- Анализ причинно-следственных связей [Перевод]
- Об инструменте
- Как использовать данный инструмент
- Шаг 1: Определить проблему
- Шаг 2: Определите ключевые факторы
- Шаг 3: Определите возможные причины
- Шаг 4: Проанализируйте вашу диаграмму
- Ключевые моменты
- 5 инструментов для анализа первопричин (RCA), которые помогут вам улучшить тестирование и QA
- Что такое RCA?
- Инструменты RCA
- 8D RCA
- Инструмент Исикавы для RCA
- Техника RCA 5-Почему
- 5m, 6m, и E Анализ RCA
- RCA Software
- Выводы
Анализ причинно-следственных связей [Перевод]
Анализ причинно-следственных связей (также известен как: диаграмма Fishbone или диаграмма Исикава) – это отличный способ анализа проблем и поиска рационального выхода из сложных ситуаций. Во время анализа при помощи техник мозгового штурма и ассоциативной карты (mind map) составляется диаграмма, побуждающая анализировать все возможные причины проблемы, а не только наиболее очевидные.
Таким образом, вы сможете сразу побороть проблему «на корню», а не лишь найти временное ее решение, которое не решит проблему, а лишь замаскирует ее.
В этой статье мы рассмотрим анализ причинно-следственных связей более подробно.
Об инструменте
Анализ причинно-следственных связей (или же диаграмма причины и следствия) был разработан профессором Каору Исикава (Kaoru Ishikawa), одним из первых исследователей в сфере управления качеством, в 1960-х годах прошлого столетия. Этот метод был позже упомянут в его книге, которая была выпущена в 1990 году под названием «Introduction to Quality Control» («Контроль качества. Введение»).
Диаграммы, создаваемые при помощи анализа причинно-следственных связей, известны как диаграммы Исикава или Fishbone-диаграммы (т.к. завершенная схема обычно выглядит как скелет рыбы).
Анализ причинно-следственных связей был первоначально разработан как инструмент контроля качества, но этой технике можно найти и более широкое применение. Например, диаграмма причины и следствия может быть использована для того, чтобы:
- Выявить истинную причину проблемы.
- Выявить проблемные места в ваших бизнес-процессах.
- Определить, на каком этапе и почему процесс не работает должным образом.
Как использовать данный инструмент
Для решения задачи методом анализа причинно-следственных связей, вам необходимо выполнить следующие шаги:
Шаг 1: Определить проблему
Для начала дайте название проблеме, с которой вы столкнулись, и запишите ее. В случае необходимости, определить, кто задействован в проблемной ситуации, дайте подробное объяснение проблемы и опишите, когда и где она обычно происходит.
После этого, запишите вашу проблему в специальном поле с левой стороны листа и начертите линию через весь лист бумаги по горизонтали от поля с описанием проблемы. Такое размещение элементов на листе бумаги напоминает голову и скелет рыбы и предоставляет вам пространство для развития вашей идеи.
В этом простом примере мы рассмотрим ситуацию, в которой менеджер в компании столкнулся с проблемой нежелания взаимодействовать со стороны одного из филиалов компании.
Рисунок 1 – Анализ причинно-следственных связей, шаг 1
Некоторые люди предпочитают записывать проблему на правой стороне листа бумаги, и развивать идеи в пространстве влево. Используйте тот подход, который кажется вам более удобным.
Важно правильно определить вашу проблему. Используйте модель CATWOE – она поможет вам проанализировать проблему с различных точек зрения:
С – с точки зрения клиента (customers)
A – участников процесса (actors)
T – трансформационного процесса (transformation process)
W – общей картины (world view)
O – руководителя процесса (owner)
E – ограничений внешней среды (environmental constraints)
Принимая во внимание все вышеупомянутые точки зрения, вы сможете всесторонне проанализировать проблему и найти ее первопричины.
Шаг 2: Определите ключевые факторы
Далее, определите факторы, которые могут быть составной частью проблемной ситуации. Это могут быть системы, оборудование, материалы, внешние силы, люди, каким-либо образом связанные с проблемой, и так далее.
Попробуйте найти как можно больше таких факторов. В качестве отправной точки, можно использовать такие модели, как McKinsey 7S (которая предполагает 7 факторов, обязательных к рассмотрению: стратегия, структура, системы, общие ценности, навыки, стиль и персонал) или же знаменитая маркетинговая модель 4Р (в которой в качестве наиболее весомых факторов выделяются: продукт, место, цена, и продвижение).
Используйте тактику мозгового штурма для того, чтобы выявить дополнительные факторы, которые могут повлиять на ситуацию.
Затем для каждого фактора от «позвоночника» диаграммы начертите по одной линии и дайте ей название.
Менеджер выделяет следующие факторы, и добавляет их в свою схему:
Рисунок 2 – Анализ причинно-следственных связей, шаг 2
Шаг 3: Определите возможные причины
Теперь, снова используя прием мозгового штурма, определите возможные причины для каждого из указанных в шаге 2 факторов.
Все эти причины будут схематически изображены в виде еще более коротких линий, отходящих, в свою очередь, от линии конкретного фактора. Если причина представляется масштабной и сложной, ее можно подразделить на так называемые суб-причины, которые формируют еще более детальный уровень.
Для каждого из факторов, выявленных на предыдущем этапе, менеджер нашел определенное количество возможных причин и добавил их в свою схему, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Анализ причинно-следственных связей, шаг 3
Шаг 4: Проанализируйте вашу диаграмму
На этом этапе у вас уже должна получиться схема, которая демонстрирует все возможные причины возникновения проблемы, которые пришли вам или вашей команде в голову.
В зависимости от сложности и важности проблемы, на данном этапе вы можете провести исследование и выявить наиболее вероятные причины возможных проблем в будущем. Эта стадия может включать анализ, проведение опросов и так далее. Все эти действия будут направлены на тестирование вашей диаграммы и на поиск реальных причин, вызывающих и усугубляющих проблему.
Менеджер только что закончил составлять свою диаграмму причины и следствия. Если бы он начал анализировать проблему другим образом, он мог бы просто прийти к выводу, что сотрудники филиала компании просто «сложные люди».
Вместо этого он считает, что лучшей идеей для решения проблемы является организация встречи с директором филиала. Это позволило бы ему (менеджеру) донести информацию о новой стратегии сотрудничества и внимательно выслушать и принять к сведению информацию о внутренних проблемах в данном филиале.
Полезный способ для командного применения анализа причинно-следственных связей – это указание всех возможных причин на самоклеющихся записках с последующим их размещением на диаграмме. Таким образом, можно избежать повторов и сделать диаграмму более эффективной.
Иногда данный подход называют CEDAC (диаграмма причины и следствия с использованием дополнительных карточек). Он был разработан доктором Ryuji Fukuda, японским специалистом в области устойчивого развития.
Ключевые моменты
Профессор Каору Исикава (Kaoru Ishikawa) разработал диаграмму причины и следствия в 60-х годах ХХ века. Данная методика предполагает создание диаграммы с подробным описанием всех возможных причин проблемы. Это помогает в проведении тщательного анализа сложившейся ситуации.
В анализе причинно-следственных связей существует четыре этапа:
- Определение проблемы
- Поиск основных факторов, играющих важную роль в проблемной ситуации.
- Определение возможных первопричин проблемы
- Анализ готовой диаграммы
Попробуйте использовать анализ причинно-следственных связей в вашей работе, и вы оцените его преимущества, особенно при решении сложных проблемных ситуаций.
Источник
5 инструментов для анализа первопричин (RCA), которые помогут вам улучшить тестирование и QA
Привет, Хабр! В рамках набора учащихся на курс «QA Lead» подготовили перевод статьи.
Приглашаем также всех желающих зарегистрироваться на открытый вебинар «Организация процесса тестирования в agile и не agile-командах». На вебинаре участники вместе с экспертом рассмотрят вопросы:
1. Организация процесса работы в waterfall проекте.
2. Организация процесса тестирования в scrum команде.
3. Организация процесса работы в масштабируемых agile-подходах.
4. Организация процесса тестирования в команде, работающей по kanban методу.
Когда возникает проблема, требующая анализа, компании необходимо использовать инструменты анализа первопричин (RCA) , чтобы рассмотреть нечто большее, чем «некоторые образовавшиеся симптомы».
Необходим отчет о результатах RCA, чтобы найти фактическую причину проблемы, это поможет восстановить основные системы и процессы и решить проблему с помощью постоянного, а не временного решения.
Что такое RCA?
RCA — это метод, используемый для поиска ответов на вопрос, почему возникла проблема. Он работает для того, чтобы определить происхождение проблемы, используя инструменты для выполнения ряда шагов, которые идентифицируют возможные причины, а затем первопричину проблемы.
Это мера контроля качества, которая позволяет выяснить, что произошло, понять, почему это произошло, а затем начать настройку процесса так, чтобы уменьшить вероятность повторения одной и той же проблемы.
RCA работает на основе того, что все системы и события взаимосвязаны. Что-то одно в определенной области триггерит что-то другое в другой области. Способность отслеживать эти взаимосвязанные триггеры позволяет человеку видеть, с чего начиналась проблема и как она становилась системой, которая сейчас является основной проблемой. RCA ищет паттерны, находит ошибки, которые скрыты внутри самой системы. Он эффективно показывает первопричину или несколько причин существующих проблем.
RCA определяет, был ли дефект вызван ошибкой при тестировании, ошибкой при разработке или, возможно, требованием или ошибкой при проектировании.
Более того, крайне важно выяснить, чтобы релизы, выпущенные позже, были бы без дефекта. Ошибка при проектировании позволяет любому человеку просмотреть проектную документацию и внести коррективы, как если бы дефект был вызван ошибкой при тестировании. Это пример факторного анализа причинно-следственных связей.
Инструменты RCA
Наличие соответствующих инструментов RCA поможет вам следить за процессом, систематически исследуя факторы, способствующие возникновению глубинных проблем.
Поиск истинной первопричины проблем с помощью хорошего инструмента для анализа означает, что вы не просто пытаетесь «потушить пожар от первоначальных симптомов».
Вот пять методов RCA, которые можно использовать в качестве инструментов для выявления первопричины проблемы.
8D RCA
Методология решения проблем 8D (8 Дисциплин или Шагов) была разработана автомобильной компанией Форд как решение проблем с ориентацией на команду (Team Oriented Problem Solving — TOPS) в 1980-х годах. Это — методология, использующая процесс анализа основной причины. Она применяется, чтобы найти проблему, зафиксировать итерим (промежуточный период), а также создать долгосрочный ответ, чтобы проблемы не повторялись. Данная методология используется для постоянного повышения надежности и качества.
Этот процесс нацелен на поиск потенциальных первопричин. Он сужает круг причин до фактической, затем создает процессы сдерживания и использует корректирующую меру, чтобы предотвратить повторение проблем. Он способствует систематическому изменению и решает непосредственную проблему вместе с другими, которые могут возникнуть в результате систематического сбоя. Этот процесс последователен, прост для команды в изучении и очень подробен при применении.
Сосредоточение внимания на команде, а не на индивидууме также приносит пользу. Эта методология улучшает качество и надежность и работает над потенциальными проблемами будущего, прежде чем они погубят продукт. Ее следует использовать для оценки:
Безопасности и регулярных обнаруженных проблем
Поступающих жалоб клиентов
Ситуаций, когда гарантийные проблемы показывают более высокую частоту отказов, чем ожидалось.
Неприемлемых уровней внутреннего брака и низкой производительности или полных отказов при тестировании.
Инструмент Исикавы для RCA
Инструмент Исикавы — Диаграмма Исикавы или диаграмма «рыбьей кости».
Как бы странно ни звучало название, оно описывает внешний вид анализа на бумаге. В самом простом варианте, это просто причинно-следственная диаграмма. Она также называется «Диаграмма Исикавы».
Этот инструмент помогает при «брейнсшторминге» как части процесса анализа в попытке выявить элементы, которые вызвали проблему. По сути, это дерево первопричин в обратном направлении. Схема дерева используется для того, чтобы сузить список причин, а «рыбья кость» расширяет его. Диаграмма рыбной кости используется для изучения причин и следствий. Проблема помещается на «голову рыбы», а затем на маленьких костях различных категорий записываются потенциальные причины.
Она позволяет взглянуть на потенциальные причины, которые в противном случае могли бы быть упущены. После четкого определения проблемы командой создаются такие категории, как поставки, оборудование, персонал и т.п. Затем вы брейнштормите о том, почему произошло определенное событие. Диаграмма «рыбная кость» держит в центре внимания причину, а не «симптомы». Ценность диаграммы в том, что она позволяет членам команды глубоко копнуть и понять проблему, чтобы ее можно было адекватно решить в настоящем и будущем.
Техника RCA 5-Почему
Этот инструмент — еще один надежный способ найти первопричину проблемы и предотвратить ее повторное возникновение. Эта система была создана Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda) и является частью философии Бережливого производства. Смысл состоит в том, чтобы пять раз спросить «почему?», когда возникает какая-то проблема. Это делается для того, чтобы решение стало понятным. Это поможет найти и устранить первопричину проблемы, чтобы избежать повторных неудач.
Этот процесс осуществляется путем формирования межфункциональной команды для наличия различных уникальных точек зрения. Вам нужно четко определить проблему, чтобы не было сомнений в том, что исследуется. Пусть кто-нибудь возглавит команду и будет фокусировать ее на проблеме. Начните спрашивать «почему?» и анализировать ответы до тех пор, пока не найдете первопричину проблемы.
Будьте открыты к тому, что, возможно, причина будет не одна. Что возможно вам нужно будет принять определенные меры по устранению проблемы, как только будет найдена ее причина. Проверяйте, была ли устранена проблема и если нет, начните процесс заново.
5m, 6m, и E Анализ RCA
Эти инструменты для анализа первопричины очень схожи. Все эти анализы: 5М, 6М и E имеют похожие категории для анализа: Люди, Инструменты, Измерения, Материалы, Методы и Окружение. Эти элементы содержат ответы в случае возникновения проблемы или изменений в процессе.
Существуют вопросы, которые необходимо задать, на которые необходимо ответить и оценить для того, чтобы сузить область, в которой может находиться первопричина. Это может применяться к тестированию программного обеспечения, поскольку проблемы могут исходить не только от внутренней программы. Является ли это проблемой пользователя? Программирования? Аналитики? Человеческой ошибкой? Метода или это просто глюк, который каким-то образом стал частью программного обеспечения из внешнего источника?
Эти 5-6 пунктов структурированы таким образом, чтобы назвать и связать отношения между событиями, пользователями и проблемами, которые привели к сбою или инциденту.
Как и в других протоколах RCA, этот протокол используется для выяснения и устранения неисправности, которая вызвала конкретную проблему. Это протокол помогает снизить трудозатраты и экономические потери, выявляя первопричину, и таким образом, облегчая «симптомы», которые сигнализировали о проблеме. Это, в свою очередь, помогает предотвратить повторные сбои.
RCA Software
Для анализа и решения проблем имеются различные программы RCA. Эти программы собирают данные и используют их в помощь командам при проведении различных анализов, что способствует эффективному управлению качеством. Данные анализы:
Исикава ( диаграмма рыбной кости)
Gap-анализ (анализ разрывов)
Анализ случаев (accident)
Анализ причин и последствий отказов (FMEA)
Преимущества софта RCA заключаются в том, что оно может значительно упростить анализ причин, записывая любые и все инциденты и данные анализа причин в одном месте в веб-пространстве, чтобы их можно было совместно использовать в доступном виде.
После того, как софт определяет первопричину, можно приступать к корректирующим действиям, чтобы устранить основную проблему и снизить риск.
Сотрудники могут быть назначены для работы над определенными задачами, чтобы удостовериться, что все исправлено и переделано. Программное обеспечение может помочь уменьшить количество подобных инцидентов, а также снизить затраты и частоту возникновения инцидентов, устранив первопричину.
Выводы
Использование любого из вышеперечисленных инструментов RCA может обеспечить более качественное тестирование и надежную поддержку QA (обеспечения качества), когда команда сталкивается с «симптомами проблемы» и нуждается в определении первопричин для устранения проблемы.
Все эти инструменты просты в понимании и логичны в том, как они решают различные проблемные ситуации.
Очень важно знать то, как использовать один или все вышеперечисленные инструменты RCA, когда дело доходит до создания команды, которая может не только создать, но и устранить, а также минимизировать последствия. Использование этих инструментов вместе с поддержкой коллег, как часть процесса RCA, открывает дверь к получению точных ответов, улучшению процесса и общему улучшению качества продукта.
Источник