- Списание материалов при строительстве подрядным способом если материалы приобретает заказчик
- Организация-заказчик заключила договор подряда со строительной организацией на строительство ангара (склада). При строительстве используются материалы заказчика. В ноябре — декабре 2017 года заказчик передал подрядчику по накладным строительные материалы. На конец года данные материалы израсходованы, но ни один этап строительства согласно договору еще не завершен. Организация-заказчик (далее — Заказчик) собирается списать переданные подрядчику давальческие материалы на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств» в связи с тем, что в процессе строительства они фактически израсходованы. Переданные материалы числятся на счете 10.07 у заказчика. Провести инвентаризацию данных материалов невозможно. Может ли подрядчик представить КС-2 только с данными об использованных материалах заказчика без выполненных работ для списания их со счета материалов у заказчика? Или каким другим документом можно оформить списание материалов у организации-заказчика?
- Как бухгалтеру разобраться со списанием материалов на выполнение строительно-монтажных работ
- Как застройщику учитывать материалы в бухучете и отчетности
- Порядок учета
- Строительство для собственных нужд
- Отражение в отчетности
- Учитываем особенности
- Списание материалов при строительстве подрядным способом если материалы приобретает заказчик
Списание материалов при строительстве подрядным способом если материалы приобретает заказчик
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация-заказчик заключила договор подряда со строительной организацией на строительство ангара (склада). При строительстве используются материалы заказчика. В ноябре — декабре 2017 года заказчик передал подрядчику по накладным строительные материалы. На конец года данные материалы израсходованы, но ни один этап строительства согласно договору еще не завершен. Организация-заказчик (далее — Заказчик) собирается списать переданные подрядчику давальческие материалы на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств» в связи с тем, что в процессе строительства они фактически израсходованы. Переданные материалы числятся на счете 10.07 у заказчика. Провести инвентаризацию данных материалов невозможно. Может ли подрядчик представить КС-2 только с данными об использованных материалах заказчика без выполненных работ для списания их со счета материалов у заказчика? Или каким другим документом можно оформить списание материалов у организации-заказчика?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как бухгалтеру разобраться со списанием материалов на выполнение строительно-монтажных работ
В очередной раз я недавно наткнулся на вопрос о списании материалов при выполнении строительно-монтажных работ: что делать, если в КС-2, которую составил заказчик, указаны далеко не все материалы, которые мы реально израсходовали?
Сразу же отмечу, что Акт о приемке выполненных работ, форма которого (№ КС-2) была утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100, подтверждает, что результат работ, в нем указанных в количественном и денежном выражении, передан подрядчиком и принят заказчиком. Он является основанием для отражения у подрядчика стоимости реализации выполненных СМР, у заказчика — принятия к учету их результата в той же самой стоимости.
Определить же на основании КС-2 фактическую стоимость выполненных работ (то есть себестоимость), даже если в акте и будут максимально подробно перечислены все (точнее, почти все) материалы, которые подрядчик должен был использовать при их выполнении, не только фактически, но даже и теоретически, невозможно.
Не вдаваясь в подробности в правила составления* КС-2, равно как и КС-3, КС-6а, и других форм документации по учету работ в строительстве, отметим только, что в них указывается договорная стоимость выполняемых работ. Может быть также указан и перечень материалов, которые подрядчик должен использовать при их выполнении. Однако далеко не факт, что подрядчик использовал только эти материалы, и именно только в том количестве, которое указано в акте.
* В служебные обязанности бухгалтера строительной организации заключение договоров с заказчиками, определение сметной (договорной) стоимости выполняемых работ, как и составление упомянутых актов и справок не входит, и входить не должно. Это другая специальность, другие полномочия, другая заработная плата. Можно, конечно, и совмещать, но при совмещении зарплаты.
Первым таким документом является отчет о расходовании материалов на производство СМР. Его должен составлять тот сотрудник организации, под чьим чутким руководством и выполняются конкретные работы для конкретного заказчика — бригадир, мастер, прораб, начальник участка и т. д., и т. п., и пр.
За руководство к действию при составлении такого отчета (его формы, порядка заполнения, проверки, утверждения) оптимально взять утвержденную почти сорок лет назад Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29.
Эту Инструкцию ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) утвердило своим исходящим номером 613 от 24.11.1982.
Оптимально, на мой взгляд, разработать свою форму отчета, взяв за образец М-29. И именно такой отчет будет служить основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам, то есть согласованными с заказчиком.
Но нормы есть нормы, а факт есть факт. И чаще всего фактический расход материалов будет отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от того, каким он был предусмотрен в договоре с заказчиком и, возможно, указан в КС-2.
* Ещё раз обращаю внимание, что бухгалтерия никоим образом не должна брать на себя обязанности производственников по проверке М-29. Эта не её епархия.
Если материалов было израсходовано меньше, чем предусмотрено нормами (договором, сметой), но не в ущерб качеству выполненных работ, то имеет место быть их разумная экономия.
И после того, как отчет будет утвержден руководством (главным инженером, директором, или другим сотрудником, на которого возложена такая обязанность), он будет служить основанием для отнесения их на себестоимость выполненных работ.
В бухгалтерию производитель работ предоставляет материальный отчет, в котором он должен отразить все движение материалов, которые за ним числятся. Ветераны учетного строительного фронта до сих пор обзывают его Отчетом по форме М-19. Однако мне не удалось найти нормативно-правовой акт, которым была утверждена такая форма. Видно, это было достаточно давно.
В нем указывается остаток числящихся материалов за данным сотрудником на начало месяца, их приход, расход, остаток на конец месяца. И расход материалов на производство должен соответствовать расходу по М-29.
И на основании материального отчета бухгалтерия оценивает использованные на производство СМР материалы, обоснованность расходования которых подтверждена производственниками.
Таким образом, материальные затраты на производство СМР обоснованы и документально подтверждены. Поэтому никто не может заявить, что их нельзя признать для целей налогообложения прибыли. Все требования п. 1 ст. 252 НК РФ полностью соблюдены.
Однако ещё раз повторюсь, что в любом случае обязанность по обоснованию необходимости списания конкретных материалов на выполнение конкретных видов работ возлагается на сотрудников производственного отдела. Задача бухгалтерии — только их стоимостная оценка.
Источник
Как застройщику учитывать материалы в бухучете и отчетности
Материалы в общем случае следует учитывать и показывать в отчетности в составе оборотных активов. А вот сырье и материалы, используемые для создания внеоборотных активов, в бухгалтерском балансе нужно отражать в составе этих активов.
Порядок учета
В письме от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01 специалисты Минфина России утверждают, что сырье, материалы и тому подобные активы, используемые для создания внеоборотных активов аудируемого лица, отражаются в бухгалтерском балансе в составе внеоборотных активов. Немногие бухгалтеры строительных организаций понимали, что это действительно так. Поэтому на практике такой порядок учета не был повсеместным. Разберемся, как застройщику вести учет материалов в случае строительства внеоборотных активов.
Строительство для собственных нужд
Очевидно, что речь идет о строительстве застройщиком объектов собственных основных средств. Такое строительство возможно либо хозяйственным, либо подрядным способом. Возможен смешанный способ, когда часть работ выполняется силами самого застройщика, другая – подрядчиками. Основные проводки следующие:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобретены материалы для строительства;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– учтен НДС по приобретенным материалам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– принят к вычету НДС по приобретенным материалам при условии, что застройщик имеет право на такой вычет;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10
– списаны материалы на затраты по строительству;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 19
– включен в стоимость строительства НДС по материалам, если застройщик не имеет права на налоговый вычет (например, объект основных средств будет использован в операциях, не облагаемых НДС);
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 70
– начислена заработная плата рабочим, выполняющим строительные работы;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 69
– начислены расходы на соцстрахование;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– приняты выполненные подрядные работы по строительству;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– отражен НДС по строительным работам;
ДЕБЕТ 68 (08) КРЕДИТ 19
– принят к вычету или отнесен в стоимость строительства НДС по принятым работам.
Отражение в отчетности
Отметим, что независимо от того, приобретались материалы как запасы или как внеоборотные активы (предназначенные для строительства объектов основных средств), учет таких материалов ведется на счете 10 «Материалы». Разница заключается лишь в формировании статей бухгалтерской отчетности, когда стоимость материалов, предназначенных для строительства объектов основных средств, подлежит отражению в составе внеоборотных активов. Чтобы это сделать, необходимо на счете 10 вести раздельный аналитический учет в разрезе материалов, предназначенных к учету в качестве запасов и материалов, предназначенных для строительства объекта основных средств. Стоимость последних материалов надлежит отражать в бухгалтерской отчетности в составе внеоборотных активов.
Учитываем особенности
В чем для застройщика может проявиться сложность?
Если застройщик не ведет иное строительство, кроме строительства хозяйственным или смешанным способом объектов основных средств, то особой сложности с учетом и отражением приобретенных материалов в бухотчетности в составе внеоборотных активов не возникает. Вся стоимость приобретенных и учтенных на счете 10 материалов отражается в отчетности как внеоборотные активы.
Если застройщик строит объекты основных средств только подрядным способом, но приобретает и передает подрядчику давальческие материалы, то такие материалы также учитываются на счете 10 и отражаются в составе внеоборотных активов в бухгалтерской отчетности.
Сложнее, если застройщик ведет строительство как собственное, так и для целей последующей продажи одновременно. Так, застройщик может выполнять работы как в рамках собственного строительства (объектов основных средств), так и при строительстве объектов для продажи. И возможно, что в учете застройщика на счете 10 учтены одни и те же материалы, которые могут использоваться как в первом, так и во втором случае (далее – материалы разного назначения). Сюда же относятся и материалы, передаваемые подрядчикам как давальческие. Причем отнести стоимость материалов к запасам или внеоборотным активам по прямому признаку возможно не всегда. При таких условиях в рамках учетной политики надо выработать алгоритм, позволяющий быстро и достоверно распределить стоимость материалов разного назначения между запасами и внеоборотными активами в бухотчетности. Этот алгоритм должен иметь экономическое обоснование и математическую зависимость. Например, можно использовать формулу:
М1 = М / П × П1,
где М1 – стоимость материалов, отражаемая в составе внеоборотных активов;
М – общая стоимость материалов разного назначения;
П – общая площадь застройки как объектов основных средств, так и на продажу;
П1 – площадь строительства объектов основных средств.
Чтобы расчет был более точным, можно ввести поправочные коэффициенты на степень завершенности строительства:
М1 = М / П × К × П1 × К1,
где К – коэффициент, определяемый как 1 минус степень завершенности строительства на отчетную дату. Например, если степень завершенности строительства на отчетную дату составляет 60 процентов (0,6), то К будет равен 0,4 (1 – 0,6). К1 – коэффициент, определяемый как 1 минус степень завершенности строительства объектов основных средств.
Возможны иные способы определения стоимости материалов, отражаемых в составе внеоборотных активов в бухотчетности, которые застройщики вправе разработать самостоятельно. Главное – предусмотреть выбранный способ в учетной политике.
Бухотчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Источник
Списание материалов при строительстве подрядным способом если материалы приобретает заказчик
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры). К подрядчику не переходит право собственности на переданные ему в работу материалы. Поэтому материалы до приемки работ будут числиться на балансе у заказчика.
Не нужно начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления, т.к. работы выполняет подрядная организация.
Обоснование вывода:
Вычет НДС по строительным материалам
Вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании ст. 171 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ. Для принятия к вычету входящего НДС необходимо, чтобы имущество приобреталось для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет сумм налога производится на основании счетов-фактур продавцов после принятия на учет имущества на основании первичных документов (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Входной НДС по приобретенным строительным материалам принимается к вычету после оприходования их на счете 10, даже если материалы используются для проведения строительно-монтажных работ для собственного потребления (абзац 1 п. 6 ст. 171, абзац 1 п. 5 ст. 172, абзацы 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 17.07.2019 N 03-07-10/53067, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@, от 20.03.2015 N ГД-4-3/4428@)).
Указанные налоговые вычеты могут быть заявлены организацией в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных материалов (работ, услуг) независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 18.02.2019 N 03-07-11/9840, от 12.09.2017 N 03-07-10/58705, от 01.09.2017 N 03-07-11/56395, от 26.12.2016 N 03-07-10/77953, от 08.12.2016 N 03-07-10/73279, ФНС России от 11.04.2018 N СД-4-3/6893@).
По истечении трех лет с момента принятия на учет рассматриваемых материалов (работ, услуг) налогоплательщик утрачивает право на применение налоговых вычетов по НДС (определение ВАС РФ от 12.03.2014 N ВАС-1925/14 по делу N А75-3261/2013, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.10.2018 N Ф08-8239/2018 по делу N А53-38223/2017).
Таким образом, НДС по строительным материалам можно принять к вычету после того, как в бухгалтерском учете оформлена запись по дебету счета 10 (при наличии счета-фактуры), т.к. покупка этих материалов в конечном итоге предназначена для деятельности, облагаемой НДС. Дожидаться окончания строительства не нужно.
Передача материалов подрядчику в переработку подразумевает, что право собственности на них остается за организацией (п. 1 ст. 220, ст. 703 ГК РФ).
Для целей бухгалтерского учета материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания)).
В момент передачи материалов организация должна оформить накладную на отпуск материалов на сторону (например, по форме N М-15, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а) с пометкой «давальческие материалы».
Поскольку при передаче своих материалов подрядчику как давальческих право собственности на них не переходит к подрядчику, стоимость таких материалов организация с баланса не списывает, а учитывает на счете 10, субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». На это указывается и в п. 157 Методических указаний.
Подрядчик обязан использовать предоставленные организацией материалы экономно и расчетливо. После окончания работы он обязан представить отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия организации уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у него неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
НДС по СМР для собственного потребления
Выполнение СМР для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
По мнению представителей финансового ведомства, в качестве СМР для целей применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ следует рассматривать работы капитального характера, в результате которых создаются объекты недвижимого имущества, в том числе здания, сооружения и т.п., или изменяется первоначальная стоимость данных объектов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и по иным аналогичным основаниям (письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-07-11/75377, от 30.10.2014 N 03-07-10/55074).
Если строительство собственных объектов осуществляется силами подрядчика, но из материалов заказчика, то стоимость давальческих материалов, приобретенных заказчиком для строительства в собственных интересах, не включается в налоговую базу налогоплательщика по СМР. Также у заказчика строительства не возникает объекта налогообложения и при передаче давальческих материалов. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05. Этот же вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 4445/08, постановления ФАС Московского округа от 13.12.2010 N КА-А40/14232-10-2.
Минфин разъясняет, что стоимость работ, выполняемых привлеченными подрядными организациями, не подлежит обложению НДС у заказчика (письмо Минфина России от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Суды данную позицию поддерживают (смотрите решение ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06 (письмом ФНС России от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527 указанное решение ВАС РФ доведено до сведения налоговых органов)).
Таким образом, начислять НДС на стоимость строительно-монтажных работ не нужно т.к. работы выполняет подрядная организация. Объект обложения НДС по таким СМР у заказчика отсутствует, в том числе и при передаче подрядчику давальческих материалов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДС при выполнении СМР для собственного потребления;
— Энциклопедия решений. Учет передачи материалов в переработку на сторону;
— Вопрос: Организация учитывает строительные материалы на счете 10-8. Ей передаются материалы на давальческой основе подрядчику, осуществляющему строительные работы. Как организации отразить это в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2009 г.)
— Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, изготавливает хозяйственным способом сушильные шкафы для собственного производства (выпускаемая продукция облагается НДС). Шкафы являются технологическим оборудованием, не связаны с объектом недвижимости; их можно передвигать из одного помещения в другое, не причиняя ни помещению, ни шкафу ущерба. Каков бухгалтерский и налоговый учет поступления изготовленных хозяйственным способом основных средств? Включаются ли в первоначальную стоимость шкафа общехозяйственные расходы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
— НДС от начисления до возмещения. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (В. Семенихин, газета «Финансовая газета», N 37, октябрь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
13 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник