Методы сбора и обобщения единичных фактов
Теоретический анализ государства и права начинается с эмпирического познания политико-правовой и иной социальной практики. На этой стадии решаются задачи сбора и изучения эмпирических фактов. При этом используется весьма развитая система специальных и частноправовых приемов, позволяющих воспроизвести в мышлении все многообразие проявлений государства и права в реальной жизни и иных явлений, процессов.
Качественное своеобразие компонентов политико-правовой практики обусловливает и многообразие способов, приемов ее изучения. В сфере теории государства и права на этой стадии познания используются:
1) методы толкования права. С их помощью уясняются содержание, смысл правовых норм, воля законодателя, выраженная в нормативном акте;
2) конкретно-социологические методы. Это достаточно развитая и сложная группа методов и методик, сведенных в четыре метода: наблюдение, анализ письменных источников (документов), анкетирование и интервьюирование. Наблюдение применяется для непосредственного восприятия исследователем политико-правовой практики, деятельности органов государства и должностных лиц, конкретно-исторических условий реализации норм права и др. Методы анализа письменных источников обеспечивают достоверность знаний о событиях, фактах, которые исследователь получает в процессе ознакомления с разного рода документами: правоприменительными актами, отчетами, служебными материалами. Мнение населения и должностных лиц о законодательстве и практике его применения, деятельности государственных органов изучается с помощью разного рода анкет или интервью;
3) социально-психологические методы. Эти методы (тесты, шкалы и т. д.) представляют собой разновидность конкретно-социологических методов, модифицированных для изучения правовой и политической психологии и сознания граждан, мотивов их правомерного либо противоправного поведения.
Система методов сбора и изучения эмпирических фактов является открытой и может совершенствоваться, дополняться новыми методами, которые могут появиться в социологии, психологии, других науках и быть полезными для изучения тех или иных сторон объекта теории государства и права. Правоведы и сами могут совершенствовать систему этих методов, опираясь на компьютерные технологии, а также иные достижения научно-технического прогресса. Так, в современных условиях значительно расширились возможности в поиске правовой информации благодаря разработке и внедрению автоматизированных информационно-поисковых систем в области законодательства, использованию иных современных способов поиска, сбора и хранения эмпирической информации. Весь комплекс таких способов правомерно рассматривается в качестве самостоятельного — информационного — способа, применяемого на стадии сбора и изучения эмпирических фактов.
Многообразные по содержанию и сфере применения методы, используемые на данной стадии эмпирического познания, преследуют общую цель: обеспечить получение такой информации, которая была бы достоверной, полной и всесторонней. В идеале требуется воспроизвести не только исследуемое событие, процесс, но и конкретно-исторические условия его существования. Не отдельные примеры, а полная и всесторонняя информация об исследуемой объективной реальности выступает той эмпирической базой, из которой вырастает подлинно научное теоретическое знание.
Полученные на стадии сбора и изучения единичные факты являются важным, но специфичным компонентом науки. Своеобразие его гносеологической природы заключается в том, что факт, взятый сам по себе, в отрыве от теоретических положений, не обладает свойствами теоретического знания.
Во-первых, факт в отличие от категорий и понятий, характеризующихся всеобщностью, абстрактностью, всегда конкретен, поскольку содержит информацию об индивидуальных, неповторимых чертах какого-либо события, явления с четко фиксированными пространственными и временными координатами. Любой факт — пример, которым иллюстрируется то или иное теоретическое положение, обязательно обладает некоторыми индивидуальными признаками (местом, временем, участниками, ходом событий и др.).
Во-вторых, факт, как отмечалось выше, представляет собой абсолютную, вечную истину, остающуюся неизменной даже в период смены одной научной теории другой. Эмпирическое знание событий, явлений может быть расширено, дополнено некоторыми новыми чертами, деталями, но имевшиеся ранее сведения от этого не теряют достоверности.
В-третьих, эмпирическое знание обладает относительно самостоятельным, независимым от конкретной теории бытием. Конкретные события, явления могут рассматриваться в различных, порой далеких друг от друга науках. Государство и право, например, изучаются теорией государства и права, отраслевыми юридическими науками, а также политологией, социологией, этикой.
Отмеченные особенности эмпирических фактов свидетельствуют о том, что факты не выполняют функций теоретического знания и не способны сами по себе дать научное объяснение и прогноз событий и явлений объективной реальности. Вследствие этого их изучение в отрыве от конкретных целей теоретического познания является ненужным и бессмысленным.
Таким образом, несмотря на то что знание правовой и иной социальной практики, а также нормативные правовые акты составляют основу, эмпирический базис теории государства и права, научные исследования не могут ограничиваться сбором и изучением фактов. От эмпирического наблюдения научное познание поднимается на более высокий уровень сравнения и индуктивно-статистического обобщения. В теории государства и права на этой стадии познания чаще всего применяются сравнительный правовой и статистические методы.
Гносеологическая природа сравнительного правового метода выражается в том, что он представляет собой способ выявления фактов сходства и различия, присущих законодательству разных стран либо субъектов федеративного или конфедеративного государства. Объектом исследования выступают тексты законов и иных нормативных правовых актов, а результаты анализа сводятся прежде всего к установлению конкретных фактов сходства или различия сравниваемых законодательных систем.
Как и любое индуктивное обобщение, результаты сравнения не могут автоматически переноситься на действующее законодательство других стран. То, что характерно для сравниваемых законодательных систем, необязательно может обнаружиться в других, неисследованных системах, тогда как для теоретического знания характерным признаком является атрибут всеобщности, поскольку категории и понятия характеризуют явления и процессы на уровне сущности и необходимости. Познание же глубинных сторон явлений и процессов характеризуется иными стадиями научного познания, следующими за сравнительным правовым анализом.
Статистические методы в теории государства и права применяются к фактам, полученным при помощи анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников и других методов. Основная цель статистического анализа сводится к выявлению общего и устойчивого, которые в единичных событиях, фактах вуалируются многими второстепенными обстоятельствами.
Наиболее высокий уровень знаний, получаемых в ходе статистического анализа, — уровень статистических закономерностей, раскрывающих регулярность, последовательность и повторяемость в чередовании единичных фактов. Но и они являются неопровержимыми преимущественно в пределах той совокупности явлений, которая была изучена в процессе статистического анализа. Распространение этих закономерностей на всю совокупность имеет условный, проблематичный характер, поскольку такие закономерности могут отражать как объективно-закономерные связи, так и случайные, второстепенные, а в некоторых случаях и мнимые, ложные связи.
Статистический анализ завершает процедура описания и объяснения обобщенных фактов. При этом одни факты удается полностью объяснить соответствующими положениями правовой науки, политологии, социальной психологии, а другие факты с помощью наличного теоретического знания объяснить не представляется возможным. В первом случае исследование завершается на эмпирическом уровне, что, однако, не умаляет его научной ценности.
Наличие фактов, не объясненных существующими теоретическими знаниями, нельзя рассматривать как некую аномалию в развитии науки. Вследствие становления и развития политико-правовой надстройки, наличия противоречий между действительным ходом политико-правового развития и наличными теоретическими знаниями и других причин правоведы неизбежно выявляют факты, требующие дальнейшего развития теории. Однако восполнить пробел в теоретических знаниях можно только с помощью методов теоретического анализа. Эмпирические методы, как известно, здесь оказываются бессильными.
Теоретическое знание начинается там, где эмпирические методы полностью себя исчерпали: обнаружив новые явления, факты, они не смогли раскрыть их сущностные стороны, связи.
Новые, не объясненные теорией факты представляют собой своего рода мостик, по которому осуществляется переход от эмпирического уровня знаний к теоретическому. Сущностные стороны, связи исследуемых явлений, фактов в ходе теоретического анализа вскрываются не путем логического развития истины, не умозрительно, а на основе данных эмпирического уровня. В то же время конечные результаты абстрагирования выражаются в форме понятий. Эмпирические данные здесь не получают непосредственного выражения. В лучшем случае они представлены в виде примеров, иллюстраций.
Умозрительный характер теоретических исследований видится не в том, что в них не содержится эмпирических данных или познающий субъект не проводит непосредственно конкретно-социологических исследований, а в том, что результаты таких исследований не соответствуют объективной реальности, отражают ее в одностороннем, искаженном, неполном виде.
Источник
Обобщение фактов
Обобщение фактов происходит с помощью индуктивных и статистических методов исследования.
Индукция – способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев. В основном индукция носит вероятностный характер.
Самыми известными видами обобщений являются универсальные обобщения, в которых общее свойство или отношение распространяется на весь класс изучаемых предметов и явлений, например, «все металлы – электропроводны».
Статистические обобщения отличаются от универсальных тем, что в них заключение относится не ко всем фактам рассматриваемой области, а только к определенному числу, выражаемому обычно в процентах.
Анализ конкретных фактов и их обобщений служит дальнейшим шагом в процессе научного исследования, способствуя генерированию и формированию гипотез.
Необходимо применять и индукцию, и дедукцию.
18) Научное знание: структура и методы эмпирического знания.
Исходной формой любого эмпирического познания исторически служит наблюдение, поскольку именно с него начинается познание. Логически оно имеет более широкий характер и используется как в обыденном, так и в научном познании.
Научные наблюдения и их особенности:
Наблюдение в науке отличается от обыденного или случайного, тем, что представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения и чувственного познания очевидна.
— Наблюдение над собой – интроспекция.
— Исследователь не только фиксирует факты, но и целенаправленно ищет их.
— Научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер.
— наблюдения в науке характеризуются также своей целенаправленностью.
Интерсубъективность – результаты наблюдений должны быть воспроизводимы любым другим исследователем и не зависеть от личности субъекта. Иначе велика ошибочность из-за субъектности органов чувств.
Интерпретация данных наблюдения.
1) данные должны быть освобождены от различных наслоений и субъективных впечатлений, т.к. науку интересуют только объективные факты.
2) в качестве данных в науку входят не просто ощущения и восприятия, а результаты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок и осмысления данных в рамках соответствующей теории. Таблицы, графики и диаграммы.
3) подлинная интерпретация данных наблюдения в терминах соответствующей теории проводится тогда, когда они начинают применяться в качестве свидетельств для подтверждения ил опровержения тех или иных гипотез. Релевантность данных к проверяемой гипотезе – возможность или подтвердить ее, или опровергнуть.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Ивашковский, Практикум по экономической теории
Практикум по экономической теории
дает оценочные суждения по хозяйственным проблемам;
показывает положительные тенденции экономического развития;
изучает вопрос: «Что должно быть в экономике?».
13. Какие проблемы изучает микроэкономика:
а) объем национального производства; б) общий уровень цен в стране; в) безработицу; г) инфляционный рост цен;
д) изменение цен на нефть.
14. Что можно отнести к позитивному суждению:
а) ужесточение конкуренции зависит от возрастания численности продавцов на рынке;
б) необходимо снижать цены на продукты питания для увеличения спроса на них;
в) государство должно уменьшить налоговое бремя на население, чтобы повысить качество жизни;
г) правительство страны должно бороться с инфляцией; д) рост цены на продукт ведет к увеличению его количества на рынке.
15. Что можно отнести к нормативному суждению:
а) ужесточение конкуренции зависит от возрастания численности продавцов на рынке;
б) необходимо снижать цены на продукты питания для увеличения спроса на них;
в) государство должно уменьшить налоговое бремя, на население, чтобы повысить качество жизни;
г) правительство страны должно бороться с инфляцией; д) рост цены на продукт ведет к увеличению его количества на
16. Микроэкономика изучает:
а) социальную политику государства; б) распределение доходов в обществе;
в) инфляцию и антиинфляционную политику государства; г) бюджетно-налоговую политику; д) поведение производителя на рынке товаров и услуг;
е) внешнеэкономические связи страны.
РАЗДЕЛ I. Тема 1. Предмет экономической теории
17. Микроэкономика исследует проблемы:
а) оптимального распределения экономических ресурсов по отраслям;
б) установления цен на товары и услуги; в) рациональность экономического поведения агентов рынка;
г) социальные и экономические последствия инфляции; д) все ответы верны.
18. Что из перечисленного можно считать экономической моделью:
а) денежная единица США — доллар; б) в 2015 г. темпы экономического роста в России составят 8,7%;
в) в 2010 г. Китай занял второе место в мире по объему валового продукта после США;
в России в 1990 гг. радикальная экономическая реформа обесце-
нила сбережения населения;
все ответы верны.
19. Экономическая теория лежит в основе экономической политики государства, т. к. она:
а) вырабатывает конкретные рекомендации для достижения высоких темпов экономического роста и полной занятости;
б) содействует справедливому распределению доходов в стране;
в) является наиболее эффективным средством прогнозирования краткосрочного и долгосрочного экономического развития;
г) расширяет познания сложных экономических процессов в изменяющемся мире;
д) позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.
1. Тема для дискуссии на семинарском занятии: «Модель человека: направления развития. Трактовки „человека экономического“ в раз-
личных школах экономической науки и их связь с рациональным поведением индивида». Доклад-презентация (сравнение взглядов представителей классической и неоклассической школ, маржинализма с т.зр. кейнсианства, институционализма и современной модели).
2. Основные направления и школы в экономической теории (краткий обзор на семинаре).
Практикум по экономической теории
3. Развитие предмета экономической теории: основные этапы (доклад
Ответы и решения
Тема 2. Метод экономической теории
Основные понятия и термины
Метод экономической теории — это метод научной абстракции, который состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлече-
нии (абстрагировании) от несущественного, случайного, непостоянного. Важнейшие черты метода экономической теории:
Анализ (analysis) — способ познания, предполагающий разделение целого на части и их изучение.
Синтез (syntheses) — способ познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.
Индукция (induction) — способ познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.
Дедукция (deduction) — способ познания, предполагающий умозаключения от общего к целому.
Аналогия (analogy) — способ познания, предполагающий перенос
свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Экономические модели (economic models) — упрощенные представ-
ления о взаимосвязях между экономическими переменными величинами, выраженными в натуральной или денежной форме.
Функциональный анализ (functional analysis) — это способ, от-
ражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.
РАЗДЕЛ I. Тема 2. Метод экономической теории
Функция — переменная величина, зависимая от изменения других
переменных. Аргумент — независимая переменная величина.
1. Курс экономической теории, гл. 2, §2.
2. Макконнелл К., гл. 1.
Вопросы для изучения и задания
Научные абстракции и модели. Экономические законы. Важнейшие принципы и допущения в экономическом анализе.
Функциональный анализ. Предельные величины. Экономическое прогнозирование в экономической теории.
Определите, верны или неверны следующие утверждения (да / нет)
1. Экономическая теория, исследуя развитие экономики, не может использовать метод научной абстракции.
2. Метод научной абстракции не может быть использован для построения экономических моделей.
3. Экономическая модель — это упрощенное представление о взаимосвязи между различными сторонами явления или хозяйственного процесса.
4. Экономическая модель не свободна от многообразия форм проявления личности людей и, следовательно, не может служить средством исследования экономического развития общества.
5. Экономические модели, являясь упрощенным представлением эконмики, позволяют сформулировать экономические законы.
6. Экономические законы — это объективно существующие, независимо от воли и сознания людей, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями.
7. Экономические законы выражают причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.
8. Гипотезы могут быть сформулированы на основе научных выводов и заключений из экономических моделей.
9. Способ проверки гипотезы на истинность называется фальсификацией.
Практикум по экономической теории
10. Способ проверки гипотезы на ложность называется верификацией.
11. Принципы: «при прочих равных условиях», «после того, следовательно, по причине этого», «что хорошо для Дженерал Моторз, то хорошо для Америки» используются в экономическом анализе и во всех естественных и точных науках.
12. Экономическая теория, не являясь точной наукой, не может использовать научные методы анализа.
13. Метод функционального анализа используется для построения экономических моделей.
14. Функциональный анализ не позволяет выявлять экономические законы, поскольку исследуется взаимодействие всего двух величин.
15. Важнейшим при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов является принцип сопоставления предельных затрат и предельных выгод.
Тесты с одним или несколькими правильными ответами
1. Экономическая модель не является:
а) упрощенной картиной экономики; б) идеальным отражением экономики;
в) объяснением функционирования экономики;
г) средством экономического прогнозирования; д) комплексом экономических принципов.
2. Анализ предельных величин — это изучение:
а) хозяйственного поведения человека в наихудших условиях; б) последнего события из всех произошедших;
в) экономических результатов наименьшего количественного прироста в хозяйственном процессе;
г) микроэкономики; д) все ответы верны.
3. Какой способ анализа применяется при обобщении фактов:
а) хронологический; б) гипотетический; в) описательный; г) дедуктивный;
РАЗДЕЛ I. Тема 2. Метод экономической теории
4. Допущения в исследованиях экономического развития общества:
а) требуют увеличения количества анализируемых проблем; б) усложняет понимание процессов и событий в экономике; в) препятствует восприятию теории; г) делают анализ более реалистичным; д) упрощают решение проблем.
5. Применение принципа «предельных затрат и предельной выгоды» при выработке оптимального хозяйственного решения предполагает, что:
а) предельные затраты должны быть всегда меньше предельной выгоды;
б) предельная выгода всегда больше предельных затрат; в) в исключительных случаях предельные затраты могут быть боль-
ше предельной выгоды; г) предельная выгода равна предельным затратам; д) все ответы не верны.
6. Функциональный анализ используется при:
а) построении экономических моделей; б) выявлении экономических законов;
в) теоретическом обосновании хозяйственных решений;
г) определении содержания экономических категорий и понятий; д) при разработке экономической политики; е) распределении редких экономических ресурсов по отраслям
и производствам; ж) все ответы верны.
Задания на дом, экономические ситуации для анализа
Профессор Лондонского университета М. Блауг в своей монографии «Экономическая мысль в ретроспективе» утверждает, что «ни один экономист ХIХ и ХХ веков, занимающийся вопросами методологии,
никогда не отрицал справедливости правила, которое теперь стало широко известно как правило демаркации Поппера: теории являются «научными», только если их в принципе можно опровергнуть» (см. указ. соч. с. 647).
1. Приведите Ваши доказательства справедливости такого утверждения.
Практикум по экономической теории
2. Можно ли рассматривать это положение в качестве важнейшей
черты метода экономической теории?
Ответы и решения
Тема 3. Основные закономерности экономической организации общества
Основные понятия и термины
Экономика (economy) — синоним понятия «рыночное хозяйство»,
когда производство регулируется механизмами, основанными на ценовых сигналах.
Производство (production) — целесообразная деятельность людей по созданию материальных и нематериальных благ, направленная на удовлетворение их потребностей.
Ограниченность/редкость (scarcity) — недостаточность ресурсов для достижения огромного множества целей людей, удовлетворения их безграничных потребностей.
Факторы производства/ресурсы (factors of production/ resources) — производственные блага, созданные природой или людьми. Основные факторы производства — это труд, земля, капитал и предпринима-
Потребности (needs) — состояние неудовлетворённости или нужды, которое человек стремится преодолеть. Потребности делятся на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Первичные потребности включают в себя потребности в еде, пище, одежде и т.д., а вторичные потребности
связаны с духовной и интеллектуальной деятельностью человека.
РАЗДЕЛ I. Тема 3. Основные закономерности экономической организации общества
Благо (good) — средство для удовлетворения потребностей. Блага
бывают экономическими (редкими) и неэкономическими, потребительскими и производственными (средства производства), частными и общественными.
Богатство (wealth) — всё, что ценится людьми (материальные блага и услуги, профессиональные знания и природные ресурсы, способности человека и свободное время и т. д.).
Обмен (exchange) — перемещение в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности, что способствует увеличению богатства общества.
Распределение/размещение ресурсов (allocation) зависит от института собственности в обществе, в рыночной системе оно происходит под воздействием ценового механизма.
Распределение доходов (distribution) — распределение доходов в обществе между различными группами населения.
Потребление (consumption) делится на личное и производительное (использование средств производства для создания новых потребительских благ).
Кривая производственных возможностей /кривая трансформации (production possibility curve/ transformation curve) показывает все возможные комбинации производства товаров в обществе при эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.
Альтернативная стоимость/издержки упущенных возможностей
(opportunity cost) — количество другого блага (или других благ), от производства которых нужно отказаться для производства данного блага.
1. Курс экономической теории, гл. 3.
2. Макконнелл К., гл. 2.
Вопросы для изучения и задания
Основные экономические проблемы общества. Факторы производства. Редкость благ и необходимость технологического выбора.
Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
Практикум по экономической теории
Определите, верны или неверны следующие утверждения (да/нет):
1. В экономической теории термины «производство» и «экономика» понимаются как синонимы.
2. Проблема «как производить» может быть решена за счёт приобретения передовых технологий на мировом рынке.
3. Проблема «что производить» предполагает принятие решение не только о том, какие товары производить, но и в каком количестве и какого качества.
4. Проблема «что производить» не актуальна для плановой экономики, где каждому предприятию предписывается, какие товары и в каком количестве нужно производить.
5. Вторичными потребностями называются потребности, обусловленные первичными потребностями (например, потребность в машинах для производства одежды при первичной потребности в одежде).
6. Потребности могут быть не только индивидуальными, но и коллективными.
7. Все потребности носят неотложный характер и не могут длительное время оставаться неудовлетворёнными.
8. Курение и чрезмерное употребление алкоголя нельзя относить к потребностям, поскольку они наносят вред организму.
9. Неэкономические блага нельзя купить.
10. С течением времени неэкономические ресурсы могут стать эконо-
мическими и получить рыночную оценку.
11. В плановой экономике, где цены устанавливаются не рынком, а государственными органами, все блага будут неэкономическими.
12. Средства производства не удовлетворяют напрямую потребности людей, поэтому не могут рассматриваться как блага.
13. К нематериальным благам можно отнести услуги консультантов, труд преподавателей, артистов театра и балета.
14. В натуральном хозяйстве целью производства является получение прибыли.
15. Обмен товарами не является производительным, поскольку в этой сфере ничего не создаётся, а происходит лишь обмен товара на деньги.
16. Если ресурсы для производства двух товаров являются полностью взаимозаменяемыми, то кривая трансформации примет вид прямой линии.
17. Отрицательный наклон кривой производственных возможностей объясняется тем, что ресурсы для производства двух товаров не являются полностью взаимозаменяемыми.
РАЗДЕЛ I. Тема 3. Основные закономерности экономической организации общества
Тесты с одним или несколькими правильными ответами
1. К основным факторам производства относятся:
а) деньги; б) труд; в) капитал;
г) человеческий капитал; д) земля;
е) неэкономические ресурсы.
2. К неэкономическим благам относятся:
а) воздух; б) чистую питьевую воду;
в) земельные участки; г) энергию ветра
3. К общественным благам можно отнести:
а) просмотр кинофильма; б) телевизоры; в) языковые курсы;
г) уличное освещение; д) городские парки и скверы; е) стадионы.
4. В богатство общества можно включить:
а) природные ресурсы страны; б) съёмку фильма или телесериала; в) свободное время;
г) производство материальной продукции; д) оказание услуг; е) всё вышеперечисленное.
5. Создание нематериальных благ и услуг:
не влияет на богатство общества, поскольку не ведёт к созданию
увеличивает богатство общества;
уменьшает богатство общества, поскольку часть ресурсов тра-
тится впустую, не создавая осязаемых ценностей;
Источник