Методы активизации творческого мышления
Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.
Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:
Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.
Личностные методы:групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.
· «Мозговой штурм» — метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.
· Синектика(с греч. Syn — вместе).Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.
Синекторы должны владеть следующими приемами:
1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;
2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;
3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;
4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.
Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.
· Метод морфологического анализа(от греч. Форма + …логия),его автор — Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».
—решение сравнительно простых задач;
— анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);
— развитие управляемого воображения и фантазии;
1. Точно и четко формируется проблема.
2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.
3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.
4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.
· Метод рабочие листы(автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.
· АРИЗ(алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.
· ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).
· Метод фокальных объектов –метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.
Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.
Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.
Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,
Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.
Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…
Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…
Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…
Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.
· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.
Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.
Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.
— по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…
— по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.
— по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.
· Метод майевтика(от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.
1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?
2. Контрольные — на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.
3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».
4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).
5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.
6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» — настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.
8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)
9. Мудрые вопросы.
10. Глупые вопросы
11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» — слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» — сильные, отсекающие.
12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.
1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.
2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.
3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.
4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.
5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Изобразительное искусство» : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.
6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. — М.: Академия, 1999. — 368 с. : ил
8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн : учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. — 4-е изд., стереотип.. — М. : Академия, 2008. — 365 с. : цв.ил., ил.. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). — Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 — АБ.1нт(3)
1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994
1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.
5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.
6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.
7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.
9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.
11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.
12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.
13. Лук А. И. Мышление и творчество. — М., 1976.
14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.
15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.
17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» — М. изд. «просвещение» 1987.
18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.
19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.
20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.
21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.
22. Психология художественного творчества : Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).
23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.
24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.
25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. — СПб., 1995.
26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». — М.: изд. «Просвещение», 1982.
27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : Просвещение, 1984. — 240 с. : ил
28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.
29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.
30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.
31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.
32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО «Попурри», 2000.
1. http: // psy. 1 septmber. ru/ — школьный психолог
Источник
Методы развития творческого мышления и творческих способностей
Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.
По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.
Психология творческих способностей: основные принципы
Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.
Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний. Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет. Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:
- Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
- Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.
Два уровня способностей
Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.
Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания. Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества. Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.
Методы активизации творческого мышления: с чего начать
Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М. Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.
Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.
Основные виды активизации творческого мышления — типология
В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.
Активизация творческого мышления
- Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
- Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
- Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.
Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.
Источник