- Способ антимонопольного регулирования экономики
- Антимонопольное регулирование: методы, цели, задачи и законодательные акты
- Монополизация
- Определение понятия
- Методы
- Применение методов
- Классификация методов
- Прямая группа
- Косвенная группа
- Выбор цели
- Основные модели
- Главная цель
- Цели первого порядка
- Цели второго порядка
- Задачи
- Законодательное регулирование
Способ антимонопольного регулирования экономики
II. Антимонопольное регулирование и иные меры
по защите конкуренции
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции.
Значительная доля рассматриваемых ФАС России дел касается нарушений, последствием которых является ущемление интересов отдельных лиц, но не ограничение конкуренции на рынке. По сути Федеральный закон «О защите конкуренции» не проводит различия между неправомерным отказом в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. В зарубежной практике дела, не связанные с конкуренцией, как правило, рассматриваются судами либо отраслевыми регуляторами.
Недостаточная активность органов по защите прав потребителей и отсутствие ряда отраслевых регуляторов не позволяют ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел указанной категории. Вместе с тем представляется неоправданным отсутствие дифференциации в правовом регулировании таких вопросов и мер по постепенному развитию альтернативных способов разрешения споров, не связанных с негативными последствиями для конкурентной среды.
Например, только за 2007 год ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением, 2/3 которых относятся к компаниям, осуществляющим естественно-монопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики.
Такие нарушения, как правило, не имеют антиконкурентной мотивации, однако ввиду отсутствия действенной альтернативной системы защиты прав и интересов потребителей по доступу к мощностям субъектов естественных монополий (например, в рамках тарифного регулирования) единственной возможностью эффективного пресечения нарушений по-прежнему остается применение норм антимонопольного законодательства.
Широко распространена практика компенсации мерами антимонопольного принуждения недостаточного использования иных инструментов конкурентной политики.
Так, резкий рост цен в течение 2007 — 2008 годов на ряд товаров, производимых крупными компаниями, привел к появлению общественного запроса на вмешательство антимонопольного органа. В некоторых случаях в результате такого вмешательства были установлены предельные цены или обязанность компаний согласовывать с ФАС России увеличение (уведомлять об увеличении) цены. Такие действия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.
Вместе с тем основные причины роста цен на этих рынках (внешний фактор роста мировых цен, несоответствие внутреннего спроса и возможностей поставщиков) могут быть устранены с помощью инструментов таможенно-тарифной политики и механизмов субсидирования потребителей.
Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.
Действующее законодательство не всегда требует проведения экономического анализа рассматриваемых отношений, прогнозирования возможных экономических последствий применения тех или иных норм. Например, в настоящее время компания, занимающая на рынке долю более 50 процентов, практически всегда признается доминирующей, а при доле меньше 35 процентов не может быть признана таковой. Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегда является безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положения компании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, может не соответствовать текущей ситуации на рынке.
Аналогичная ситуация при определении коллективного доминирования исключительно посредством установления размера рыночных долей хозяйствующих субъектов без анализа их поведения на рынке позволяет считать доминирующими компании, действующие независимо друг от друга.
Квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку долей хозяйствующих субъектов, их рыночной силы и реальной возможности посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке. При этом в большинстве стран мира преобладает так называемый поведенческий подход, который заключается в исследовании возможности компании влиять на рынок по результатам анализа множества факторов.
В целях совершенствования антимонопольного законодательства необходимо повысить экономическую обоснованность принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого следует:
изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли хозяйствующего субъекта на рынке. К таким факторам относятся в том числе наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, наличие взаимозаменяемых товаров, соотношение долей компании, ее конкурентов и потребителей и другие факторы;
повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Для этого необходимо установить в федеральном законе основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства, прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, которые наносят вред конкурентной среде отдельного рынка и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на рынке. За правонарушения, относящиеся к этой категории, должна быть установлена повышенная ответственность вплоть до уголовной.
Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие серьезных общественно опасных последствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента), в том числе нарушения порядка доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, нарушение сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность).
Дела о нарушениях, относящихся ко второй категории, являются типовыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут быть рассмотрены в упрощенном порядке и в сокращенные сроки. Для таких нарушений целесообразно предусмотреть штрафы, налагаемые на должностных лиц хозяйствующего субъекта, дополненные возможностью дисквалификации таких лиц, а также мерами воздействия в рамках системы тарифного регулирования. При этом наложение штрафов на юридических лиц, тем более исчисляемых исходя из выручки от реализации, для этой категории нарушений нецелесообразно.
Указанные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела, связанные с ущемлением прав потребителей услуг естественных монополий.
Следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды, что позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность по согласованию сделок, совершаемых внутри одной группы лиц, и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок. Кроме того, необходимо поставить вопрос о поиске альтернативных стоимости активов предприятия критериев, которые должны отражать степень влияния компании на рынок.
Следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:
пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se (как таковые). Так, в настоящее время запрещено «создание дискриминационных условий». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;
уточнить критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;
изменить порядок установления антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию;
расширить законодательные критерии допустимости «вертикальных соглашений».
Необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.
Будет повышена транспарентность решений ФАС России. Решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения сделок по экономической концентрации, а также результаты анализа состояния конкуренции на рынке должны публиковаться на сайте в сети Интернет.
Действенность антимонопольного регулирования во многом обусловлена мерами ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность в виде штрафов, исчисляемых исходя из выручки организаций, существенно увеличила силу влияния решений антимонопольного органа на конкурентную среду.
Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организация взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будут способствовать не только пресечению правонарушений, но и их профилактике.
Вместе с тем необходимо учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для экономического развития деловые практики.
В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства будут реализованы следующие меры:
внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;
уточнены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части включения в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц субъектов естественных монополий, а также порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении;
организовано взаимодействие антимонопольного органа с правоохранительными органами в целях выявления картельных соглашений.
Глобализация мировой экономики сопровождается увеличением количества транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности.
В связи с этим развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
Главной целью сотрудничества с Европейским союзом является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств — участников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве организации.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходимо:
включить раздел о конкуренции в новое соглашение между Россией и Европейским союзом, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения;
активизировать участие антимонопольного органа в деятельности международной конкурентной сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики;
развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств — участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках;
создать систему регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Источник
Антимонопольное регулирование: методы, цели, задачи и законодательные акты
Борьба с монополизацией — одно из важных направлений государственного регулирования экономики. Для этого применяются специальные методы антимонопольного регулирования. Что это такое, мы рассмотрим в статье. Разберем также цели, задачи, сущность подобного рода регулирования.
Монополизация
В статье мы будем рассматривать сущность, основные модели, методы антимонопольного регулирования. Начнем с определения первостепенного понятия.
Монополизация — концентрация в одних руках средств, товаров, ресурсов, власти. Что касается экономической сферы, это явление, противоположное конкуренции. Монополизация здесь — концентрация именно совокупных рыночных предложений, исходящих от одного лица.
Это позволяет монополистам диктовать цены, объемы продаж, регулировать допуск на рынок иных производителей и реализаторов товаров, услуг, оказывает влияние на валютный курс.
Монополизация особенно ярко проявляется в странах на переходной ступени развития экономики. В частности, она выступает неким наследием административной, командной экономики, характерной для социалистического строя.
Чтобы предотвратить засилье монополистов, государство обращается как раз-таки к методам антимонопольного регулирования. Что это?
Определение понятия
Антимонопольное регулирование (методы мы разберем далее) — государственная деятельность, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации различных отраслей производств. Это достигается с помощью применения целой совокупности законодательных, экономических, административных инструментов.
Соответственно, главные методы антимонопольного регулирования — законодательные, административные и экономические. Представим их подробно.
Методы
Познакомимся с методами и инструментами антимонопольного государственного регулирования:
- Законодательные. Принятие соответствующих антимонопольных законодательств. Они способны регулировать влияние крупнейших изготовителей на рынки, защищают свободы и права среднего и малого бизнеса, способствуют свободной конкуренции.
- Административные. Эти экономические методы антимонопольного регулирования предполагают создание целого комплекса антимонопольных структур — комитетов, ведомств, министерств, федеральных агентств и проч.
- Экономические. Данные методы антимонопольного государственного регулирования заключены в поддержке частных инициатив, свободной конкуренции. Яркий пример — введение налоговых льгот, дотаций, всевозможных акцизных и таможенных сборов, проведение политики протекционизма и либерализации.
Применение методов
Применение конкретно экономических методов регулирования зависит от курса экономической политики государства, его целей. Например, для стран с переходным типом экономики важным будет следующее:
- Поддержка отечественных изготовителей.
- Развитие конкурентоспособного отечественного производства.
- Недопущение низкокачественных продуктов и услуг на местные рынки.
- Защита прав потребителей.
Классификация методов
Продолжаем рассматривать основные методы государственного антимонопольного регулирования. Использующиеся в разных странах, они являются довольно дифференцированными. Применяются с учетом национальных особенностей. Это взаимосвязано с задачами общего повышения эффективности экономики.
Все методы данного регулирования можно разделить на две категории:
- Прямые. Такие методы включают в себя меры, которые уменьшают или вовсе устраняют, предупреждают монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов на рынке.
- Косвенные. Сюда относятся, в большей мере, финансово-кредитные методы преодоления, предупреждения разнообразных монополистических экономических явлений.
Разберем их более подробно.
Прямая группа
В частности, к группе прямых методов регулирования относится административный. Второе название — законодательный.
Он основывается на противодействии именно недобросовестной конкуренции, а также монополизации экономики. В правовой форме это достигается путем издания законодательных документов, государственного контроля за их исполнением.
Косвенная группа
К косвенным методам относятся методы корректирующего и нормативно-регулирующего воздействия на экономику. Они заключаются в поддержке конкурентной среды не законодательным ограничением централизации и концентрации капитала, а путем поддержки развития, экономического стимулирования среднего бизнеса — размещением государственных заказов, привлечением зарубежных инвестиций.
То есть, поддержка потенциальных конкурентов монополистических фирм и предприятий осуществляется силами государственных так называемых «невидимых регуляторов». Как то: размещением правительственных заказов, введением дифференцированных налогов, субсидий, льгот и проч.
Что касается условий переходной экономики, характерных для РФ, то тут априорно применяют экономические методы регулирования. Оно осуществляется на основании демократических программ, которые способны собой соединить в одно целое как косвенные, так и прямые методы антимонопольной политики.
Выбор цели
Продолжаем рассматривать сущность, основные модели, методы антимонопольного регулирования. Выбор его целей для конкретной экономики прямо зависим от экономических, правовых, культурных, социальных особенностей государства в конкретный этап его развития.
Также выбор цели такового регулирования зависит от уровня монополизации рынка, характерного для той или иной страны. В качестве основных моделей мы рассмотрим Соединенные Штаты и Российскую Федерацию.
Основные модели
Мы представили методы антимонопольного регулирования экономики. Рассмотрим теперь две модели для их применения:
- США. Тут антимонопольное госрегулирование направлено в основном на гарантирование равных стартовых возможностей для предпринимательства. Ведется работа над замедлением перерастания здоровой конкуренции в экономически вредную монополию.
- РФ. Что касается выбора методов антимонопольного регулирования в России, тут надо понимать, что уровень монополизации в стране остается довольно высоким, в то время как экономика государства находится только на пути к развитому капитализму. Ведь до начала 90-х здесь существовала советская экономическая система, характеризующаяся всеохватывающими планами, жесткой централизацией, практически полным отсутствием самостоятельности у руководителей предприятий, организаций. Соответственно, цель российского антимонопольного регулирования — создание единых экономических пространств, необходимых условий для цивилизованного существования рынков.
Главная цель
Мы рассмотрели кратко методы антимонопольного регулирования. Какая же его главная цель? Обеспечение равных возможностей на конкурентных пространствах для всех субъектов рынка.
Кроме того, такое регулирование само по себе является важнейшим инструментарием государственных современных политик. Именно оно содействует развитию здоровой конкуренции.
Кроме обозначенного, экономисты выделяют также цели антимонопольного регулирования первого и второго порядка. Познакомимся с ними.
Цели первого порядка
Самыми важными, основополагающими считаются следующие цели проведения антимонопольного регулирования:
- Демонополизация экономического пространства.
- Формирование, постройка новых рыночных отношений — на основе развития предпринимательства, здоровой конкуренции.
- Создание цивилизованных рыночных механизмов.
- Предупреждение как образования, как и увеличения существующих сферы монопольного образования цен на товары и услуги.
- Исключение условий, способствующих установлению дефицита экономики.
- Проведение децентрализации материальных ресурсов в случае их чрезмерной концентрации в одних руках.
- Устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции, выходу на рынки новых предприятий, фирм и прочих хозяйствующих объектов.
Цели второго порядка
Здесь выделяется то, что вытекает из целей первого порядка. В частности, это комплекс макроэкономических проблем, удачное решение которых является необходимым для полноценного развития экономики государства.
В частности, это следующее:
- Ликвидация дефицита в стране.
- Насыщение рынка продуктами, товарами, услугами, которые востребованы у населения.
- Рост объемов существующих национальных производств.
- Пропорциональное развитие экономики.
- Увеличение темпов роста экономики.
- Поддержка внешнеэкономического баланса государства.
- Повышение уровня занятости трудоспособных граждан.
- Усиление социальной защиты населения.
Лишь достижение всех вышеизложенных целей позволит в итоге реализовать все преимущества рыночного типа экономики, в целом повысить эффективность хозяйствования.
Задачи
Применение методов и целей антимонопольного регулирование направлено на решение следующих задач:
- Развитие и дальнейшее совершенствование правовой базы антимонопольных законодательств, укрепление методов контроля за их исполнением.
- Повышение антимонопольного контроля за экономической концентрацией, а также предотвращение создания различных монопольных структур на финансовом и товарном поле рынков.
- Создание благоприятной конкурентной обстановки в различных областях деятельности хозяйствующих объектов, которые по своей природе не являются естественными монополиями.
- Обеспечение равного доступа к работам, товарам, услугам естественных монополий, развитие конкуренции в потенциально конкурентных разновидностях их деятельности.
- Ограничение антимонопольного вмешательства госорганов в работу, функционирование рынков.
- Обеспечение высокой эффективности бюджетных растрат при размещении государственных и муниципальных заказов.
- Создание должных условий для полноценного развития конкуренции на товарных монополизированных рынках (где наблюдается высокая концентрация поставок), устранение всевозможных барьеров для развития конкуренции, возможности выхода на рынки хозяйствующих объектов.
- Предупреждение, пресечение, ограничение монополистической деятельности, разного рода недобросовестной конкуренции.
Законодательное регулирование
На чем основывается антимонопольная политика, которая проводится в Российской Федерации? Тут можно выделить два основополагающих акта:
- ФЗ «О защите конкуренции».
- Порядок проведения анализа конкуренции на товарном рынке. Он был утвержден Приказом ФАС РФ №220 (2010).
Эти законодательные акты позволяют Российскому государству в целом воздействовать на системы рыночного хозяйствования, их институты. В конечном счете это способствует формированию здоровой конкурентной среды. Далее государству важно обеспечить полноценный контроль за ее состоянием.
При этом особое внимание уделяется методам, которые понижают барьеры для входа на арену рынка новых производителей, продавцов. Используются следующие стимулирующие регуляторы:
- Кредитные.
- Налоговые.
- Бюджетные.
- Использование смены валютных курсов.
- Применение различных таможенных тарифов.
- Смещение установленных приоритетов при проведении структурных перестроек экономики, смены промышленной политики и проч.
Также не нужно забывать о существовании практически в каждом государстве монополий-отраслей, выведенных из-под контроля антимонопольного законодательства. Тут государство, напротив, устанавливает и охраняет доминирующее положение отдельных изготовителей.
Мы разобрали главные методы антимонопольной регулирующей политики, их классификации. Рассмотрели важные понятия, цели и задачи подобного регулирования.
Источник