Специфика права как способа социального регулирования

Социальное регулирование. Понятие и виды. Часть 3

В зависимости от надобности, ненормативные регуляторы в состоянии как ускорить действие нормативных, так и затормозить, вплоть до полной нейтрализации.

По характеру воздействия способы социального регулирования делятся на побуждение, понуждение и принуждение.

Побуждение – Способ, обращенный к психологической сфере человека, убеждающий в наличии пользы и выгоды от определенного социального поведения. Как правило, воплощается данный способ воздействием на индивидуальное либо групповое сознание и силой авторитета.

Понуждение – Способ, основывающийся зачастую на материальном либо моральном поощрении (вознаграждение, похвала), и прочем стимулировании, когда некая выгода определяет желаемое субъектом поведения.

Принуждение – Способ, обеспечивающийся посредством общественного либо государственного принуждения и посредством причинения определенного рода страданий (физических, психических), и возможности в случае надобности реализации этой угрозы.

То есть, побуждение вызывает у человека определенное поведение, понуждение исключает все другие виды поведения, а принуждение их запрещает (другие виды поведения).

Данные способы, обычно, задействованы вместе в разной интенсивности, позволяя гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе. Контролирующими инстанциями могут быть государственные органы, общественные организации, политические партии, СМИ, специализированные контрольные органы.

Источник

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Читайте также:  Как заворачивать плюшки с сахаром способы

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Читайте также:  Способы передвижения организмов примеры

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Источник

Особенности права как социального регулятора. Право и мораль

Можно выделить следующие особенности права, как особого социального регулятора:

— оно выполняет роль регулятора всей социальной системы в целом

— право является своего рода меторегулятором социальной жизни (связано с тем, что, в силу всеобщего характера права, оно регулирует действие других регуляторов).

В современном обществе право доминирует над другими социальными регуляторами. Именно оно становится важнейшим средством разрешения социальных конфликтов. Вместе с тем это характерно лишь для обществ с высоким уровнем развития и правовых государств. В тех же обществах, которые не достигли стадии правового государства, нередко главенствующее значение имеют иные социальные регуляторы. Так, в отличие от западноевропейских традиций, где право всегда побеждает мораль, для восточноевропейских народов и государств характерной была победа морали. Так, в свое время Чичерин указывал на то, что право олицетворяет и ограничивает лишь внешнюю (социальную) свободу человека, а вот внутренняя свобода человека регулируется нравственностью и религиозной верой. Лев Петрожицкий указывал на то, что неразвитое правосознание является причиной многих недостатков русского характера. Среди современных ученых также высказываются мнения, что право имеет самые тесные связи с нравственностью, порой рассматривается как нравственность. Вместе с тем данная позиция подвергается острой критике. Так, Нерсесянс писал: «Закон должен быть правовым, морализация закона столь же ошибочна и вредна, как и огосударствление морали, то есть узаконение ее». Социологические исследования, проводимые в Российской Федерации и Беларуси, убедительно доказывают, что число граждан, готовых поступиться правовыми принципами социальной жизни во имя стабилизации общественных отношений и порядка, порой в два-три раза выше, чем приверженцев принципов права. Это явно свидетельствует о недостаточной степени развития правосознания.

Источник

Право в системе социального регулирования

Социальное регулирование- это упорядочивание общественных отношений с помощью социальных норм.

Для регулирования общественных отношений исторически возникают и действуют социальные правила, опосредующие поведение людей, взаимодействие между собой их различных сообществ, организаций.
Посредством определенных образцов, стандартов поведения, т.е. норм, государству гораздо легче управлять обществом, а людям — строить взаимоотношения между собой.
нормы принято подразделять на социальные и технические.
Социальные нормы — правила поведения в обществе, отражающие потребности людей, направленные на регулирование социально значимого поведения.
Технические нормы — стандарты поведения, складывающиеся на основании отношений между людьми и техникой, природой, т.е. взаимоотношения человека с неодушевленным предметом. Это способы обращения с искусственными и естественными объектами, не связанными с законами природы, и способные повлечь неблагоприятные последствия при несоблюдении данных норм.
Правоотличается от других социальных норм по уровню своей связи с государством, поскольку оно им формируется, создается и обеспечивается возможностью государственного принуждения.
К социальным нормам относятся обычаи, мораль, религиозные нормы, политические, корпоративные и др.
Соотношение права и обычая. Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Обычаи тесно связаны с моралью, культурой, обладая устойчивостью и опираясь на общественное мнение.
Обычаи могут быть как правовыми, т.е. санкционированными государством, так и неправовыми — которые тесно переплетены с нормами морали, нравственностью. Существуют обычаи, связанные с религией, выражающиеся в различных ритуалах, церемониях и обрядах, нарушение которых влечет общественное порицание.
Правовой обычай — это обычай, который охраняется и защищается государством, приобретая тем самым юридическую силу. Правовые обычаи не должны противоречить действующему законодательству.
Неправовых обычаев достаточно много, и те из них, которые имеют прогрессивный характер, право поддерживает, к другим относится «безразлично», так как они не причиняют вреда, с третьими — ведет борьбу, стремясь их вытеснить (распитие спиртных напитков, некоторые местные традиции горских народов — калым — выкуп невесты; кровная месть и др.)*(89).
Соотношение права и морали.
Мораль — это совокупность правил поведения, основанных на добре и зле, чести и достоинстве, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, окружающей действительности.
Мораль тесно связана с правовыми нормами, поскольку они действуют в одной сфере, выступая регулятором общественных отношений. Право достаточно часто основано на нормах морали, что позволяет судить о характере правовых норм. Мораль оценивает поведение, поступки людей, их цели и мотивы, и в случае неисполнения норм морали следует общественное порицание, осуждение.
Мораль создается людьми, а право создается государством. Неисполнение правовых норм влечет за собой возможность государственного принуждения. Право опирается на государственный аппарат, охраняется и обеспечивается государством, и следовательно, правовые нормы носят общеобязательный характер. Нарушение моральных норм не влечет юридической ответственности и санкций со стороны государственных органов.
Соотношение права и религиозных велений.
Религиозные нормы — это социальные нормы, основанные на различных вероисповеданиях и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную религию.
Вера в сверхъестественное существо, в Бога, существует столько же лет, сколько и человек. Еще во времена первобытного строя, люди, не зная обоснования природных явлений, ссылались на их божественное происхождение.

Читайте также:  Эффективная способы чистка зубов

34. Понятие, функции и сущность права.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Внутренние функции права:

К внутренним функциям права принято относить регулятивную и охранительную функцию.

1. Регулятивная функция отражает важнейшую характеристику права как социального регулятора, созданного с целью упорядочивания общественных отношений.

Итак, регулятивная функция права представляет собой воздействие права на общество и общественные отношения с целью их упорядочивания. Она определяет варианты и меру дозволенного поведения в рамках общественных отношений.

Регулятивная функций права неоднородна и включает в себя регулятивную нормативную функцию и регулятивную динамическая функция.

Регулятивная нормативная функция представляет собой правовое воздействие средствами нормативного закрепления правил поведения и регламентации функций и полномочий отдельных субъектов права.

Регулятивная динамическая функция представляет собой правовое воздействие посредством правоприменения с целью упорядочивания общественных отношений.

2. Охранительная функция призвана охранять общественные отношения от преступных посягательств и от нежелательных с точки зрения государства воздействий. Важной характеристикой охранительной функции является ее превентивная составляющая, направленная на недопущение правонарушений.

Охранительная функция реализуется в рамках общественных отношений посредством установления запретом, санкций, юридической ответственности за совершения противоправных действий.

Внешние функции права:

К внешним функциям права принято относить: экономическую, политическую, воспитательную, историческую, контролирующую и информационную функции права.

· Экономическая функция права призвана упорядочивать общественные отношения в сфере экономики, распределения экономических благ, установлением государственной политики в экономической сфере.

· Политическая функция права, которая регламентирует и упорядочивает общественные отношений в сфере осуществления властных полномочий.

· Воспитательная функция права участвует в формировании государственной идеологии, вырабатывает у субъектов правовых отношений мотивов к правомерному поведению и веру в силу и справедливость права.

· Историческая функция права призвана аккумулировать и обобщать исторический опыт народа и корректировать право на основе этих выводов.

· Контролирующая функция права призвана ограничивать и не допускать негативное с точки зрения общества поведение.

· Информационная функция права призвана доносить до общества информацию о праве, степени дозволенного поведения и возможные санкции за нарушение установленных правовых норм.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять: 1. Классовый подход к сущности права 2. Общесоциальный подход к сущности права 3. Диалектический подход к сущности права

Источник

Оцените статью
Разные способы