Спорт как способ организации досуга

СПОРТ КАК ЧАСТЬ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Сам по себе досуг – это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно – зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением. В том числе – это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей. Отсюда возникает проблема его регулирования как воздействия общества на духовное и физическое развитие личности. В то же время досуг выступает относительно самостоятельной (личностной) сферой, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Именно в сфере досуга молодежь более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встаѐт каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое – либо решение. Сама сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека.

Сегодня в сфере молодежного отдыха произошли значительные перемены, например, появляются новые формы досуговой деятельности, меняется их характер и содержание форм. Становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов, более соответствующими сложившимся условиям. В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, еѐ направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь – чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также приходится констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс потребления массовой культуры, насаждающей культ индивидуализма, насилия, лицемерия, секса и развлечений, и не дающей надежной опоры и стимулов для овладения позитивными достижениями мировой культуры.

Дети и молодежь имеют право на игры и досуг. Молодежь, как будущее любого общества, должна получить физическое воспитание и приобрести основные спортивные навыки. Таким образом, она должна быть вовлечена – в рамках или за рамками школьной программы – в занятия спортом и ежедневные физические упражнения.

Общество обязано обеспечить, чтобы это право могло реализовываться через занятия физической культурой и спортом. Общество в целом, в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями, должно предоставить молодым людям возможность достижения этой цели. Занятия спортом должны быть нацелены на: развитие психических, физических и социальных качеств, обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности, воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства, обучение терпимости и ответственности, воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности и на пропаганду здорового образа жизни. Программы должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждым из них.

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется спорту. Фактически физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития. Но, если отмечать значимость спорта для молодѐжи, можно увидеть обратный процесс. Дело в том что, несмотря на внедрение физической культуры в образовательный процесс университетов и школ большинство молодых людей достаточно редко занимаются спортом. Большая часть молодых людей воспринимает здоровье на уровне физического благополучия, и считает основным условием его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание.

Читайте также:  Беродуал для ингаляций способ применения дозы

Большинство социологических опросов молодежи, занимающейся спортом, указывают на то, что спорт формирует первоначальное представление о жизни, обществе, мире как таковом. Именно в спорте наиболее красочно и ярко проявляются важнейшие для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым. Однако в их сознании еще не сформировано отношение к здоровью и одному из главных путей его сохранения — спорту как к одним из наиболее значимых ценностей. В ценностном мире молодѐжи спорт занимает невысокое положение. В целом же, количество молодых людей, занимающихся спортом довольно небольшое. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья.

Выделяются три основных фактора, которые препятствуют занятию спортом у современной молодежи. Первым фактором выступает коммерческий характер спортивных учреждений. Многие студенты живут в общежитиях, на съемных квартирах, многие работу совмещают с учебой. «Не хватает ни сил, ни денег! О каком спорте может идти речь?!»

Другая причина — это огромное разнообразие учреждений развлекательного характера: кафе, клубов, кинотеатров и прочих заведений. Студенты их посещают для того чтобы отдохнуть, однако напротив, после посещения подобных развлекательных учреждений, организм истощается. Например, в кинотеатрах, излишний шум негативно сказывается на слухе и не мешает гармоничному развитию здоровой личности. При всѐм этом, те же самые студенты полагают, что «лучше встретиться с друзьями в кафе, чем бегать по спортзалу». В итоге, современная молодежь ходит в клубы, гуляет по паркам и часто средством облегчения, успокоения выступает алкогольные напитки и курение. Золотая молодежь не представляет себе проведение вечеринок, пикников и различного рода увеселительных мероприятий без употребления наркотиков. В результате третий фактор — легкий доступ к наркотическим средствам.

Таким образом, проблемы уменьшения числа молодых людей, занимающихся в спортзалах, возникают как из-за экономических условий, так и из-за того, что в наши дни быстро расширяется круг привлекательных для молодежи занятий, возрастает возможность альтернативного выбора своего досуга. Раньше спорт для молодежи мог служить как стимулом продвижения внутри определенной социальной группы, так и средством отдыха от умственных нагрузок, развлечением, возможностью «показать себя», сейчас таким средством и стимулом выступают развлекательные центры, увеселительные напитки.

Молодѐжный спорт является необходимым условием успешного развития современного российского общества и достижения национальных стратегических интересов. Знания о значительном влиянии здорового образа жизни у большинства молодых людей еще не стали их убеждениями, а огромная ценность здоровья — достаточной мотивацией для его сохранения. Многие воспринимают здоровье на уровне физического благополучия и считают главным условием его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание. Но в их сознании еще не сформировалось отношение к здоровью как к одной из главных ценностей.

В целом же, количество тех, кто занимающихся спортом, низкое. Здесь сказывается влияние различных факторов. Для многих это отсутствие условий, недостаточно развитая инфраструктура, нехватка профессионалов в данной сфере. Другие причины слабой ориентации людей на здоровье и недостаточной ориентации на высокий уровень физического развития это — недостаточная мотивация, неразвитость культурно-исторических традиций, стимулирующих здоровый образ жизни и физическое совершенство.

Читайте также:  Как правильно посолить волнушки горячим способом

В России спортивная инфраструктура недостаточно развита. Но она совершенствуется. Правительство выделяет всѐ больше финансовых для создания оптимальных условий развития спорта и привлечения к нему молодѐжи.

Молодежь, как будущее любого общества, должна получить физическое воспитание и приобрести основные спортивные навыки. Таким образом, она должна быть вовлечена – в рамках или за рамками школьной программы – в занятия спортом и ежедневные физические упражнения. Как это давно уже делается во многих странах Европы, где молодѐжный спорт развит достаточно хорошо.

Список литературы

1. Азарова. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 27-32.

2. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В.И. Бондин // Теория и практика физической культуры, 2004. — №10. – С.151-18.

3. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: «Дума». 2001. – С. 123-124.

4. Кожевникова Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов, 2010. – № 3. – С. 34- 38.

5. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. – С. 84-87.

6. Панфилова Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодѐжи: результаты исследования / Е. В. Панфилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 278-283.

7. Седова Н.Н. Досуговая активность молодѐжи // Социологические исследования. 2009. № 12. – С. 56-59.

Источник

Статья на тему «Спортивные досуги и развлечения»

ДОСУГИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кубышкина Н. Д., Будякова Н.Л.,

МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Старооскольский городской округ

Одной из форм, эффективно способствующих физическому развитию дошкольников, укреплению здоровья и выработке правильных привычек является организованная досуговая деятельность. Что же такое спортивный досуг?

Спортивный досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Спортивный досуг повышает интерес к спорту, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Цель спортивного досуга — формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи спортивного досуга: пропаганда здорового образа жизни; поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни; создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; развитие физических качеств: силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений, а также оптимизация двигательной активности; воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка; гармонизация отношений: дети-родители-педагоги; повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных мероприятиях вместе с детьми.

Формы организации спортивной досуговой деятельности: самостоятельная двигательная деятельность, спортивные праздники, физкультурные досуги и развлечения, дни здоровья, подвижные игры.

В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, подходит к оценке результативности своих действий. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движения, которые ему в данный момент интересны, действовать и думать независимо от взрослого, экспериментировать. Все это повышает его тонус, заряжает положительными эмоциями. В связи с этим важно стремиться так организовать жизнь ребенка, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности.

Читайте также:  Система линейных уравнений графический способ самостоятельная работа

Спортивные праздники — форма демонстрации достижений детей за определенный период времени, динамика их физической подготовленности.

Целесообразно проводить зимний, весенний и летний праздники, отбирая для них соответствующие программе содержание физических упражнений. Продолжительность праздника не более 30 – 40 минут. Содержание физкультурного праздника зависит от сезона, условий, в которых он проходит. Поддерживанию интереса, созданию праздничного настроения способствует красочное оформление площадки, физкультурного зала, включение в содержание праздника сюрпризных моментов

Физкультурные досуги и развлечения –нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Основное содержание составляют знакомые упражнения с элементами новизны, забавы, развлечения, доставляющие радость и удовольствие. Это позволяет не тратить много времени на объяснение и разучивание. Обновление игр возможно за счет введения неожиданных для детей условий, новых пособий, способов организации. Большую радость приносят сюрпризные моменты: приход любимого сказочного героя, участие родителей, старших сестер и братьев, показательные выступления более старших детей.

Дни здоровья – направлены на пропаганду здорового образа жизни.

Подвижные игры — развивают, закаляют, укрепляют, способствуют становлению характера личности ребенка.

Виды досугов и праздников

Способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как «День защитника Отечества», «Зимние забавы»

Воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Веселые старты», «Олимпийские игры»

Праздники, способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники «Туристический слёт», «Мама и я – лучшие друзья», «Мы со спортом крепко дружим» и т.д.

Развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – «Физкульт-ура!», «Зов джунглей» и т. д.

Формирующие познавательную активность – дети разгадывают загадки, решают проблемные задачи.

Воспитывающие нравственные качества – дети объединяются целью помочь попавшим в беду персонажам «Выручаем Айболита», «За золотым ключиком».

Требования при составлении сценария досуга

— обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;

— чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения (с использованием стихов, песен, потешек, считалок, зачинов и т.д.);

— чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;

— участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

— сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Спортивный досуг – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств физического развития детей дошкольного возраста. Благодаря организации физкультурных мероприятий, активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств; повышается интерес к занятиям физической культурой; раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия; создаются условия для активного сотрудничества дети-родители-педагоги в деле физического развития и оздоровления детей.

Источник

Оцените статью
Разные способы