- Приемы формирование адаптивных форм поведения
- Как развивать адаптивность
- Любовь Карась
- Умение быстро принимать решения и действовать в новых условиях — одни из ключевых навыков в постоянно меняющейся реальности. Можно ли стать адаптивным или это врожденная способность? Что отличает адаптивных людей? Как это свойство развивать? Т&Р отвечают на эти вопросы и объясняют, какие факторы влияют на умение адаптироваться.
- От чего зависит адаптивность
- Главное правило адаптивности
- Как развивать адаптивность
- Откажитесь от привычных поведенческих паттернов
- Рискуйте
- Окружайте себя прогрессивными людьми
- Постоянно осваивайте новые навыки
- Реже пользуйтесь навигатором
- Разрабатывайте поведенческие алгоритмы
- Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора
Приемы формирование адаптивных форм поведения
Лабутина Елена
Приемы формирование адаптивных форм поведения
Приемы формирования адаптивных форм поведения
Цель: Развитие навыков совместной деятельности детей, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции и двигательную активность; закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
Приемы формирования положительных отношений со сверстниками
снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта;
создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы (музыкальные релаксирующие паузы «Танец – соприкосновение»);
объединение детей в мини – группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, обновление состава пар;
побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
использование системы позитивных оценок тех, кто имеет трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т. д.); исключение в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал плохое поведение;
привлечение детей к участию в публичных выступлениях, к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
подключение проблемных детей к совместным играм с детьми;
рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь?».
Приемы контроля над импульсивностью
социализация проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
ограничение агрессивных проявлений ребенка путем отвлечения его и перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку, попрыгай, расскажи»;
использование эффективного наказания: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
Приемы формирования конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
выслушивание обеих сторон конфликта;
создание эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
поиск взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
проговаривание причин возникновения данной ситуации (Метод групповой дискуссии»);
эмоциональное подкрепление тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
закрепление усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.
Физкультура на свежем воздухе Физкультурно -оздоровительная работа — приоритетное направление работы в нашем детском саду. Этой работе уделяется много внимания. Всем.
Источник
Как развивать адаптивность
Любовь Карась
Умение быстро принимать решения и действовать в новых условиях — одни из ключевых навыков в постоянно меняющейся реальности. Можно ли стать адаптивным или это врожденная способность? Что отличает адаптивных людей? Как это свойство развивать? Т&Р отвечают на эти вопросы и объясняют, какие факторы влияют на умение адаптироваться.
От чего зависит адаптивность
Оказываясь в непредвиденной ситуации, в краткий срок не обладая необходимой информацией и не имея релевантного опыта, необходимо научиться действовать. В данном случае адаптивность рассматривается с точки зрения не физиологии, а социологии и психологии. Исследователи уверены в том, что адаптивность — врожденное качество, но у всех оно проявляется иначе . В любом случае ее можно развивать.
Адаптивность — способность человека менять свои поведенческие паттерны в зависимости от условий внешней среды и управлять своим психическим состоянием
У некоторых людей эта способность развита сильнее, у других — слабее . В психологии термин «ригидность» означает неготовность к изменениям поведения в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Выделяют три вида ригидности:
когнитивную — неспособность сопоставить новую информацию со старой и воссоздать картину мира;
мотивационную — неготовность отказаться от привычных потребностей и способов их удовлетворения и изменить мотивы;
аффективную — неготовность осознавать изменения и реагировать на них из-за чрезмерной сфокусированности на объектах прошлого, константности эмоциональных оценок.
На способность адаптироваться влияют как психофизиологические факторы , так и социальные. К первым можно отнести:
особенности высшей нервной деятельности: некоторые психические процессы протекают медленно, реактивность практически не проявляется;
темперамент (например, флегматики чаще всего не готовы к изменениям);
акцентуации характера: могут доминировать такие черты, как консервативность, педантичность;
возраст: чем старше человек, тем его способность адаптироваться становится слабее; однако она не исчезает вовсе: посредством постоянного обучения ее можно развивать;
Социальные факторы , которые влияют на адаптивность:
Условия воспитания. Если же родители постоянно держали ребенка в «ежовых рукавицах» и разрешали играть, гулять, общаться в одних и тех же условиях, а в случае любого отклонения от нормы — наказывали, ребенок не только не мог изменить свое поведение, но и воспринимал это негативно.
Школьная система обучения. Если преподаватели стремились только дать определенные знания и заставить ученика вызубрить материал, то об адаптивности не могло быть и речи.
Консервативное окружение. Если в вашем окружении большая часть людей придерживается консервативных взглядов, это напрямую влияет на ваше восприятие, и, как следствие, способность адаптироваться.
Главное правило адаптивности
Психолог Сальваторе Мадди и Карл Хорн провели эксперимент, связанный с адаптивностью человека. В 1974 году Мадди нашел статью в журнале Family Circle, где говорилось о необходимости избегать перемен, тем самым снижая стресс. В то время его собственные исследования творческих людей показали, что оригинальные идеи появляются у тех, кто находится в постоянно меняющейся среде .
В течение следующих 12 лет Мадди и его команда из Чикагского университета изучали сотрудников подразделения телефонной компании Illinois Bell. Они следили за сотнями людей и контролировали все, что можно: cчитывали показатели артериального давления, когда рабочие переходили из одного помещения в другое; наблюдали, как ушел один босс и пришел новый.
Когда случился распад компании, через шесть лет после его исследования около половины людей были уволены, а другая половина осталась. Мадди и его команда продолжали следить за обеими группами в течение следующих шести лет.
Большинство людей, независимо от того, сохранили ли они работу или потеряли ее, не смогли справиться с новыми обстоятельствами. Были разводы, инсульты, самоубийства, почечная недостаточность, сердечные приступы, алкоголизм, наркомания и компульсивные азартные игры.
Но треть людей в обеих группах не просто выжили — они продолжили развиваться. Те, кто остался в Illinois Bell, стали лидерами в изменившейся организации. Уволенные же поднялись по карьерной лестнице в других компаниях.
Самым удивительным было то, насколько обычными были люди, которые смогли адаптироваться. На бумаге они выглядели, как все, не считались умнее, образованнее, счастливее, не имели каких-то необычных врожденных способностей. Их, по мнению психолога, выделяло «экзистенциальное мужество». Пока одни пытались прийти в норму, рефлексировали, переживали, треть «адаптивных» сделала шаг вперед, не задавая себе лишних вопросов .
Роксана Коэн Сильвер из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружила, что две из трех скорбящих вдов, жертвы терроризма, жестокого обращения с детьми и стихийных бедствий будут искать смысл в произошедшем. Они пытаются найти объяснение своим страданиям. На протяжении десятилетий психологи полагали, что это универсальная реакция на травмы.
В ходе исследования Сильвер обнаружила, что одна из трех пострадавших от травм не будет искать причину произошедшего, так как это нельзя изменить. Именно эта треть оказывается наиболее приспособленной.
Когда большинство сотрудников Illinois Bell искали причину, по которой произошли изменения, другие двигались дальше. Когда исследователи спросили сотрудников об их планах, их образ будущего во многом совпадал с прошлым. Они хотели вернуться в место, которое больше не существовало.
Люди в адаптивной трети были другими. Они также спросили себя, что означает это изменение. Но вместо того, чтобы пытаться понять, почему это произошло именно с ними, они стали думать, как действовать теперь .
Как развивать адаптивность
Откажитесь от привычных поведенческих паттернов
Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?
Рискуйте
Иногда риск может быть оправданным. Безусловно, не стоит подвергать себя серьезной опасности и намеренно лишать себя дома, семьи, работы и так далее. Например, попробуйте увеличить объем поставленной задачи и уменьшить срок ее выполнения. На первый взгляд, это покажется маловозможным. Но в такой стрессовой ситуации вы начнете думать иначе и будете искать новые способы решения .
Окружайте себя прогрессивными людьми
Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Поэтому чем больше вы общаетесь с людьми с открытыми взглядами, тем сильнее расширяется ваша картина мира .
Постоянно осваивайте новые навыки
Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.
Реже пользуйтесь навигатором
Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.
Разрабатывайте поведенческие алгоритмы
Продумывайте несколько сценариев развития событий и план действий . Безусловно, в реальной ситуации вы можете действовать совсем иначе, однако таким способом вы приучаете свой мозг думать вариативно.
Источник
Организация работы по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора
В адаптационный период обучения и студентам и кураторам достаточно сложно определить пути взаимодействия в решении множества вопросов. В статье рассматриваются виды адаптации студентов в первом периоде профессионального обучения, предложены формы работы куратора по по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора. Статья будет интересна для кураторов учебных групп СПО.
Организация работы
по повышению адаптивных возможностей студентов нового набора
Нам предстоит научиться спокойно работать в коллективе в котором собраны дети не только разных способностей, но и с разными жизненными целями – вот что самое трудное.
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современной России необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы работы и учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Начало обучения в среднем специальном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения. Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой, непонятный мир?
На основе результатов исследований определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
- отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в условия проживания в общежитие или на квартире;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.
Под адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. В концепции психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:
- адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
- социально-педагогическая адаптация или общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
- адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
Бывшие школьники, поступающие в колледж, только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и студенты, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии. Зачастую современные студенты это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не «выдали результата», чаще всего – с ослабленным здоровьем и с психологическими проблемами, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.
Адаптация студентов к обучению в среднем учебном заведении имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в профессиональную систему обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требует от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. На первом курсе решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.
Специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и колледже, что порождает своеобразный отрицательный эффект – дидактический барьер.
- Первокурсникам не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в ССУзе для успешного овладения профессией. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и не всегда высокая успеваемость на первом курсе.
- Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.
Главная задача педагога в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний всего богатства культуры. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель. Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер.
Адаптация первокурсника в колледже – первая, важнейшая цель работы куратора. На этом этапе куратору необходимо решить следующие задачи:
- узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во время встреч и бесед;
- создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи.
Особое внимание первым дням пребывания студента в колледже обуславливается еще и тем, что успешная адаптация – это предпосылка дальнейшей активной деятельности поступившего и необходимое условие ее эффективности.
Формы работы со студентами в период адаптации
1. Индивидуальное собеседование с абитуриентами в период сдачи вступительных экзаменов.Цель собеседования – убедить абитуриента: здесь о тебе хотят знать все хорошее, тебя уже приняли, поняли, полюбили, без тебя и каждого из нас жизнь студенческого коллектива не может состояться. Этот разговор– своеобразный мостик к сердцу первокурсника, и укрепляться он будет до первой встречи в сентябре.
2. Заочное знакомство с группой. Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в изучении личных дел, заполнение журнала
3. Ознакомление с колледжем.
Примерная программа знакомства с колледжем:
- экскурсия по колледжу (приемная директора, кабинет завуча и заведующего отделением, учебная часть, методический кабинет, библиотека, музей, профком, спортзал, столовая, бухгалтерия, медицинский кабинет, учебные кабинеты и т.д.);
- ознакомление с учебным расписанием.
Ориентация в пространстве колледжа – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу большого объема информации в первые дни обучения. Создание специального буклета, сформированного по аналогии материалов для поступающих, — один из вариантов решения проблемы знакомства первокурсников с колледжем. Это может быть пособие — «Информация для студентов 1 курса», отражающее следующие вопросы:
- правила внутреннего распорядка, которые необходимо знать студенту-первокурснику;
- права и обязанности студентов;
- информация о проведении экзаменов и зачетов,
- критерии оценки знаний студентов во время текущего контроля и экзаменационной сессии;
- информация о должностных лицах администрации колледжа,
- телефоны.
4. Индивидуальное собеседование администрации колледжа с первокурсниками в ходе которого выясняются разные стороны личности, оказывается консультационная и практическая помощь в решении выявленных проблем, содействие индивидуальному развитию способностей.
5. Выяснение условий проживания студентов в общежитии и на частных квартирах. Следует посещать общежитие и квартиры проживания студентов, где выяснить возможности решения бытовых проблем, наличие условий для самоподготовки, проводить индивидуальные беседы со студентами, родителями, при необходимости с квартиросдатчиками об особенностях бытовых условий и внеурочного времяпровождения студентов.
6. Совместная работа куратора группы и психологической службы.
Проведеить психологические диагностики студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. Опросник может выглядеть следующим образом:
- Не разочаровался ли ты в выборе учебного заведения?
- Что тебе нравится в колледже?
- Что вызывает дискомфорт?
- В изучении каких учебных предметов испытываешь трудности?
- С чем связаны трудности? (слабые знания из школы, отсутствие учебно-методической литературы, трудность изучаемого материала, высокие требования преподавателя, другое).
- Пожелания организаторам учебной и внеучебной работы.
По результатам диагностики и по мере необходимости психологом проводятся индивидуальные консультации студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений.
7. Часы куратора. Примерная тематика часа куратора в адаптационный период:
- Заочное знакомство с колледжем: беседы, просмотр фильмов об истории колледжа.
- Знакомство со студенческой жизнью: система студенческого самоуправления — организация линеек, заседаний совета отделения, студенческого совета, традиции колледжа.
- Ознакомление с Уставом колледжа, разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов.
- Беседа о культуре поведения в колледже и общественных местах,
- Лекции, посвящённые вопросам гигиены умственного труда.
- Рекомендации по составлению режима труда и отдыха, рациональному питанию.
- Рекомендации о методике самостоятельной подготовки к занятиям по ознакомление студентов с правилами работы в библиотеках, беседы о правилах написания конспектов, пользовании учебной и дополнительной литературой –библиотечный урок.
- Беседа об организации досуга в колледже, работе научных студенческих кружков и спортивных секций, их презентация.
- Оказание помощи в выборе актива группы, распределение общественных поручений. Актив группы выбирается в сентябре на общем собрании группы. До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что поручение всегда можно изменить.
- Ежедневное решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы,
- Проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу. С целью развития групповой сплоченности куратору, помимо традиционных и привычных классных часов, можно предложить нетрадиционные формы работы со студентами первого курса на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствует знакомству студентов, развития позитивного отношения друг к другу, групповой сплоченности.
«Вот какой я!»
Студентам раздаются карточки, и предлагается обозначить на них себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли. Студентам предлагается прикрепить визитку булавкой. Затем начинает знакомство, то есть назвать свое имя, откуда приехал, свои ожидания .
«Ближайший праздник Дня рождения»
Студентам предлагается построиться в шеренгу по датам рождения: «начало здесь, конец – там». Все, больше никаких подсказок «Как хотите, так и действуете».
8. Посещение театров, выставок, музеев: музей образования колледжа, краеведческий музей, спортивные мероприятия, участие в общеколледжных мероприятиях также способствуют объединению коллектива. А. С. Макаренко отмечал, что управлять коллективом — это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда, также «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», – утверждал он.
9. Газета. “Газета – визитка”. Суть: каждая учебная группа первого курса готовит газету — самопрезентацию по следующей схеме:
- название группы,
- девиз будущей студенческой жизни,
- общая песня группы,
- коллективные правила предстоящей студенческой жизни,
- настроение– пожелание каждого студента.
10 . Индивидуальные беседы. Беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, отделения, колледжа, о культуре поведения, внешнего вида в колледже и общественных местах, индивидуальных проблемах.
Результаты адаптационной работы
- социально –психологический комфорт студента
- освоение студентом норм и правил поведения в колледже
- овладение навыками учебной деятельности студента
- стремление к самообразованию
- организация бытовых условий
- желание учиться.
Студент-первокурсник в период адаптации особо должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для всего коллектива колледжа.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982., -192с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
- Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
- Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.
- Подласый И.П. Педагогика. –М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 574 с.
- Потапов С.О.Практическая психология. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999,–333 с.
- Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.
Источник