Классификация ревизий
Ведомственные ревизии проводятся соответствующими службами министерств, ограничены кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности у контролирующего министерства.
В ходе ведомственных ревизий проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование дотаций, субсидий и других трансфертов.
Главная функция такой ревизии заключается в детальном контроле правильности расходования бюджетных средств.
Основные задачи ведомственной ревизии состоят в проверке законности хозяйственных и финансовых операций, совершаемых учреждениями, соблюдения ими налоговой, бюджетной дисциплины, выявлении злоупотреблений, незаконного расходования денежных средств и др.
Вневедомственные ревизии осуществляются другими министерствами, следовательно, отсутствует прямая подчиненность учреждения органам проверки.
Внутрихозяйственные ревизии проводятся специальными ревизионными отделами (службами) организаций и учреждений либо, при их отсутствии, финансово-экономическими службами.
Эти ревизии отличаются наибольшей точностью результата и глубиной проверки. Они являются непрерывными, универсальными, системными и строго документальными.
Полная ревизия предполагает проверку видов обычной деятельности учреждений в целом и отдельных хозяйственных фактов этой деятельности, а частичная – проверку отдельных видов обычной деятельности либо определенных статей расходов, например расходов на оплату труда (КОСГУ – 211 ), начислений на оплату труда (КОСГУ – 213), расходов на приобретение объектов основных средств (КОСГУ – 310).
Разновидностью частичной ревизии можно считать тематическую ревизию, которая проводится органами ведомственного и вневедомственного контроля обычно в нескольких учреждениях для более углубленного изучения отдельных хозяйственных явлений и процессов.
По материалам такой ревизии составляется мнение о состоянии определенного вида обычной деятельности нескольких однородных учреждений, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всей родственной группе хозяйствующих субъектов.
Наиболее распространены комплексные ревизии. Они охватывают широкий круг вопросов деятельности ревизуемого учреждения.
В них принимают участие технологи, плановики, финансисты, бухгалтеры и другие специалисты. Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.
Комплексной ревизии подвергаются: финансовая и хозяйственная деятельность; взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией деятельности; сохранность и порядок использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; состояние бухгалтерского учета и достоверности отчетности; другие объекты.
При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей экономики, министерств, федеральных служб, подчиненных им учреждений и организаций, филиалов и представительств. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих организациях по одинаковым и взаимосвязанным программам.
Локальная ревизия проводится только в одном учреждении либо организации или в нескольких, но по разным и не взаимосвязанным программам.
Сплошная ревизия охватывает все операции и учетные данные на определенном участке деятельности ревизуемого учреждения за весь изучаемый период.
Объектами сплошной ревизии обычно являются кассовые операции, операции по лицевому (банковскому), валютному и другим специальным счетам, операции с ценными бумагами.
При выборочной ревизии проверяется часть документов, взятых на выборку за тот или иной промежуток времени.
Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить недостатки и нарушения в большей мере, чем выборочная.
Однако сплошная ревизия отличается повышенной трудоемкостью, поэтому там, где совершаются крупные операции и большой документооборот, может выполняться комбинированная ревизия, при которой одни участки подвергаются сплошной, а другие выборочной проверке.
В ходе выборочной ревизии может возникнуть необходимость перехода к сплошной проверке, если выявляются факты нарушений, хищений и подлога, нецелевого использования бюджетных средств и др.
Плановые ревизии предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих структур.
Внеплановые ревизии проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности учреждений и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных органов и других структур власти.
К первичным ревизиям относятся такие, которые проводятся по определенной программе впервые.
Дополнительные и повторные ревизии назначаются в случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы, включенные в программу, либо результаты нечетко отражены в акте проверки, а также по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.
Документальная ревизия выполняется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.
Проверка бухгалтерских документов и базирующихся на них записей в регистрах аналитического учета проводится способами “от записи к документу” и “от документа к записи”.
При первом способе объектом ревизии являются учетные регистры. Каждую запись в них, отражающую хозяйственную операцию, проверяют оправдательными документами.
При втором способе за основу берется папка (дело) с оправдательными документами. Каждый документ в папке, которым оформлена хозяйственная операция, сопоставляют с соответствующими бухгалтерскими записями в учетных регистрах.
Массовые хозяйственные факты, изложенные в учетных регистрах (журналах операций), проверяют способом “от записи к документу”.
В настоящее время основными приемами документальной ревизии являются следующие:
- формальная и арифметическая проверка документов;
- встречная проверка документов или записей;
- юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;
- нормативная проверка;
- способ обратного счета;
- приемы экономического анализа (сравнения, балансовая увязка и т.д.).
Источник
Сплошной способ ревизии это
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.
Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.
По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.
Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии , заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.
Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии.
Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Источник
Аудиторская проверка и методы ее проведения
К аудиту относятся все процессы и явления, которые отражаются в документации и связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Аудитор проводит проверку, используя основные методы, чтобы в итоге получить аудиторские доказательства и сделать соответствующий аудиторский вывод. К основным методам проведения аудиторской проверки относятся:
Название метода | Значение |
Инспектирование | На основе такого метода проверки, используются документы ведения материальных активов. Таким образом, аудитор получает достоверные аудиторские доказательства, которые соответствуют характеру и предоставленному источнику. |
Наблюдение | Аудитор визуально наблюдает за работой и правильностью ее выполнения другими лицами. |
Запрос | Аудитор делает письменный или устный запрос на проведение проверки. |
Подтверждение | Получение ответа, в письменном виде, с целью подтверждения правдоподобности информации. К примеру, аудитор делает запрос на подтверждение по дебиторской задолженности. |
Пересчет | Осуществляется проверка правильности арифметических расчетов показателей, которые отражаются в первичной документации, при этом аудитор, делает такие расчеты, самостоятельно |
Аналитический | Такой метод предполагает проведение анализа и оценки информации, полученной в ходе аудита. Проверяются финансовые и экономические показатели исполнителя, для выявления, возможных ошибок в составлении хозяйственных операций. |
Собственные методические приёмы аудиторского контроля могут быть так же задействованы в проверке, но если они прошли не одну практику на основе достижений в экономической науке.
Какой метод выбрать при аудиторской проверке
Перед тем, как начать аудиторскую проверку, уполномоченное лицо, то есть аудитор, определяет методику выполнения аудита, отталкиваясь от основных положений ФСАД 7/2011. Изначально осуществляется отбор элементов, которые подлежат проверке, затем проводится аудиторское тестирование. Такое средство контроля, предполагает достижение поставленных целей аудита, после чего заинтересованные лица, могут получить качественные аудиторские выводы. Элементы для аудиторского тестирования, выбираются из проверенных источников информации, что в дальнейшем послужит как аудиторское доказательство. В ходе выбора элемента проверки аудитор так же выбирает метод организации проверки: сплошной, выборочный, аналитический, комбинированный.
Конечно, нужно учитывать, что выбор определенного метода зависит и от сочетания в процессе тестирования элемента, поэтому он определяется исходя из:
- определенные обстоятельства, которые могут увеличить риск неправдоподобности данных бухгалтерской отчетности;
- реализация выбранного метода в практике;
- эффективность результатов после проведения аудиторской проверки по выбранному методу.
В некоторых случаях, аудитору при проверке, достаточно финансовых показателей и устного общения с персоналом. Таким образом, он может оценить общее положение деятельности организации, и ограничиться выборочной проверкой. Но чаще всего, аудиторы предпочитают пользоваться сплошным методом проверки.
Метод сплошной проверки, необходим для точности теста, где:
- небольшое количество элементов имеет большую стоимость;
- присутствует значительный риск, но использование другого метода, не сможет дать достаточных аудиторских доказательств;
- эффективность сплошной проверки при вычислении
Перед выбором специфического элемента аудитор должен понимать, что определенные элементы, которые находятся в обороте по счету, не могут считаться как аудиторская выборка. К тому же, аудиторские выводы, не будут относиться ко всем отобранным элементам. Таким образом, ревизия определенных элементов не имеет аудиторских доказательств, в отличие от совокупности всех элементов. Но аудиторская проверка проводится для того, чтобы получить выводы по всех отобранных элементах. Поэтому аудиторы в проверке, могут использовать внешние методологические положения с других наук, таких как:
- математическая теория и ее основные методы;
- экономическая теория, с использованием теории оценки капитала;
- теория бухгалтерского и финансового учета, с использованием процентного соотношения, финансового анализа и прогнозирования на будущий период;
- коммуникативно-информационная теория, где аудитор может контактировать с третьими лицами, для составления аудиторского заключения;
- информационные технологии, которые позволяют использование техники, компьютерных систем и базы данных;
- управленческая теория и менеджмент, предусматривают планирование и контроль;
Применение аналитических процедур в аудиторской проверке
Цель аудиторской проверки — это получение уместных и надежных аудиторских доказательств. Аналитические процедуры при проверке способствуют не только проведение качественной аудиторской проверки, но и сокращают все необходимые затраты на проверку. Задача каждой аудиторской проверки состоит из изучения производственной деятельности, оценки финансового положения, достоверности финансовой информации проверяемого объекта. Выполнение аналитических процедур, позволит аудитору разобраться у финансовой деятельности проверяемой организации, понять какие могут быть изменения в работе и дальнейшая его перспектива.
Метод аналитических процедур, нужен для сравнения финансовых показателей и информации. Сравнивать можно:
- показатели предыдущих периодов;
- прогнозирование;
- другие показатели организации, что относятся к одной хозяйственной деятельности
Благодаря такому методу, аудитор сможет выявить область, которая имеет значение для проведения аудита. Период на проведение аналитических процедур, объём информации и показатели, зависят от объёма данных бухгалтерской отчетности.
Заключение аудиторского вывода, состоит из правдивых финансовых и бухгалтерских отчетов, на основе которых формируется мнение и обосновываются на аудиторских доказательствах. Наличие достоверных аудиторских доказательств, формируют определенные выводы с учетом возможного аудиторского риска, и является основанием для создания аудиторского заключения. В случаях, когда аудитор находит какие-то отклонения, но они не подтверждены доказательствами, проверяющий должен исследовать подобные искажения и убедиться в объективности и правильности данных. Важную роль играют аналитические процедуры, как в теории, так и в практике, потому что от их использования, будет зависеть качество проверки и результата. Это объясняется тем, что в аудиторской проверке, много внимания уделяется особо «опасной» сфере деятельности, после чего, в дальнейшем можно предотвратить все возникшие проблемы и следующая проверка снизит издержки и сократит их объём. Аналитические процедуры необходимы аудитору для планирования, создания рамок общего объёма аудиторских процедур. Они помогают провести проверку, по существу, и охватить общий обзор проверки финансовой отчетности, при завершении проверки.
Такой подход подразумевает поиск в работе проверяемого лица неправильное или правильное отражение фактов в бухгалтерском учете и в финансовой деятельности, выявление причин найденных ошибок, рисков, которые требуют пристального внимания проверяющего. Применение аналитических процедур, может совершаться на любых этапах аудита:
- этап планирования, возможность оценить риски финансовой деятельности, возможные искажения в финансовой отчетности;
- проверка для получения аудиторских доказательств на основе финансовых документов;
- заключительный этап, где проводится оценка собранного материала и правдивости финансовой отчетности
Перед планированием аудита, и выбором метода, можно использовать аналитические процедуры, для точного понимания деятельности проверяемого объекта, а также его области, которые подвержены риску. По стандарту №20 «Аналитические процедуры», применение их при проверке позволит достичь поставленных целей, на основе профессионального суждения проверяющего. Каждый аудитор, проводя проверку, должен учитывать такие факторы:
- выполнение аналитических процедур и рассчитывать на их результат;
- особенности проверяемого лица, его информация и сведения;
- проверяющая документация, отчетность должна быть достоверной и уместной;
- полученные знания и навыки предыдущих проверок, может повлиять на итоговый результат или сопровождаться внесением корректив в финансовую отчетность
В процессе работы аудиторы полагаются на использование аналитических процедур, ближе к концу проверки. После чего формулируется аудиторский вывод на основе финансовой отчетности и мнению аудитора о работе сотрудников, их правильное ведение и отражение хозяйственных операций. Существует несколько задач, что могут повлиять на аналитические процедуры:
- характеристика работы проверяющего лица;
- общая оценка финансовой деятельности и ее непрерывная работа;
- возможность искажения данных в бухгалтерской и финансовой отчетности;
Аудиторская проверка, обычно происходит следующим образом: изначально определяются цели, далее выбирается вид и метод выполнения процедуры, затем осуществление самой процедуры, и в заключении проводится анализ всех результатов. Аудиторские доказательства основываются на основе применения аналитических процедур, при этом оценивается степень и надежность данных. Чтобы понять, что аудитор не сомневается в результатах, это определяется следующим образом:
- рассматриваются счета бухгалтерского учета и отдельные части финансовой отчетности;
- иные аудиторские процедуры, которые смогут дать тот же самый результат;
- точность, после применения аудиторских процедур;
- оценка возможности возникновения ситуации рисков
Как правило, очень часто, аудиторы не сомневаются в достоверности информации и данных, после проведения аналитических процедур, тем более, если все средства внутреннего контроля, проверяемого объекта, находится в непрерывном действии. Бывают случаи и отклонений или несовпадений результатов, после проведения аналитических процедур, возникает противоречие информации или ее отличие, от предполагаемых величин. Проверяющие расценивают подобные отличия, объяснением причин с руководящей стороны. Изучение возникших отклонений, исходит из запроса на проверку, ответ на который дает руководитель, поэтому все вопросы и ответы оцениваются как предмет правдивости. В случае, необходимости, могут быть использованы и применены другие аудиторские процедуры. Так же, во время проведения аудиторской проверки, аудитор может совершать анализ соотношения и закономерности на основе аналитических процедур. Аудитор изучает все причины возможных отклонений, ведет сравнительную характеристику всей предоставленной информации. Аудиторская проверка, профессионального уровня, прежде всего, заключается в правильном выборе процедур, а также способов их использования на практике. Существует несколько способов использования аналитического метода, их классифицируют за таким критериями:
Критерии сравнения | Информация |
Сравнение финансовых показателей | Сравниваются финансовые показатели и другая информация с предыдущими периодами; Результативность работы проверяемого лица; Получение информации о других организациях аналогичной деятельности; |
Взаимосвязь | Наличие образцов информации, после предыдущих аудиторских проверок; Бухгалтерские и финансовые данные; |
Проведение анализа | Сравнительная характеристика; Общий анализ с привлечением сложных методик статистики; |
Уровень анализируемых сведений | Финансовые отчеты других отраслей организации; Определение элементов финансовой информации; |
Стадии выполнения аудита с использованием аналитических процедур | Планирование работы аудитора, с учетом времени и объёма работы; Проведение аудиторской проверки по основным зонам деятельности, где использование аналитического метода сможет дать более эффективный результат, с минимальным риском; Заключительная стадия аудита и общий анализ финансовых показателей в отчетности |
Аналитические процедуры могут применяться к финансовым и не финансовым показателям. Кроме этого, исходя из таблицы, видно, что провести аналитические процедуры можно несколькими способами, но все же можно выделить и более популярные с их числа, это не количественные аналитические процедуры, обычное сравнение информации, особо сложный анализ, с использованием других аудиторских методик. Все результаты проверки, где наблюдалось отклонения, а также результаты с использованием аналитического метода, проверяющее лицо, должно отражать в рабочей документации. Позже они используются для получения аудиторских доказательств и для формирования аудиторского заключения. Информация по итогу составляется в письменной форме, и предоставляется заказчику. Аудитор так же, должен быть готов к тому, что даже при использовании аналитического метода процедур, по окончании проверки, могут возникнуть некоторые вопросы, которые требуют дополнительных процедур исследования.
Количественные аналитические процедуры
Не количественные аналитические процедуры, необходимы для общего понятия ведения хозяйственной деятельности в сфере бухгалтерского учета. Они отталкиваются от специфики работы организации, что в принципе и позволяет понять степень освоенности, законности и знаний бухгалтерского учета на предприятии, его правильное применение. Исходя из этого, и формируется аудиторский вывод. Кроме плюсов таких процедур, есть и свои недостатки, как субъективность. Это объясняется тем, что применение процедур аудита, позволит определить только статьи со значительными изменениями. Применять простые количественные аналитические процедуры, позволяют формировать связь между бухгалтерскими счетами. К количественным процедурам можно отнести следующие:
- сравнительная характеристика фактических и плановых показателей;
- прогнозирование аудитором;
- коэффициентное соотношение фактических и нормативных показателей;
- сравнение фактических показателей с показателями другой отрасли;
- сравнительная характеристика с другими показателями, которые не фигурируют в финансовой отчетности;
Таким образом, можно сказать, что основная задача аналитических процедур заключается в методе сравнения. Сравнительная характеристика информации или показателей, может сильно отличаться, потому аудиторы, должны обратить внимание на нетипичную разницу. В основе количественных процедур лежит так же методика статистического анализа, что в свою очередь, позволит получить достоверность результатов. Но в практике, такие процедуры используются крайне редко, потому что для их совершения, необходимы профессиональные знания.
Источник