Аналитический способ отображения действительности в журналистике.
Аналитическая журналистика в современном обществе В числе основных функций аналитической журналистики – идеологическая = мировоззренческая, социально-ориентирующая (т.е. способствующая формированию адекватной картины действительности), образовательная и культуро-формирующая. От реализации их в огромной степени зависит выстраивание стратегий самого существования человечества. Аналитическая журналистика (не путать с простым информированием, тем более пропагандой, PR, полит-рекламой и полит-технологиями!) – по сути своей должна быть неотъемлемым атрибутом современного общества. К сожалению, между идеальными моделями и окружающей реальностью всегда существовал больший или меньший разрыв. Это связано а) С несформированностью в России гражданского общества и подлинно демократической политической системы. Есть специализированная (и во многом закрытая) аналитика для узкого слоя представителей властных структур, политических, финансовых и промышленных и есть некачественная, порой необъективная или поверхностная, развлекательная «информационно-пропагандистская жвачка» для большинства населения, которому не дают и которое зачастую само не желает дорасти до уровня граждан, оставаясь на уровне подданных, от которых мало что зависит. Т.е. в российском обществе почти отсутствует спрос на качественную журналистскую аналитику. б) С политической ангажированностью большинства медиа-структур, а также журналистов. Результатом становится то, что под маркой «аналитики» подается публицистика, т.е. идеи и взгляды тех или иных политических партий, движений, групп, отдельных личностей, хотя и приправленные в качестве аргументов ссылками на экспертно-аналитические документы, статистическую и иную информацию. в) С тем, что в информационной сфере в России почти безраздельно действуют законы рынка, ориентации на прибыль. В современном российском обществе отсутствуют устоявшиеся моральные и репутационные «противовесы», в т.ч. приоритет стремления сохранить имидж серьезного, объективного, независимого издания. И зачастую читатель вполне обоснованно задает вопрос: «кто оплатил ту или иную публикацию» и какая коммерческая или имиджевая цель преследовалась при публикации явно ангажированного Впрочем, рыночная экономика сама по себе еще не приговор для формирования и существования объективной, независимой журналисткой аналитики. Суть проблемы в том, что в российском обществе не сформировался широкий слой потребителей такой аналитической информации (как например, в странах Запада), готовый ее оплачивать, как любой другой действительно качественный товар. Таким образом, в современном российском обществе присутствует корпоративно- элитарный запрос на аналитику, но отсутствует массовый, общественный запрос на нее.
Аналитика в печатных, электронных и сетевых СМИ (самостоятельно)
В современной российской журналистике аналитическое начало активнее всего реализуется в информационно-аналитических еженедельных журналах«КоммерсантЪ-Weekly, «Власть», «Профиль», «Итоги», «Эксперт»,«Newsweek» и др. Эти издания оказывают серьезное влияние на развитие журнальной периодики России, формируя у общества представления о политике, рычагах власти, экономике, бизнесе. Это же способствует устойчивости позиций, занимаемых данными журналами на информационном рынке. Названные еженедельники построены по моделям, заимствованным из западной прессы. Вместе с тем они неплохо прижились и на российской почве: аналитический текст является востребованным нашим читателем.
Эти журналы детально анализируют политическую, экономическую, деловую жизнь России, ориентируются на аудиторию уверенных в себе, настроенных на успех деловых людей, которых интересует экономическая и политическая ситуация в стране, условия для развития бизнеса. По данным «Эксперта», доля такой элиты в нашей стране составляет от 8 до 22,3%.
Целевой задачей, объединяющей названные еженедельные журналы, является оперативный анализ экономических и политических событий, изучение сложных процессов в стране. Приоритетными сферами изложения названных изданий являются политика и экономика. При этом главной задачей журналов «Власть», «Newsweek», «Эксперт», «Итоги», «Профиль» является сообщение о событиях, их анализ, показывающий главное, но оставляющий за читателем право датьсамостоятельную оценку описанного. Именно поэтому в данных изданиях основными жанрами являются аналитическое интервью, аналитическая корреспонденция, аналитический комментарий, статья, обзор, рецензия. Публикации в данных жанрах позволяют выяснить причинно-следственные связи явлений, дать ретроспективу событий, оценить их социальную значимость, спрогнозировать возможное развитие ситуаций и сформулировать рекомендации к действию. Именно этого ждет от аналитической журналистики аудитория.
Объем и еженедельный цикл названных журнальных изданий также служит главной цели — анализу событий. Деловому человеку важно увидеть на страницах журнала не просто перечень событий, произошедших за неделю, а вникнуть в их суть. Это же, разумеется, предполагает, что издание будет достаточно объемным. Поэтому количество полос в деловых журналах колеблется от 60 до 94, но даже такой объем не всегда позволяет дать широкую панораму проблем в аналитическом ракурсе. Тираж изданий составляет 50-85 тыс. экземпляров. Выбор ареала распространения (Москва и финансовоемкие регионы — Сибирь, Урал и др.) объясняется ориентацией на целевую аудиторию, проживающую в экономически развитых субъектах России.
Аналитический способ отображения действительности в журналистике.
Как бы ни была важна объективная констатация фактов, в чем некоторые авторы видят истинное призвание журналистики, только одно это не может удовлетворить современного читателя. Аналитическая журналистика была, есть и будет составной частью специфического познания действительности. Именно аналитическая журналистика дает аудитории возможность проследить за тем, что является причиной того или иного явления, каковы перспективы его развитиякакова его ценность для людей, какие пути решения проблемы возможны и почему, позволяет сравнить размышления автора со своими и сделать определенный вывод.
Когда говорят о журналистике информационной (новостной), или журналистике «первого уровня», своеобразие ее видят, прежде всего, в оперативности сообщений о новых событиях. Журналист-информатор, образно говоря, держит руку на пульсе событий. Узнать о них раньше собратьев по перу и сообщить аудитории, хотя бы очень кратко, — основная задача хроникера, репортера, ньюсмейкера.
Аналитическая журналистика, или журналистика «второго уровня», — основное наполнение качественной прессы. Тому, кто готовит аналитическую публикацию, мало способностей, умения, достаточных для выполнения роли журналиста-информатора. Не случайно во многих зарубежных СМИ введено четкое разделение труда репортеров и комментаторов. Репортеру (журналисту-информатору) вменяется в обязанность только искать и доставлять в редакцию факты. Право же их трактовать предоставляется комментаторам — журналистам-аналитикам, имеющим специальную подготовку в данной сфере (экономике, юриспруденции, медицине, искусстве и т.д.), или ученым, практикам-специалистам, работающим в данной предметной области.
Журналист-аналитик должен обладать соответствующим складом мышления, умением не только и не столько фиксировать очевидное, но и видеть невидимое — связи, существующие между различными явлениями, определять их причины, оценивать их значимость, прогнозировать их развитие. Кроме «общемыслительных» способностей, журналист-аналитик должен обладать и специальными знаниями в той области, к которой относится предмет его журналистского выступления. Поэтому ему желательно иметь не только журналистское, но и специальное образование.
Сущность журналистской деятельности как одного из средств развития общественного процесса особенно заметно проявляется именно в аналитическом способе отображения реальности. Этот способ — основа комментария, статьи, определенных видов интервью, корреспонденции, отчета, письма, обозрения, обзора, рецензии и ряда других жанров. Интерпретация, объяснение, разъяснение, обсуждение, полемика — главное поле журналистской работы, в которой используются аналитические способы отображения действительности. Применяя их, журналист дает ответы на разные вопросы социальной жизни, рассматривает актуальные события, обосновывает спорные точки зрения, обсуждает проблемы и тем самым способствует осмыслению современных процессов, ситуаций.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 355 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Аналитические способы отображения действительности в журналистике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Способы отображения информации
Аналитическая журналистика является одной из сфер интеллектуально-политической составляющей жизни общества. Существуют издания, которые специализируются на аналитической журналистике и издания, где аналитическим жанрам отведены отдельные рубрики. Аналитическая журналистика встречается и в бульварных изданиях. Однако главным местом пребывания аналитической журналистики являются качественные издания, не важно, в бумажном или электронном виде. В изданиях с меньшим ритмом содержится больше аналитической информации. Аналитика содержится и в ежедневных выпусках теленовостей, но в меньшей степени, чем в информационно-аналитических программах. Последние априори призваны анализировать события.
Журналистская деятельность является одним из средств развития общественного процесса. И наиболее заметно это проявляется в аналитических способах отображения информации, к числу которых относятся статьи, комментарии, определенные виды интервью, отчеты, корреспонденции, обозрения, письма, рецензии, обзоры и т.д.
В теории журналистики под жанрами понимаются устойчивые типы публикаций, которых объединяют сходные содержательно-формальные признаки.
Эти признаки называют жанрообразующими факторами. Основными жанрообразующими факторами являются:
- Предмет отображения
- Функция отображения (целевая установка)
- Метод отображения.
Благодаря знанию жанровых признаков журналист способен лучше представить цели своей деятельности, целенаправленно подобрать материал и оформить его в соответствии с требованиями жанра. Читатель и зритель благодаря знанию жанровых особенностей может лучше ориентироваться в мире публицистических произведений и найти материалы, максимально отвечающие его интересам, а также более четко представить информационные возможности публикаций разного типа. Понимание жанровой специфики публицистических произведений, таким образом, имеет важное значение как для самого журналиста, так и для адресата.
Готовые работы на аналогичную тему
Значительную роль в процессе формирования набора характеристик публицистических текстов, определяющих их принадлежность к тому или иному жанру, играет метод отображения действительности.
В журналистике существует три основных способа отображения информации:
- Фактографический
- Наглядно-образный
- Аналитический.
Фактографический и аналитический способы отображения информации друг от друга отличаются в первую очередь уровнем глубины проникновения в суть предмета отображения.
Фактографический способ направлен на фиксацию очевидных, внешних характеристики явления, на получение краткой информации о предмете (Что произошло? Где произошло? Когда произошло?).
Аналитический способ отображения информации направлен на проникновение в суть отображаемых явлений, на выявление скрытых взаимосвязей.
Наглядно-образный способ отображения действительности направлен не только на фиксацию внешних особенностей явления либо рациональное проникновение в суть предмета, но и на эмоционально-художественное обобщение материала. Часто это обобщение достигает уровня публицистической типизации, и это сближает журналистику с художественной литературой.
На основе этих способов отображения информации выделяют следующие группы жанров:
- Аналитические
- Информационные
- Художественно-публицистические.
Жанры аналитической публицистики
СМИ не только сообщают новости, они стремятся найти взаимосвязи происходящих событий, выявить их причины, объяснить аудитории смысл происходящих событий, определить степень влияния на жизнь общества решений власти и т.д. Это обусловило формирование довольно разветвленной системы аналитических жанров. Со временем эти жанры модифицируются, появляются новые типы.
Аналитические жанры основываются на методах индукции и дедукции.
Индукция (анализ) – когда проблема рассматривается путем разложения от общего – к частному. При дедукции сначала рассматриваются сначала части проблемы, затем в общем плане.
Аналитические жанры по сравнению с информационными масштабнее по мысли, шире по фактическому материалу, по изучению жизненно-важных явлений.
Аналитическими жанрами являются: статья, обзор, корреспонденция, рецензия.
Статья – это локальное отображение действительности. Масштабные выводы здесь предваряются характеристикой фактических данных, рассмотренных в их совокупности. Факты в этом случае играют иллюстративную роль, основным моментом является проблема и явление. В этом аналитическом жанре в полной мере используются мотивация действий, аргументация, применяются все виды текстов – описание, повествование, рассуждение.
В статье осуществляется обобщение явлений и фактов, их анализ. В корреспонденции события рассматриваются методом дедукции, в статье – методом индукции.
Корреспонденция – это жанр, основанный на конкретном материале. Здесь в аналитическом плане разрабатывается какая-либо актуальная тема или решается какая-то определенная проблема. В корреспонденции анализируется группа фактов, и осуществляется это с помощью описания и анализа фактов и соответствующих выводов. В корреспонденции важное значение имеют конкретность, оперативность темы, четкий адрес
Рецензия – это жанр, где критикуется, оценивается художественное или научное произведение, общественно-политическая или техническая литература, театральная постановка, телепередача, кинофильм, художественная выставка, музыкальный концерт, бытовая ситуация. Рецензия – это критика «отраженной действительности».
Обозрение (обзор) – это жанр, который знакомит аудиторию с определенными событиями, используя при этом аналитический комментарий. Обозрение – это «панорама событий».
Такой жанр аналитической журналистики, как комментарий призван разобрать сложную фактуру и публично выразить мнение о каком-либо событии, явлении, факте.
Источник
специфика аналитического отображения действительности
Предмет АЖ и специфика аналитического отображения действительности.
Предметом АЖ выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Для АЖ характерно обращение к вопросам выбора эффективных путей развития общества; выяснение причин, условий развития событий и изменения ситуаций, оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил; выявление современных противоречий тенденций развития, правильности, обоснованности разнообразных точек зрения, идей.
1) Призвана раскрывать причины. Отсюда – наличие в тексте тезисов, аргументов, авторской оценки.
2) Воспроизведение процесса познания стоит на первом плане. Четко прослеживается логика авторских рассуждений для убедительности и доказательности.
3) Широко представлены все методы познания:
— сравнение (сопоставление с целью выявить различия)
— аналогия (сопоставление с целью выявить сходства)
— оценка (проверка предмета на соответствие идеалу)
— детализация (выявление наиболее значимых деталей)
— разъяснение (воссоздание цепи причинно-следственных связей)
— предсказание (построение гипотезы)
— обобщение (выявление общего звена в ряду событий)
4) АЖ отчетливо ориентирована на коммуникацию. Собеседник либо присутствует в тексте, либо подразумевается.
5)Наглядно-конкретный способ изучения материала: объяснение, опирающееся на имеющуюся у собеседника информационную базу, объяснение сложного через простое.
6) АЖ отражает действительность в динамике.
Функции АЖ.
— Средство социальной ориентации массовой аудитории
Только аналитический текст может представить аудитории факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дать им развернутую трактовку, оценку, обосновать прогноз развития явлений, план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому, не отрицая известного значения информационных сообщений в социальном ориентировании аудитории, все же следует признать, что АЖ в данном отношении играет ведущую роль.
— Источник данных для социальных институтов
Несмотря на то, что существующее законодательство не обязывает социальные институты реагировать на касающиеся их деятельности публикации в СМИ, АЖ может оказывать им существенную информационную помощь в принятии решений по важным и актуальным событиям общественной жизни. Аналитические публикации, которые могут вызвать реакцию социальных институтов, делятся на две группы:
1) выступления, исследующие тот аспект общественной жизни, которая является предметом специального интереса и ответственности данного социального института.
2) аналитические выступления, исследующие деятельность самих социальных институтов
— Функция интерпретации фактов и событий
Обозрение как аналитический жанр. Эмпирические и теоретические аспекты в обозрении.
Возник давно (Плутарх, Монтень, Мерсье). Белинский: «Когда пресса почувствовала потребность увидеть отрезок времени, появилось обозрение». В XIX веке жанр достиг пика популярности, потому что давал авторам возможность полно и масштабно отразить картины того времени, увязывая явления литературной и театральной жизни с реальностью. Сегодня обозрение – наиболее популярный жанр телевидения.
Назначение: дать аудитории достаточно полную, цельную картину какого-то отрезка действительности, объяснить связи между фактами, показать динамику, отразить главные процессы.
Предмет: наиболее типические факты (позволяющие судить о тенденциях), отличающиеся высоким уровнем демонстративности, позволяющие создать панораму действительности.
Отдельный факт в обозрении не имеет значения. Факты объединяются единой концепцией видимости реальности обозревателем. Авторская оценка выражается в комментариях – связках между фактами. Там же и объясняется, почему именно эти факты выбраны.
По предметно-тематической области, форме и композиции обозрение универсально.
— общее (изображение жизни за определенный промежуток времени во всей ее полноте);
— тематическое (детальное рассмотрение одного среза жизни);
— обзор писем (если письма исполняют роль типических фактов, а у автора есть концепция, их объединяющая).
— четкое формулирование авторской идеи;
— отказ от искусственного подбора фактов;
— хорошее знание предмета.
Жанровые особенности рецензии. Специфика объекта отображения.
Жанр сформировался в XVIII веке, в XIX веке стал особенно популярным. Определение: материал, содержащий в себе анализ, оценку какого-либо явления духовной жизни, выражающий мнение автора о нем.
По жанровым признакам рецензия соприкасается не только с аналитическими жанрами, но и может по необходимости заимствовать инструментарий у информационных жанров. Эта особенность позволяет говорить о рецензии как о синтетическом жанре. От всех остальных рецензию отличает только то, что ее предметом служит опосредованная реальность, т.е. отражение фактов и явлений действительности в рецензируемом произведении. Рецензируемое произведение должно быть ярким, привлекающим внимание аудитории, и, в то же время, типическим, позволяющим судить о неких тенденциях.
Виды статьи.
Материал, написанный на актуальную, злободневную тему и отражающий официальную позицию печатного органа по этой проблеме.Как правило, публикуется на первой полосе, открывает номер. В советское время называлась «директивной».
Утверждает какие-либо идеи. Ее задача – разъяснять, объяснять серьезные вопросы, проблемы, переводить их с теоретического уровня на язык, понятный массовой аудитории. Часто пишется в критическом ключе: утверждение одного через критику другого.
Задача автора – обозначить проблему как социально важную, доказать, что она действительно требует к себе общественного внимания. Важен прогностический элемент.
Практически не встречается в массовых изданиях, зато распространена в научных. Изучается сугубо специальная проблема на теоретическом уровне.
Жестко связан с событием: либо предшествует ему, либо выходит одновременно. Оперативен. Структура отличается от традиционной. Событие – отправная точка, отталкиваясь от которой, автор раскрывает его суть, выносит всестороннюю оценку.
Статья как аналитический жанр.
Статья – жанр, позволяющий глубоко и полно анализировать актуальные, общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать причинно-следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в результате – делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты развития ситуации. Жанр сложный, требующий большой работы. Само его появление связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть, узнать, какие скрытые пружины движут событием.
Масштабные, общественно значимые социальные события, явления, процессы. Наличие противоречия в высокой стадии развития. Силен субъективный элемент, отсюда — важно собственное видение проблемы. Предметно-тематическая сфера практически ничем не ограничена.
— глубокое исследование предмета с целью выявления его истоков, механизма, движущих сил и вероятных последствий. Решается путем выявления причинно-следственных связей;
— оценка события/явления, обобщающая характеристика предмета;
— построение прогнозов, модели, вариантов развития события.
Очень широкие пространственно-временные реминисценции, что позволяет делать выводы и обобщения глубокими и обширными.
Доминируют теоретические во всей полноте, но присутствуют и эмпирические, т.к. без них невозможно выйти на теоретический уровень. Возможно также использование образов, беллетристических приемов, если они не вредят логике статьи.
Композиция и язык:
Композиция содержит в основе логику авторской мысли, близка к технологии композиции познавательно-ориентированного текста. Стиль публицистический, важно избегать научности.
Обзор СМИ: жанровая специфика, особенности развития в современных условиях.
Жанр близок к рецензии, тоже призван дать оценку, выделить сильные и слабые стороны. Предмет – вторичная действительность, отраженная в СМИ и сами СМИ. Функция тоже носит двойной характер: 1) повлиять на то СМИ/того автора, что обозревается; 2) помочь массовой аудитории оценить СМИ/автора.
В советское время, при четкой иерархии СМИ, осуществлялось партийное руководство, все оценки принисались как прямые указания к действию. Сегодня обзор СМИ выполняет другие функции. Выделяются:
— обзоры информационного характера;
— профессиональные обзоры (рассматриваются творческие аспекты, цель – помочь журналисту преодолеть негативные стороны творчества);
— политические обзоры (деятельность СМИ рассматривается с т.з. той или иной идеологии; средство политической борьбы);
— конкурентный обзор СМИ.
Также существует классификация по тематике:
— общий обзор СМИ (вся деятельность за определенное время);
— тематический обзор (предмет анализа – определенное направление деятельности СМИ).
Корреспонденция как аналитический жанр.
Разные исследователи оценивают жанр по-разному, иногда даже ставится вопрос о жанровой принадлежности, так как в корреспонденции присутствуют две составляющие: аналитическая и информационная.
— Предмет корреспонденции – отдельный локальный факт в его максимальной целостности, событие, явление, представляющие общественный интерес, либо группа аналогичных событий, процессов, явлений.
— Масштаб – пространственно-временная локализация (при необходимости нарушается).
— Функция – вскрыть сущность значимых фактов или событий, показать их содержание, установить значение, помочь аудитории оценить предмет, о котором идет речь.
— Присутствие ярко выраженного субъективно-личностного авторского начала. Выражается в авторской оценке и дидактических элементах – прямых предписаниях.
— Форма корреспонденции подчинена логике авторской мысли.
Методы исследования действительности в АЖ.
1) Метод наблюдения. Основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно. Классифицируется по разным основаниям.
— По способу организации: открытое и скрытое;
— По степени участия: включенное и невключенное;
— В зависимости от условий изучения: прямое и косвенное;
— По временному признаку: кратковременно и длительное.
2) Метод проработки документов. Наиболее распространенный. 2 способа анализа.
3) Методы непосредственного контакта с носителем информации.
— интервью (предъявление заранее заготовленного списка вопросов);
— беседа (вопросы задает как журналист, так и носитель информации);
— опрос (выяснение мнения многих людей по одним и тем же вопросам);
— анкетирование (опрос с применением специально разработанных анкет).
4) Метод эксперимента.
1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем умозаключений выводя из них новое знание.
— индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);
— дедукция (вывод от общего к частному);
— аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);
— сравнение (сопоставление с целью выявить различия).
2) Содержательно-логические. Учитывают изменчивость, развитие мира, выявляют внутренние и внешние связи.
— анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы);
— синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);
— гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);
— исторический (выявление главных этапов в развитии предмета).
Предпосылки «принятия» аналитического текста аудиторией.
Аналитический текст может стать средством ориентации массовой аудитории только в том случае, если будет принят ей. Принятие – это внутреннее согласие реципиента с предлагаемой ему информацией. Существует несколько факторов принятия текста:
— наличие у аудитории практической необходимости в данной информации.
Создать текст, способный удовлетворить все мотивы аудитории, вряд ли возможно, поэтому необходима «ориентация» текста на конкретные мотивы той или иной аудитории. При этом возможно составление прогноза оценки аудиторией адресуемых ей публикаций с точки зрения «нужности» их для нее.
— соответствие текста объективной реальности.
Одной из причин обращения аудитории к СМИ является потребность в достоверности информации. Отсюда – соответствующие требования к журналисту: усиление поисковой деятельности по выявлению истины.
— определенная организация текста.
С одной стороны, текст должен отображать познание автором какого-то явления действительности, с другой – как средство общения – отображать коммуникативный акт, речевую деятельность, адресованную автором аудитории.
— ориентация на доминантные проблемы аудитории
Текст имеет стопроцентную вероятность принятия, если он ориентирован на те потребности, которые хорошо осознаны аудиторией, но длительное время не удовлетворялись.
— соотнесенность с «прошлым опытом» аудитории.
Понятие «прошлого опыта» включает в себя запас знаний, систему фиксированных установок, стереотипов, норм, ценностных ориентаций; способности, умения, навыки осуществления различных мыслительных операций; стиль мышления. Журналистский текст должен учитывать «прошлый опыт» аудитории, и строиться, основываясь на нем.
Основные приемы истолкования объекта отображения (описание, объяснение, прогноз, оценка, доказательство)
Некая фиксация знания, цель которой – познакомить читателя с предметом, ввести его в курс настоящего разговора, создать наглядный образ. Описание – база для дальнейших теоретических операций. От описания зависит интерес аудитории к предмету. Два метода построения описания:
1) Группировка данных. Систематизация знаний о предмете по их подобию/различию. Позволяет связать разрозненные факты в единую систему, соответствующую концепции текста.
2) Типологизация. Выявление устойчивых общих свойств предметов.
Установление причинно-следственных связей внутри события или между разными событиями. Для этого нужно: 1) выделить некую совокупность фактов и найти то общее, что их связывает; 2) найти исходную точку; 3) восстановить всю цепочку; 4) исходя из логики развития цепочки, предположить ее дальнейшее развитие.
Важнейший элемент. Используется в любых аналитических материалах. Несколько методов прогнозирования:
— метод экспертных оценок (желательно мнение нескольких независимых экспертов);
— сценарный метод (сценарии – публикации, отражающие жизнь какого-то объекта, позволяющие выдвинуть гипотезы прогностического характера);
— метод экстраполяции (перенос выводов о какой-то части явления на другую часть, проекция тенденций, присутствующих в прошлом и настоящем, на будущее);
Из текста должно быть хорошо видно, что прогноз носит вероятностный характер.
Сопоставление чего-либо с идеалом. Сильно влияет на систему взаимоотношений «автор-аудитория» (один из факторов принятия-непринятия текста). Методы выражения оценки:
1) Избирательная. Акцент делается на одной грани анализируемого явления. Используется в пропагандистских целях, рекламных материалах.
2) Объективно-комплексная. Оцениваются все грани, в конце – вывод автора о преимуществе какой-либо из них.
По способу выражения оценка бывает прямой авторской (оценочные слова) и опосредованной (через описание своего действия или действий тех или иных людей). К неприемлемым методам оценки явлений относятся:
— Домысел и «передержки» (сознательное искажение оцениваемого явления, приписывание ему несвойственных качеств, следствий; эти методы опираются не невозможность проверки достоверности, на неосведомленность аудитории);
— Апелляция к «личности» (оценивается не событие, а человек, имеющий к нему отношение);
— Апелляция к «публике» (автор уклоняется от обоснования утверждений путем «заигрывания» с читателем, лести в его адрес);
— Навешивание ярлыков (предмету оценки приписываются те качества, которых у него нет);
— Сплетня (использование непроверенных источников информации).
Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов:
1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться аргументом.
2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства.
3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом.
Существует две ошибки при работе с доказательством: 1) мнимое следование (отсутствие логической связи между тезисом и аргументом); 2) прыжок доказательства (вывод делается из тех аргументов, из которых он не следует).
Для усиления доказательства используются:
— привязка доказательства к опыту аудитории;
— привязка доказательства к возможности проверки аудиторией;
— привязка доказательства к авторитетному мнению или источнику;
— прием «перевеса мнений».
Основные принципы построения аналитического текста.
Восприятие текста во многом зависит от его структуры. Хоть к стандартным схемам построение аналитического текста свести нельзя, есть некоторые принципы. Любой текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария (авторская оценка, прогноз и т.д.).
Выделяют следующие типы построения:
— Познавательно-ориентированные тексты. В основе восприятия лежит человеческое любопытство. Используется в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. В обобщенном виде выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание. Существует несколько методов построения познавательно-ориентированных текстов.
— как описание отдельного элемента процесса познания (плюсы: четко фиксируются познавательные действия журналиста; минусы: может входить в аналитический текст как фрагмент);
— как изложение нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания (важно, чтобы все они отражали суть проблемы, каждый из них раскрывал ее, между элементами присутствовала логическая связь);
— как изложение завершенного, целостного акта познания (акцент на завершенность, используется, когда интерес представляет не сам процесс познания, а результат; пример – журналистское расследование);
— как описание схемы познавательного рассуждения (использование формально-логических методов познания, важно не сводить до уровня научных доказательств.).
— Коммуникативно-ориентированные тексты. Для аудитории журналистский текст зачастую служит средством коммуникации. Существует несколько групп коммуникативных потребностей. По направленности выделяют:
— Собственно социальные (социальным группам для осуществления социальной деятельности);
— Социально-психологические (информационные потребности отдельных людей для выработки адекватной социальной ориентации, профессиональной деятельности).
По цели коммуникации выделяют:
— осведомительные (ознакомление аудитории с предметом отображения);
— регуляторные (передача информации, побуждающей к какому-либо действию);
— эмотивные (информационное воздействие на чувственно-эмоциональную систему человека или на отдельные эмоции).
В соответствии и с учетом этих групп строятся коммуникативно-ориентированные тексты.
— ориентация на содержательный момент.
— метод оптимального соотношения функционально ценных элементов текста (наиболее значимые для данной аудитории социальные и социально-психологические потребности + учет специфики предпочитаемых ей форм коммуникации);
— метод оптимального соотношения функциональной и дополнительной информации (человек лучше усваивает информацию, если она приложена к уже имеющейся базе; дополнительная информация должна вызывать эмоции, помогающие принять функциональную информацию).
— ориентация на эмотивную составляющую.
— метод оптимального сочетания чувственных и рациональных элементов в тексте (эмоциональные элементы служат для усиления логического воздействия);
— метод оптимального сочетания образного и понятийного в тексте (использование приемов художественной публицистики);
— метод оптимального соотношения монологической и диалогической форм изложения;
— метод смыслового акцентирования внимания (привлечения читателя к какому-либо фрагменту текста при помощи композиционных и языковых средств);
— метод драматизации изложения (придание тексту интриги, парадоксальности);
— метод квантификации (деление текста на отрезки, чередующиеся информационной насыщенностью).
В чистом виде познавательно – ориентированные и коммуникативно-ориентированные тексты встречаются редко, чаще синтезируясь друг с другом.
Письмо как жанр публицистики. Эпистолярное и дидактическое начала, особенности композиции.
Письмо – особый жанр публицистики, имеющий форму личной переписки, но адресованный широкой аудитории. Он содержит в себе непосредственное обращение в личностной, эмоциональной форме, ставит проблему, обращает внимание на проблему, предлагает пути решения проблемы.
1) из определенной трансформации деловой переписки, в которую были включены несвойственные элементы, отступления (дал жанру дидактику, рассуждения, аргументацию на основе собственного опыта, субъективизм);
2) связан с особенностями развития личной переписки в определенных социальных условиях, когда автор письма прекрасно знает, что оно станет достоянием широкой аудитории (дал жанру обращение к социально значимым проблемам, элемент парадоксальности).
В зависимости от темы, проблематики, цели письмо может принимать различные формы, тяготеть к различным жанрам (корреспонденции, статье).
- Иной принцип отбора фактов. Автор опирается только на те факты, которые затронули его лично; факты даются в субъективном восприятии.
- Логический анализ, близкий к научному подменяется воспроизведением собственного эмпирического опыта, который доминирует над логическими аргументами;
- Личность автора – на переднем плане.
Письма делятся на три группы:
— имеющие конкретного адресата;
— обращенные к конкретной части населения;
— обращенные к неопределенной аудитории.
Письмо обращается к конкретному человеку, чтобы указать на его роль в обозначенной проблеме. Стремление оказать давление на адресата подчеркивается публичной оглаской содержания письма. Автор не ставит целью проанализировать всю деятельность адресата, его интересует только деятельность, связанная с обозначенной проблемой. Обращаясь к адресату, автор выступает либо как его противник, либо как единомышленник, раскрывая свою позицию. Еще бывает «взгляд со стороны», когда позиция автора не обозначена, что позволяет усилить критическую составляющую и показать абсурдность позиции адресата.
Основные компоненты письма:
— предельно субъективизированное отношение автора к проблеме;
Источник