- Специфические методы физического воспитания
- Специфические методы физического воспитания: применение и характеристика
- Что такое методы физического воспитания?
- Историческая сводка
- Общепедагогические и специфические методы физического воспитания: в чем разница?
- Метод строго регламентированного упражнения
- Игровой метод
- Соревновательный метод
- Словесный и сенсорный методы
- Нагрузка и отдых
- Порядок применения методов
- Краткие выводы
Специфические методы физического воспитания
Выделяют три основных специфических метода физического воспитания: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Метод регламентированного упражнения предусматривает:
• твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
• по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
• создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.
Соревновательный метод основан на использовании соревновательных нагрузок в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в достаточно большом количестве соревнований.
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.
Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.
Игровой метод.Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих самостоятельных действий занимающихся — игроков. Метод стимулирует проявление активности, двигательного творчества, ловкости — отличается эмоциональностью и комплексным характером физической и умственной деятельности. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
При всех достоинствах этого метода следует учитывать и его недостатки: невозможность дозирования индивидуальных нагрузок дляразвития тех или иных качеств. Метод следует применять преимущественно в переходном периоде при восстановлении сил и в подготовительном периоде в сочетании с другими методами для развития координации движений и быстроты.
В рамках этих трех основных методов различают несколько других, в зависимости от интенсивности нагрузки и сочетания работы и отдыха.
Равномерный метод характеризуется определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется постоянной в основной части тренировки. Равномерный метод используется на протяжении всего тренировочного процесса в основном для втягивания организма в работу после соревнований и развития общей выносливости в подготовительном периоде.
Переменный метод характеризуется изменением уровня интенсивности при выполнении непрерывной работы. Этот метод можно считать универсальным, так как он представляет широкие возможности для тренера и обучаемых, особенно при самостоятельных тренировках. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием тренирующегося. Здесь можно использовать «рваный» бег, «фартлек», т.е. переменные скорости при беге на длинные дистанции.
Контрольный метод связан с применением контрольных нормативов в тренировочном цикле для определения уровня подготовки и внесения изменений в ход дальнейших тренировок. Контроль производится по общефизической и технической подготовке.
Интервальный метод применяется длярешения специфических задач, например, развития в короткий срок максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы. Метод заключается в многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности с небольшим отдыхом после серии упражнений и повторением этой серии.
Повторный метод заключается в повторных, обычно максимальных по интенсивности, нагрузках с отдыхом между ними. При этом объем нагрузок может быть различным.
Метод отягощения предусматривает выполнение упражнений с добавочной нагрузкой (отягощение грузом).
Метод выполнения упражнений до отказа характеризуется высоким уровнем нагрузки. При этом упражнение выполняется до предельного состояния, при котором выполнить упражнение уже практически невозможно.
Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексов упражнений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц и спортивных качеств. Круговой метод в тренировках должен быть преобладающим, так как дозволяет наиболее эффективно использовать преимущества каждого метода выполнения упражнений в определенном сочетании. При этом методе тренировки чередуются с упражнениями, технические приемы заменяются игрой. При правильно подобранном чередовании упражнений достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает возможность увеличить объем тренировки.
Использование различных методов в учебно-тренировочном процессе позволяет наиболее эффективно формировать умения и навыки и развивать все физические качества.
Рис. 1. Методы физического воспитания
Литература
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» принят от 4 декабря 2007 года.
2. Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Изд-во «Гардарики», 2007. – 350с.
3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича. — М.:Гардарики,2003г.-448 c.
4. Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры. — М.: 2004. — 464 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: ФиС,1991. — 543 с.
8. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное
пособие. /Под ред. Я.Н.Гулько./МГСУ, 1996.
Источник
Специфические методы физического воспитания: применение и характеристика
В любом педагогическом процессе реализовываются определенные методы и приемы. Они разнятся в зависимости от поставленных целей и задач. Также имеет значение в какой сфере они применяются. В данной статье мы рассмотрим специфические методы физического воспитания и возможности их применения.
Что такое методы физического воспитания?
Итак, что же из себя представляют методы физического воспитания. Это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений. Они бывают двух видов. Специфические методы физического воспитания применяются исключительно в процессе физической подготовки. В то время как общепедагогические методы используются как в процессе физического воспитания, так и в других направлениях обучения, воспитания и развития.
Историческая сводка
В ходе развития специфических методов физического воспитания было выделено несколько направлений. Изначально хорошо себя зарекомендовали и стали развиваться игровой и соревновательный. Игровой был продуктивен в работе с подрастающим поколением. Соревновательный нашел свое отражение в Олимпийских играх, отборочных состязаниях, первенствах районов и городов.
Оба метода позволяли добиться поставленных результатов. Однако все время стоял вопрос об их регламентации. Необходимо было их все же упорядочить и организовать. Это также объяснялось необходимостью выполнения строго поставленных задач по обучению движениям и воспитанию двигательных способностей. Данная тенденция определила появление трех групп методов. Игровой и соревновательный сохранили свои позиции, а наравне с ними появились методы строго регламентированного упражнения.
Взаимодействие данных групп методов не было бесконфликтным. В одних странах, к примеру в Европе, отвергали соревновательный метод, а в других, например в Америке, были против методов строго регламентированного упражнения. Следовательно, их комплексное применение долгое время считалось неэффективным. Однако следует заметить, что каждый конкретный метод, осуществляемый сам по себе, не может рассматриваться полноценно. Только системное и комплексное применение всех методов способно обеспечить полное достижение всех задач физического воспитания в целом.
Общепедагогические и специфические методы физического воспитания: в чем разница?
В принципе их различие понятно. Оно выражается в областях применения. К специфическим методам физического воспитания относятся:
- строго регламентированное упражнение;
- игровая форма упражнений;
- метод соревнования.
Именно эти методы помогают реализовывать конкретные узко направленные цели и задачи физического воспитания и развития физических качеств.
Общепедеагогические методы представлены двумя большими группами: словесные и наглядные. Несомненно эти методы также участвуют в процессе физического воспитания, однако более ценными все же являются специфические методы физического воспитания и развития.
Кроме того, применение какого-либо одного метода является неэффективным. Только комплексное использование методических принципов позволяет максимально полно осуществить поставленные цели. Далее рассмотрим подробную характеристику специфических методов и приемов физического воспитания.
Метод строго регламентированного упражнения
Каждый примененный в процессе обучения метод вносит большой вклад в реализацию поставленной цели. Однако обязательным компонентом специфических методов физического воспитания является строго регламентированное упражнение. Ведь в этом и есть отличие занятий по физической культуре. Все они построены с применением этого метода. Именно он является основополагающим. Все остальные методы выступают в совокупности с ним и дополняют его.
Сутью этого метода является выполнение физических упражнений в строго заданной форме и с определенной нагрузкой. Все упражнения имеют определенные правила и порядок действий. Именно их соблюдение является основой осуществления данного метода.
У данного метода можно выделить ряд преимуществ. Благодаря ему можно:
- заниматься двигательной активностью в соответствии с четким планом (количество упражнений, их комбинация, порядок осуществления);
- регулировать нагрузку (учитывая состояние здоровья и развития занимающихся, а также опираясь на поставленные цели);
- четко следовать чередованию отдыха и нагрузки;
- влиять на развитие конкретных физических качеств;
- применять физические упражнения для людей различного возраста;
- видеть динамику развития физических качеств (тяжесть в начале выполнения упражнения и появление легкости по мере его освоения);
- осваивать и изучать физические упражнения.
Данный метод в свою очередь подразделяется на две подгруппы, а именно: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
Игровой метод
Специфические методы физического воспитания включают в себя также метод игрового воспроизведения упражнений. Он несомненно хорош в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Даже в начале школьного обучения игра по-прежнему играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей.
Игровой метод как специфический метод процесса физического воспитания позволяет решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Этот метод, как и любой другой имеет свои особенности. К ним можно отнести:
- игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом;
- эта особенность выходит из первой и является ее противоположностью: с помощью игры можно развивать определенное физическое качество, достаточно подобрать определенную игру;
- эффективное воспитание физических функций в процессе соперничества с другими;
- формирование многих не физических качеств и сторон личности (воображение, творчество, мышление, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и пр.) за счет использования всевозможных способ достижения цели;
- не регламентированное выполнение игровых действий, допустима импровизация;
- формирование и развитие нравственных качеств в ключе противоборства с соперниками (взаимопомощь, сотрудничество, коллективизм, воля, дисциплинированность);
- привитие интереса и желания развивать физические качества, создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности в ходе игры (особенно у детей).
Однако и этот метод не идеален, у него имеется существенный недостаток: ограниченность возможности изучения новых движений и отсутствие контроля за нагрузкой на организм. Это особенно пагубно сказывается на обучении детей дошкольного возраста.
Соревновательный метод
Специфические методы физического воспитания, их характеристика и особенности применения прописываются в образовательных программах. Среди них также описывается соревновательный метод. Суть метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты. Однако важно иметь в виду, что соревнующиеся должны быть подготовлены к тем упражнениям, в которых будут соревноваться.
Применение специфического метода физического воспитания в данном случае проявляется:
- в официальных соревнованиях различного уровня (чемпионаты, отборочные соревнования, первенства);
- как часть урока (спортивная тренировка, эстафета, физкультурно-спортивное занятие).
Благодаря этому методу можно:
- воздействовать на проявление двигательной активности, добиваясь максимального его проявления;
- определить уровень владения двигательными умениями;
- добиться максимальной физической нагрузки;
- влиять на воспитание волевых качеств.
Словесный и сенсорный методы
Несмотря на то, что словесность и наглядность входят в состав общепедагогических методов, они также относятся и к специфическим методам физического воспитания. Благодаря им в процессе физического обучения и воспитания возможно использование широко спектра слов и чувственной информации.
Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
А вот с помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
Нагрузка и отдых
Специфические методы процесса физического воспитания осуществляются посредством физических упражнений. Главное в них это правильно подобранная нагрузка и грамотное ее чередование с отдыхом.
Нагрузкой принято считать величину воздействия на организм. Здесь в первую очередь имеется в виду количество данного воздействия.
Обычно принято выделять стандартную и переменную нагрузку. Стандартная нагрузка одинакова в каждый период выполнения упражнения. А вот переменная нагрузка подразумевает увеличение по ходу упражнения.
Специфические методы физического воспитания и их характеристика зависит также от того постоянно ли идет воздействие нагрузки на организм, или же это воздействие имеет прерывистый характер. Прерывистый характер нагрузки обеспечивается чередованием ее с периодами отдыха.
Отдых как известно бывает пассивный и активный. Пассивный подразумевает относительный покой, без выполнения каких-либо двигательных упражнений. В то время как активный отдых — это переключение на иной вид деятельности, важно чтобы он был отличен от той, что вызвала утомление.
Специфические методы физического воспитания подразумевают использование активного отдыха. Ведь в процессе его осуществления можно продолжать развивать необходимые навыки и физические качества. Например, во время активного отдыха между гимнастическими упражнениями используется игра, направленная на развитие ловкости и скорости.
Таким образом, применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
Порядок применения методов
Период овладения различными двигательными навыками подразумевает применение различных методов на различных этапах обучения. В самом начале применяются следующие методы:
- расчлененное конструктивное упражнение (применяется в тех случаях, когда двигательное действие невозможно освоить сразу целиком — его изучают путем последовательного соединения частей);
- целостное конструктивное упражнение (двигательное действие осваивается сразу целиком, выделяются его какие-то конкретные детали и используются подводящие упражнения, помогающие целостному овладению действием).
По мере совершенствования двигательных навыков становятся доступны к применению следующие методы:
- избирательно-направленное упражнение (применение специальных упражнений, способствующих развитию отдельных функций и двигательных навыков; они также направлены на определенные возможности организма и на их увеличение);
- сопряженное упражнение (одновременно развиваются и двигательные качества, и формы двигательных действий);
- стандартно-повторные упражнения (подразумевает повторное выполнение движений без особого внесения в них изменений; это могут быть, например, постоянное прохождение дистанции с определенной скоростью или выполнение упражнений постоянно одним способом);
- вариативное упражнение (напротив основывается на постоянном внесении изменений в ходе выполнения упражнений; это может быть усиление нагрузки, изменение интервалов между подходами или внешних условий выполнения упражнения);
- комбинированный метод (допускает смешение различных методов и видов упражнений);
- комплексная круговая тренировка (подразумевает последовательное выполнение 8-10 упражнений; между такими сетами могут делаться перерывы на отдых, а могут и не делаться; различные комбинации упражнений способны развивать скорость, выносливость, темп, силу. Например, беспрерывная тренировка воспитывает силу, интервальные упражнения влияют на развитие скорости и выносливости, а тренировка с одинарными интервалами отдыха — скорость и темп).
Краткие выводы
Кратко специфические методы физического воспитания можно охарактеризовать следующим образом:
- Методы физического воспитания — это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений.
- Выделяют два вида методов: специфические (только для физического воспитания) и общепедагогические (для всех сфер развития).
- Специфические методы — методы строго регламентированного упражнения, игровой и спортивный методы.
- Общедидактические методы — словесные и наглядные методы.
- Методы строго регламентированного упражнения — обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
- Игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом.
- Суть соревновательного метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты.
- Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
- С помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
- Применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
- Методы применяются в следующей последовательности: расчлененное конструктивное упражнение, целостное конструктивное упражнение, избирательно-направленное упражнение, сопряженное упражнение, стандартно-повторные упражнения, вариативное упражнение, комбинированный метод, комплексная круговая тренировка.
Источник