- Нормы артикуляции. Правильное произношение согласных звуков
- Артикуляция звуков речи. Правильная артикуляция согласных, гласных — ДИКТОРЫ.com
- Постановка свистящих звуков
- Необходимость постановки правильного произношения свистящих звуков
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Постановка свистящих звуков с помощью подражания
- Постановка свистящих звуков механическим способом
- Постановка свистящих звуков от других звуков
- Постановка от Т и Ть
Нормы артикуляции. Правильное произношение согласных звуков
Что такое артикуляция и зачем она нужна?
Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.
Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).
Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее.
Артикуляция согласных звуков
Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.
Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.
При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.
В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
- Место образования. Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
- Способ образования.Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
- По уровню шума (по степени его интенсивности). По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
- Глухие и звонкие. Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
- Твердые и мягкие. Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией
Источник
Артикуляция звуков речи. Правильная артикуляция согласных, гласных — ДИКТОРЫ.com
Сзади твердого н ёб а слизистая оболочка формирует складку — мяг к ое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя ч ас ть остается свободной и переходит в язычок. П р остранство между мягким нёбом и корнем языка называется зе во м. За зевом идет полость глотки, разд ел яющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхател ьно го горла. На первом кольце ды хательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием г орт ани и остается неподви ж ным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других х р ящей. На узкой, обращенной вперед ч а сти перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ. По обе стороны задней рас ши ренной части находятся два меленьких черпаловидных хряща. Голо со вые связки натянуты между щ ит овидным и черпаловидными хрящами таким образом, что м е жду связками остается го л осовая щель.
Щитовидный хрящ может по дн иматься и опускаться, а черпал ов идные — смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голо со вые связки натягиваются и расслаб л яются. Высота тона зависит от напряжения и длины голо со вых связок (у женщин голос выше, так к ак у них связки короче, чем у мужчин). За гортанью след уе т дыхательное горло или трахея, бр онх и и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчива ющ иеся пузырьками — альвеолами. Легк и е представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости. Л ег кие ограничены снизу диафрагмой — мышечным ко ло колом, отделяющую грудную полость от брюшной.
Когда мы произносим гласные звуки, выдох д ол жен быть совершенно беззвучн ы м и теплым. Артикуляция звука У — рот складываем трубоч к ой. Воздух выдыхаем в у зк ое кольцо губ.
Звук Ы — губы раскры ва ем, зубы раздвигаем на расстояние ми зи нца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выд ых аемый воздух не должен стлать ся по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в с ер едину отверстия между зубами.
Артикуляция звука И — расстояние меж ду зубами — кончик мизинца, верхняя че лю сть над нижней (правильный прикус). Во время выд ох а следим, чтоб воздух шел прямо в от верстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе бу д ет свист.
Звук О — рот в кольцо, б ол ее широкое, чем на У. Воздух выхо д ит теплой, широкой струёй.
Прежде чем пр ист упить к артикуляции звуков А и Э, следует нау чи ться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем гу б ы, зажмем пальцами нос и произнесем не ск олько раз звук М (м-м-м). Ясно ощущается поднятие нёбной зан ав ески, расширение гортани и если обхв а тить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед. Проделы ва йте эту гимнастику в течении двух не дель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-н аст оящему, сохраняя тоже положение.
Звук Э — губы раскр ы ваем горизонтально, расстояние м еж ду зубами — большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска п ри поднята. Выдох направляем в се ре дину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А — го рт ань открыта широко, нёбная занавеска под н ята, рот — большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Вы д ох очень теплый.
Когда ус во ена артикуляция гласных звуков в отде ль ности, начинаем сочетать звуки:
У — У — Ы — Ы
У — У — И — И
У — У — О — О
У — У — Э — Э
У — У — А — А
Следим за равно ме рностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя в ыд ыхать толчками) и за точностью открытия рта и разж им ания зубов. Нужно обратить в привычку пр ав ильное движение диафрагмы. С каждым днем делайте уп ра жнение быстрее и быстрее. Требу ет ся довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной л егк ости.
Артикуляция согласных звуков
Согласные звуки, также к ак и гласные, должны быть поставлены на пра вильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи. Надо ясно п ре дставлять, какие части реч ев ого аппарата (язык, зубы, губы) уча ст вуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для п ро изношения согласной. Согласный звук надо про из носить ярче и сильней, чем в разго во рной речи. Механизм вб ир ания воздуха при произношении гласных, ос та ется таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не зад евал связок (при сильном выдохе) и не стл а лся по полости рта (при слабом выдохе).
Звук П — образуется при ра змы кании губ. Закройте рот, возьмите воздух, по ль зуясь нижним дыханием, подведите его к со мк нутым губам и разорвите их силой во зду шного потока.
Звук Д — также образуется движе н ием языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воз ду ха язык отрывается вниз.
Звук Х — образуется при сбли же нии задней спинки языка с мягким нёбом. Если прои зн осить звук Х на сильном выдохе, он будет ре зк ий, неприятный. Если же с легким вы дох ом провести его через гортань, получится тихий, м ягк ий звук.
Звук К — происходит при см ык ании тех же органов речи, у мал ен ького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально вы бр асывается из гортани.
Звук Г — также проис ход ит при смыкании задней спинки я зы ка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите «аг-г-гу». Вы яс но ощутите то место, откуда исх од ит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чи сты й, без примеси К или Х.
Артикуляция звука Н — язык си ль но прижимаем к нёбу. Кончик яз ыка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образ ую т горизонтальную щель. Легкую струю в о здуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пал ьц ами ноздри и зафиксируйте полож ен ие речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открыты м носом, не усиливая и не ослабляя зв ук а, иначе Н будет с примесью гнусавости.
Звук М — произно с ите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расш ир ение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слег ка разрывая их. Зафиксируйте полож ен ие рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым но сом , не ослабляя губ и не усиливая зв у ка, чтобы звук не стал гнусавым.
Звуки В и Ф — происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В — один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.
Артикуляция звука Л — внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р — получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч — губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц — язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.
Звук С — язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш — зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ — поло ж ение рта — как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.
Звук З — полож ен ие рта — как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж — зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц, если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:
П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц
После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные — мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ, т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ — звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.
ЛЬ — размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ — язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.
Источник
Постановка свистящих звуков
Дети начинают правильно произносить свистящие звуки к 3-4 годам. Но все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей возникают проблемы с артикуляцией, в результате чего они неправильно произносят С и другие свистящие звуки. Они могут заменять их на другие, произносить межзубно, либо при произношении язык пропускает воздух через боковые края – в итоге мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда эти звуки и вовсе опускаются.
Если не предпринять соответствующие меры, то речевой дефект сохранится и во взрослой жизни. Чем раньше начата коррекция, тем проще будет избавиться от нарушений речи, поэтому не нужно откладывать поход к логопеду на потом.
Необходимость постановки правильного произношения свистящих звуков
Нарушения речи, которые появились в детском возрасте, во взрослой жизни могут привести к серьезным сложностям в общении. Крайне важно поставить правильное произношение свистящих и других групп звуков, чтобы избежать проблем в коммуникации.
Как правило, неправильное произношение каких-либо звуков является нормальным явлением для детей до 4 лет. Это понятно, ведь правильное произношение не дано нам с рождения – это умение нужно развивать. Но если после 4 лет проблемы остаются, то в случае с шипящими и свистящими звуками, речь идет о таких нарушениях, как сигматизм и парасигматизм.
Сигматизм – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков в мягкой и твердой форме (фактически эти звуки отсутствуют в речи ребенка). Если ребенок заменяет эти звуки другими, то здесь речь идет о другой форме нарушения – парасигматизме. Эти дефекты приводят к тому, что при произношении слов ребенок допускает грубые ошибки, в результате чего окружающим становится трудно его понять (особенно при боковом сигматизме, который является одной из самых сложных форм данного дефекта). На фоне этого развиваются психоэмоциональные проблемы ребенка, он может замыкаться в себе и испытывать серьезные проблемы с коммуникацией, что приводит к заниженной самооценке.
В частности, из-за неправильного произношения может быть такое нарушение как дисграфия – расстройство письменной речи, которое заключается в специфических повторяющихся ошибках во время письма (замена, перестановка букв и т.д.).
Артикуляционная гимнастика
Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной).
Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных упражнений. Вот несколько примеров таких упражнений для губ:
- «Улыбка». Нужно улыбнуться так, чтобы были хороши видны нижние и верхние зубы. Такое положение нужно удерживать в течение 5-7 секунд.
- «Трубочка». Нужно вытянуть губы трубочкой и длительно произносим звук У без участия голоса. Второй вариант – губы нудно вытянуть слегка вперед, образуя своеобразный квадрат. Зубы при этом сомкнуты.
- «Зайчик». Улыбаемся, чтобы хорошо были видны нижние и верхние зубы. Поднимаем верхнюю губу, наморщив нос, затем опускаем обратно. Опускаем нижнюю губу, открываем нижние резцы. Зубы и губы должны быть сомкнуты. Количество повторений – 5-7 раз.
- «Двери открываются». Неторопливо открываем рот, чтобы между нижними и верхними зубами было расстояние в 1-1,5 см. Губы нужно удерживать, как в упражнении «Улыбка».
Упражнения для языка:
- «Блинчик». Широкий язык, не напряжен. Нужно положить его на нижнюю губу. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа также не напрягалась. Верхние зубы при этом хорошо видны (как в положении «Улыбка»).
- «Качели». Поднимаем широкий язык за верхние резцы, а затем опускаем его на нижние. Упражнение выполняется под счет, количество повторений – 8-10 раз.
- «Чистим зубки». Улыбаемся, показав зубы, затем кончиком языка «чистим» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, затем – снизу-вверх.
- «Горка». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот и кончик языка кладем за нижние зубы, выдвигая среднюю части спинки вперед (формируется своеобразная «горка»).
- «Киска сердится». Улыбаемся, показывая зубы, затем открываем рот. Кончик языка – за нижние резцы, после чего выгибаем спинку языка и поглаживаем ее верхними зубами. Важно, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
- «Горка высокая – горка низкая». Кончик языка опускаем за нижние резцы, выдвигаем среднюю часть спинки языка вперед. Продолжаем удерживать кончик языка за зубами, оттягивая среднюю часть спинки языка вглубь. Количество повторений – 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика обучает ребенка правильному выдуванию струи воздуха из легких. Для примера приведет несколько упражнений:
- «Ветерок». Дуем сквозь сближенные губы, контролируя выдыхаемую воздушную струю при помощи полоски бумаги, поднесенной ко рту.
- «Загони мяч в ворота». Вытягиваем губы вперед трубочкой, дуя на ватный шарик (он лежит на столе). Нужно загнать этот шарик струей воздуха в импровизированные «ворота».
- «Кто дальше загонит мяч?» Улыбаемся, положа широкий передний край языка на нижнюю губу, как будто произнося длительно звук Ф, сдуваем ватный шарик на противоположный край стола. При этом нижняя губа не должна натягиваться на нижние резцы. Важно следить, чтобы ребенок не надувал щеки, т.е. чтобы он произносил звук Ф, а не Х.
- «Фокус». Улыбаемся, приоткрываем рот. Затем нужно положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его боковые края были прижаты, а в середине образовался желобок. Сдуваем кусочек ваты, положенный на кончик носа. Струя воздуха должна идти именно посередине языка – только так ватка полетит вверх.
Постановка свистящих звуков с помощью подражания
Подражание – это один из самых действенных способов постановки свистящих звуков. Объясняется это вполне естественными причинами – все дети склонны к копированию действий взрослых, поэтому занятия оказываются эффективными. В то же время нужно отметить, что эта техника дает результат при незначительных нарушениях звукопроизношения у детей.
Суть метода в том, что логопед и ребенок располагаются перед большим зеркалом. Взрослый должен медленно произносить С (или другой свистящий звук), акцентируя внимание ребенка на положении языка и губ во время произношения.
Можно заранее проговорить то, что он должен делать (к примеру, при произношении звука С):
- Открой рот и улыбнись.
- Распластай свой язычок, напряги его кончик и упрись им в нижние зубы.
- Теперь выдыхай струю воздуха, чтобы по языку прошел «ветерок».
Дети видят, как это делает взрослый, поэтому всячески стараются повторить за ним.
Постановка свистящих звуков механическим способом
Постановка звуков может предполагать использование механического воздействия. Для этого подойдут логопедические зонды, палочка от чупа-чупс, спички, счетные палочки и т.д. Важно следить, чтобы все используемые предметы были чистые и индивидуального назначения.
Последовательность действий следующая:
- Ребенок растягивает губы в улыбке.
- Кончик языка должен касаться нижней челюсти.
- Затем логопед просит ребенка выдувать воздух.
- Воздух должен проходить по средней линии до кончика языка.
- Во время выхода струи воздуха, середина языка слегка прижимается зондом, образовывая желобок. Инструмент нужно просунуть на 2 см, после чего надавливают и двигают с разной силой на язык во время выхода воздушной струи.
- Затем специалист устанавливает, в каком именно положении слышен звук (в данном случае, звук С).
Результат достигается регулярными тренировками. В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка свистящих звуков от других звуков
Правильное произношение свистящих звуков возможно и от опорных звуков.
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.
Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. То же со звуком [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».
Постановка звука С от Ш:
- Ребенок должен тянуть Ш.
- В это время необходимо, чтобы он медленно продвигал язык вперед – от альвеол к верхним зубам. При этом язык не должен отрываться от нёба. Верхние зубы находятся прямо над нижними.
- Если слышно прерывистое звучание звука, то это значит, что при перемещении языка, ребенок отрывает его от нёба. Нужно сказать ребенку, чтобы он приоткрыл рот и сделал движение языком, глядя прямо в зеркало.
- При таком движении языка в произношении будет слышаться немного смягченный звук Ш, затем неясный свистящий звук и в дальнейшем правильный звук С. Это будет возможным только в том случае, если резцы будут закрыты. Если рот будет приоткрыт, то звук С будет неточным.
- Когда он научится более-менее произносить четкий звук С, нужно сказать ребенку, что у него получился звук, который напоминает «свист» комара.
- Затем нужно потренировать с ребенком этот «свист». Пусть он ставит язык в то место, где у него получается этот звук.
- Затем при произношении звука С, ребенок должен сомкнуть зубы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (т.е. закрыть рот). В этом положении он должен продолжать повторять «свист» комара.
- Когда он свободно будет произносить изолированный звук С, скажите ему, какой звук он выговаривает.
Постановка от Т и Ть
Рот ребенка слегка приоткрыт (зубы не сомкнуты). Ребенок должен произносить Т на выдохе (будет слышно подобие «тсссссс»). Затем ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и продолжить выговаривать Т на выдохе. При таком произношении будет слыша свистящая С. Звук Сь произносится аналогично от мягкого Ть.
Постановка от правильного Сь
Нужно попросить ребенка вслед за вами (по подражанию) произнести мягкий звук Сь. Посмотрите, где у него находится кончик языка:
- Кончик языка может упираться в основание верхних зубов, либо в верхние резцы. В этом случае нужно начинать ставить звук С.
- Кончик упирается в нижние зубы. Придется учить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.
Постановка Сь при верхнем положении языка выглядит следующим образом. Нужно прислонить кончик языка к верхним зубам и в этом положении произносить Сь. Приоткройте рот, чтобы ребенок видел движение ваших артикуляционных органов. Затем попросите ребенка произнести Сь так же, как и вы.
Когда ребенок научится этому, можно переходить к окончательному закреплению. Выполняются следующие упражнения:
- Тянем звук. Ребенок улыбается и достаточно продолжительно выговаривает С. В это время нужно подставить ладонь ко рту (при произношении должен идти чуть прохладный звук).
- Округляем губы. Продолжаем выполнять упражнение и держать ладонь у рта, ребенок округляет губы, вытягивая их в трубочку (как при произношении звука У). Можно показать на примере, как это делается.
- Следите за воздухом. При выполнении всех действий воздушная струя должна быть непрерывной.
- Достигаем произношения твердого С. Если у ребенка не получается, объясните ему, что его основная задача – он должен продолжать дуть на ладонь, при этом струя будет становится все более теплой, пока воздух не станет горячим.
- Произносим [су]. Данное упражнение помогает достичь желаемого твердого звука С. Важно продолжать следить за горячим воздухом.
Постановка от звука Ц
Этот вариант постановки используется не так часто, но знание об этом будет полезно любому логопеду. Ребенок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг – звук С. Сложность заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на возможность услышать этот звук.
Важно понимать, что все упражнения можно проводить и в домашних условиях. Все нужно проводить постепенно, т.е. ставить звук поэтапно: сначала изолированно, затем подключая слоги и т.д. Важен принцип поэтапной коррекции, не приступая ко второму этапу, пока не пройден первый. Важно не терять время и если ребенку уже исполнилось 4 года, но он не выговаривает свистящие звуки, то нужно обращаться за помощью к логопеду.
Источник