Специфический способ формирования физической культуры

Специфические методы физического воспитания

В любом педагогическом процессе реализовываются определенные методы и приемы. Они разнятся в зависимости от поставленных целей и задач. Также имеет значение в какой сфере они применяются. В данной статье мы рассмотрим специфические методы физического воспитания и возможности их применения.

Что такое методы физического воспитания?

Итак, что же из себя представляют методы физического воспитания. Это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений. Они бывают двух видов. Специфические методы физического воспитания применяются исключительно в процессе физической подготовки. В то время как общепедагогические методы используются как в процессе физического воспитания, так и в других направлениях обучения, воспитания и развития.

Историческая сводка

В ходе развития специфических методов физического воспитания было выделено несколько направлений. Изначально хорошо себя зарекомендовали и стали развиваться игровой и соревновательный. Игровой был продуктивен в работе с подрастающим поколением. Соревновательный нашел свое отражение в Олимпийских играх, отборочных состязаниях, первенствах районов и городов.

Оба метода позволяли добиться поставленных результатов. Однако все время стоял вопрос об их регламентации. Необходимо было их все же упорядочить и организовать. Это также объяснялось необходимостью выполнения строго поставленных задач по обучению движениям и воспитанию двигательных способностей. Данная тенденция определила появление трех групп методов. Игровой и соревновательный сохранили свои позиции, а наравне с ними появились методы строго регламентированного упражнения.

Взаимодействие данных групп методов не было бесконфликтным. В одних странах, к примеру в Европе, отвергали соревновательный метод, а в других, например в Америке, были против методов строго регламентированного упражнения. Следовательно, их комплексное применение долгое время считалось неэффективным. Однако следует заметить, что каждый конкретный метод, осуществляемый сам по себе, не может рассматриваться полноценно. Только системное и комплексное применение всех методов способно обеспечить полное достижение всех задач физического воспитания в целом.

Общепедагогические и специфические методы физического воспитания: в чем разница?

В принципе их различие понятно. Оно выражается в областях применения. К специфическим методам физического воспитания относятся:

  • строго регламентированное упражнение;
  • игровая форма упражнений;
  • метод соревнования.

Именно эти методы помогают реализовывать конкретные узко направленные цели и задачи физического воспитания и развития физических качеств.

Общепедеагогические методы представлены двумя большими группами: словесные и наглядные. Несомненно эти методы также участвуют в процессе физического воспитания, однако более ценными все же являются специфические методы физического воспитания и развития.

Кроме того, применение какого-либо одного метода является неэффективным. Только комплексное использование методических принципов позволяет максимально полно осуществить поставленные цели. Далее рассмотрим подробную характеристику специфических методов и приемов физического воспитания.

Метод строго регламентированного упражнения

Каждый примененный в процессе обучения метод вносит большой вклад в реализацию поставленной цели. Однако обязательным компонентом специфических методов физического воспитания является строго регламентированное упражнение. Ведь в этом и есть отличие занятий по физической культуре. Все они построены с применением этого метода. Именно он является основополагающим. Все остальные методы выступают в совокупности с ним и дополняют его.

Сутью этого метода является выполнение физических упражнений в строго заданной форме и с определенной нагрузкой. Все упражнения имеют определенные правила и порядок действий. Именно их соблюдение является основой осуществления данного метода.

У данного метода можно выделить ряд преимуществ. Благодаря ему можно:

  • заниматься двигательной активностью в соответствии с четким планом (количество упражнений, их комбинация, порядок осуществления);
  • регулировать нагрузку (учитывая состояние здоровья и развития занимающихся, а также опираясь на поставленные цели);
  • четко следовать чередованию отдыха и нагрузки;
  • влиять на развитие конкретных физических качеств;
  • применять физические упражнения для людей различного возраста;
  • видеть динамику развития физических качеств (тяжесть в начале выполнения упражнения и появление легкости по мере его освоения);
  • осваивать и изучать физические упражнения.

Данный метод в свою очередь подразделяется на две подгруппы, а именно: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.

Игровой метод

Специфические методы физического воспитания включают в себя также метод игрового воспроизведения упражнений. Он несомненно хорош в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Даже в начале школьного обучения игра по-прежнему играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей.

Игровой метод как специфический метод процесса физического воспитания позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Этот метод, как и любой другой имеет свои особенности. К ним можно отнести:

  • игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом;
  • эта особенность выходит из первой и является ее противоположностью: с помощью игры можно развивать определенное физическое качество, достаточно подобрать определенную игру;
  • эффективное воспитание физических функций в процессе соперничества с другими;
  • формирование многих не физических качеств и сторон личности (воображение, творчество, мышление, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и пр.) за счет использования всевозможных способ достижения цели;
  • не регламентированное выполнение игровых действий, допустима импровизация;
  • формирование и развитие нравственных качеств в ключе противоборства с соперниками (взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм, воля, дисциплинированность);
  • привитие интереса и желания развивать физические качества, создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности в ходе игры (особенно у детей).
Читайте также:  Способы социального развития персонала

Однако и этот метод не идеален, у него имеется существенный недостаток: ограниченность возможности изучения новых движений и отсутствие контроля за нагрузкой на организм. Это особенно пагубно сказывается на обучении детей дошкольного возраста.

Соревновательный метод

Специфические методы физического воспитания, их характеристика и особенности применения прописываются в образовательных программах. Среди них также описывается соревновательный метод. Суть метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты. Однако важно иметь в виду, что соревнующиеся должны быть подготовлены к тем упражнениям, в которых будут соревноваться.

Применение специфического метода физического воспитания в данном случае проявляется:

  • в официальных соревнованиях различного уровня (чемпионаты, отборочные соревнования, первенства);
  • как часть урока (спортивная тренировка, эстафета, физкультурно-спортивное занятие).

Благодаря этому методу можно:

  • воздействовать на проявление двигательной активности, добиваясь максимального его проявления;
  • определить уровень владения двигательными умениями;
  • добиться максимальной физической нагрузки;
  • влиять на воспитание волевых качеств.

Словесный и сенсорный методы

Несмотря на то, что словесность и наглядность входят в состав общепедагогических методов, они также относятся и к специфическим методам физического воспитания. Благодаря им в процессе физического обучения и воспитания возможно использование широко спектра слов и чувственной информации.

Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.

А вот с помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.

Нагрузка и отдых

Специфические методы процесса физического воспитания осуществляются посредством физических упражнений. Главное в них это правильно подобранная нагрузка и грамотное ее чередование с отдыхом.

Нагрузкой принято считать величину воздействия на организм. Здесь в первую очередь имеется в виду количество данного воздействия.

Обычно принято выделять стандартную и переменную нагрузку. Стандартная нагрузка одинакова в каждый период выполнения упражнения. А вот переменная нагрузка подразумевает увеличение по ходу упражнения.

Специфические методы физического воспитания и их характеристика зависит также от того постоянно ли идет воздействие нагрузки на организм, или же это воздействие имеет прерывистый характер. Прерывистый характер нагрузки обеспечивается чередованием ее с периодами отдыха.

Отдых как известно бывает пассивный и активный. Пассивный подразумевает относительный покой, без выполнения каких-либо двигательных упражнений. В то время как активный отдых — это переключение на иной вид деятельности, важно чтобы он был отличен от той, что вызвала утомление.

Специфические методы физического воспитания подразумевают использование активного отдыха. Ведь в процессе его осуществления можно продолжать развивать необходимые навыки и физические качества. Например, во время активного отдыха между гимнастическими упражнениями используется игра, направленная на развитие ловкости и скорости.

Таким образом, применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.

Порядок применения методов

Порядок применения методов

Период овладения различными двигательными навыками подразумевает применение различных методов на различных этапах обучения. В самом начале применяются следующие методы:

  • расчлененное конструктивное упражнение (применяется в тех случаях, когда двигательное действие невозможно освоить сразу целиком — его изучают путем последовательного соединения частей);
  • целостное конструктивное упражнение (двигательное действие осваивается сразу целиком, выделяются его какие-то конкретные детали и используются подводящие упражнения, помогающие целостному овладению действием).

По мере совершенствования двигательных навыков становятся доступны к применению следующие методы:

  • избирательно-направленное упражнение (применение специальных упражнений, способствующих развитию отдельных функций и двигательных навыков; они также направлены на определенные возможности организма и на их увеличение);
  • сопряженное упражнение (одновременно развиваются и двигательные качества, и формы двигательных действий);
  • стандартно-повторные упражнения (подразумевает повторное выполнение движений без особого внесения в них изменений; это могут быть, например, постоянное прохождение дистанции с определенной скоростью или выполнение упражнений постоянно одним способом);
  • вариативное упражнение (напротив основывается на постоянном внесении изменений в ходе выполнения упражнений; это может быть усиление нагрузки, изменение интервалов между подходами или внешних условий выполнения упражнения);
  • комбинированный метод (допускает смешение различных методов и видов упражнений);
  • комплексная круговая тренировка (подразумевает последовательное выполнение 8-10 упражнений; между такими сетами могут делаться перерывы на отдых, а могут и не делаться; различные комбинации упражнений способны развивать скорость, выносливость, темп, силу. Например, беспрерывная тренировка воспитывает силу, интервальные упражнения влияют на развитие скорости и выносливости, а тренировка с одинарными интервалами отдыха — скорость и темп).

Краткие выводы

Кратко специфические методы физического воспитания можно охарактеризовать следующим образом:

  • Методы физического воспитания — это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений.
  • Выделяют два вида методов: специфические (только для физического воспитания) и общепедагогические (для всех сфер развития).
  • Специфические методы — методы строго регламентированного упражнения, игровой и спортивный методы.
  • Общедидактические методы — словесные и наглядные методы.
  • Методы строго регламентированного упражнения — обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
  • Игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом.
  • Суть соревновательного метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты.
  • Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
  • С помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
  • Применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
  • Методы применяются в следующей последовательности: расчлененное конструктивное упражнение, целостное конструктивное упражнение, избирательно-направленное упражнение, сопряженное упражнение, стандартно-повторные упражнения, вариативное упражнение, комбинированный метод, комплексная круговая тренировка.
Читайте также:  Способ применения бордосской смеси для смородины

Источник

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Методы физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Словесные методы:

Ø Дидактический рассказ

Ø Объяснение

Ø Инструктирование

Ø Комментарии и замечания

Ø Распоряжения, команды, указания

Скачать:

Вложение Размер
doklad_.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Последнее время, является актуальным физическое воспитание и развитие детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение основ физической культуры. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения — это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам, физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат, средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Методы физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

  • Дидактический рассказ
  • Описание
  • Объяснение
  • Беседа
  • Разбор
  • Лекция
  • Инструктирование
  • Комментарии и замечания
  • Распоряжения, команды, указания

Методы обеспечения наглядности

В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:

1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);

2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограммы двигательных действий, рисунков, схем и др.);

3) методы направленного прочувствования двигательного действия;

4) методы срочной информации.

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.);

2)расчлененно-конструктивный; применяется на начальных этапах обучения.

3)сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

  • Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме
  • Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной).
  • Метод стандартно-интервального упражнения это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка
  • Методы переменного упражнения . Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке. Круговой метод

Давно известно, что игры — важнейшее средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Я много лет работаю учителем физической культуры в начальных классах и на личном опыте убедилась в этом. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. Кто работает в начальных классах, тот знает, как бывает иногда нелегко научить детей младшего возраста технике выполнения того или иного упражнения, элемента.

А неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

В своей практике я успешно использую такие игры как: в 1-2 классах – «У медведя во бору», «Совушка», «Гуси-лебеди», «К своим флажкам», «По местам» и др.

3-4 классах – «Третий лишний», «Птицы», «День и ночь», «Удочка», «Мяч соседу» и др. В старших классах собственно спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

В нашей школе мы проводим различные соревнования, такие как: «Веселые старты» и «Малая олимпиада» для учащихся 2-4 классов, «пионербол» для уч-ся 5-х классов, и наш традиционный баскетбольный турнир, посвященный памяти нашей выпускницы и учителя физической культуры И.И. Головневой, в нем принимают участие уч-ся 6-11 классов, этот турнир дети ждут с нетерпеньем каждый год. Также мы проводим традиционный военно-спортивный турнир памяти нашего выпускника, погибшего в Афганистане А.Мироненко для юношей 10-11 классов.

В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры

В данной статье раскрыта цель, проблема и способы решения совершенствования процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в дви.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ.

Реферат.Разъяснение понятий «физические качества» и «физические (двигательные способности».

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-II СТУПЕНИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.

Физическое воспитание детей раннего возраста. Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни.

Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры.

laquo;Здоровье-это состояние полного физического, психологического и духовно-нравственного (социального) благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Данное определени.

Источник

Читайте также:  Характеристика уровней развития способ
Оцените статью
Разные способы