить студенту «5» — отлично, «4» — хорошо и т.д., до «2» — что означает неудовлетворительно. Однако надо отметить, что некоторые кафедры дифференцированный зачет также выставляют в виде букв «з» — зачет, или «н/з» — то есть незачет (что, впрочем, бывает крайне редко).
Форма оценки должна быть прописана в Положении о текущих и рубежных контролях, которые составляет каждая кафедра в отдельности.
Формы сдачи
Дифзачет может быть сдан в двух формах: устной и письменной. В первом случае оценку преподаватель должен огласить в день сдачи. Во втором – может быть оценка оглашена и через определенное время, которое может потребоваться на проверку написанных студентами работ.
Важно: оценка должна оглашаться до дня сдачи ведомости в деканат, чтобы в случае необходимости можно было ее оспорить или уточнить.
Если студент не явился
Бывает так, что студент не является для сдачи дифференцированного зачета. В таком случае в ведомость проставляется отметка «н/я», что означает «не явился». Такая же отметка может проставляться в том случае, если студент желает попасть на пересдачу. Однако это должно быть прописано в вышеупомянутом Положении.
О ведомостях
Также надо отметить, что существует два вида ведомостей:
- Зачетно-экзаменационная. Где проставляются все оценки по результатам промежуточной аттестации. Сдается она в деканат. После этого исправление или внесение в нее дополнений невозможно. Важно: студент должен знать, с какой отметкой отправилась в деканат ведомость.
- Балльно-рейтинговая, куда заносится то количество баллов, которые получил студент во время сдачи промежуточного контроля.
Как проходит дифзачет
Очень часто студенты интересуются тем, как проходит дифференцированный зачет по математике или иной дисциплине. Особенно, если сдавать его приходится впервые. Тут все просто. Все проходит по принципу обычного зачета.
Вот только лишь разница в том, что в результате студент получит оценку, а не просто отметку «з» или «н/з». Если дифзачет письменный, в аудитории будут находиться все студенты вместе. Каждый из них выберет себе билет, на вопросы которого и придется отвечать в письменном виде.
Если же дифзачет устный, то студенты будут заходить в аудиторию по одному или по несколько человек. Тоже тянется билет с вопросами, далее следует время, отведенное на подготовку, после чего – изложение материала преподавателю.
Считается, что письменная форма контроля дает возможность избежать субъективного отношения преподавателя к студенту. А устная разрешает понять, насколько глубоко и качественно учащийся усвоил предлагаемый материал.
Если окончено, к примеру, изучение дисциплины «Физика», дифференцированный зачет показывает уровень полученных студентом знаний.
Но зачем ставить оценку, если можно просто получить «з»? Так, важно понимать, что данная отметка будет учитываться во время расчета всех «отлично» и «хорошо» для получения диплома с отличием.
То есть надо понимать, что тройка по дифзачету может существенно подпортить картину.
О пересдаче перед получением диплома
В отдельных случаях студент имеет право пересдавать дифзачет, если он претендует, к примеру, на диплом с отличием.
Однако это непростая процедура, которая предусматривает предварительное ходатайство декана факультета или заведующего кафедрой.
В основном руководство разрешает пересдавать не более пары оценок для повышений рейтинга. Однако все эти нюансы должны быть прописаны в Положении.
О практике
Диффзачетом, в основном, заканчиваются все виды студенческих практик: производственных и учебных. В таком случае отметка должна выставляться до начала квалификационного экзамена. Отметка ставится комплексная: как усвоение теоретической, так и практической стороны.
Важные нюансы
Если студент заболел или по иным уважительным причинам пропустил сдачу дифзачета, сессия его может быть продлена. Альтернатива: могут быть установлены индивидуальные сроки сдачи промежуточной аттестации. Это все оформляется распоряжением декана факультета.
Разница между зачетом и экзаменом
Вполне очевидно, что студенческая жизнь далеко не такая беззаботная, как может показаться на первый взгляд. Затяжные семестры, сопряженные с посещением бесчисленных пар, сменяются безумно волнительными сессиями, от исхода которых зависит судьба будущего специалиста.
Неотъемлемыми элементами учебного процесса выступают зачеты и экзамены, позволяющие оценить качество усвоения студентами изложенного материала. Каждый из способов оценки знаний обладает своими особенностями и характеристиками.
Поговорим о них более подробно в рамках ответа на вопрос, чем отличается зачет от экзамена.
Зачет – форма проверки навыков и знаний студентов высших и средних специальных учебных заведений. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Способ аттестации устанавливается преподавателем. Зачетная неделя проходит перед началом экзаменационной сессии.
Впрочем, отметки о прохождении проверки могут выставляться и на последнем занятии по той или иной дисциплине. Многое в данном случае зависит от посещаемости и успеваемости студентов в течение семестра. Особо прилежные ученики нередко получают зачет «автоматом». К экзаменам студенты допускаются лишь после успешного прохождения предварительных проверок.
Результат фиксируется в зачетной книжке и ведомости. Испытание не имеет балльной оценки.
Экзамен – одна из форм проверки знаний. В высших учебных заведениях проводится во время сессий. Существует множество видов экзаменов, объединенных между собой схожими традициями. Среди них можно упомянуть школьные, институтские, военные, международные и прочие испытания.
Сам же термин «экзамен» переводится с латинского как «язычок» или «стрелка весов». Однако данное слово употребляется также в переносном значении: «оценка», «испытание». Система школьных экзаменов сложилась в эпоху петровских преобразований. Впоследствии она многократно реформировалась и претерпевала ряд изменений.
После Октябрьской революции 1917 года проверочные испытания были отменены и вновь вошли в школьную программу лишь спустя 15 лет. За это время власти также осознали необходимость внедрения приемных экзаменов при поступлении в вуз. Распад СССР и следующие за ним реформы внесли очередные изменения в систему российского образования.
В 2007 году на территории страны был введен единый государственный экзамен для выпускников школ и абитуриентов.
Сравнение
Рассмотрим отличия понятий в контексте высших и средних специальных учебных заведений. Зачет является промежуточным проверочным испытанием, которое проводится непосредственно перед началом сессии. По его результатам студент либо допускается, либо не допускается к экзамену.
По сравнению с последним зачет выступает более простой формой аттестации. Нередко он выставляется на основании сданных рефератов или курсовых работ. Особо прилежные и активные студенты, регулярно посещающие занятия по дисциплине, могут получить зачет «автоматом».
Данный метод проверки знаний не подразумевает наличия балльной шкалы оценок. Если испытание пройдено успешно, ученик получает отметку «зачет». В противном случае к оценке добавляется частица «не». Кроме того, зачет охватывает темы, пройденные в течение одного семестра.
Тогда как экзамен требует повторения всего изученного материала. Соответственно, подготовка к такой проверке является более сложным и длительным процессом.
Еще одно отличие зачета от экзамена состоит в том, что последний обладает балльной системой оценок. Отметка выставляется по шкале от единицы до пятерки и подлежит последующему занесению в диплом. Обычно аттестация проводится по билетам в устной или письменной форме. Каждый студент отвечает на свой перечень вопросов.
Получить экзамен «автоматом» удается крайне редко, и то в случае, если ученик согласен на оценку «удовлетворительно». Подобная проверка выступает неотъемлемой частью сессии. Незадолго до ее проведения преподаватели устраивают консультации, в ходе которых дают пояснения по перечню вопросов.
Обычно в день назначается не более одного экзамена, тогда как зачетов может быть несколько. Консультации по последним не предусмотрены.
Подведем итог, в чем разница между зачетом и экзаменом.
Зачет | Экзамен |
Проводится перед началом сессии | Выступает неотъемлемой частью сессии |
Зачастую выставляется на основании рефератов или курсовых работ | Проходит по билетам |
Может ставиться «автоматом» в случае регулярного посещения пар | Получить «автомат» практически нереально |
Не имеет балльной системы оценок | Отметки выставляются по шкале от единицы до пятерки |
Результат заносится в ведомость | Итог отражается в дипломе |
Охватывает темы, пройденные в течение семестра | Требует повторения всего изученного материала |
Не подразумевает организации консультаций | Преподаватели дают предварительные разъяснения по вопросам |
Может устраиваться несколько проверок в день | В течение суток организуется не больше одного испытания |
Дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет проводится в учебных заведениях в целях выяснения наличия у студентов знаний по конкретному предмету.
Дифференцированный зачет отличается от обычного зачета тем, что по результатам сдачи дифференцированного зачета преподаватель ставит оценку. Оценка по дифференцированному зачету учитывается при начислении студентам стипендии, аналогично тому, как происходит с экзаменом.
Таким образом, дифференцированный зачет – это тот же самый экзамен. Однако, сдать его студентам бывает сложнее. Ведь зачет не предполагает наличия экзаменационных билетов, в котором имеются несколько вопросов для ответов.
Зачет проводится сразу по всему курсу того или иного предмета, чтобы можно было наиболее глубоко проверить знания студентов. В отличие от дифференцированного зачета, где студенту могут быть заданы любые вопросы по изученному предмету, экзамен исключает возможность выхода за рамки экзаменационного билета.
То есть студент должен отвечать на экзамене строго по билету и вопросы ему преподаватель должен задавать по данному билету, а не по всему курсу предмета.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Однако, на деле правила проведения зачетов и экзаменов часто не соблюдаются. Нарушаются права студентов. Нередко происходит так, что ответив полностью по своему экзаменационному билету, студент направляется на пересдачу.
Так происходит потому, что он не смог ответить на другие вопросы преподавателя, которые не были связаны с темами вопросов экзаменационного билета. Студента проверяли на наличие комплексных знаний по всему предмету, вследствие чего возникла проблема.
Будучи недовольным ответом или поведением студента на экзамене, преподаватель ставит ему двойку или незачет. В этом случае студент может пожаловаться руководству учебного заведения на неправомерные действия преподавателя.
Готовясь к сдаче дифференцированного зачета, следует иметь в виду, что преподаватель будет задавать вопросы по всему курсу. Оценка по дифференцированному зачету будет поставлена не только в зачетную книгу студента, но и в диплом. Кроме того, оценка повлияет на размер стипендии, а в некоторых случаях – на ее наличие.
Потому что поставленная студенту тройка по дифференцированному зачету в большинстве учебных заведениях лишает студента права на получение стипендии. Законно ли проведение дифференцированного зачета или нет, законодательно не установлено. По общему правилу, оценки ставятся только при сдаче экзаменов. Поэтому к ним студенты готовятся более ответственно.
Однако, дифференцированный зачет сложнее экзамена, и «завалить» студента на нем проще всего.
Для того, чтобы разобраться в законности проведения дифференцированных зачетов в учебных заведениях, нужно обратиться к юристам. Они проанализируют действующее законодательство в области образования, и дадут исчерпывающую консультацию.
Достоверно известно, что дифференцированные зачеты устанавливаются тогда, если по данному предмету нельзя провести экзамен. Потому как в сессии должно проводиться определенное, установленное законодательными нормами, число экзаменов.
И если предмет в это число не укладывается, но знания по нему являются наиболее важными для студентов, то по этому предмету учебное заведение проводит дифференцированный зачет.
Но практика показывает, что иногда целью проведения дифференцированных зачетов является необходимость и желание отчислить студентов из учебного заведения.
Первая сессия: Как не завалить экзамены?
Одно дело — школьные выпускные и Единый госэкзамен, совсем другое — экзамены по-взрослому вузовским преподавателям. Разберемся, какие права есть у первокурсника.
ДОПУСК
Как гласит Положение о курсовых экзаменах и зачетах (положение, кстати, типовое, но каждый вуз вправе его дорабатывать и уточнять на собственный лад):
Студенты допускаются к экзаменационной сессии только при условии сдачи всех предусмотренных учебным планом зачетов, выполнения и сдачи (защиты) курсовых работ и проектов по всем дисциплинам учебного плана данного семестра.
Только по уважительной причине декан факультета может допускать до экзаменационной сессии студентов, не сдавших зачеты, работы, проекты по дисциплинам, по которым не установлены экзамены.
Для студентов, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим документально подтвержденным уважительным причинам, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.
РАСПИСАНИЕ
Расписание экзаменов утверждается ректором и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее чем за месяц до начала экзаменов. Оно составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзамену по каждой дисциплине было отведено не менее 3 — 4 дней.
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ
Отправляясь на экзамен или зачет, студент обязан иметь при себе зачетную книжку, которую предъявляет экзаменатору в начале экзамена. Экзаменатор проставляет в ведомость номер зачетки, для чего имеет право открывать зачетку только на первой странице. И лишь после внесения оценки в ведомость он может открыть зачетку на нужной странице, чтобы вписать в нее оценку.
Ситуация, когда преподаватель открывает зачетку, видит не очень хорошие оценки по другим предметам и бросает студенту: «Ну и у меня на хороший балл не рассчитывай!» — незаконна. Оценки на экзаменах выставляют за знание предмета, а не «по совокупности общих заслуг».
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ У ЭКЗАМЕНАТОРА
Экзамены проводятся только при наличии экзаменационной ведомости, в которой отмечены не допущенные до экзаменов студенты. Не принес экзаменатор ведомость — экзамен считается незаконным. Отговорки: «Потом все в деканате проставлю» — не принимаются. Мало ли что потом нарисует впечатлительный преподаватель.
Экзамен проводится по билетам в устной или письменной форме, в том числе и в форме тестирования. Форма проведения и содержание экзамена определяются рабочей программой дисциплины. Разрешено использовать технические средства (компьютеры в том числе).
Экзаменаторам предоставляется право задавать вопросы студентам сверх билета, а также задачи и примеры по программе данной дисциплины. А экзаменационные билеты утверждает заведующий кафедрой.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. НАШ — НЕ НАШ
Экзамены принимаются лекторами данного потока. Зачеты проставляют преподаватели, руководившие практическими, лабораторными, семинарскими занятиями или читающие лекции на потоке по данной дисциплине.
Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основании представленных рефератов (докладов), предусмотренных учебным планом, а также выступлений студентов на семинарах.
Разрешается сдавать зачет по одному и тому же предмету только три раза. Потом студент не допускается до сессии с последующим отчислением из учебного заведения. Пересдача зачета происходит в свободное у преподавателя время.
КУДА СТАВЯТ ДВОЙКУ
Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости.
Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если неявка по неуважительной причине, декан факультета после экзамена проставляет неудовлетворительную оценку.
Студенты, получившие во время сессии не более двух неудовлетворительных оценок, должны исправить оценки в установленные деканом сроки ликвидации задолженности (в каникулярное время или в первые две недели следующего семестра).
КОГДА ОТЧИСЛЯТ?
По представлению декана факультета приказом ректора из высшего учебного заведения отчисляются студенты, имеющие академическую задолженность:
не сдавшие в сессию экзамены по трем или более дисциплинам;
не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность за семестр;
переведенные на следующий курс и не ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок (при этом студент считается отчисленным с того курса, с которого он был переведен). Правило касается тех, у кого задолженности накопились за весеннюю сессию;
не выполнившие программу производственной практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, если студент уже имеет две неудовлетворительные оценки по курсовым экзаменам.
ПЕРЕСДАТЬ И ЗАБЫТЬ?
Пересдача проваленного экзамена в период экзаменационной сессии не допускается. В отдельных случаях при наличии уважительных причин декан факультета может разрешить студентам пересдачу одного экзамена в период экзаменационной сессии. Но — внимание! — тому же экзаменатору по дисциплине, по которой получена неудовлетворительная оценка.
Пересдача неудовлетворительной оценки по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Вторая пересдача (третья по общему счету попытка) осуществляется уже только комиссии.
Кто какой оценки заслуживает?
При выставлении оценки преподаватель должен руководствоваться Инструктивным письмом Минобрнауки.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные программные задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как и в в чем прийти на зачет или экзамен в школе и вузе
Зачет и экзамен в процессе обучения в вузе – это демонстрация Ваших успехов в обучении, перспективности как будущего специалиста и раскрытия личностного развития. Поэтому не следует к такому мероприятию относиться как к некоей формальности.
Хоть где: начиная школой и заканчивая кандидатскими экзаменами в аспирантуре. И даже в том случае, если Вы действительно хорошо знаете материал и уверены в своих силах.
Как известно, правило «По одежке встречают – по уму провожают» — никто не отменял, поэтому крайне важно в чем прийти на зачет или экзамен. Это касается не только того, что вы будете говорить, но и того, как вы будете это говорить и как смотреться в глазах экзаменатора или комиссии.
Вот те десять правил, которые помогут вам с честью сдать зачет или экзамен, получив не только хорошую оценку, но и радость от прошедшего дня.
Соблюдайте дресс-код
Как и в любой уважающей себя компании, в учебном заведении, а в вузе – тем более, существует строгий дресс-код. Особенно это актуально, когда речь идет об официальном мероприятии или встрече. А именно таковым и являются зачет или экзамен. Причем дресс-код распространяется и на преподавателя тоже.
Мужчина должен прийти в однотонной рубашке светлого или бежевого цвета, при галстуке в тон рубашки, допускается с коротким рукавом, если это – летнее время года, в классических темных брюках, а также в костюме.
Брюки должны быть начищенными и не содержать подтеков или пятен, а носки не должны выглядывать или контрастировать с цветом брюк: это производит попросту карикатурное впечатление. Например, черные брюки – черные и носки (а не белые или бежевые).
Обувь также должна быть выполированной и официальной и желательно – отблескивать в тон брюк. Для этого существуют гигиенические кремы и салфетки.
Джинсы, шорты и спортивная одежда здесь явно не подходят, поскольку в противном случае студент может быть воспринят экзаменатором как человек, легкомысленно относящийся к обучению, и априори составить о нем негативное мнение.
Очевидно, что это может не лучшим образом сказаться и на оценке, и на дальнейших отношениях с педагогом (если у него предстоит учиться и в дальнейшем). Для девушек – те же правила: меньше косметики, украшений, необходимо выглядеть консервативно, в плательном или брючном костюме, чтобы вся одежда была в тон. И, само собой, никаких мобильных гаджетов: смартфонам, плеерам, планшетам – не место на экзамене. Многие вузы и вовсе не разрешают их использование в ходе учебного процесса.
Продумайте ответ согласно взятому билету и будьте лаконичны:
В этом случае, согласно регламенту, у Вас будет время (в пределах 45 минут) для того, чтобы законспектировать ответ и продумать ход его изложения. Не торопитесь и излагайте мысли последовательно.
При этом не нужно давать чрезмерно развернутый ответ: экзаменатор об этом и так знает, ему необходимо убедиться, что Вы владеете материалом в принципе и можете это изложить устно и (или) письменно. Этого – вполне достаточно для получения положительной оценки и формирования позитивного мнения.
Если же ответ на зачете предполагается сразу (вопрос задается преподавателем без билета) – то также следует не показывать свое беспокойство, а последовательно и лаконично излагать свои мысли.
Например, на зачете по русскому языку ответом на вопрос: «Какие разряды имен прилагательных Вы знаете?» достаточно будет сказать: «Существуют качественные, относительные и притяжательные». Если преподаватель сочтет необходимым проверить значение каждого из этих терминов, он сам Вам задаст этот вопрос.
В любом случае, не забывайте, что задача преподавателя – не «помучить» Вас, а убедиться, что обучение оказалось успешным. Кроме того, помните о том, что кроме Вас есть и другие студенты, которым тоже необходимо сдать зачет или экзамен, а у педагога день – не резиновый.
Отключите мобильный телефон
Помните, что Вы пришли сдавать экзамен и, тем самым, формировать свое реноме как о студенте или аспиранте. А телефон может здесь оказаться Вашим врагом в самом прямом смысле слова (например, если он зазвонит во время ответа или подготовки к нему). Нет такого разговора, который нельзя перенести на час! И любой здравомыслящий человек это понимает.
Подготовьте все необходимые предметы
Их должно быть по минимуму: лист бумаги (часто раздается у преподавателя, могут быть выданы два листа, один из которых можно использовать как черновик), шариковую ручку, резинку, карандаш, линейку, циркуль и транспортир (последнее – при необходимости), а также зачетную книжку и студенческий билет.
Не допускается использование конспектов и учебников, на время сдачи экзамена они должны быть оставлены у одногруппников. Все посторонние записи могут быть расценены как заранее заготовленные «шпаргалки», и при обнаружении их использования бедут не только снижена оценка, но и студент может быть удален.
Говорите правду
Если не знаете ответ на какой-то вопрос преподавателя – ничего страшного в этом нет. Еще Платон сказал, что «я знаю только то, что я ничего не знаю».
Всего знать нельзя, каким бы Вы целеустремленным и ответственным студентом ни были! Но надо честно и ответить преподавателю, который, возможно, и в душе оценит Вашу честность, не снизив оценку (особенно, если этот материал не входил в базовый курс), либо задаст другой вопрос, который легче по содержанию.
Будьте вежливыми и соблюдайте субординацию
Никакого панибратства! Причем даже тогда, когда разница в возрасте между Вами и педагога невелика. Существуют общепринятые обращения: «Добрый день!» или «Здравствуйте!», а по окончании встречи необходимо поблагодарить преподавателя за уделенное внимание и вежливо попрощаться с ним.
Придите на экзамен раньше
Расписание может измениться, место его приема – тоже: следуйте указаниям деканата или заведующего кафедрой, на которой проводится экзамен. Заранее подготовьтесь, еще раз мысленно вспомните учебный материал, систематизируйте его в мыслях и приготовьтесь к его последовательному и грамотному изложению в ходе сдачи зачета или экзамена. Идеальное время – 20 минут до начала экзамена.
Уважайте своих одногруппников
Они – такие же люди, как и Вы, и цель у них – одна и та же. Поэтому нельзя стараться пройти вперед, кого-то расталкивать или, тем более, оскорблять: ведь это же – Ваши будущие коллеги! Можно ли так себя вести с коллегами? Ответ очевиден.
Окажите знак внимания преподавателю
Если он вам нравится – ничего страшного в этом нет: напротив, это – Ваше уважение к труду педагога, который более чем нелегок. Но сделать это можно лишь после экзамена или зачета.
Например, можно подарить коробку конфет, открытку, подписанную в стихах, красивую записную книжку или просто букет цветов.
Это – не взятка, это – такое же банальное правило, которое существует, например, в театре – дарить цветы артистам по окончании спектакля.
Будьте уверенны в ходе ответа
И Ваша речь, и Ваша мимика, и построение фраз – все должно свидетельствовать о том, что Вы – компетентны в вопросах, которые Вам адресованы. Ведь зачет или экзамен – это именно проверка Вас как будущего специалиста.
Представьте сами, пошли бы Вы к врачу, который все время заминается и колеблется, или к мастеру, который не знает, как лучше отремонтировать Ваш ноутбук? Следовательно, уверенность – залог не только успешной сдачи экзамена, но и будущего профессионального успеха.
Как видно из этой статьи, ничего фантастического здесь нет. Все это – вполне очевидные вещи. Соблюдение этих нехитрых правил покажет Вам, что сдача зачета или экзамена – вполне Вам по силам.
Источник