- Слушать активно: понимаем, что говорит собеседник
- Анна Веселко
- Активное слушание — один из самых важных навыков, которыми вы можете овладеть, поскольку он оказывает большое влияние на эффективность вашей работы и качество отношений с другими людьми. Разобрались, что представляет собой этот навык и как научиться слушать всеми чувствами, а не только ушами.
- Как развивать активное слушание?
- Фокусируйте внимание
- Покажите, что вы слушаете
- Давайте обратную связь
- Отложите финальное суждение
- Отвечайте соответствующим образом
- Техника активного слушания — что относится и в чем суть
- Активное слушание – что это?
- Техники активного слушания
- Открытые вопросы
- Уточнение
- Техника зеркало, отражение эмоций
- Перефразирование
- Логическое следствие
- Резюме
- Когда уместно пользоваться техниками активного слушания
- Продажи
- Психология и другие «помогающие» профессии
- Жизнь
- Видео
- Приемы активного слушания: техника и методы
- Приемы активного слушания
- Типы активного слушания
Слушать активно: понимаем, что говорит собеседник
Анна Веселко
Активное слушание — один из самых важных навыков, которыми вы можете овладеть, поскольку он оказывает большое влияние на эффективность вашей работы и качество отношений с другими людьми. Разобрались, что представляет собой этот навык и как научиться слушать всеми чувствами, а не только ушами.
Мы регулярно слушаем то, что происходит вокруг. Слушаем, чтобы получить информацию, чтобы что-то понять, чтобы чему-то научиться, а иногда и просто ради удовольствия. Учитывая, как много и часто мы это делаем, можно подумать, что слушать у нас получается хорошо, но на самом деле большинство испытывает с этим серьезные проблемы . Целый ряд исследований показывает, что в среднем человек запоминает только 25–50% услышанного (согласно так называемому «конусу опыта» Эдгара Дейла, и того меньше: 10%), а это означает, что, когда вы говорите со своим начальником, коллегами, клиентами или супругом в течение 10 минут, они обращают внимание менее чем на половину разговора.
Но и когда вы сами получаете указания или информацию, вы также не слышите все сообщение — и хорошо, если в названные 25–50% попадет что-то действительно важное
Очевидно, что умение слушать — это полезный навык, ведь, став хорошим слушателем, вы сможете повысить свою способность влиять, убеждать и вести переговоры и будете лучше избегать конфликтов и недопонимания. Когда вы практикуете активное слушание, вы заставляете другого человека чувствовать, что его слышат и ценят. Активное слушание помогает завоевать доверие окружающих и понять их ситуацию, предложив поддержку и сочувствие говорящему .
Главное отличие активного слушания от критического заключается в том, что вы не оцениваете сообщение другого человека с целью высказать свое собственное мнение. Скорее задача заключается в том, чтобы другой человек был услышан и, возможно, получил помощь в решении собственных проблем.
Как развивать активное слушание?
В первую очередь активное слушание предполагает отказ от бесполезных слушательских привычек, среди которых:
Витание в собственных мыслях
Отсутствие уважения к говорящему
Не понимание скрытого смысла послания
Отсутствие визуального контакта
Привычка торопить спикера
Игнорирование того, что непонятно
Самый очевидный способ улучшить любые свои навыки — это практика, ведь активное слушание — это процесс, во время которого вы делаете сознательное усилие, чтобы услышать не только слова, которые произносит другой человек, но и все передаваемое сообщение и его смысл , что в разы важнее. Вы не можете позволить себе отвлекаться на происходящее вокруг или на создание контраргументов в своей голове, пока другой человек говорит. Вы также не можете позволить себе заскучать и потерять концентрацию.
Существует пять ключевых техник активного слушания:
Фокусируйте внимание
Уделите спикеру все свое внимание, дайте ему понять, что вы его слушаете. Помните, что невербальное общение также играет огромную роль, поэтому смотрите прямо на говорящего, отложите все отвлекающие мысли на потом, не прокручивайте в голове опровержения услышанного и не отвлекайтесь на факторы окружающей среды вроде сторонних разговоров.
Покажите, что вы слушаете
Используйте свой собственный язык тела и жесты, чтобы показать, что вы вовлечены. Кивайте время от времени, улыбайтесь, убедитесь, что ваша поза открыта, и поощряйте выступающего продолжать с помощью небольших словесных комментариев вроде «да» и «ага».
Давайте обратную связь
Наши личные фильтры, предположения, суждения и убеждения могут исказить то, что мы слышим. Поскольку ваша роль как слушателя — понимать, что говорится, вам может потребоваться обдумать сказанное и задать вопросы. Поразмышляйте над сказанным, задавая вопросы, чтобы прояснить определенные моменты, например «Что вы имеете в виду, когда говорите…» Если вы обнаружите, что слишком эмоционально реагируете на то, что говорят, скажите об этом и попросите дополнительную информацию: «Возможно, я неправильно вас понимаю и зря реагирую лично. Кажется, вы только что сказали, что… Вы это и имели в виду?»
Отложите финальное суждение
Перебивать говорящего — пустая трата времени, это расстраивает человека и ограничивает ваше собственное понимание его сообщения. Прежде чем задавать вопросы, позвольте докладчику закончить каждый пункт своей речи. Не начинайте тут же перечислять встречные аргументы.
Отвечайте соответствующим образом
Активное слушание способствует уважению и пониманию, это одна из его целей. Вы получаете информацию и перспективу и ничего не добавляете, нападая на говорящего или каким-либо иным образом подавляя его. Отвечая, будьте откровенны, открыты и честны, отстаивайте свое мнение уважительно.
Выработка привычки к активному слушанию может иметь множество положительных последствий для вашей жизни. Например, позволяет понять точку зрения другого человека и отреагировать на него сочувствием , что не может не сказаться положительно на межличностных отношениях. Активное слушание на работе важно, если вы занимаете руководящий пост или просто регулярно общаетесь с коллегами, ведь оно позволяет лучше понимать проблемы и совместно разрабатывать решения , а также отражает ваше терпение — это ценный навык на любом рабочем месте.
В социальных ситуациях активное слушание принесет пользу при знакомстве с новыми людьми. Задавать вопросы, искать разъяснения и наблюдать за языком тела — все это способы узнать больше о людях, с которыми вы встречаетесь . Более того, когда вы слушаете активно, собеседник может говорить с вами дольше, и это делает активное слушание одним из лучших способов превратить знакомых в друзей.
Источник
Техника активного слушания — что относится и в чем суть
Люди – социальные существа, поэтому важно налаживать общение друг с другом. К сожалению, очень часто разговор двоих напоминает детскую игру «сломанный телефон», когда информация, транслируемая одним из собеседников, воспринимается другим в искаженном виде. Недостаток коммуникации вызывает споры, недопонимание, конфликты.
Слушать и слышать друг друга важно не только в межличностных отношениях, но и в деловой сфере. Техника активного слушания применяется в психологии, педагогике, продажах и других сферах. Овладеть техникой может каждый, если научится использовать простые правила общения. Для этого нужен искренний интерес к диалогу и желание понять собеседника.
Активное слушание – что это?
Различают активное и пассивное слушание. При пассивном слушании собеседник присутствует при разговоре физически, но мысленно находится в другом месте. Он может кивать головой и даже отвечать невпопад, но не запомнит ничего из диалога. Когда оппоненту нужно выговориться, такой собеседник вполне его устроит. Но настоящее понимание и откровенность может вызвать лишь искренний интерес одного собеседника к другому. Этого можно достичь, если:
- внимательно слушать собеседника, уточнять правильность понимания сказанного;
- поддерживать разговор, анализировать информацию, задавать вопросы по теме общения;
- сопереживать, то есть проявлять заинтересованность через присоединение к эмоциям говорящего.
Активное слушание – полезный навык для общения и налаживания деловых коммуникаций.
Техники активного слушания
Открытые вопросы
Хочешь что-то узнать – задай вопрос. Открытые вопросы в диалоге позволяют разговорить собеседника и получить больше информации о предмете разговора. Отличие открытых вопросов от всех остальных в том, что на них нельзя ответить односложно «да» или «нет». Они начинаются с вопросительных форм речи: как, где, когда, почему, зачем и т.п., поэтому требуют от собеседника развернутого ответа. Например:
- как вы относитесь к. ;
- почему это важно для вас;
- когда вы планируете начать?
Уточнение
Недопонимание в диалоге вызывает провал в коммуникациях. Избежать этого можно при помощи уточняющих вопросов по теме диалога:
- я правильно понимаю, что. ;
- когда вы сказали об этом, вы имели в виду. ;
- как мне следует понимать вашу фразу?
Техника зеркало, отражение эмоций
Искреннее сопереживание собеседнику вызывает доверие на эмоциональном уровне. Показать сочувствие можно как при помощи мимики и жестов, так и словами. Чтобы усилить или сгладить эмоциональное состояние собеседника, достаточно:
- кивать или качать головой;
- прикасаться к руке в диалоге (если позволяет ситуация);
- «зеркалить» жесты собеседника (например, принять похожую позу).
Фразы для эмоционального присоединения:
- я понимаю, как это важно для вас;
- ваши чувства мне ясны;
- по-моему, вы сомневаетесь.
Перефразирование
В одно и то же слово люди вкладывают разные смыслы. Поэтому техника перефразирования способствует лучшему пониманию друг друга. Перефразировать, значит, произнести ту же фразу другими словами, кратко пересказать собеседнику суть вашего диалога:
- другими словами . ;
- то есть, вы считаете, что. ;
- ваши слова означают, что.
В отличие от уточнения и перефразирования, эхо позволяет вернуть собеседнику его фразу дословно, чтобы присоединиться эмоционально или задать уточняющий вопрос. Рассмотрим несколько примеров:
– Я люблю мороженое.
Вероятные варианты зеркальных вопросов:
– Вы любите мороженое? Эскимо или пломбир?
– Я мечтаю прокатиться на воздушном шаре.
Вероятные варианты «возврата»:
– Прокатиться на воздушном шаре? Я тоже о таком мечтал!
– Это просто недопустимо!
Возможный вариант «эха»:
– Недопустимо! Как я могу вам помочь?
Логическое следствие
Эта техника напоминает предыдущие с той разницей, что собеседник строит логические выводы, опираясь на факты, произнесенные оппонентом. Хорошо при этом использовать дословные формулировки, выделяя детали:
- исходя из ваших слов, следует. ;
- если следовать вашей логике, то. ;
- значит, во-первых.
Резюме
Резюме подходит для завершения диалога, выводов и закрепления достигнутых договоренностей:
- я могу подвести итоги. ;
- итак, для вас важно.
Когда уместно пользоваться техниками активного слушания
Активное слушание широко используется в сферах, где необходимо взаимодействие.
Продажи
Менеджеры по продажам и продавцы-консультанты в магазинах используют техники для выявления потребностей клиента, чтобы предложить подходящий товар и заслужить доверие клиента.
Психология и другие «помогающие» профессии
Техники активного слушания помогают психологам, коучам, врачам, полицейским, журналистам и т.п. не только выявить проблему, но и составить наиболее полную картину о произошедшем.
Жизнь
Вас точно запомнят на собеседовании, в новой компании и в любой жизненной ситуации, если вы овладеете техникой активного слушания, поскольку из обычного человека вы превратитесь в открытого и душевного собеседника. Дополнительным бонусом будет искренний интерес людей к вам.
Видео
1. Hear What People Are Really Saying, сайт
2. Use Active Listening Skills to Coach Others, сайт
Источник
Приемы активного слушания: техника и методы
Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для вас, и понимали, что вас не слышат, не слушают. Почему? Человек сидит напротив, смотрит на вас, а у вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Вспомните ваше состояние, ваши чувства при этом. Скорее всего, у вас пропадало всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе возникало состояние подавленности и дискомфорта. Это происходит потому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.
Слушание бывает пассивным и активным.
При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.
Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.
Согласно одному весьма распространенному мифу, умение слушать – это навык, который, подобно навыку дыхания, человек получает при рождении, а затем использует всю жизнь. Это не так. Можно научиться активному слушанию и умение слушать оказывается более полезным навыком, чем умение красноречиво говорить и убеждать. Если вы умело задаете вопросы, но не умеете слушать ответы, то цена такому общению невелика.
ВЫВОД: таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что умение слышать и быть услышанным является важным не только в нашей будничной жизни, но и непосредственно в нашей работе. Например, в минимально короткие сроки диалога с пострадавшим собрать наиболее значимую для нас информацию (в том числе информацию о местонахождении других жертв). И это умение необходимо развивать.
Сам по себе процесс слушания бывает двух видов: пассивное и активное. При пассивном слушании собеседнику сложно понять, слышите ли вы его или нет, так как этот вид предполагает неяркие скудные эмоции, а значит малую включённость в процесс общения. Метод активного слушания появился как технология общения в результате анализа поведения людей, обладающих способностью в процессе разговора добиваться от собеседника нужных результатов. Например, для того, чтобы правильно понимать сказанную вам информацию, быстро вычленять из разговора то, что вам нужно, а также уметь быть благодарным слушателем, с которым хочется общаться. При работе с пострадавшими эти навыки являются особенно важными. Любая информация, исходящая от пострадавшего, может значительно уменьшить время на поиски остальных (в случае работы с очевидцем происшедшего), а также понять переживания, тревоги и опасения человека с последующим прогнозированием динамики его состояния (возможное появление острых стрессовых реакций, либо большая вероятность образования действующей толпы).
Существует несколько приемов активного слушания, благодаря которым вы сможете демонстрировать заинтересованность и включенность в беседе с пострадавшим.
Приемы активного слушания
Активное слушание – это процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает информацию от собеседника, но и активно показывает понимание этой информации. Иногда еще можно назвать это виды активного слушания.
- Эхо-техника — это повторение отдельных слов или словосочетаний клиента без каких бы то ни было изменений.
- Уточнение — не всегда в рассказе человек описывает все детали событий или переживаний. Попросите уточнить все, даже самые мелкие подробности.
- Паузы – когда человек заканчивает говорить — выдержите паузу. Она дает возможность подумать, осмыслить, осознать, добавить что-то к рассказу.
- Сообщение о восприятии – другими словами, это возможность сообщить собеседнику, что вы поняли, что он вам сказал, его эмоции и состояние. «Я понимаю, как тебе сейчас обидно и больно. Хочется плакать и чтобы тебя пожалели».
- Развитие мысли – осуществление попытки подхвата и продвижение далее хода основной идеи или мысли собеседника.
- Сообщение о восприятии – Слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения . Например « Вы говорите об очень важных для Вас вещах»
- Отражение чувств – выражение эмоциональной позиции собеседника на основе наблюдений слушателем не только за тем , что говорит коммуникатор , но и за тем , что выражает его тело « Я вижу, вас это волнует…»
- Сообщение о восприятии себя – слушатель сообщает своему собеседнику о том , как изменилось его состояние в результате слушания «Меня задели ваши слова»
- Замечания о ходе беседы – слушатель сообщает о том , как можно осмыслить бесед в целом. « Походу , мы достигли общего понимания проблемы»
- Резюмирование – проведение промежуточных итогов сказанного собеседником в процессе его монолога «Итак, мы с вами обсудили следущее: испытание пожарных насосов…»
Приёмы активного слушания в таблице
Прием активного слушания
«да», «угу», «ага»
«если я вас правильно понял, то …»
«если подытожить сказанное, то…»
- «Угу» – поддакивание.
Это самый простой прием активного слушания. Любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора рекомендуется периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п. Этим вы даете собеседнику понять, что вы его слушаете и заинтересованы в нём. Например, когда вы о чём-то рассказываете по телефону, то использование таких приёмов собеседником дают вам понять, что вас слушают. Молчание же, на протяжении всего рассказа, вызвали бы у вас сомнения в заинтересованности партнера вашей информацией.
Она необходима в разговоре для того, чтобы помочь собеседнику выговориться до конца. Во-первых, человеку часто необходимо время для того, чтобы сформулировать свои мысли и чувства, а во-вторых, паузы освобождают разговор от лишней и не нужной информации. Например, рассказывая историю, человек, скорее всего, представляет себе её. И, для того, чтобы образное представление переложить в словесную историю, необходимо подобрать нужные слова. И паузы здесь являются необходимым средством «перевоплощения» образа в слово.
- Особенности постановки вопросов.
Существуют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытые вопросы уместны не тогда, когда вы хотите получить от собеседника как можно больше информации, а тогда когда нужно ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, подтвердить или опровергнуть свои предположения. Вопросы данного типа подразумевают ответы: «да» или «нет». К примеру, можно привести такие вопросы: «Ты ел сегодня?», «Ты здоров?», «Ты здесь давно?» «Ты был один?» и т.п.
Открытые вопросы характеризуются тем, что на них нельзя ответить «да» или «нет». Они требуют какого-либо объяснения. Обычно начинаются со слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение». С помощью вопросов этого типа вы позволяете собеседнику маневрировать, а беседе – перейти от монолога к диалогу. К такому типу вопросов могут относиться следующие: «Что ты ел сегодня?», «Как ты себя чувствуешь?», «Как давно ты здесь?».
- Перефразирование.
Это формулировка той же мысли, но иными словами. Перефразирование дает возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают. А если нет – у него есть возможность вовремя внести коррективы. При перефразировании ориентируйтесь на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.
Перефразирование можно начать следующими фразами:
– «Если я вас правильно понял, то…»;
– «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но вы говорите что…»;
– «Другими словами вы считаете, что…»;
Данный прием уместен тогда, когда говорящий логически завершил один из фрагментов рассказа и собирается с мыслями чтобы продолжить. Не стоит его перебивать, пока фрагмент рассказа не закончен.
Например, ваш собеседник рассказывает о том, что как-то он пришёл домой усталым, поставил портфель и снял обувь, а когда прошёл в комнату, увидел там горшок с цветами, разбитый и лежащий на полу, а рядом сидела его любимая кошка, но он решил не наказывать её, хотя и очень огорчился. В этом случае, приём перефразирования может быть использован так: если я вас правильно понял, то, придя домой, вы увидели разбитый горшок с цветами и рядом вашу кошку. Но, несмотря на то, что вы были огорчены увиденным, вы решили не наказывать любимца.
Этот приём подытоживает основные идеи и чувства. Это, как бы, вывод из всего того, что уже было сказано человеком. Резюмирующая фраза представляет собой речь собеседника в «свернутом» виде. Данный прием активного слушания принципиально отличается от перефразирования, суть которого, как вы помните, в повторении мысли оппонента, но своими словами (что показывает собеседнику наше внимание и понимание). При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль, для чего полезны такие фразы, как:
– «Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»;
– «Если подытожить сказанное, то…».
Например, начальник вам сказал, что, «в связи с тем, что отношения с коллегами из Италии стали напряжёнными и могут грозить конфликтом, вам необходимо съездить в командировку на переговоры, наладить с ними отношения и попытаться заключить контракт». Здесь приём резюмирования звучал бы так: «если подытожить сказанное, вы просите меня съездить в Италию для того, чтобы наладить контакт с коллегами и заключить с ними договор».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: здесь рекомендуется провести упражнение, направленное на отработку полученного материала.
Группа разбивается на тройки. Первый человек из тройки рассказывает историю, второй – слушает, использую приемы активного слушания, третий – наблюдает и дает обратную связь о том, как это выглядело со стороны. По окончании работы каждая из трех сторон делится своими ощущениями. После того как все тройки закончат упражнение проводится групповое обсуждение.
– Тяжело ли было слушать? Почему? Что мешало?
– Легко ли, приято ли было рассказывать?
– Какими приемами вы пользовались, чтобы показать говорящему, что вы его слушаете и понимаете?
-Какой из приемов был для вас особенно труден?
– Возникло ли у говорящего ощущение «услышанности»?
- Раппорт(ударение на второй слог).
Раппорт включает в себя «присоединение» к человеку по определенным «каналам»: по интонации, по темпу речи и по дыханию.
– присоединение по интонации;
Одни и те же слова, произносимые с разной интонацией, способны передать различные смыслы, вплоть до противоположных. Даже самое простое слово «да» при разном интонировании может нести в себе отрицание. Интонация способна передать глубокие эмоции (грусть, жалость, нежные чувства и т.д.) и различные состояния (равнодушие, любопытство, умиротворенность, гнев, тревогу и т.п). Поэтому, для того, чтобы нас правильно поняли, очень важно отслеживать собственную интонацию.
Например, фраза «Я рад тебя видеть» при разном интонировании может носить разный смысл. В одном случае мы понимаем, что человек искренне рад нас видеть, а в другом – что эта фраза сказана только из норм вежливости.
При общении с пострадавшим присоединение по интонации иногда дает колоссальный результат, происходит как бы отождествление его и вас, создается впечатление родства, схожести, понимания состояния пострадавшего, что в значительной степени облегчает с ним дальнейшее взаимодействие.
– присоединение по темпу речи;
Темп включает в себя быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и пауз.
Слишком быстрая речь может свидетельствовать о волнении и высоком внутреннем напряжении, даже какой-то нервозности. Слишком медленная и вялая речь может свидетельствовать о депрессивном, апатичном состоянии человека. Но для того, чтобы определить, какое в действительности состояние преобладает у нашего собеседника в данный момент, одного этого фактора не достаточно, так как для некоторых людей, в силу особенностей темперамента, быстрый или медленный темп речи является повседневным. Если речь пострадавшего очень быстрая мы можем постепенно, замедляя свой темп, несколько снизить нервозность и внутреннее напряжение оппонента.
– присоединение по дыханию.
«Присоединившись» к дыханию собеседника, с одной стороны, значительно проще разговаривать в одном темпе с собеседником (так как темп речи зависит от дыхания), а с другой, – появляется возможность изменить его эмоциональное состояние, изменив как темп, так и его дыхание. Например, к вам врывается разъярённый друг, который чем-то возмущён. Его речь быстрая, дыхание учащённое. И в данной ситуации, чтобы возникло ощущение, что вы слышите человека и понимаете его чувства, необходимо, присоединившись к нему и эмоционально, и по частоте дыхания, вести с ним диалог. После того, как вы понимаете, что взаимодействие произошло, необходимо уменьшить частоту своего дыхания и снизить эмоциональный фон речи. Через некоторое время вы увидите, что ваш собеседник разговаривает с вами в таком же режиме.
- Отражение чувств, эмпатия.
Понятие «эмпатия» означает способность человека к переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это способность представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, идеи и поступки.
Для установления эффективного взаимодействия, необходимо использовать прием «отражения чувств», и тогда беседа становится более искренней, создается ощущение понимания и сопереживания, а у собеседника появляется желание продолжить контакт. Прием «отражения чувств» включает в себя два направления:
– отражение чувств собеседника.
Когда вы называете чувства, которые испытывает человек, понимаете его и «попадаете» в его ощущения, ваш собеседник ощущает «родственность душ», начинает больше доверять вам и общение переходит на качественно новый уровень.
– отражение своих чувств;
Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, можно существенно снизить негативные чувства и переживания самим фактом того, что эти чувства озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более искренней. И, в-третьих, побуждает собеседника открыто выражать и свои чувства.
В процессе слушания важно не забывать и о голосовых характеристиках человека, испытывающего при беседе состояние тревоги или нервное напряжение.
Такими характеристиками могут быть:
- неожиданные спазмы голоса – что может говорить о внутреннем напряжении;
- частое покашливание – может сообщить нам о лживости, неуверенности в себе, обеспокоенности. Но не надо забывать, что покашливание может быть результатом дыхательных заболеваний, например, бронхита;
- несоответствующий моменту внезапный хохот – может характеризовать напряжение, отсутствие контроля над происходящим.
Все эти особенности, безусловно, необходимо учитывать в разговоре, но не стоит забывать о том, что каждый человек и его реакция индивидуальна и не всегда означает одно и то же.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: на данном этапе работы рекомендуется провести опрос.
Рекомендуемые вопросы для обсуждения:
– Вспомните, были ли в вашем опыте такие случаи, где бы ваша интерпретация состояния человека, основанная на внешних признаках, была ошибочной?
– К чему это привело?
– Как бы вы могли учитывать такие внешние проявления в вашей работе?
Как и у любого другого метода, у активного слушания есть свои подводные камни, так называемые распространённые ошибки.
Рассмотрим некоторые из них:
- стремление дать совет;
- желание задавать уточняющие вопросы.
Первое может быть опасно тем, что у человека, выслушав ваш совет, могут «сработать» механизмы психологической защиты.
В результате чего:
- во-первых, человек, скорее всего, отвергнет предложенный вами совет (независимо от того, насколько он хорош), либо ответственность за решение переляжет на вас;
- во-вторых, возможно разрушение уже раннее установленного контакта.
Задавать много уточняющих вопросов также не рекомендуется по причинам:
- во-первых, есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы;
- во-вторых, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить вашему собеседнику (пострадавшему).
Как понять, помог ли метод активного слушания в работе?
Существуют некоторые показатели, которые являются определяющими в успешности использования этого метода в беседе:
- Продвижение в решении проблемы собеседника.
Человек, выговариваясь, начинает видеть возможные пути выхода из проблемной ситуации.
- Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.
Здесь действует правило о том, что горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче, а радость становится в два раза больше. Если человек начинает рассказывать о себе или об интересующей его проблеме больше, это является еще одним показателем эффективности активного слушания.
Типы активного слушания
Поддержка разговора с помощью коротких звуковых вставок или фраз (да…, угу…. и т.д.)
В процессе его мы отражаем содержание рассказа клиента и его чувства.
Презентация доступна по кнопке СКАЧАТЬ
Источник