Способ алла прима акварелью

Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику

На страницах своего блога я уже писала об основных техниках в живописи с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.

В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.

Натюрморт в технике Алла прима

Понять их можно, а вот полностью согласиться — вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.

Что такое алла прима?

Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.

При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.

Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.

Портрет в технике Алла прима за 2 часа

Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Чем хороша техника алла прима?

Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.

Пример — картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.

«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне

Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.

Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!

За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест.

Техника по сырому

Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.

А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.

А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!

К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!

Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!

Картина в быстрой технике по сырому

  • Преодоление различных страхов и внутренних барьеров ( например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
  • Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
  • Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
  • Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
  • Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
О пользе арт терапии, я думаю, вы уже слышали…

Какие недостатки техники по сырому?

В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:

  • Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
  • Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
  • Сложность работы с рельефностью картины без навыка
Читайте также:  Способы изучения правовых систем

Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины.

Упращенные сюжеты в технике Алла прима

Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…

Помните, как в фильме «Один плюс один», где картину- мазню продали за 11, 000 евро. Хотя чему удивляться, продать можно буквально все и всем… был бы талант в этом! Почитайте статью о современных художниках…

Фрагмент из фильма « 1+1»

Великие картины и мастера, писавшие в алла прима

И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.

Живопись а ля прима на свежем воздухе

На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!

Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.

Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века. Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской. Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.

Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ. Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века , Жана Оноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века. Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.

Картины известных мастеров в технике алла прима

Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима

А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна . Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.

Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого :

  • Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
  • Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
  • Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  • Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.

А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓

Видео на десерт:
идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Источник

Техника акварели «А ля прима» или работаем в один присест

Непостоянство природного настроения всегда обращало на себя внимание художников. Каждый из них мечтал запечатлеть течение времени, однако не каждый знал, как это сделать.

Однажды великий Клод Моне, яркий представитель течения импрессионизма, сказал, что «хотел бы рисовать так, как поют птицы». Техника «А ля прима» (Алла прима, alla prima — «в один присест») как раз и стала тем самым спасительным инструментом, о котором мечтали любители живописи.

Суть и отличие алла прима заключается в том, что любое произведение должно быть завершено за один раз, то есть многослойная живопись не предусматривается.

Она развивает концентрацию на главных объектах, глазомер, образное мышление, дает полезную практику работы с красками, развивает общее живописное мастерство.

Основные материалы для алла прима – это акварель и масло. Но данное утверждение является скорее традицией, нежели законом, поэтому художник остается абсолютно свободным в поисках себя.

Надо заметить, что далеко не все живописцы стараются овладеть техникой а ля прима. Некоторые из них вообще считают ее недостойной внимания.

По заверениям таких скептиков художник должен оставить свои произведения в вечности, а мазки за один присест – это, скорее, развлечение, чем настоящая живопись. Не принимая ни чьей стороны, рассмотрим основные достоинства и недостатки алла прима.

Читайте также:  Экстремальный способ мышления это

Общие понятия техники «А ля прима»

Основное отличие техники А ля прима от других техник живописи заключается в том, что картина должны быть готова до полного высыхания красок. Она применяется как масляной, так и в акварельной живописи.

В отличие от работы «в один присест» многослойная техника подразумевает нанесение красок слой за слоем, когда последующий слой ложится на высохший предыдущий. В принципе, в технике алла прима допускается нанесение одного слоя на другой, но художник не дожидается их высыхания, то есть, работает по-сырому.

Следует заметить, что при этом слои могут перемешиваться и давать совершенно новые оттенки. Вот почему мастер просто обязан знать все тонкости работы с красками.

Каждый начинающий художник наслышан о необычайных свойствах акварельных красок. Они отличаются своей легкостью, сочностью и мягкостью. Но вряд ли кто знает о том, что этот вид краски может быть графичной и жесткой.

При необходимости можно добиться ярких, ярморочных оттенков. Благодаря тому, что акварель дает прекрасные контрасты, ее применяют в самых разных техниках, в том числе, в технике алла прима. Но здесь уже акварель предъявляет к художнику целяй ряд требований.

Изображение должно быть сформировано до высыхания красок, хотя это не столько требование акварели, сколько основное условие техники в целом. Лист бумаги должен быть увлажненным. Недостатки работы с сырым слоем художник может обратить в достоинства. Так, к примеру, подтеки дают очень красивые фактуры и цветовые сочетания.

История развития техники

Техника «a la prima» пришла в изобразительное искусство в начале XVI века, но в первое время она являлась лишь вспомогательным инструментом, играя в живописи второстепенную роль.

Фрагменты техники в один присест начали использовать при написании пейзажных этюдов и прочих эскизов. В дальнейшем сделанные на скорою руку наброски дорабатывались в мастерских. На создание законченного произведения уходило несколько недель или даже месяцев.

Но уже через сто лет сама техника, равно как и отношение к ней, кардинально изменилась. Она стала постепенно обосабливаться и использоваться, как основной способ написания картины. К технике а ля прима чаще всего прибегали представители барокко и рококо.

Апогей своей популярности техника переживала в середине XIX века. Ярким художником, работавшим в стиле алла прима, считается Клод Моне.

Одновременно являясь основоположником импрессионизма, именно Моне смог усмотреть в новой технике необыкновенные возможности для передачи течения времени и жизни, передачи мгновенных настроений, красоты природы здесь и сейчас.

Постепенно живопись по-сырому стала фигурировать и в других направлениях искусства. К ней часто обращались представители постимпрессионизма, экспрессионизма, модернизма и авангарда.

Сегодня же алла прима является отличным инструментом молодых и начинающих художников для оттачивания навыков.

Достоинства техники «a la prima»

Основное преимущество техники алла прима заключается в том, что художник получает возможность нарисовать картину за относительно короткое время.

Обычно на работу уходит несколько часов, однако в некоторых случаях картина бывает готова меньше, чем за час.

Именно это достоинство и привлекло внимание мастеров-импрессионистов, ведь основная их задача – передать мимолетный момент, впечатление, явление природы, которое просто невозможно писать на протяжении длительного времени.

На известной картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» изображен морской пейзаж в часы утренних сумерек, когда только начинается восход солнца.

Кстати, эта картина считается классикой жанра и принята за отправную точку развития импрессионизма. Запечатлеть утренний рассвет можно лишь за несколько минут, так как краски и игра света и тени начинают меняться буквально с каждой минутой.

Художник должен передать именно те оттенки неба или воды, которые произвели на него наиболее глубокое впечатление.

Техника а ля прима позволяет решить задачи освещения и отработать «состояние» одними цветами, не заостряя внимание на детализацию вещей и не проводя сложного композиционного анализа.

Натюрморты, выполненные «в один присест», отличаются необычайной сочностью и свежестью, так как смешивание невысохших красок дает оригинальные цветовые эффекты.

Наконец, начинающим художникам более опытные мастера рекомендуют отрабатывать навыки именно в технике а ля прима.

Она позволяет избавиться от скованности в манипуляциях, а также от излишней нерешительности жестов.

Если же начинающий художник старается освоить лишь отдельные приемы работы с маслом или акварелью, причем у него нет желания тратить время на тщательную прорисовку деталей, он использует метод быстрого рисунка, а затем делает анализ уже законченной композиции, который как раз и показывает, освоен ли этот прием или нет.

Следует отметить, что для определенной категории живописцев более важен сам факт написания картины, нежели результат.

Для таких любителей рисунки алла прима становятся настоящей находкой, ведь свою коллекцию можно пополнять с большой скоростью. Длительная работа вообще требует от художника терпения и умения видеть наперед.

Так, некоторые живописцы, будучи неуверенными в положительном результате, бросают работу, чтобы не тратить время понапрасну. Создание быстрых зарисовок исключает возникновение подобных ситуаций.

Вообще, как говорят мастера, имеющие достаточный опыт работы с техникой а ля прима, эта техника представляет собой импульс художника, то есть, она позволяет отражать моментальные эмоции и наслаждаться их интерпретацией.

Резюмируя вышенаписанное, можно отметить несколько важных качеств, превозносящих технику а ля прима:

  • Преодоление стандартных фобий художника, таких как боязнь получить разочарование, боязнь не закончить картину или боязнь холста в целом;
  • Возможность получить результат и, следовательно, его оценить в кратчайшие сроки, не дожидаясь высыхания красок;
  • Техника предполагает начало работы без предварительной подготовки, без анализа и проработки деталей;
  • Возможность оценить результат своей деятельности за пару часов;
  • Возможность реализовать свои эмоции в режиме реального времени.
Читайте также:  Информационные процессы способы обработки информации

Ученые доказали, что в состоянии «импульса», в котором пребывает художник, работая в технике аля прима, у человека интенсивно вырабатываются эндорфины, то есть, гормоны радости.

Это вполне объясняет тот факт, что любители живописи и творчества испытывают неподдельное удовольствие от работы, когда делают зарисовки «здесь и сейчас».

Недостатки

Техника алла прима не лишена недостатков, и данный факт не нужно скрывать.

К ним относится:

  • Общая незавершенность картины, уход от строгости запечатленных объектов, упрощение изображения;
  • Необходимость наличия огромного опыта работы с цветами и оттенками, так как предсказать поведение сырых красок достаточно тяжело;
  • Усложнение задачи при работе с рельефными картинами.

Многие художники сетуют на то, что определенное время работы в технике а ля прима зарождает непроизвольную склонность упрощения картин, даже в том случае, когда они переходят к многослойной живописи.

В этом случае их работы уже не представляют никакой художественной ценности, а превращаются в банальные мазки, которые художник преподносит, как интерпретацию своих мыслей и чувств.

Несмотря на то, что технику а ля прима советуют новичкам, им-то как раз она тяжелее всего и дается. От художника нужны прочные знания свойств красок, преобразования цветов, игры света и тени.

Также при работе в один присест необходимо, чтобы рука была уверенно поставлена.

Новичкам же свойственны комплексы. Они слишком неуверенно наносят мазки, что совершенно недопустимо в быстром рисунке.

Знаменитости, работавшие в технике «Алла прима»

В истории живописи техника Алла прима сыграла ключевую роль. Именно она позволила этому виду искусства не исчезнуть после появления фотографии.

Сегодня картина составляет серьезную конкуренцию для фото. Если же нужно получить изображение быстро, то художник использует элементы вышеописанной техники.

Самое главное ее достоинство – возможность передать чувства автора.

Это означает, что техника а ля прима может применяться не только в документальном отображении образов. Благодаря фиксации чувств, живопись получила новый статус.

Она уже является не просто ремеслом, а настоящим искусством. Именно техника «a la prima» подарила пленэр, так как позволила художнику выйти из мастерской и творить под открытым небом.

Пленэры обычно отличаются тем, что художник пишет пейзаж. Многие живописцы концентрируют свое внимание на природе, поэтому алла прима и приобрела достаточно большую популярность.

Несмотря на относительно медленное зарождение и развитие, техника буквально восхвалялась знаменитыми мастерами, ведь творить на лоне природы куда более приятно и романтично, нежели проводить время в тесной и душной мастерской.

После того, как великий Клод Моне представил широкой публике свою картину «Впечатление. Восход солнца», он получил целый шквал критики. Это неудивительно, ведь все новое в искусстве всегда воспринималось «в штыки».

Нападки критиков не подавили его желания экспериментировать в выбранном направлении. Приверженцами техники быстрого рисунка впоследствии стали Роберт Генри, Джон Сарджент и Винсент Ван Гог.

Если говорить о технике рисования по-сырому, то она появилась задолго до появления быстрых рисунков. Уже с XVI века мастера стали осваивать принципы работы с невысохшими красками.

Чаще всего к таким приемам приходилось прибегать на пленэре, перед тем, как продолжить работу в мастерской, а также при создании портретных эскизов. Но как законченные картины произведения в технике а ля прима появились гораздо позже.

До наших дней дошли настоящие шедевры, представленные картинами, созданным полностью в технике «в один присест». Это работы таких художников, как:

  • Веласкес – испанский придворный художник, творивший в XVII веке;
  • Франц Хальс – голландский портретист;
  • Жан Оноре Фрагонар – французский мастер гравюр;
  • Эжен Делакруа – французский графист XIX века.

Известными являются картины Репина («Государственный совет») или Уинслоу Хомера (серия морских пейзажей).

Полезные советы

Начинающему художнику важно понимать, что техника «А ля прима», несмотря на широкую популярность, остается достаточно сложной.

Сложности возникают именно у тех, кто не имеет должного навыка наложения мазков и работы с цветом. Поэтому написать более или менее значимое завершенное произведение с первого раза практически невозможно.

В самоучителе рекомендуется к выполнению готовых работ приступать после освоения целого ряда упражнений. Эти упражнения учат новичка понимать и чувствовать краску, получать нужные оттенки, позволяют познать манеру нанесения мазков.

Также с помощью отдельных упражнений отрабатываются всевозможные эффекты, так как при написании картины необходимо, чтобы нужный эффект получился с первого раза.

Именно поэтому рекомендуется начинать с малого и, как минимум, прочитать несколько полезных советов.

  1. Выберите для холста такой грунт, цвет которого не оттенял бы краски. Отлично подойдет грунт желтоватого или розового оттенка.
  2. Если у вас нет опыта в формировании рисунка в один присест, то полезно будет сначала сделать небольшой набросок. для этого можно воспользоваться углем, но техника нанесения должна быть воздушной. Работайте рукой, не сильно нажимая, как бы, едва касаясь грифелем по холсту.
  3. Начните с простых элементов. Почувствуйте, что значит – получить результат. Только со временем усложняйте элементы.
  4. Не отступайте от цели, если первые работы переполнены разными «ляпами». Это вполне нормальное явление.

В дальнейшем вы определитесь, будете ли продолжать свою работу в технике «А ля прима» или этот этап станет лишь очередной ступенькой в поиске себя.

В любом случае, работа с техникой принесет вам неоценимый навык, который обязательно будет востребованным в дальнейшей художественной деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы