Аристотелевская теория доказательства
Содержание:
Тип работы: | Реферат |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Введение
Изучение логики, знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, развивает умение мыслить более «умно», вырабатывает критическое отношение к своим и чужим идеям.
Современная логика включает в себя две относительно самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, что отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Логическая проблематика и тем более логика как наука не могла возникнуть до того, как само мышление стало субъектом познания, но она могла стать субъектом мышления и познания только в сравнении с тем, что противопоставляется ей как мыслимой, т. е. в сравнении с бытием. Однако постановка вопроса о связи мышления и бытия, свидетельствующая о наличии философских проблем, ещё не означает рождения логических проблем в собственном смысле слова, тем более науки логики.
Логическая проблематика возникает тогда, когда возникает вопрос о том, каким условиям должно отвечать мышление, чтобы познание и цель логики, истины, были реализованы, или, иначе говоря, когда ставится вопрос о правильном мышлении.
Говоря о происхождении логической проблематики в Древней Греции, вряд ли можно указать на более раннюю дату, чем время появления доктрин: (1) Парменид Элейский, родившийся около 540 г. до н.э., и (2) Гераклит Эфесский, живший около 530-470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить только со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной логикой. Это название было дано ей потому, что она появилась и развивалась как наука о формах мышления. Аристотель, однако, в своих трудах выходил за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно в его трактате «Топика».
Кроме Топики, Аристотель в своих работах посвящал важные вопросы логики: Первая аналитика», «Вторая аналитика», «О софистических размышлениях», а также в некоторых отрывках из «Метафизики».
Аристотель в своих работах придавал большое значение определению природы понятия и отношений между понятиями, поскольку одна из логических функций понятия заключается в том, чтобы мысленно различать по определенным признакам объекты, интересующие нас в практике и познании.
Логическая система Аристотеля
Доктрина концепции и предложения
Логика Аристотеля — это в основном логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями было предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было разъяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как то, что в силу своей природы относится ко многим объектам. То, что во многом относится к сущности, дает понятие о роде. То, что относится к роду и может быть выведено из него, является свойством.
Если свойство по своей природе отличает целую группу объектов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие вида. И если к свойствам вида и рода присоединяется свойство одного объекта, которое его отличает и отличает от любого другого, то такое свойство дает понятие о том, что на самом деле принадлежит данному объекту, о его собственном признаке.
По мнению Аристотеля, ни одно понятие не может быть полностью адекватно его объекту. Каждый отдельный объект, кроме свойства, которое его характеризует, имеет некую неопределенную подложку, которая показывает свойство, отличающее этот объект от других. Этот субстрат сам по себе является неопределенным, он не может быть выражен в понятии. Поэтому единственный объект не может быть исчерпан с помощью понятия и адекватно отражен в нем.
Понятие, взятое само по себе, не образует предложения. Но и простое соединение понятий еще не является речью. Для возникновения речи необходимо произнести изречение. Это происходит, когда соединение понятий содержит в себе утверждение одного о другом или, наоборот, отрицание. Там, где это произошло, есть предложение.
Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы. Одно из них состоит из утвердительных и отрицательных предложений (в первом объединены понятия, во втором они отделены друг от друга). Вторая группа состоит из истинных и ложных предложений. Для логики Аристотеля различие между истинными и ложными предложениями является фундаментальным. Он называет истинными предложениями те предложения, которые утверждают связь понятий, как их объектов, взаимосвязаны в реальности. Ложные предложения — это предложения, которые либо соединяют то, что отделено в реальности, либо отделяют то, что соединено в реальности.
Объединение обоих оснований для классификации предложений дает возможность их разделения:
- утвердительные истинные;
- отрицательные истинные;
- утвердительные ложные;
- отрицательные ложные.
Третье основание для классификации предложений определяется характером их общности. То, что указано в предложении, может относиться к одному субъекту или к совокупности субъектов. Предложение, в котором высказывание относится к одному объекту, является единичным.
Предложение, в котором высказывание относится ко всем объектам известного вида, является общим. Предложение, в котором утверждение относится не ко всем, а к нескольким объектам вида, является частным. Кроме того, Аристотель различает предложения, называемые неопределенными предложениями. Это предложения, в которых неясно, к какой части класса относится утверждение.
Четвертым основанием для классификации предложений является их способность быть высказываниями возможностей, реальности и необходимости. При разграничении этих трех видов предложений имеется в виду не отношение мысли к нашей мысли, а способность предложения представлять реальное состояние, то есть то, что относится к самой сущности объектов. В этом смысле, например, то, что считается возможным, — это не то, что признается таковым, а то, что возможно само по себе.
Теория силлогизма
Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля — это его теория силлогизма. В «Первой аналитике», в которой представлена теория силлогизма Аристотеля, говорится, что «силлогизм — это речь, в которой, если что-то предлагается, то обязательно следует нечто отличное от предложенного, в силу того, что предлагаемое есть». Силлогизм состоит из трех предложений, два из которых являются пареолями, а третье — заключением.
Исследуя структуру силлогизмов, он представляет все термины в них буквами, т.е. вводит переменные в логику.
С этой точки зрения переменные следуют всему характеру логики Аристотеля. Логика — это не конкретная доктрина определенных вещей или терминов. Логика — это наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных.
Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: «Каждая Б — это А; каждая В — это В; следовательно, каждая В — это А». Только позже он был интерпретирован как вывод, а в самом Аристотеле силлогизм — это импликация (логическая операция, образующая сложное утверждение посредством логического соединения).
Важно, что силлогизм-импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация, силлогизм Аристотеля является предложением и поэтому должен быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть как правильным, так и неправильным, но он не может быть ни истинным, ни ложным, потому что это не предложение, а ряд предложений, не сплавленных в форму единства.
Анализируя формы силлогизма, Аристотель выделил три основных вида (три «фигуры»), в которые все его отдельные «модус» (свойство объекта, присущее ему только в некоторых состояниях) могут быть сведены. Принцип, на основании которого Аристотель разделил модус силлогизма на фигуры, заключался в положении среднего члена как субъекта или предиката предложений.
Целью силлогизма является обоснование отношения А к Б. Для этого необходимо найти что-то общее как для А, так и для Б. Это можно найти тремя способами:
- Утверждение А относительно С, а С относительно В;
- Утверждение С относительно их обоих;
- Утверждение А и В относительно С.
«Отсюда видно, что каждый силлогизм построен по некоторым из этих фигур». В этой схеме А является предикатом силлогистического вывода, Б — его предметом, В — его средним сроком. На первом рисунке средний член является субъектом по отношению к A (к «большому члену») и предикатом по отношению к B (к «малому члену»). На втором рисунке средний член является предикатом, а на третьем — субъектом по отношению к большому и малому члену.
Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные» и «несовершенные». «Совершенство» — это, по сути, аксиомы силлогизма: недоказуемые и недоказуемые самоочевидные высказывания. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказуемы. Неопровержимые самоочевидные утверждения составляют фонд основных истин.
Теория определения
Теория определения Аристотеля раскрывает двоякий взгляд на определение и определяемость.
Согласно первому взгляду на определение, задача определения состоит в том, чтобы указать такие свойства определяемого объекта, которые, не составляя самого объекта как такового, тем не менее, будут вытекать из него. Только тогда, когда существует определение, знание не грозит регрессом в бесконечность, и доказательство получает необходимую ему точку отсчета. Но как такое определение возможно? Его доказательство неосуществимо.
В самой задаче такого доказательства таится противоречие. Это связано с тем, что термины, связь которых для целей доказательства должна быть доказана, и которые предполагается отделить друг от друга, в действительности не отделимы друг от друга, а индивидуальная сущность, составляющая предмет определения, лишь произвольно разлагается на термины и сама по себе является неделимой. В случае определения таких индивидуальных сущностей эти сущности, действительно, воспринимаются органами чувств, но представляются неделимыми как в возможности, так и в реальности.
Согласно второму взгляду Аристотеля на определение, неделимые простые сущности существуют не только как сущности сами по себе, но и как сущности для нас. Простые сами по себе, они делимы, потому что являются объектом мысли нашего разума. Какой бы простой ни была мысль о сущности, мы можем думать о ней, только если думаем о ее отношении к какой-то другой сущности. Поэтому определение, невозможное в случае изолированной, неделимой индивидуальной сущности, все же возможно при мышлении посредством связей.
В науке ценность причинно-следственных определений обусловлена их ролью в доказательстве. Задача определения состоит в том, чтобы дать причинно-следственное, необходимое объяснение, более того, объяснение, касающееся сущности. Соответственно, согласно Аристотелю, существуют доказательственные определения. В них сущность, объект прямого созерцания, обеспечивает разум объектом для рассуждения. Для этого в этой сущности имеется часть, не подлежащая доказыванию, а также часть, доказуемая. Таким образом, понятие определения (дефиниции) понимается как логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Доктрина доказательств
В проблеме доказательства Аристотель различает достоверные и вероятные знания. Ни правдоподобные, ни неправдоподобные знания не могут быть началом доказательства, и вывод должен быть сделан из необходимых помещений. «Началом является не правдоподобное или неправдоподобное, а первичное, принадлежащее к тому роду, о котором сделано доказательство».
Теория доказательства утверждает, что начальным началом доказательства являются сущности, природа которых недоступна для доказательства, но доказательство, тем не менее, способно получить из сущностей свойства, вытекающие из их природы. Это достигается делением. Для этого необходимо «взять все, что касается сущности [вещи], и путем деления [всего] привести в порядок, постулируя первичное и ничего не оставляя без внимания». И это [приписывается] должно [содержать определение], если все включено в разделение и ничего не упущено».
Значение, по мнению Аристотеля, такого способа получения свойств из сущностей ещё больше, если учесть, что сущности, познание которых имеет в виду Аристотель, по большей части не простые, а сложные. Задача доказательства состоит в том, чтобы привести к осознанию того, что какое-то свойство принадлежит объекту или какому-то предикату принадлежит субъект.
Возможные виды силлогизмов не ограничиваются его научной формой.
«. [Каждое] доказательство — это некий силлогизм, но не каждый силлогизм — это доказательство». И он различает в классе силлогизмов «риторический» и «диалектический», вполне корректный в своей логической связи между своими предпосылками и выводами, но их истоки — лишь вероятные предложения, принятые по вере. А в трактате «Топика» Аристотель выделяет в качестве типов умозаключений «софистический» и «эвристический» силлогизмы. В этих силлогизмах, которые, по сути, являются лишь разновидностями предшествующих, только вероятностная природа предложений раскрывается больше.
Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не способен дать знания о необходимой причинности. Для таких знаний лучше, если причинность будет интерпретироваться с точки зрения содержания, например, «смертность принадлежит человеку». Во всех доказательствах, проливающих свет на принадлежность некой собственности, некой сущности, причина универсальна.
Средний термин является общим для двух понятий, отношение которых рассматривается в силлогизме и доказательстве. В то же время средний член действует как причина в доказательственном рассуждении: «Причина, по которой [нечто] является не тем или иным, а [какой-то] сущностью вообще, или [почему нечто] не является вообще, а чем-то таким, что присуще самому себе или случайно — [причина всего этого] представляет собой средний срок».
Свойство среднего термина быть причиной особенно очевидно в достоверных доказательных умозаключениях. Во всех подобных умозаключениях их обоснованность — это не только обоснованность какой-то причины, но и именно истинная причина.
Аристотель различает три вида недоказуемых начал:
Аксиомы — это утверждения, которые обуславливают возможность получения любых знаний либо в науке, либо в группе взаимозависимых наук. Примером аксиомы для всех наук является начало или закон противоречия. Начало — это не гипотеза, а нечто, что человек должен знать, если он вообще что-то должен знать. Аксиомы действительны для всех существующих вещей, а не конкретно для какого-то одного вида.
Предположения Аристотеля называют утверждениями, которые сами по себе доказуемы, но в рамках данного научного дискурса принимаются без доказательств: «все то, что хоть и доказуемо, но [он] сам принимает без доказательства, а ученику кажется [правильным], — это предположение». Предположение не является безусловным и имеет смысл только для того, для кого оно сформулировано и выдвинуто. Функция предположений в суждении — обосновывать выводы: «[Предположения] — это [суждения], при наличии которых можно сделать вывод о том, каковы они».
Постулаты («требования») — это то, что Аристотель называет высказываниями, которые принимаются в рамках данного научного дискурса, но принимаются либо тогда, когда исследователь не имеет мнения об исследуемом объекте, либо даже тогда, когда студент, исследователь, не согласен с постулируемым утверждением. «Если человек принимает [что-то], в то время как [студент] не имеет мнения [об этом] или имеет мнение, противоречащее [ему], то он постулирует это».
Законы логики Аристотеля
Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
- закон идентичности,
- закон (запрещающий) противоречия,
- закон об исключенных третьих.
Четвертый закон, закон достаточного разума, был сформулирован немецким математиком и философом XVII-XVIII веков. Лейбниц.
Закон личности
Суть закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть ясными и сохранять свою однозначность во всех рассуждениях и выводах.
Нарушением этого закона является подмена понятий (часто используемых в юридической практике).
Этот закон непосредственно раскрывает природу самых фундаментальных свойств логического мышления-детерминации и последовательности.
Другими словами, этот закон можно выразить следующим образом: мысли об объектах, свойствах или отношениях должны оставаться неизменными по содержанию на протяжении всего процесса рассуждения о них.
Причиной ошибок чаще всего является неоднозначность слов и, как следствие, нарушение закона тождественности в рассуждениях. Как, например, следует понимать такое предложение: «Фортепианная партия имела большой коммерческий успех»? Имеется ли в виду блестящее исполнение и большую коллекцию, или вы имеете в виду музыкальные инструменты, проданные за хорошую цену?
Неоднозначные выражения также могут возникать из неоднозначных грамматических конструкций. Путаница, вызванная подобными обстоятельствами, знакома всем из-за знаменитого «казнить нельзя». «Небрежность порождает высокомерие». Невозможно понять, что подразумевается под порождением, а что — под порождением.
Полностью аналогичными в этом отношении являются такие выражения, как «Взвод меняет бдительность» или «Меньшинство покоряет большинство». А.П. Чехов остроумно использовал неоднозначность выражения, вставив в рот одному из символов следующее сообщение: «Вы смотрите на череп очень редкой разновидности обезьяны». У нас только два таких черепа — один в Национальном музее и один у меня.
Вы не можете идентифицировать разные мысли, вы не можете принимать идентичные мысли за неидентичные». Результат применения закона идентичности обеспечивает
Закон противоречия
Суть закона: два несовместимых решения не могут быть одновременно верны; по крайней мере одно из них обязательно является ложным. См.: согласно традиции, этот закон называется законом противоречия, но название — закон не противоречия — более точно выражает его фактическое значение.
Закон противоречия раскрывает те же свойства определенности и последовательности, но выражает их только в отрицательной форме. В рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний ни о чем.
Может ли снаряд, пронизывающий абсолютно все, пробить абсолютно непроницаемую броню?
Чтобы ответить на этот парадокс, достаточно еще раз взглянуть на формулировку второго закона, чтобы получить правильное решение.
В данных условиях проблема логически противоречива: непробиваемый снаряд и неразрушимая броня не могут существовать одновременно.
Еще один пример: таким образом, «Рудин» Тургенева очень метко разоблачает своего оппонента Пигасова в непоследовательности, когда готы делают воинственно-нигилистические заявления о том, что никаких убеждений нет и быть не может, и горячо и убедительно отстаивают свое пессимистическое мировоззрение:
- Так вы говорите: никаких убеждений нет? — спрашивает его Рудин.
- Нет и быть не может.
- Это ваше убеждение?
- Да.
- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.
Утверждая что-то об объекте, мы не можем, не противореча себе, отрицать одно и то же об одном и том же объекте, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Второй закон обеспечивает последовательность и согласованность мышления, способность фиксировать и исправлять всевозможные противоречия в своих и чужих рассуждениях.
Закон исключаемой третьей
Либо суждение, либо его отрицание («третье не дается») верно. Суть закона: двух противоречивых суждений, если одно верно, то другое ложно, а третьего нет. Закон об исключаемой трети применяется к противоречивым заявлениям и не применяется к противоречивым заявлениям.
Когда два понятия противоречат друг другу, это означает максимальное противоречие между ними, а не просто противоречие. Это выражается в двух обстоятельствах: некоторый атрибут, присущий одному из понятий, во-первых, отсутствует в другом, и, во-вторых, вместо этого атрибута он имеет с ним несовместимость (черный — белый, сильный — слабый, утренний — вечерний).
Когда, с другой стороны, отмечается отсутствие какого-либо атрибута и ничего не говорится о том, какой именно атрибут он имеет вместо этого, тогда возникает связь противоречия: «белый» и «не белый», «утро» и «не утро», «хороший» и «не хороший», «экспорт» и «не экспорт».
Применяя закон исключаемой третьей, нужно помнить, что в нем ничего не сказано о том, какое из двух противоречивых суждений верно. Закон указывает только на то, что одно и только одно из них верно, а другое обязательно ложно. Это означает, что, когда нам удалось установить истинную ценность одного из двух противоречивых решений, истинная ценность другого также определяется. Ее не нужно определять отдельно, поскольку она однозначно определяется истинной ценностью связанной с ней концепции. Но какая из них должна быть оценена таким образом, а какая — иным образом, это требует отдельного исследования.
Нельзя не принять за истину одно из двух противоречивых высказываний и искать что-то третье между ними. Благодаря использованию этого закона достигается однозначность логического мышления.
Заключение
Все работы Аристотеля по логике имеют дело с обобщенными и в некоторой степени формализованными типами выводов и доказательств.
Но логика Аристотеля не возникла в безвоздушном пространстве логических абстракций. Она возникла как попытка логического исследования тех форм и видов логического мышления, которые действуют в умозаключениях и доказательствах науки.
Логика не предписывает науке ничего такого, что не было бы выведено из форм и методов, существующих в самой науке. Для Аристотеля такой подход к поиску форм логического мышления был естественным: ведь сам Аристотель был не только величайшим философом своего века, но и его величайшим ученым широкого творческого диапазона.
Аристотель в своих трудах придавал большое значение определению природы понятия и отношений между понятиями, поскольку одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении объектов, интересующих нас практикой и познанием по определённым признакам.
Силлогизм, открытие Аристотеля, является главной и самой оригинальной частью логики. В теории силлогизмов Аристотель определил силлогизм и выделил его типы, определил рабочие и нерабочие типы силлогизмов, установил три цифры силлогизма.
Однако необходимо уточнить условия и исследовать методы не только вероятного, но и достоверного знания, чему посвящена теория определения и теория достоверного знания. Каждое доказательство опирается на определенные предложения в качестве отправной точки. Аристотель выделяет три вида недоказуемых начинаний.
Правдивость мысли — необходимое условие познавательного мышления. Необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Правильная связь мыслей в процессе мышления обусловлена законами мышления. Два из четырёх законов были выведены Аристотелем. Через их действие вывод новых знаний из истинных и выверенных суждений ведёт к истине.
Одно из величайших достоинств Аристотеля заключается в основных законах логики, которые он сформулировал: закон тождественности, закон противоречия, закон исключаемой трети.
Список литературы
- В. Н. Ксенофонтов Логика //Учебное пособие, Москва, РАГС — 2007 г.
- В. И. Кириллов, А. А. Старченко Логика//Учебник, Москва, ПРОСПЕКТ — 2008 г.
- Аристотель. Первая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” — 1979 г., т. 2
- Аристотель. Вторая Аналитика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” — 1979 г., т. 2
- Аристотель. Метафизика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” — 1979 г., т. 1
- Аристотель. Топика //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” — 1979 г., т. 2
- Аристотель. О софистических опровержениях //Собрание сочинений, Москва, ”Мысль” — 1979 г., т. 2
- В.Ф.Асмус Античная философия // Москва, Высшая школа, 1975 г.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Источник